Евдокия, жена солдата

Владимир Музыченко
Всего три солдатских письма, сложенных треугольниками, получила в 1941 году от своего мужа Евдокия Филиппова. А потом в ее дом пришла беда. «Извещаю вас о том, что ваш муж, красноармеец Филиппов Константин Иванович, находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести в декабре 1941 года…».
Они поженились 12 ноября 1932 года. Расписывались в Болховском сельсовете, что находился в ее родной деревне Горки. Костя был родом из соседнего села Сосипаторовки, работал конюхом в колхозе «16 лет Октября». Жили дружно и счастливо. В 1933 году Дуся родила первенца – Ивана, а затем и дочку – Валечку. Жизнь колхозная потихонечку налаживалась, они теперь работали в колхозе вдвоем: надо было поднимать ребятишек.
Когда встречали Новый, 1941 год, она сообщила мужу, что ждет третьего ребенка. Костя обрадовался: «Рожай, Дусенька, хоть десяток! С детишками в дом счастье приходит…»
Отсеялись в тот год хорошо. Костя работал с утроенной энергией: как-никак, третьего ребенка дожидался. Уже имена прикидывать начали: «Если будет девочка – Таней окрестим, а если пацана бог пошлет – Георгием». На том и порешили. А тут, как гром средь ясного неба, вот она – война!
На фронт своего ненаглядного она провожала в первые дни после объявления всеобщей мобилизации. Настроение у призывников было бодрое, боевое: «Не успеете соскучиться, бабоньки, как мы назад воротимся!».
А потом были эти письма. В одном из них муж сообщил, что прибыл на передовую, что служит, как все, бьет ненавистного врага, как учили его в Красной армии. А еще писал, что все его боевые товарищи уверены в том, что немцу нас не одолеть. Во втором письме Костя признался, что сильно скучает по дому, по своей дорогой женушке и детишкам. А еще написал о том, что войну эту в один месяц вряд ли сломать удастся. И всякое на ней, проклятой, может случиться. «А потому, моя родная, - писал солдат, - наказываю тебе вот чего: если будет у нас сын, назови его моим именем. И если мне не суждено с войны этой домой вернуться, я все равно буду с тобой рядом, да и имя мое ты будешь каждый день называть…»
Костя-маленький появился на свет в августе 1941 года. С какой гордостью писала она своему любимому о том, что он в третий раз стал отцом. И что все они - и Ванечка, и Валюша, и маленький Костенька, и, конечно же, она – верная и любящая жена, ждут-не дождутся его возвращения домой живым-невредимым и с победой. А для того, чтобы эта победа поскорее наступила, сообщала своему мужу Евдокия, она поступает на курсы трактористок, чтобы заменить мужиков, ушедших на фронт.
Война между тем продолжалась, и не было ей ни конца, ни края. Как и не было писем от Константина. И вдруг, почтальонка, как солнышком в хмурый день, одарила: получи, Дусенька, солдатский треугольничек! Захлебываясь от слез радости, снова и снова вчитывалась она в короткое мужнино письмо. И вглядываясь в кривые карандашные строчки, будто слышала родной голос: «Дорогая моя, ненаглядная Дусенька! Как я рад, что нас стало пятеро! Поцелуй от меня Костю, Валюшу и Ванечку, пусть растут большими да слушаются мамку. Как я скучаю без вас, мои любимые, каждый день думаю о том, как вы там без меня живете. Берегите себя, мои родные! И мне будет легче на войне, если я буду знать, что у вас все в порядке. Целую всех крепко-крепко, особенно Костеньку. Пей мамкино молоко и расти большой, сыночек! На этом заканчиваю, сейчас будут забирать почту. Ваш муж и отец Константин Филиппов».
Это было последнее письмо с фронта, которое пришло в дом Филипповых. А потом настали долгие дни, ночи, годы ожидания. Всю войну проработала на тракторе, пахала, сеяла, убирала хлеб, таскала машины по непролазной грязи. В работе забывалась, в ней одной, да в детях находила утешение. В сорок пятом пришла долгожданная Победа, о которой они так мечтали с Костей. Незаметно подрастали дети. Не щадя сил и здоровья, старалась сделать все, чтобы они были всегда сытно накормлены, одеты и обуты не хуже других. Несколько раз ее пытались сосватать вдовцы с двумя-тремя детьми. Один раз чуть было не решилась, да маленький Костя испугался чужих ребятишек: «Мамка, они ведь нас, наверное, колотить станут!». Так и осталась одна. Старший сын выучился на шофера, ушел служить в армию. И она решилась переехать в совхоз имени Куйбышева: там как раз в ту пору квартиры давали. Стала работать в совхозе, потом и сын сюда вернулся, стал шоферить. Дочь вышла замуж, уехала в Казань. Старший сын выучился на инженера, работал до пенсии на «КамАЗе». С ней остался самый младший и, наверное, самый дорогой для нее сын – Костя. Оy также стал водителем, много лет работал в совхозе, недавно вышел на пенсию, у него своя семья. А она в свои 89 лет живет одна. Говорит, что силы еще есть. Всего два года, как бросила заниматься домашней скотиной, а то все время, что живет в Аграмаковке, держала свиней да корову. А сейчас вместе с ней зимние вечера коротают две шалуньи-кошки. А еще она пускает квартирантов: чего дому пустовать?
У Евдокии Ивановны, как и у всех других колхозников, работавших в довоенные и послевоенные годы, скудная пенсия. И это несмотря на то, что имеет более тридцати годов колхозного и совхозного стажа да медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Но она ни на что не жалуется. За богатством никогда не гналась и другим не советует. Главным же и настоящим своим счастьем считала и считает своих дорогих детей, которые, слава богу, не забывают мать, и многочисленных внуков да правнуков. Их у бабы Дуси 15 человек! Летом в ее небольшом доме опять будет шумно и весело. А пока можно посидеть, погреться возле теплой печки, вспоминая всю свою, такую большую и такую…короткую, жизнь.
- Вот ведь мне на будущий годок девяносто стукнет, а все кажется, будто только вчера и замуж выходила, и Костю на фронт провожала, - размышляет вслух баба Дуся..- Жизнь – она такая штука: чем дольше живешь, тем больше жить хочется. Так бы оно все ничего, да вот беда: Костину единственную фотокарточку тараканы съели, будь они неладны. И во сне я его уже давно не вижу. А то частенько, бывало, приходил. Зайдет, будто, в избу, сядет за стол и давай с детишками играть. Веселый, видать, все у него на том свете ладно идет, слава богу. А сейчас и во сне не приходит…
Впрочем, забыть мужа, которого ждала полвека с войны, ей не дает Костя-маленький, простите, Константин Константинович Филиппов, ежедневно навещающий мать. По словам Евдокии Ивановны, он очень похож на отца. Так, наверное, и должно быть в жизни.

с.Аграмаковка, Спасского района РТ.

2002.