Часть 23. Лисёнок и крынка молока

Андрей Логинов Анна Логинова
23. Лисёнок и крынка молока

Как вы думаете, надолго хватило терпения Маленького Серого Лисёнка после случая на мельнице? Ровно на ДВА ДНЯ! Да и то только потому, что погода была пасмурная!
 Итак, прошло два дня. Наступило утро после ночи, в которую наш герой всех пинал во сне - так ему хотелось бежать. Во сне он бежал через цветочные луга, без остановки, куда-то далеко-далеко, и что-то солнечное и светлое звало его и манило во сне. Просыпаясь, лисёнок уже знал, что сегодня убежит в пшеничное поле.
Справившись с утренними процедурами и получив разрешение Мамы, они со старшим братом понеслись в сторону Поля.
 Затаившись на окраине, лисята стали наблюдать за заливным Полем у Реки, где мирно пасётся стадо коров и овец. Под деревом отдыхают пастушата, дети лет пяти-восьми. Быстрыми движениями дети обдирают трубку какого-то растения, делают в ней дырочки – и вскоре начинают издавать с помощью этой трубочки музыкальные звуки. Из деревни неспешно идёт женщина - несёт пастушатам котомку с хлебом и крынку молока. Дети, завидев её, бросаются навстречу, с аппетитом едят хлеб и прямо из крынки запивают молоком.
Одна девочка, не доев свой кусок, говорит:
- А я могу корову с руки покормить хлебом – и она мне ничего не сделает!
- Я тоже могу! – отвечает мальчишка-штаны на изоленте, по виду – сорванец похлеще наших героев, только человеческий.
И детская гурьба несётся кормить с ладони коров подсоленным хлебом.

- Пора! – командует Маленький Серый Лисёнок.
- Что пора? – не понял Старший, пригревшийся на солнышке.
А Маленький Серый Лисёнок уже кинулся в траву и исчез из виду. Старший по запаху, по следам пошёл за ним – и понял, что отстаёт. “Ох, не к добру то, что затеял братец” - думает Старший. Ему вовсе не хотелось покидать место на пригорке и на приключения совсем не тянуло.
Выйдя из высокой травы, Старший увидел, что Маленький Серый уже под тем самым деревом, где недавно сидели дети, - обнюхивает их припасы. Где-то колбаску подобрал, где-то вынюхал кусочек сыра – всё с удовольствием быстро проглатывает: времени у него мало, скоро вернутся дети. А настоящей еды – немного: от зелёного лука Серый Воришка воротит нос, огурцы с помидорами ему тоже не приглянулись, пусть человеческие дети их сами едят! Но, увидев крынку и почуяв запах молока, лисёнок заметно оживился. Подошёл к ней, обнюхал. Не мамино, конечно, молоко – но тоже жирное, тёплое и очень вкусное. Разве Великие охотники могут отказаться от молока? - Да ни за что!

Кстати, а ты знаешь, как в Индии охотятся на обезьян с помощью кувшина? В кувшин опускают банан и оставляют там. Подходит к кувшину мартышка, суёт руку в него, хватает банан – а вытащить руку не может: она, сжатая в кулак вместе с бананом, не проходит через отверстие. А отпустить банан жалко... Охотник приходит и берёт мартышку вместе с кувшином.
К чему я это рассказал? - А ты послушай дальше…

Маленький Серый Лисёнок обнюхал крынку и попытался засунуть в неё голову. Но горлышко было узким – у него ничего не получилось. Тогда он опрокинул крынку – молоко потекло, и он с удовольствием полакал молочную лужицу.
Но в крынке, хоть она и лежала на боку, ещё оставалось молоко. Погоняв её по поляне, лисёнок понял, что так просто молоко не достать. Он снова попытался засунуть голову в крынку – и, прижав её донышко к дереву, хоть и с трудом, но смог это сделать. Есть было неудобно, но можно. Лисёнок допил молоко, попытался вылезть из крынки… Да не тут-то было! Его голова крепко застряла в посудине.
Старший видел, как Маленький Серый Лисёнок пятится задом, старясь избавиться от крынки, но у него ничего не выходит. Брат уже хотел было бежать на помощь, но услышал голоса детворы, которая возвращалась, покормив коров, и наперебой делилась впечатлениями, как корова тёплым языком брала у них солёный хлеб с руки. Старший притаился.
Маленький Серый Лисёнок продолжал бороться с ловушкой, пятясь задом к высокой траве, где его ждал Старший – но дети были уже рядом.

- Смотрите, смотрите! Наша крынка ползёт…! – прокричала та самая бесстрашная девочка, которая предложила кормить с ладони коров.
Дети побежали за уползающей крынкой и поймали её. Как же они удивились, когда увидели, что крынку тащит в траву серый зверёк!
- Ой, ему плохо! Он попал головой в крынку и не может её снять! Он задохнётся! – лепетала девочка, считая себя главной: ведь она первой увидела движущуюся крынку!
Паренёк-штаны на изоленте, недолго думая, схватил камень и что есть силы ударил по крынке – та раскололась.
–Ты что наделал! – вскрикнула девчушка. - За кувшин нам дома попадёт!
Но про кувшин вскоре все забыли, уставившись на серого лисёнка. Оглушённый, он лежал на траве и потихоньку приходил в себя. Наконец, он глубоко вдохнул…
Крынка разбилась – но её горлышко ободом, словно воротничок, сжимало шею лисёнка.
Тот же паренёк-штаны на изоленте, что разбил крынку, присвистнул:
- Ух ты! Лисёнок! В ошейнике! Давайте привяжем к нему верёвку и домой отведём! У меня будет своя собака… Ручная! Наверно, этот разбойник наших крольчат таскал! Так ему и надо!
Но девочки заверещали:
- Нельзя! Нельзя! Надо его умыть, обтереть, завернуть в полотенечко, покормить… Он ведь маленький и такой напуганный!
- А давайте его в цирк продадим или в зоопарк? – не унимались мальчишки.
- Нет, он такой хорошенький! Лучше мы его домой отнесём и накормим! – верещали девочки. – Лисёнок, ты не бойся этих плохих мальчишек, мы за тобой ухаживать будем!
- Я его первая увидела! Мы его ко мне домой отнесём! – кричала бесстрашная девчушка, пытаясь из-за спин старших в середину круга пролезть.
И, пока все ссорились, перетягивая лисёнка из рук в руки, он брыкнулся, выпал из чьих-то рук – и дал дёру! Бежать было тяжело из-за глиняного воротника, но страх гнал вперёд.
 Дети кинулись было искать лисёнка – но не тут-то было. Попробуй-ка найти в высокой траве Великого Охотника, Мастера Подкрадывания... пусть и с тяжеленым воротником на шее!
А Мастер Подкрадывания и Великий Охотник тем временем, что есть силы, нёсся домой, опережая Старшего, который был рад, что братца не унесли к людям. 
Прибежав домой и переведя дух, Маленький Серый Лисёнок стал пытаться снять ошейник: уперевшись задними лапами в глиняный воротник, пробовал стянуть его через голову; зацепившись за корень дерева, пятился задом; даже, мотнув головой, сильно ударился об дерево. Ничего не помогало… В отчаянии он готов был плакать – но тут Лисёнка предложила:
- Пойдёмте к Хухе! Она мудрая, подскажет, поможет.
Детвора помчалась к Хухе, а Маленький Серый Лисёнок кое-как поспевал за ними.
 Прибежав, лисята разбудили Хуху и наперебой пытались рассказать, что случилось с Маленьким Серым.
Хуха выслушала их – и многозначительно произнесла:
- Надо найти слабое место…
Тут подошёл и Маленький Серый Лисёнок. А Хуха, припомнив ему старые обиды, отвернулась. И как ни просили её помочь советом, она, насупившись, не поворачивалась к лисятам. Лисята поняли, что помощи не будет, и притихли. Маленький Серый Лисёнок молча всхлипывал. Лисята, сгрудившись вокруг него, пытались поддержать и утешить братца.
Хуха, услышав всхлипывания Маленького Серого Лисёнка, повела плечом и тайком из-под крыла, одним глазом, посмотрела на бедолагу. Внимательным острым взглядом она пробежалась по ошейнику, что сковал шею Маленького Серого Проказника. В одном месте взор её задержался и, задумавшись, Хуха произнесла:
- Трещина…
На фоне всхлипываний Маленького Серого Лисёнка дети не сразу услышали, а тем более поняли, что сказала старая Сова. А Хуха, просияв и обрадовавшись сама себе, громче произнесла:
- ТРЕЩИНА!
- Хуха, что значит – “трещина”? – загалдели лисята, стараясь понять смысл сказанного.
Но Хуха, всё ещё обиженная на детвору и соблюдая чувство собственного достоинства, решив, что и так слишком много времени потратила на мелюзгу, расправила крылья и отлетела на соседнее дерево.
- Что за трещина? Какая трещина? – не могли понять лисята.
А Маленький Серый Лисёнок, успокоившись, спросил:
- Лисёнка, посмотри: есть ли какая-нибудь трещинка на горлышке кувшина?
Лисёнка внимательно рассмотрела и подтвердила: да, есть. Видимо, когда мальчишка-штаны на изоленте разбивал крынку, треснуло и горлышко… У лисят по очереди, в зависимости, кто был поумнее, а кто думал помедленнее, стали меняться выражения мордочек. И в следующий момент уже все просияли от своей догадливости! Трещинка, про которую сказала Хуха, было то самое слабое место горлышка кувшина, через которое можно было разбить треклятый воротник!!!
И опять над полянкой поднялся лисий галдёж: все хвалили Хуху, самую Мудрую в Лесу, сокрушались, как это они сами не догадались поискать трещинку – и прочее, и прочее…
Поостыв, стали решать другую задачу, ответ на которую Хуха не сообщила: что дальше делать?
- Надо камнем ударить по месту трещины, - сказал Маленький Измученный Лисёнок.
Но, как ни старались лисята, у них не получалось. Тогда решили, что камень надо скинуть с дерева прямо в трещину на горлышке. Но на дерево никто залезть не мог, кроме Маленького Серого Лисёнка, да и боялись – так ведь и голову можно разбить…
Тогда Лисёнка пискнула:
- Белки могут попасть! Я видела, как они в волчат кидались.
Быстро нашли в Лесу бельчат. Они с радостью прискакали и согласились помочь.
 Маленький Серый Лисёнок, лёжа на земле, увидел, как бельчонок, затащив на дерево камень, стал прицеливаться, и закричал:
- Стой! А вдруг ты промажешь и попадёшь мне в голову?
- А что ты предлагаешь?
- Закройте мне голову! И лапы! И все остальное! Оставьте открытым только ошейник. А белки пусть пока тренируются...
Решили так: пусть Маленький Серый Лисёнок ляжет, выставив часть воротника с трещиной наружу. Лисёнка обложат защитой из камня и речного песка, а голову ещё укроют травой.
Долго шли приготовления. Подготовили мягкую постельку, обложили камнями, укрыли покрывалом из травы и мягких лапок хвои. Для проверки скинули несколько шишек – все попали. И только тогда решились на подъем камня.
Всё было готово. Бельчонок прицелился и толкнул камень. Лисятам было страшно смотреть: кто закрыл глаза, кто отвернулся… Камень со свистом полетел вниз, стукнулся обо что-то – и скатился с горки, побрякивая в мёртвой тишине.
Детвора бросились к куче, на которой между камнями лежало расколотое горлышко кувшина. Они стали осторожно разбирать камни, чтобы помочь Маленькому Серому выбраться.
Разобрав кучу, лисята сильно удивились: Маленький Спасённый Лисёнок, натерпевшийся за этот день, мирно спал в тёплой и мягкой еловой кроватке, подрыгивая лапками. Видимо, опять бежал куда-то в сторону встающего Солнца, гоняясь за бабочками на своей любимой Полянке…

…А тем временем в деревне ватага пастушат сидела в тёмном чулане и, стуча кулачками в запертую дверь, кричала, что они не виноваты и история про пойманного в кувшин серого лисёнка – чистая правда. Но взрослые им не верили, потому что лисы – рыжие, а кувшин был новый, только этим летом куплен на рынке.
Сладостей за свою работу пастушкам в тот день не досталось...