Я играю на арене... 32. Сальто спиной вперёд

Людмила Курченко
        Конечно, мы никогда не узнаем, о чём думает шимпанзе Нюра, когда, успешно выполнив трюк, она поднимает вверх руки и жестом эстрадной «звезды» обозначает своё следующее «творческое достижение», за что публика награждает её аплодисментами. В другой раз Нюра триумфально поднимает только одну руку — и тогда она напоминает спортсмена, одержавшего победу на боксёрском ринге. В любом случае, складывается впечатление, что она понимает свою причастность к «звёздам».

        Сегодня в этой уверенной в себе артистке тяжело узнать беззащитное крохотное существо неожиданно появившееся в семье артиста Андрея Теплыгина. Унаследовав профессию от родителей, он вышел на арену семилетним, уже имея свой номер с дрессированными собачками. В четырнадцать лет Андрей начал изучать особенности поведения обезьян, и подготовил с ними новое выступление. Поэтому ничего странного в том, что именно молодому артисту, который к тому времени уже имел десятилетний опыт дрессуры обезьянок, коллеги рассказали о несчастной сиротке-шимпанзе в Тбилисском зоопарке. Спасти такую маленькую обезьянку, ещё даже беззубую, очень сложно: она нуждается в особом внимании и уходе, на которые у работников зоопарка просто не хватает времени.

        Андрей вылетел в столицу Грузии, чтобы приобрести осиротевшее животное. И когда привёз её домой в Минск, она, услышав ласковый голос его жены — Надежды Красовской, сразу приняла ее за «маму», вцепилась в неё своими ручками и уже не отпускала. С того дня Надежда два месяца постоянно вынуждена была ходить с этим трогательным живым «довесочком». Обезьянка ни на минуту не расставалась с ней и не отпускала даже в ванную комнату. Вся жизнь артистки теперь была подчинена новому режиму. Ночью она каждый час, а иногда и чаще вставала, чтобы покормить свою воспитанницу тёплым молочком. Обезьянка сосала его из бутылочки через трубочку для коктейлей. Когда шимпанзе засыпала днем, Надежда надеялась тихонько встать и навести хоть какой-то порядок на кухне. Но маленькая вредина мгновенно ощущала её отсутствие и схватывалась в кроватке. А ещё воспитанница, считала, что Надежда должна принадлежать только ей, поэтому не подпускала к ней никого — ни мужа, ни маму артистки, хотя именно ей была обязана своим именем.

        Поскольку постоянно носить Нюру на себе становилось всё труднее, дрессировщица пошила специальную сумку-«кенгурушку», в которой и сидела обезьянка вместо грудного ребенка. Собственно, уход за ней тоже был такой же — для неё покупали игрушки, пелёнки, памперсы, ползунки. Когда началось прикармливание, в течение нескольких месяцев, пока у обезьянки резались зубы, для нее в блендере готовили фруктовое пюре. Она предпочитала банановое. А кашкой делился с Нюрой двухлетний племянник Надежды. Удалось приучить обезьянку и к пользованию тем изделием, которое в магазинах чему-то называют «ночной вазой», а в народе попросту горшочком.

        Подрастая, шимпанзе приносила семье все больший вред. Чётко понимала, что люди делают в каждой из комнат. Забежав в кухню, открывала кран и начинала мыть фрукты, заодно высыпая-выливая в раковину разные средства для мытья посуды и кафеля. В спальне она решила перестелить кровать, и под покрывало по некоторым своим соображениям высыпала землю из вазона. В туалете Нюра умело смыла в унитаз часы, позаимствованные у Надиной мамы. А захотев сока, начала выжимать его из апельсина через тюль гардины, висевшей на окне. Жёлтые пятна потом вывести так и не удалось. Шалости обезьянки не имели границ. Поэтому когда она подросла, её как-то попробовали оставить на ночь в цирке, закрыв в гримёрке. Придя на следующий день на работу, артисты остолбенели, наблюдая разгром, учинённый их любимицей, которая неизвестным способом выбралась из клетки. А сама разбойница, вероятно, устав от проведенной работы, сладко спала под своим одеяльцем, хотя до её лица долетали брызги воды, лившейся из открытого крана.

        Конечно, то, что обезьянка росла среди людей, оказало большое влияние на её развитие. Уже восьмимесячной она впервые появилась на арене, хотя тогда демонстрировала только умение делать «ладушки» и есть при помощи ложечки. Способность Нюры использовать столовые приборы молодые дрессировщики применили, когда готовили первый с ней номер. Нюра, переодетая в специально пошитый для неё вечерний мужской костюм, появлялась в «ресторане». Когда «официант» (его роль исполнял Андрей) приносил сок, невоспитанный посетитель доставал из портфеля спрятанную бутылку «водки» и тайком делал себе коктейль с соком. После этого «посетитель» брал спички, зажигал сигарету и хотел «закурить». Приходилось официанту напомнить, что в их заведении этого не делают. Особый конфликт возникал между ними, когда официант, проверив сумму на калькуляторе, предоставлял гостю счет. Этот «наглец» отказывался платить, выворачивая карманы штанов и демонстрируя, что денег у него нет. После всего он угрожал официанту «пистолетом», а и даже стрелял вверх холостым патроном.

        Даже тогда, когда рядом с Нюрой выступают другие обезьяны, она все равно выделяется среди них своими многочисленными талантами. Не может затмить её успех даже павиан-гамадрил Лёнечка, какой «поет», добывая очень своеобразные звуки. При этом он аккомпанирует себе на гитаре, правда, используя исполнительскую технику балалаечника. Репертуар Нюры значительно шире. Она ездит на самокате, двухколёсном велосипеде, демонстрирует аэробику с воздушным шаром, быстро ловит, а потом бросает на арену кольца, ногами отбивает мяч, кружится, будто в вальсе. А её акробатическим способностям могут позавидовать даже люди. Ведь Нюра, забравшись на верхушку перша, который держит на голове дрессировщик, выполняет стойки не только на обеих руках, но и на одной. И более всего удивляет обезьянка зрителей, когда, прыгнув с тумбы на батут и перевернувшись потом в воздухе, ловит руками руки дрессировщика, отправляющего её в новый «полёт». Она умеет выполнять не только переднее, но и заднее сальто, выполняя переворот через спину. Правда, обезьянка сальто немного не докручивает, потому что ей приходится выполнять прыжок, как говорят в цирке, «руки в руки». Готовить этот трюк, испытывая разные его варианты, дрессировщикам пришлось целых два года. Зато он имеет теперь красивый, можно даже сказать, спортивный вид.

        А ещё Нюра владеет талантом общения, чарующе улыбается и посылает зрителям кокетливые гримасы. Особенно любит самых маленьких детей, готова их защищать, и с недоверием относится к подросткам, которые могут обидеть резким словом и даже чем-то в нее бросить. Вероятно, в такие минуты человекообразная обезьянка Нюра жалеет, что не может высказать своё мнение по поводу некоторых «обезьянобразных». Ведь они еще точно не доросли до звания «человек разумный», или, как говорят ученые по-латыни, — «Homo sapiens».
__________________________

Фото: один из трюков Андрея Теплыгина и Нюры. Автор: Александр Борисенко

Видео номеров:

www.youtube.com/watch?v=QtFpxPevA-Q

www.youtube.com/watch?v=coB9_1SJfRY