День Победы - соль ультрамарафона. 2015 г

Надежда Модестова
…Через пару часов я соберу свои ноги с потолка и выйду встречать «соточников».
 

=
Эльтон! Когда-то знакомое, а потом забытое название из школьной географии. Теперь – мой первый степной сверхмарафон и потрясающий духовный опыт, который надеюсь никогда не забыть. «Марафон пустынных степей – Эльтон Ультра Трейл».

Эльтон - самое большое солёное озеро в Европе. Говорят, что минерализация соляного раствора здесь в 1,5 раза выше, чем в Мёртвом море. И самое смешное, что измазаться лечебной грязью так и не довелось, времени не хватило.


=
Природный парк Эльтонский находится в Прикаспийской низменности на востоке Волгоградской области, на 23 метра ниже уровня мирового океана. Это дом для множества видов зверей и птиц, змей, ящериц и насекомых. Особенно много встретилось на трассе муравьёв, громадных жуков-навозников и ярко-зелёных ящериц. Обещанные организаторами лисы и волки к нам не пришли, а орлы охотились где-то вдоль железной дороги.

Крутых бегунов ждала битва за медали. А мы просто команда города Снежинска из клуба «Урал-100»:  Константин Халдин и я. Собрались бежать в День Победы в память о защитниках Родины, о своих дедушках, которые, к счастью, вернулись живыми с фронта, но теперь уже их давно нет на этом свете.

В похожем настроении многие участники пробега. То, что он проходит именно 9 мая, создаёт в стартовом городке особую атмосферу. Она и в воздухе вокруг, и одновременно внутри тебя. Словами не передать. Только чувствовать.

Пришиваю на футболки номера. На беговые рюкзаки, в которых питьё и питание, - георгиевские ленты. Такие ленты у многих. Некоторые ребята напечатали фотографии своих родных фронтовиков на майках, одна девушка собирается бежать в солдатской гимнастёрке и в пилотке. Личный «Бессмертный полк» незримо в сердце каждого.


=
…Единственный мой дедушка, которого я знала, - Николай Семёнович Трубеев, 1910 г.р. Энергичный и весёлый, вечно занятый делом, мастер – золотые руки. Любитель шуток-прибауток. Но он никогда не рассказывал о войне. И я не приставала, потому что в ответ на такие расспросы он печалился и качал головой: «Ничего там хорошего нет, Надюшенька, ничего!» Знаю только, что призвали его во время Финляндской войны, но в боевые действия его часть так и не вступила. Сидели красноармейцы практически безоружные, в голоде и холоде зимой в болотах. Там дедушка очень сильно простудился и чудом остался жив.
 
…Павел Иванович Халдин, 1913 г.р., сапёр, получил тяжёлое ранение под Ржевом, после чего был комиссован.

…Тихон Александрович Воробьёв, 1920 г.р., шофёр «полуторки» на Ленинградском фронте. По «Дороге жизни» он возил в город боеприпасы для гаубичного полка, а в обратную сторону эвакуировал раненых. Награждён медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом Отечественной войны 2-ой степени. В память о своём дедушке Константин Халдин зимой 2014 года пробежал марафон «Дорога жизни», посвящённый юбилею снятия Ленинградской блокады. А работа, которой он занимается, напрямую связана с тем, чтобы на нашу страну никто не посмел напасть ни сейчас, ни в будущем. Костя далеко не новичок в сверхмарафонах, причём уже дважды пробегал 100 км. Этот человек не отступает. Но сегодня стартует с травмой на немыслимо длинной и тяжёлой дистанции. От этого мне тревожно, как перед боем. 


=
Суббота, 9 мая, 6 часов утра, общий старт.. Прохладно и солнечно. Обратный отсчёт. Выстрел! Погнали!..

Согласно тактическому плану, первую часть пути вдоль озера снежинская двойка бежит вместе, чтобы втянуться, вработаться в трассу. На финише дистанции «Лайт» (28 км) Константин продолжит путь вокруг всего озера в своей категории «Ультра» (100 км), а я развернусь по прежней дороге обратно в посёлок Эльтон – там финиш моей дистанции «Мастер» (56 км). Со старта мы спокойно держимся во второй половине каравана, периодически меняясь местами с одними и теми же попутчиками, вдыхаем запах полыни и ветер. Степь ещё не выгорела под солнцем, и вся рыжая глинистая земля покрыта серо-зелёными клочками травы.

Разноцветная змейка бегунов, постепенно растягиваясь, вьётся по зелёному полю. Хочется взлететь и взглянуть сверху. Но и внизу свои фишки: на удивление много девочек, особенно «лайтов», стартовали в мини-юбках. По правде это, конечно, «юбка-шорты», но выглядит как убойное оружие, нацеленное вызвать у соперников дрожь и слабость в коленках (я постеснялась спросить у мужчин, интригуют ли их юбочки, или на марафоне - до фонаря?..). 


=
Степь лишь кажется плоской. По дороге к горизонту она прячет сюрпризы: заросли кустарника, столбы-треноги, ловко приспособленные орлами для своих гнёзд; овраги с крутыми склонами, глубиной в десятки метров. «Это гонка для интеллектуальных марафонцев, – ещё задолго до старта рассказывал организатор соревнований Вячеслав Глухов. – Никто из них даже не спрашивает, какого цвета будут кубки и что они получат. Эти люди бегут не за наградами, а за особым состоянием – победить самого себя. На ста километрах они будут уходить в астрал!». 

И это правда. Маленькая деталь: мы вновь остро ощутим ценность Жизни. Кто-то будет просить прощения у змеи, на которую случайно наступил. Я буду извиняться перед муравьями за то, что не было возможности обойти их тропу.


Мой марафонский стаж всего лишь 8 месяцев. И вообще я не бегун, а альпинист. В нормальном состоянии Костя «привозит» мне по 1,5 – 2,5 минуты на километре. Но его не вовремя разболевшаяся нога вторую неделю не ходит, сегодня почти не бежит и заметно хромает. Вчера мы заклеили его ногу тейпами «по самые уши». Это очень помогло, однако чуда не случилось. За нами «в комфортном темпе» давно уже висят девочка-«лайт» и дядечка-«ультра». Километров за пять до разворота на хвост совсем уж откровенно садится тактически умный «мастер». Лидировать и в свою очередь «тащить» попутчиков он так и не вышел. Пыхтел в затылок до глубоких балок, где ему не понравилась наша скорость спуска, и он легко и пружинисто поскакал вниз и вдаль. В тот момент я подумала, что он будет на финише намного раньше меня, но жизнь вновь показала, что ничего загадывать нельзя. 


=
…А немцы сюда не дошли! Их остановили в Сталинграде. «Stalingrad in my heart» («Сталинград в моем сердце») – один из лозунгов эльтонского сверхмарафона. Война была так близко, что стоит ком в горле: какие же страшные бои шли под этим самым небом, в нескольких часах пути, возле нынешнего города-героя Волгограда!

И все-таки  гусеницы вражеских танков не давили тюльпаны на берегах сказочного озера Эльтон. Их не пропустили сюда.


=
Дорога, пройдя петлю-«подкову» в степях, вновь заворачивает к озеру. Навстречу летят лидеры «Мастера». Вычисляю девушек, кричу Наталье Чужовой: «Ты третья!» И снова ошиблась: на тот момент она была на 4-ом месте.

Наконец, стрелка-указатель и крики волонтёров направляют бегунов «Ультра» дальше в зелёную степь, в обход зеркальной глади Эльтона. Взмах на прощанье: «Давай!!!» - «Держись!!!». Наша связка расходится. Теперь каждый сам. Изо всех сил.


=
…На миг взрываются эмоции. Перед глазами плывут лица со старых фотографий в семейном альбоме. Кадры дорогих с детства чёрно-белых фильмов: «Теперь иди. И обязательно дойди, слышишь?!.» Словно это приказ лично мне – любой ценой выполнить задание, в то время как мой товарищ ввязался в жестокий и неравный бой на другом направлении… А он и так уже «ранен»… 


На берегу озера стоят автобусы, там конец дистанции «Лайт». Но для категории «Мастер» это лишь половина пути. Впереди девушка в зелёной футболке. Она так ликовала, приветствуя встречных, а после балок так оптимистично обогнала «кошек-хромоножек», что я приняла её за «лайта», бегущего на финиш. Теперь вижу номер: нет, тоже «мастер»! Со всех ног пролетаю мимо на спуске. Она меняется в лице. Мысленно извиняюсь за психотравму, которую нанесла, наверно, такой выходкой. Но для меня вопрос жизни – уложиться в контрольное время. Ведь наша маленькая команда столько сделала, чтобы подготовиться к этому старту!!! Если бы не Константин, я до сих пор бегала бы 1-2 раза в неделю по 11 км для ОФП и верила, что это круто. А он подхватил человека, абсолютно не имеющего легкоатлетической «базы», всю зиму терпеливо учил длительной, горно-интервальной, темповой работе… это было тяжело. Я не могу растерять всё, что сделано!
 
Иду на разворот. Болельщики аплодируют, заряжают доброй энергией. Сразу начинаю работать в затяжной подъём. Бегущим навстречу утомлённым «лайтам» кричу: «Терпи! Делай финиш!». Они видят нагрудный номер зелёного цвета и отвечают: «Удачи!..» Встречаются ещё люди из «Мастер» - ох, как близко! Разрыв минимальный, расслабиться нельзя, «съедят»!..


=
А теперь надо забыть обо всём, что позади. О том, что появилось напряжение в мышцах и потёртости на пальцах. Отбросить и забыть. Ведь только сейчас по-настоящему и начинается «МАРАФОН пустынных степей».

На дистанциях установлен лимит времени. На 100 км бегунам отводят 14 часов (промежуточная отсечка – 60 км за 8 часов). Преодолеть 56 км необходимо за 7 часов. Взгляд на секундомер: 03:19. Бежать вторую половину марафона быстрее первой я пока не умею, а значит, запаса времени нет совсем. Накатывает страх. Согласно правилам, судьи имеют право снять участника с трассы. Не выразить, как больно в таких случаях от несвоевременности и досады, - как если бы тебя подстрелили!..

Но сломить нас невозможно, а мы сами не сдадимся ни за что. Вся тренировочная работа, проделанная за зиму. Вся боль, через которую сейчас бежит Костя. Вся скорость Антона и Кати, которым я желаю победы на «сотке». Вся удача Наташи: ей желаю обязательно попасть в призовую тройку на «Мастере». Ваня, Ян, все-все, кто на трассе… Такая самоотдача не может быть напрасной. Кажется, что нашей общей устремлённостью пронизаны сейчас небо и земля.


=
…Может быть, мы последнее поколение, для которого Великая Отечественная – часть личной памяти. Рассказы выживших. Осколки, давно вросшие в их тела под сухой тонкой кожей. Понятия «дети войны», «неизвестный солдат» и «пропавший без вести». Всё это живо, горько и вечно.

Бежать. Держать темп. Не сдаваться. Удивительно, но сейчас, на обратном пути, я начинаю потихоньку отыгрываться и даже «собирать» соперников, которые стартовали гораздо резвее, но выдохлись. Впрочем, своим соперником  воспринимаю теперь только усталость. Люди, замаячившие на горизонте, - это просто попутчики. К ним нет чувства конкуренции.
 
Жарко. Впереди колышется воздух, мираж притворяется голубым озером. На самом деле озеро справа. Я обязана сохранять ясную голову, чтобы не заблудиться в степных просёлках. Соблюдать питьевой режим, чтобы не допустить обезвоживания и судорог. Принимать пищу, чтобы поддерживать силы. Видишь, люди перешли на шаг. Здесь тяжело всем. Будто наяву слышу моего тренера Костю: «Только не бросай бежать!». Шепчу в ответ: «Держись!». Всё время в голове звучат мантры.


=
Реальные разговоры с попутчиками тоже лаконичны: «Приятного аппетита!» - «Угу!..» (киваю, пытаясь жевать батончик, который из-за жары не лезет, но поесть надо!). Ещё человек, только что сидел на обочине, а предыдущий бегун помог ему подняться и пойти снова: «Ты в порядке?» - «Судорога… уже 10 км!» - «Только не сиди, ладно? Хоть потихоньку двигайся. Скоро должен быть пункт». Постепенно догоняю и третьего. Ух ты, неужели тот самый тактически умный «мастер»?. Он улыбается: «Молодец, молодец!» - «Скоро пункт питания, у них там водичка есть!» - «Всё нормально, у меня тоже есть!»

Из ниоткуда, из плоской степи вдруг вырастают вышки сотовой связи и домики посёлка Эльтон. Так шутит прозрачный чистый воздух: на самом деле до них ещё очень далеко, больше 15-ти км. Бежать! Держать темп!

Давно пора быть указателю на правый поворот, но его всё нет. «Подкова» кажется бесконечной и уж слишком прямой. Уже 04:39. Что за бред?! Неужели я настолько медленно бегу?! 


Ура, своротка в сторону озера! Но меток нет. Приходится достать телефон, «Runtastic» рисует линию в чистом поле. Вот спасибо-то!.. Похоже, увлеклась накатанной дорогой и проскочила поворот. Подождать парней и посовещаться?.. Но стоять нельзя, сведёт. И так ясно, что направо! Вот и следы кроссовок. Вот и мягкая зелёная трава в колее. А как же остальные?.. Они должны ещё видеть меня, сообразят!.. 

Да!!! Вдалеке жёлтая палатка среди зелени! Такой долгожданный пункт питания (весь корм у меня с собой, но сколько осталось в поилке – неизвестно, надо заправить резервную ёмкость). Заботливые ребята-волонтёры: «Вам залить что-нибудь?» - «Кола есть?!». Пока в стакане воды шипит таблетка электролита, спасая меня от угрозы судорог, девушка очень быстро заполняет мою запасную 0,5-бутылочку колой. Ура, будем жить! Ещё укус батончика – и дальше, вперёд.


=
…Дедушка, вот мы здесь, в степи. Мы все стойкие, сильные, мы не сдаёмся. Смотри, какими выросли мы с друзьями на вашем примере. Мы хотим быть достойными вашей памяти. Интересно, что бы ты сказал, если б узнал, что твоя внучка решилась бежать в полупустыне сверхмарафон?.. Наверняка, ворчал бы сначала. А потом?.. Гордился?..


Ноги уже еле бегут, но продолжаю обгонять тех, кто совсем уж идёт пешком. Перед железнодорожным переездом мужчина лет 50-ти  постарался зацепиться. Не оборачиваюсь, но вскоре слышу: отстал.

Конец пыльного просёлка. Последний километр - асфальт. Ещё двое парней в прямой видимости, однако они оглядываются и удерживают разрыв в минуту. Двор санатория «Эльтон», чёрная надувная арка, люди, музыка. Финиш!


=
Моё время 06:17:11, это 6-ое место в абсолюте среди женщин на 56 км. Приятная неожиданность: не в хвосте, а в серединке протокола.

Шок оттого, что моя часть сражения закончилась. Я сделала всё, что могла, на своем пути, и развитие событий на длинном круге от меня никак не зависит. Льдинка плохого предчувствия по-прежнему давит в груди. Через пару часов главный судья Вячеслав подтвердит по телефону худшие опасения: «Я его снял». А когда горечь пройдёт, у нашей команды не останется обиды или негатива: то, что смог сделать Костя, было просто невероятно, он продолжал рваться вперёд, но обезболивающих таблеток больше не нашлось, а Славу должность обязывает принимать иногда неприятные решения... Впрочем, у нас в альпинизме так: если хоть кто-то дошёл до вершины, значит, цели добилась вся команда. Радость, глубокая и вдохновляющая, «догонит» гораздо позже.

Уроки будут получены, начнётся восстановление и осознание. Останется человеческая благодарность Вячеславу Глухову и его соратникам за громадную работу по организации такой гонки. Особенно отзывчивой Катюше Ушаковой, девочкам из секретариата, бригаде «старт - финиш» и волонтёру Павлу Двухвацкому, который на велосипеде сопровождал хромающего участника «Ультра». 


…Наши дедушки, вы отвоевали мир, в котором сейчас мы можем принимать любые вызовы. Выбирать жизнь себе по вкусу. Мечтать, одерживать победы над собой в спорте и не только.

Фашисты сюда не прошли. Спасибо всем нашим дедушкам за этот дар. Спасибо за мир. Мы обязаны его сберечь.


2015 г.