Бабушка Белик

Людмила Куликова 3
Невероятно много лет прошло. У меня в памяти сидит щемящая душу история жизни бабушки, старшей в семье Белик, которые жили на первом этаже под нашей учительской квартирой. Как сейчас вижу: она, ковыляя искалеченной ногой, с больным бельмом глазом, всегда в одном одеянии, с фартуком и в платочке, торопится к сараям, где находилась живность, как у всех, кто жил в совхозе "Илийский". Я испытывала к ней почти родственное чувство - не могу объяснить почему. Это был очень тёплый человек. Видимо, и она ко мне хорошо относилась. Может, потому, что я работала учителем.   

Как-то, спускаясь на первый этаж, я увидела, что бабушка сидит на площадке на табуреточке и чистит чеснок в чашке. Я нетактично поинтересовалась её больными руками. Как ей удаётся так ловко "шуршать"? Вот и поведала она мне историю, достойную кинофильма или хорошей книги.   

Во время войны у неё был трое детей. Муж ушёл на фронт. Она работала на военном заводе. Всем солдатам давали пайки и ей дали на троих детей. Однажды случилась авария на заводе. В результате взрыва она потеряла один глаз, искорёжило всё тело. То, что она стала калекой, поняла только в госпитале. "Иду" - говорит- "я по коридору, а навстречу мне идёт человек весь в бинтах. И тут поняла, что это мое отражение". Ударившись о зеркало, упала в обморок. 

Самое тяжкое было потом, когда вернулась на завод. Мастер поставил её на лёгкую работу, но паёк не урезал. Пожалел и велел ей никому не говорить, всё-таки трое детей. Но прознали нерадивые бабы завистливые. Зазвали в туалет и страшно избили. Покалечили за то, что она получает с ними одинаковый паёк за лёгкую работу. Мастер не изменил нормы, да и бабам попало. Но, видимо, крепко засела в сердце обида. Когда она делилась воспоминаниями со мной, у неё тряслись руки, стучали зубы, горько плакала. Слёзы вытирала фартуком. Чеснок прыгал в ладонях. 

Я дослушала до конца и дрожала вместе с ней - передалось волнение. А потом и заревела, как она. И ни грамма злости я не почувствовала в этом рассказе. Только боль. Может, бабушка ждала момента, кому рассказать о прошлом, о том как она натерпелась. А тут я подвернулась...   

Меня задел за живое рассказ бабушки. Хотела с кем-то поделиться. Вышла в интернете на сайт к Никите Михалкову, но не дождалась ответа. Видимо, не туда отправила сюжет.   

Я давно уехала из совхоза, более сорока лет прошло. Один из внуков, мой бывший ученик, вышел на мою страницу в соцсети. Мы вспомнили историю этой нелегкой жизни, которая "прошлась" по моему сердцу и осталась в нем.