Атакуют ночные истребители. 1941 год

Олег Каминский
     Попытки использовать истребители для отражения ночных налётов противника предпринимались ещё в годы первой мировой войны. Несмотря на полное отсутствие технических средств по обнаружению ночью воздушных целей, английским, немецким и французским лётчикам на Западном фронте удалось всё же добиться в этом деле определенного успеха, сбив в ночных воздушных боях некоторое количество самолетов и дирижаблей противника. Для борьбы с противником ночью, создавались даже специальные ночные истребительные подразделения.   

     А вот на Восточном фронте деятельность авиации обеих сторон была не столь интенсивной, как на Западном фронте. Роль авиации императорской России по причине её малочисленности была незначительной, и до освоения полётов ночью истребителями дело даже не дошло.
 
     Спустя двадцать лет русские лётчики показали, наконец-то, свое умение не только летать по ночам, но и даже сбивать вражеские самолеты. Произошло это во время войны в Испании, где сражались более 300 советских лётчиков-истребителей. Первым среди них, одержавшим ночную воздушную победу, был лейтенант М. Н. Якушин, который в ночь с 25 на 26 июля 1937 года около полуночи сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 унтер-офицера Фрица Берндта из «Легиона Кондор». На следующую ночь под Мадридом в 1 час 45 минут старший лейтенант А. К. Серов сбил ещё один Ю-52 унтер-офицера Йоганнеса Ремлинга из того же «Легиона Кондор». А в ночь с 24 на 25 октября 1937 года около 2 часов в районе Сабаделя отличились сразу два наших пилота: лейтенант Е. Н. Степанов сбил один и таранил второй итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81, а лейтенант И. А. Финн сбил третий такой же самолет из 251-й эскадрильи. Правда, по данным итальянцев, был потерян всего один самолет лейтенанта Эцио Маккани, но это не столь важно. Главное, что впервые в истории нашей авиации советские лётчики-истребители добились успехов в ночных воздушных боях. Между прочим, все ночные победы были одержаны на истребителе И-15, который к тому времени уже достаточно устарел.

     Однако, несмотря на впечатляющие ночные успехи наших «испанцев», руководство советской авиации не сделало надлежащих выводов и, почему-то, не задумалось о создании специальных частей ночных истребителей. Так и получилось, что к началу Великой Отечественной войны в частях ПВО не было ни одного подразделения ночников. Правда, в частях истребительной авиации ПВО были лётчики, обученные ночным полетам, но их было мало. Так, в 6-м истребительном авиационном корпусе ПВО Москвы к 22 июня 1941 года на 389 самолетов приходилось всего 18% лётчиков, подготовленных к действиям ночью. Лучше дело с ночниками обстояло в 7-м истребительном авиационном корпусе ПВО Ленинграда – там из 274 лётчиков 94 могли летать ночью.

     Буквально с первых же дней войны, наряду с обычными дневными налётами, немецкая авиация стала широко применять массированные ночные налёты на крупные города и железнодорожные узлы, нанося им огромные разрушения. Например, 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор» в ночь на 24 июня бомбила Гомель, в ночь на 25 июня – Оршу, в ночь на 26 июня – Смоленск…

     В ночь с 28 на 29 июня при массированном налёте на Смоленск было сброшено около 2 тысяч зажигательных и 100 крупных фугасных бомб, разрушена центральная часть города, сгорело свыше 600 жилых домов…

     Кроме огромных потерь материальных ценностей, жертвами ночных налетов становились многие тысячи мирных жителей…

     С первых же дней острой проблемой для советских истребителей ПВО стало противодействие ночным налётам врага. Наряду с малым количеством ночников, ситуация усугублялась ещё и отсутствием технических средств по обнаружению ночью воздушных целей. Как правило, поиск самолетов противника проводился лётчиком визуально, и главным помощником для него было собственное зрение, а иногда лунная, ясная ночь, или помощь прожектористов.

     Из-за отсутствия приборов, помогающих пилоту управлять самолетом, производить взлет и посадку в ночных условиях, часто происходили аварии и катастрофы, в которых пострадало и погибло много хороших лётчиков.

     Тем не менее, лётчики-истребители ПВО делали всё, что было в их силах, буквально, с первых же дней и ночей Великой Отечественной войны. 

     Уже 30 июня Совинформбюро сообщило о первых успехах советских ночников: «Отлично действуют соединения ночных истребителей. Одно из них, под командованием майора Вербова, сбило в одну ночь 5 вражеских бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к важному военному объекту. Лейтенант Железнов сбил два Ю-88». Правда, документальных подтверждений этому сообщению пока не найдено, не удалось узнать номер воинской части и персональные данные вышеупомянутых лётчиков…

     Ночным налётам вражеской авиации подверглись многие города Советского Союза, в том числе Киев, Минск, Севастополь и другие. Однако самые крупные ночные воздушные налёты в 1941 году пришлось пережить Москве.

     Надо заметить, противовоздушная оборона Москвы представляла собой мощную и грозную силу. Достаточно сказать, что к началу первых налетов Люфтваффе на советскую столицу в конце июля 1941 года, в системе обороны Москвы насчитывалось 796 зенитных орудий среднего калибра, 248 орудий малого калибра, 336 зенитных пулеметов, 618 прожекторных станций, 124 аэростата заграждения, 702 поста ВНОС.

     Главную силу ПВО Москвы составлял, конечно, 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, в состав которого к 22 июля 1941 года входили 29 полка, имевших на вооружении 585 истребителей разных типов (170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16, 45 И-153). Лётчики корпуса были хорошо подготовленными, отлично владеющими техникой пилотирования. Правда, как уже отмечалось, лишь около 18-20 процентов из них были готовы к действиям ночью.   
 
     Вместе с истребительными полками ПВО активно готовилась к обороне столицы и ночная авиационная группа, созданная при ВВС Московского военного округа и возглавляемая майором Г. П. Карпенко. Группа имела до 20 различных типов истребителей и бомбардировщиков и предназначалась для действий ночью и уничтожения вражеских самолетов в прожекторных лучах. В состав группы входили наиболее подготовленные лётчики, имевшие большой опыт «слепых» и ночных полетов.

     Серьезнейшим испытанием для лётчиков-истребителей ПВО стал первый массированный налёт немецкой авиации на Москву в ночь с 21 на 22 июля. Налёт начался в 22 часа 25 минут и продолжался до 3 часов 25 минут, то есть длился пять часов. Самолеты шли к целям на разных высотах от 3.000 до 6.000 метров. Из 195 бомбардировщиков Люфтваффе к городу удалось прорваться 127 самолетам, которые сбросили на Москву 104 тонны фугасных и 46 тысяч штук зажигательных бомб. 

     По данным Московского управления НКВД в столице от зажигательных бомб возникли 1.141 пожар и загорание, из которых значительная часть своевременно была ликвидирована. Из них: на оборонно-промышленных объектах – 24, на объектах военного ведомства —18, на особо важных объектах —14, на объектах железнодорожного транспорта — 6, на объектах хозяйственного значения —259, в научных и культурно-зрелищных учреждениях — 175, в жилом секторе — 646. Разрушено 37 зданий. Уничтожено 19 вагонов с боеприпасами и горючим. От пожаров и разрушений пострадало 943 человека. Из них: убито — 213; тяжело ранено – 353...

     Для отражения налёта истребители ПВО произвели 173 боевых вылета, провели 25 воздушных боев, по результатам которых доложили о 12 сбитых самолетах противника.

     Хорошо проявили себя пилоты истребителей Як-1. Наибольший успех выпал на долю командира эскадрильи 11-го полка капитана К. Н. Титенкова, который совместно с однополчанами лейтенантом В. Д. Лапочкиным и младшим лейтенантом В. В. Бокачем сбил в районе Звенигорода Хе-111 зав. номер 4228 из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры «Грейф». В состав экипажа самолета входили: пилот обер-фельдфебель Генрих Ганель, штурман и командир отряда обер-лейтенант Отто-Бернгард Хармс (опытнейший лётчик, участник войны в Испании), радист унтер-офицер Франц Пох, механик фельдфебель Антон Пош. Из них 2 лётчика погибли, 2 – были взяты в плен. Между прочим, обер-лейтенант Хармс был посмертно награжден Германским Золотым крестом…

     Один Хе-111 сбил возле Голицыно старший лейтенант Н. Г. Кухаренко из того же 11-го полка, один бомбардировщик – лейтенант Н. В. Гурьев из 562-го полка, также вооруженного истребителями Як-1.
               
     Однако больше всего воздушных побед заявили лётчики истребителей МиГ-3. Так, капитан С. А. Горелик (16-й полк) уничтожил один Хе-111, в районе Клина сбил Ю-88 старший лейтенант П. В. Еремеев (27-й полк). 

     Среди отличившихся этой ночью советских лётчиков был и старший лейтенант И. Д. Чулков из 41-го полка ВВС Московского военного округа. Впервые взлетев ночью на МиГ-3, он в 2 часа 10 минут около Истры сбил бомбардировщик Хе-111. Наутро обломки этой машины обнаружили командиры штаба 6-го корпуса в районе Подсолнечной.   

     Лётчик 34-го полка старший лейтенант В. А. Гридин (ветеран боев с японцами в небе Китая) доложил об уничтожении одного Ю-88.   

     Кстати, любопытно ознакомиться с докладами лётчиков о своих воздушных победах, на примере пилотов того же 34-го полка. Вот, например, строки из итогового доклада, представленного в конце июля 1941 года командиром полка:    

     «…При втором взлете в 23 часа 40 минут в районе Внуково младшим лейтенантом А. Г. Лукьяновым был атакован Ю-88 или До-215. В районе Боровска (в 10-15 км севернее аэродрома) по бомбардировщику выпущено три длинных очереди. С земли были хорошо видны попадания. Противник вел ответный огонь, а затем резко снизился. Можно полагать самолет сбитым…

     …Младший лейтенант Н. Г. Щербина в 2 часа 30 минут в районе Наро-Фоминска с дистанции 50 метров выпустил две очереди в двухмоторный бомбардировщик. В это время по МиГ-3 открыла огонь зенитная артиллерия, и самолет противника был потерян. Можно полагать самолет сбитым…

     …При втором вылете в 2 часа 40 минут в районе Алабино – Наро-Фоминск на высоте 2.500 метров капитан М. Г. Трунов догнал Ю-88 и атаковал с задней полусферы. Противник снизился до бреющего полета. Капитан Трунов проскочил вперед и потерял противника. Можно полагать самолет сбитым…»

     Примеры достаточно характерны и, хотя в каждом случае командир полка отмечал, что «подтверждений нет» (отсутствуют сведения о падении вражеских самолетов), во всех перечисленных эпизодах на счет лётчиков и полка заносились победы. Надо думать, подобное положение было и в других полках 6-го корпуса…
      
     Даже недавно сформированной 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, в которой были собраны высокопрофессиональные пилоты-испытатели и имевшей на вооружении самолеты МиГ-3, было засчитано два уничтоженных вражеских самолета: один Хе-111 сбил в районе Красной Пресни лётчик-испытатель М. К. Байкалов, один До-215 сбил над Москвой лётчик-испытатель М. Л. Галлай…
 
     Кстати, некоторые специалисты по истории военной авиации считают, что Галлай подбил До-17 зав. номер 3367 (бортовой код 5К + ЕТ) из 3-й группы 3-й бомбардировочной эскадры «Блиц». Весь экипаж этого самолета – пилот лейтенант Курт Кун, штурман фельдфебель Вильгельм Гишевски, радист унтер-офицер Ганс Бергман и стрелок унтер-офицер Вальтер Пеликан – попал в русский плен. Однако следует учесть, что, по немецким данным, из-за повреждения мотора самолет произвел вынужденную посадку утром между Витебском и Смоленском, то есть, отлетев от Москвы слишком далеко. Получил ли мотор повреждения от зенитного огня или в результате атак истребителя – ответить крайне затруднительно. К тому же следует заметить, что зенитчики ПВО, расстреляв 29.000 снарядов среднего и малого калибра, а также 130.000 пулеметных патронов, доложили об уничтожении ими 10 вражеских самолетов…
 
     Точно также затруднительно ответить о причинах потери Хе-111 зав. номер 2918 (бортовой код 5J+CM) из 2-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер», который не вернулся из этого первого налёта на Москву. Судьба пилота лейтенанта Бернгарда Гейсслера, штурмана ефрейтора Карла Кёнига, радиста обер-ефрейтора Виллибальда Нидензу и механика унтер-офицера Йогана Певе так и осталась не известной…

     Вероятно, также подбитый во время налёта на Москву Хе-111 зав. номер 4103 (бортовой код 1Н + DS) из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная» упал и сгорел в 20 км восточнее Минска. Погибли пилот лейтенант Хорст Людвигс, штурман фельдфебель Дитрих Звиккерт, радист ефрейтор Георг Кейль и стрелок ефрейтор Адольф Бруккнер.

     Многие немецкие самолеты были повреждены атаками ночных истребителей и зенитным огнем, а также получили повреждения в результате отказа материальной части или неудачных посадок. Так, только в 53-й бомбардировочной эскадре «Легион Кондор» оказались повреждёнными четыре Хе-111: зав. номер 4010 (на 40%), зав. номер 4254 (на 30%), зав. номер 4177 (на 24%), зав. номер 5672 (на 15%)… 

     Понёс потери и 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Потеряв ориентировку в сложных ночных условиях и израсходовав горючее, вынуждены были спасаться на парашютах старшие лейтенанты А. П. Сергеев и А. Н. Шокун. А из-за возгорания мотора то же самое вынужден был сделать младший лейтенант Зубов. Несколько самолетов получили повреждения…
 
     Следующей ночью на 23 июля в период с 22 часов 10 минут до 2 часов ещё 125 немецких самолетов произвели налёт на Москву, сбросив 97,8 тонн фугасных бомб и 34.012 штук зажигательных бомб. От взрывов и пожаров пострадали 63 важных объекта (в том числе автозавод имени Лихачева, 1-й Государственный подшипниковый завод, фабрика имени Свердлова, Пресненский машиностроительный завод, завод газоаппаратуры, завод «Москватоль», московский метрополитен, эвакогоспиталь № 5006, больница имени Боткина, поликлиника и другие объекты), а также 96 жилых домов. Пострадало также много мирных жителей: только одной бомбой, попавшей в бомбоубежище на Арбатской площади, было убито около 100 человек…

     Зенитчики заявили, что сбили 3 самолета, с аэростатами заграждения столкнулись 2 самолета. Лётчики-истребители произвели 202 боевых вылета и в ночных боях одержали 10 воздушных побед…

     Снова отлично проявили себя пилоты истребителей МиГ-3. Старший лейтенант В. Н. Ченский (27-й полк) сбил в районе Химок один Ю-88, а старший лейтенант Ф. С. Чуйкин из того же полка уничтожил другой Ю-88 в районе Химкинского водохранилища. Один Хе-111 возле Апрелевки на высоте 2.000 м сбил младший лейтенант А. Г. Лукьянов из 34-го полка. Пилот истребителя Як-1 старший лейтенант Н. Г. Кухаренко (11-й полк) тоже сбил один немецкий бомбардировщик...
      
     В ночь с 23 на 24 июля во время налёта на Москву с 21 часов 30 минут до 3 часов лётчики Люфтваффе сбросили 140 тонн фугасных и зажигательных бомб. Пострадали многие предприятия: авиазавод № 1 имени Авиахима, автозавод имени Лихачева, машиностроительный завод № 4, завод № 26 и другие. Театр имени Вахтангова был разрушен, были сильно повреждены кинофабрика «Мосфильм», редакция газеты «Известия», зерновой элеватор и многое другое…

     Истребители ПВО совершили 318 боевых вылетов. В районе Голицыно на высоте 2500 м младший лейтенант А. Г. Лукьянов из 34-го полка в лучах прожектора сбил один Хе-111…

     24 июля в 21 час 50 минут на Москву начался новый воздушный налёт. При отражении налёта, зенитным огнем было сбито 2 самолета, в воздушных боях – 3 самолета. В том числе один Ю-88 сбил над южной окраиной Москвы пилот И-16 старший лейтенант Н. П. Бурьян из 16-го полка…               

     В ночь с 25 на 26 июля немецкие бомбардировщики снова произвели налёт на Москву, сбросив 13 фугасных и 150 зажигательных бомб. Бомбами была разрушена небольшая обувная фабрика, частично повреждены завод «Динамо», подсобные помещения заводов № 239, 93 и ремонтная база НКО, пострадали авиазавод № 22, станция Москва-Сортировочная, Южный порт и другие предприятия. Полностью было разрушено 9 и частично – 10 жилых домов, возникли пожары в 13 жилых домах. Пострадало 325 человек, из которых 31 человек погиб…

     Как это ни удивительно, в эту ночь лучше всего действовали лётчики устаревших самолетов. Так, ветеран войны в Испании командир эскадрильи 177-го полка капитан И. Д. Самсонов на И-16 сбил в районе Ленино один Ю-88, освещенный прожекторами. Другой Ю-88 сбил возле Волоколамска пилот И-153 младший лейтенант Т. П. Кохан из 120-го полка…

     Зато при отражении очередного налёта на Москву в ночь с 26 на 27 июля вновь отличились пилоты современных истребителей МиГ-3: капитан Д. И. Ледовский (34-й полк) сбил в районе Москвы один Ю-88, а лейтенант А. А. Липилин (41-й полк) в районе поста № 43 (возле Истры) уничтожил ещё один Ю-88. Между прочим, по данным советской фронтовой печати, из экипажа, сбитого Липилиным самолета, четыре немецких летчика были взяты в плен…

     Самолеты Люфтваффе в ночь с 28 на 29 июля бомбили авиазавод в Москве, аэродром Люберцы, склады в районе Томилина, город Раменское и другие объекты. Воины противовоздушной обороны отрапортовали об уничтожении 10 вражеских самолетов. Один бомбардировщик сбил пилот Як-1 старший лейтенант Н. Г. Кухаренко из 11-го полка. Сбил Ю-88 в районе Серпухова пилот истребителя ЛаГГ-3 капитан Б. К. Висковский (24-й полк)…

     Однако героем ночи был, безусловно, командир эскадрильи 27-го полка старший лейтенант П. В. Еремеев: на истребителе МиГ-3 он в 1 час 36 минут сбил таранным ударом в районе станции Румянцево бомбардировщик, который он классифицировал как Ю-88, а сам приземлился на парашюте. Правда, Еремеев немного ошибся - в действительности был сбит Хе-111.

     Самое любопытное, что таран русского лётчика подтверждают немецкие документы. Согласно им, таранным ударом был сбит Хe-111 зав. номер 4115 (бортовой код 1H+HS) из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». При этом спасся на парашюте только пилот унтер-офицер Антон Зерабек, которому удалось перейти линию фронта и вернуться в свою часть. Остальные члены экипажа – штурман унтер-офицер Густав Энглер, радист ефрейтор Герберт Франке и стрелок ефрейтор Александр Ульрих – погибли…

     Кстати, это был первый ночной воздушный таран в небе Москвы. Свой подвиг П.В. Еремеев совершил на девять ночей раньше, чем прославившийся позже В.В. Талалихин. Однако почему-то, Еремееву тогда не присвоили звание Героя Советского Союза – он получил лишь орден Красного Знамени. И только 21 сентября 1995 года за выдающийся подвиг он был, наконец-то, удостоен посмертно звания Героя России…

     В ночь с 29 на 30 июля капитан Д. И. Ледовский из 34-го полка увеличил свой боевой счет, сбив в районе Москвы ещё один Ю-88…

     Но не все города защищало такое огромное количество средств противовоздушной обороны, как столицу СССР. Поэтому, при массированных налётах многие города, железнодорожные станции и другие объекты подвергались большим разрушениям. Так, в ту же ночь с 29 на 30 июля немецкая 53-я бомбардировочная эскадра «Легион Кондор» произвела опустошительный налёт на станцию Брянск – Сортировочная. Согласно советским данным, в результате были разрушены: «Восточная сортировочная, тракционные парки, в которых сгорели до 1.000 вагонов, главные пути Москва-Конотоп, Москва-Гомель. Повреждены: Западная сортировочная и тракционный парк, разрушены пути угольного склада, эстакада. Склад № 200 сожжен. Сожжено депо ВД, повреждены котлованы поворотного круга. Выведено из строя 6 паровозов ФД, из них 5 сгорело, шестой разрушен бомбой. 14 паровозов имеют незначительные повреждения. Сожжены: вагонное депо, автоконтрольный пункт и компрессорная. Почти уничтожены дегазационные средства. Убито 20 человек и ранено 80 человек (число жертв уточняется). Бомбежке способствовало отсутствие прожекторов, недостаточное количество зенитной артиллерии и истребителей»...
    
     Очередной налёт на Москву бомбардировщики противника произвели в ночь с 2 на 3 августа, сбросив не менее 1.715 зажигательных бомб, в результате чего произошло около 20 возгораний...

     Лётчики ПВО сбили в ночных боях два вражеских самолета. Один Ю-88 был засчитан пилоту Як-1 лейтенанту В. Е. Ковалеву из 11-го полка. Младший лейтенант Н. Г. Щербина (34-й полк) на истребителе МиГ-3 сбил в районе Наро-Фоминска один Хе-111…

     Кстати, в эту ночь из состава особой ночной группы майора Г. П. Карпенко впервые были задействованы самолеты Пе-2, оснащенные двумя прожекторами в подкрыльевых каплевидных контейнерах. Считается, что светом своих прожекторов, экипажи «пешек» помогли истребителям ПВО сбить 4 вражеских самолета. Нововведение советской ПВО было отмечено и немцами: в журнале боевых действий 55-й бомбардировочной эскадры «Грейф» было зафиксировано, что «экипажам бомбардировщиков пытались мешать импровизированные русские ночные истребители, которые шарили по небу своими примитивными прожекторами»…   

     А в ночь с 3 на 4 августа при отражении налета на Москву отличились пилоты истребителей МиГ-3 из 34-го полка старшие лейтенанты Н. А. Александров и И. Е. Лукин, сбившие по одному Ю-88 каждый…

     Заместитель командира эскадрильи 177-го полка, участник боев над Карельским перешейком, младший лейтенант В. В. Талалихин, во время налета немцев на Москву в ночь на 6 августа, на самолете И-16 в лучах прожектора сбил бомбардировщик Ю-88 в районе Буково…

     В ночь с 6 на 7 августа, начиная с 22 часов 34 минут, немецкие самолеты снова стали бомбить Москву, при этом взрывами и пожарами были повреждены авиазавод и другие промышленные объекты...

     Истребителями ПВО было сбито 6 самолетов противника, в том числе 5 из них – на счету пилотов истребителей МиГ-3. По одному бомбардировщику записали на свой счет лётчики 16-го полка старший лейтенант Н. П. Дунаев, лейтенант Н. А. Семенов и Н. И. Василевский, командир эскадрильи 27-го полка капитан И. И. Воронин (ветеран войны в Испании), а также заместитель командира 445-го полка капитан В. П. Круглов.

     Именно этой ночью совершил свой подвиг, прославивший его на всю страну, младший лейтенант В. В. Талалихин из 177-го полка: в 23 часа 28 минут без освещения цели прожекторами он, на высоте 4.800 метров, таранил Хе-111 и сам спасся, приземлившись на парашюте возле деревни Мансурово под Подольском.

     Как вскоре выяснилось, таранным ударом был сбит Хе-111 из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». Четыре члена экипажа немецкого самолета – штурманы лейтенанты Йозеф Ташнер и Ганс-Йоахим Гётц, радист унтер-офицер Ганс Франке и механик фельдфебель Готфрид Пуршке – не успели выпрыгнуть с парашютами и разбились в районе деревни Степыхино. Лишь пилоту фельдфебелю Рудольфу Шикку удалось спастись на парашюте. После этого он 21 день пробирался к линии фронта, которая в тот момент проходила в районе Ярцево и Ельни, но, всё таки, угодил в плен в районе Вязьмы. Интересно, что в плену он отдал должное советским лётчикам, признав, что: «Русские ночные истребители действуют здесь превосходно». В дальнейшем, в 1942 году, Шикк умер от туберкулёза в лагере для военнопленных…

     Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, за выдающийся подвиг младшему лейтенанту В. В. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза...

     К сожалению, не все объекты могли быть надёжно защищены средствами ПВО, во многих местах вражеская авиация действовала совершенно безнаказанно, в результате чего ночные налеты оборачивались большими жертвами. Так, в ту же ночь с 6 на 7 августа, когда под Москвой отличился Талалихин, на 116-м километре вблизи станции Марганец Днепропетровской области немецкий самолёт разбомбил эшелон с курсантами Одесского артиллерийского училища. Погибли 64 человека, среди них – старшина З. А. Доний, удостоенный звания Герой Советского Союза за подвиги во время советско-финской войны...

     Лётчики-истребители ПВО отлично провели воздушные бои при отражении налета на Москву в ночь с 9 на 10 августа. Командир эскадрильи 11-го полка капитан К. Н. Титенков на истребителе Як-1 сбил в районе Наро-Фоминска один Ю-88, его однополчанин старший лейтенант Н. Г. Кухаренко тоже сбил один самолет. Капитан Д. И. Ледовский из 34-го полка на истребителе МиГ-3 сбил Ю-88 в районе Внуково. Но самую замечательную победу одержал в ту ночь старший лейтенант В. А. Киселев из того же 34-го полка: в 23 часа 56 минут он таранил и сбил Хе-111 в районе Наро-Фоминска…

     Согласно немецким документам, был потерян Хе-111 зав. номер 4520 (бортовой код A1+HH) из 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры «Легион Кондор». Из экипажа самолета спасся лишь тяжело раненный штурман унтер-офицер Амандус Отруба, который был взят в плен. Остальные члены экипажа – унтер-офицеры пилот Освальд Шлиманн, радист Альберт Ветцель, механик Вильгельм Гизельманн и стрелок Вальтер Краних – погибли…

     Как и в случае с Еремеевым, званием Героя Советского Союза Киселев был обойдён, правда, его наградили высшим советским орденом Ленина…

     Последний крупный налёт немецкой авиации на Москву с участием 83 бомбардировщиков произошел в ночь с 10 на 11 августа. Основной целью налета были аэродромы и авиазаводы в пригородах, на которые сбросили 49 фугасных и 14.000 зажигательных бомб. В результате пострадали корпуса авиазавода № 240 и один из цехов авиазавода № 22 (сгорели три только что построенных бомбардировщика), бомбардировке подверглись Звенигородский, Кунцевский, Солнечногорский районы…
 
     Действуя в сложных метеоусловиях, воины противовоздушной обороны сбили 6 вражеских самолетов. Один из них – Ю-88 – сбил в районе Наро-Фоминска лётчик 34-го полка младший лейтенант А. Г. Лукьянов…

     Следующей ночью на 12 августа Москву бомбили около 30 вражеских самолетов. Одна из тяжелых бомб угодила в здание Кремлевского Арсенала, полностью разрушив его и повредив многие близлежащие постройки, в том числе здание комендатуры. При этом комендатура Кремля потеряла 15 человек убитыми, 13 пропавшими без вести и 40 ранеными. Разбито было шесть легковых автомашин: две ЗИС-101 и четыре М-1, повреждено два ЗИС-101 и одна М-1. От взрыва другой крупной фугаски, упавшей у Никитских ворот, были повреждены трамвайные пути, контактная сеть, погибло много зенитчиков…
    
     При отражении этого налёта, лётчик 35-го полка майор М. Ф. Куреш на самолете МиГ-3 сбил в районе Наро-Фоминска один Ю-88…

     А во время отражения налёта в ночь с 15 на 16 августа, один Ю-88 сбил в районе Москвы пилот истребителя Як-1 лейтенант В. Е. Ковалев (11-й полк)…               

     Лётчикам-истребителям приходилось действовать в трудных условиях, у большинства истребителей отсутствовали бортовые радиостанции. Управление истребителями при отражении первых ночных налётов на Москву фактически сводилось лишь к организации их взлета и посадки, в воздухе же они действовали самостоятельно.
 
     Но, несмотря на все эти недостатки в организации ночного боя истребителей, лётчики ПВО Москвы, проявляя исключительную настойчивость, изобретательность и отвагу в период массированных ночных налётов немецкой авиации на столицу, отражали противника с большими для него потерями. Согласно официальным данным войск ПВО, при отражении 25 ночных налётов немецких военно-воздушных сил на Москву в июле – августе 1941 года истребители произвели 1.855 боевых вылетов ночью и сбили 37 вражеских самолетов.
 
     Однако после серии успешных ночных воздушных боев, с началом осени удача отвернулась от ночников ПВО. В сентябре 1941 года немецкая авиация небольшими группами произвела 11 ночных налётов на Москву (в ночи на 9, 14, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 29, 30 сентября и в ночь с 30 сентября на 1 октября), но ни один из 80 взлетавших ночью советских истребителей не смог добиться успеха.
 
     Всего за июль, август и сентябрь 1941 года для отражения ночных налётов на столицу истребители ПВО произвели 1.935 боевых вылетов, провели 105 воздушных ночных боев и сбили 37 вражеских самолетов. Интересно, что в 40 воздушных боях, проведенных при освещении противника прожекторами, было сбито 18 бомбардировщиков, а 19 вражеских самолетов было сбито в 65 боях в темном ночном небе при отсутствии освещения.
 
     О ночных успехах лётчиков ПВО Москвы в октябре, ноябре и декабре 1941 года сведений нет, вероятно, им больше не удалось одержать ночью ни одной воздушной победы…

     Если в ПВО Москвы деятельность ночных истребителей была результативной (по крайней мере, в июле – августе), то в 7-м истребительном авиационном корпусе ПВО Ленинграда действия «ночников» особого успеха не принесли. Хотя, как уже упоминалось выше, к началу войны из 274 лётчиков-истребителей корпуса 94 лётчика могли летать ночью. Однако, несмотря на наличие довольно большого количества (более трети!) «ночников», добиться больших достижений в ночных воздушных боях они не смогли.

     Так, по советским данным, за июль и август 1941 года на Ленинград немецкой авиацией было совершено 17 групповых налётов (в том числе 9 ночью), а в течение сентября 1941 года – 23 групповых воздушных налета, из них 12 – ночных налетов.

     Истребители ПВО доложили о сотнях сбитых вражеских самолетах (в том числе за сентябрь 120), но о ночных победах нет никаких сведений. Надо сказать, что, действуя в непосредственной близости от фронта в чрезвычайно трудных условиях, лётчики 7-го корпуса ПВО понесли очень большие потери, в том числе в «ночниках». Так, за сентябрь количество боеготовых экипажей в составе корпуса снизилось с 112 до 47, из которых только 5 имели подготовку для действий ночью и в сложных метеоусловиях.

     С 1 октября по 5 декабря 1941 года Люфтваффе произвели на Ленинград ещё 84 налёта, большинство из которых – 69 налётов – были совершены ночью. Бомбардировщики подходили к городу на высоте 5.000 – 6.000 метров с разных направлений небольшими группами или по одному с интервалами между ними в 10 – 20 минут. Судя по всему, за всё это время лётчиками ПВО был достигнут лишь один-единственный успех в ночном воздушном бою.

     Этому предшествовала разумная инициатива командования ВВС Ленинградского фронта, которое приняло решение выделить из состава авиакорпуса один полк и всецело переключить его на ночную работу. Таким образом, 10 октября 1941 года 26-й полк в составе двух эскадрилий был преобразован в полк ночных истребителей. 1-я эскадрилья была укомплектована самолетами И-16 и И-153, 2-я эскадрилья — истребителями Як-1 и МиГ-3.
      
     Именно лётчик 26-го полка младший лейтенант А. Т. Севастьянов и добился успеха в ночном бою, который произошел в ночь с 4 на 5 ноября. В ту ночь немецкая авиация довольно сильно бомбила Ленинград, при этом пострадал завод «Красный выборжец» и Финляндский вокзал. 

     Патрулируя в небе над Ленинградом, Севастьянов на своем самолете И-153, израсходовав боеприпасы, в 21 час 58 минут протаранил Хе-111, после чего выпрыгнул с парашютом. Потерявшая управление «Чайка» упала на Басков переулок, а лётчик благополучно приземлился на территории Невского машиностроительного завода имени Ленина.

     Протараненный немецкий самолет упал в Таврическом саду. Это был Хе-111 зав. номер 3816 (бортовой код 5J+DM) из 1-й группы 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер». С самолета спасся на парашюте и был взят в плен пилот обер-лейтенант Вильгельм Велл. Остальные члены экипажа – унтер-офицеры Вальтер Штрибер, Вальтер Хейнсон и Вальтер Микш – погибли… 

     Между прочим, Севастьянов вскоре после своего тарана был представлен к званию Героя Советского Союза, но так получилось, что этого звания он удостоился уже посмертно 6 июня 1942 года…

     Всего по официальным данным, советскими истребителями ПВО за шесть месяцев 1941 года было уничтожено в ночных воздушных боях 64 вражеских самолета, в том числе, более половины из них – защитниками столицы Советского Союза. 
    
     Продолжение следует…