Самарин Александр Дмитриевич

Вячеслав Иванович Марченко
День памяти:
17/30.01 – день кончины (1932 г.)

Самарин Александр Дмитриевич родился 30 января 1868 года в городе Москве в дворянской семье. Племянник знаменитого славянофила Ю.Ф. Самарина и сын Д.Ф. Самарина, также известного славянофила.
Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода.

В 1891 году окончил историко-филологический факультет Московского Императорского университета.

В 1891-92 годах – вольноопределяющийся 6-й батареи 1-й гренадерской артиллерийской бригады.

Пользовался огромной популярностью среди московской интеллигенции.
Будучи очень религиозным человеком консервативного склада, А.Д. Самарин с юных лет выступал в качестве церковного публициста: в 1890-е годы он приобрел известность своей резкой полемикой с В.С. Соловьевым, которая велась им со строго православных позиций.

В 1893-99 годах служил земским начальником в городе Бронницах Московской губернии.

В 1895 году награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
В 1898 году – орденом Святого Станислава 2-й степени.

В 1899-1908 годах – предводитель дворянства в Богородском уезде Московской губернии.

С 1900 года – камер-юнкер Двора Его Императорского Величества.

В 1901 году награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
В 1903 году – орденом Святого Владимира 4-й степени.

С 1906 года – камергер Двора Его Императорского Величества.

В 1908-15 годах – московский губернский предводитель дворянства.

В 1909 году награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

С 1910 года – в должности егермейстера Двора Его Императорского Величества.

6 декабря 1911 года Государем Императором Николаем II награжден орденом Святого Станислава 1-й степени.

С 1912 года – почетный опекун опекунского совета учреждений Императрицы Марии Феодоровны.

С 3 сентября 1912-го до 1917 года – Член Государственного Совета в Санкт-Петербурге.

27 мая 1913 года Государем Императором Николаем II награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, был назначен главным уполномоченным Российского общества Красного Креста по эвакуации во внутренние районы Империи.

С 5 июля по 25 сентября 1915 года был Обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода.
Репутация строго православного деятеля обеспечила ему влиятельное положение в московском земстве и назначение на пост Обер-прокурора Святейшего Синода. На посту обер-прокурора А.Д. Самарин проявил необыкновенную стойкость и принципиальность. Он был одним из самых популярных и уважаемых членов Государственного Совета и Правительства...
Московская Духовная академия, ректором которой был тогда епископ Феодор (Поздеевский), избрала его своим почетным членом во уважение к его кратковременному, но самоотверженному и полному святой ревности о славе Русской Православной Церкви служению в должности обер-прокурора Святейшего Синода.

В 1916 году награжден орденом Святого Владимира 2-й степени.
21 мая 1916 года Государем Императором Николаем II награжден орденом Святого Владимира 1-й степени.

В первые после революции годы имя А.Д. Самарина не сходит со страниц доживавшей свои последние дни церковной печати, а позднее постоянно встречается в самой негативной окраске в печати антирелигиозной, обличающей его в крайней контрреволюционности.
В эти годы, А.Д. Самарин, подобно ряду других – в прошлом высокопоставленных – лиц, сумел вполне переключился в сферу религиозных, церковных интересов, всегда бывших ему близкими.
В июне 1917 года он был на Чрезвычайном епархиальном съезде духовенства и мирян, экстренно созванном для избрания митрополита Московского и Коломенского, как один из возможных кандидатов на Московскую кафедру – беспрецедентный в истории Русской Православной Церкви XX века случай, когда кандидатом на один из высших церковных постов стал мирянин. При первоначальном голосовании архиепископ Литовский и Виленский Тихон (Белавин) и Самарин получили равное число голосов – по 297. В ходе окончательных выборов за Самарина проголосовали 303 делегата, за владыку Тихона, избранного митрополитом – 481.

На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917-18 годов А.Д. Самарин – Товарищ Председателя Священного Собора.
Он был единственным мирянином, предложенным в Патриархи.

С 30 января 1918-го по 1919 год – Председатель правления Совета объединенных приходов города Москвы.
Захват власти большевиками в октябре 1917 года с первых же дней ознаменовался их наступлением на религию и Русскую Православную Церковь. Антицерковные акции принимали часто бандитские формы: сопровождались грабежами храмов, издевательствами над священниками, кощунством над церковными святынями. Это вынудило наиболее активных церковно-общественных деятелей принять возможные в тех условиях контрмеры. Одним из них было создание Совета объединенных приходов под председательством Александра Дмитриевича Самарина и его заместителя Николая Дмитриевича Кузнецова. Этот совет был создан 30 января на Собрании духовенства и мирян. Одной из мер защиты храмов от поруганий, "принятых на вооружение" Советом Союза 18 января, а потом Советом объединенных приходов, был набатный колокольный звон для созыва народа к храму, но без оружия! Это не на шутку встревожило власти; они ждали, вероятно, хорошего предлога, чтобы покончить с этим оппозиционным органом, устроив показательную расправу над его составом и другими инициативными лицами из церковной среды.

С 1918 года Александр Дмитриевич развил активную церковно-общественную деятельность на посту Председателя правления объединенного Союза приходских советов Московской епархии. И, конечно, эта, весьма полезная для Церкви его деятельность, сейчас же была взята под надзор "безбожниками" и, в конце концов, дорого обошлась ему.
17 мая 1918 года на квартире у А.Д. Самарина был произведен обыск. После следующего обыска, произведенного в его отсутствие, он стал скрываться, живя под чужими документами.
Под угрозой ареста был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Оптиной пустыни.
В октябре 1918 года по поручению патриарха Тихона выехал в Киев с письмом к митрополиту Антонию (Храповицкому) по поводу украинских церковных дел, но на станции Брянск был арестован.

6 октября 1918 года он был арестован на вокзале города Брянска и заключен в тюрьму-изолятор города Орла. Провел в орловской тюрьме полтора месяца, затем был переведен в Москву, где первоначально содержался в тюрьме ВЧК на Лубянке, затем переведен в Бутырскую тюрьму.
На Пасху 1919-го участвовал в Богослужении в тюрьме в качестве руководителя импровизированного хора.
19 апреля 1919-го был освобожден.
Продолжил работу в качестве Председателя Совета объединенных приходов Москвы.

28 августа 1919 года арестован вторично вместе с Рачинским. Заключен в Таганскую тюрьму.
Обвинение при аресте: "антиправительственная деятельность Совета объединенных приходов г. Москвы".
В 1918-19 годах по инициативе центральной власти ее местные органы по всей стране проводили кампанию по закрытию монастырей и по вскрытию мощей почитаемых Русской Церковью ее святых угодников. Эти вскрытия вызвали протесты верующего народа, а иногда и серьезные эксцессы.

Московский ревтрибунал в 1918 году рассмотрел дела привлеченных по этому делу и вынес приговор. Но в апреле 1919 года следствие было продолжено и к нему были присоединены дела еще ряда лиц, в основном из московского духовенства, которые были обвинены в активной пропаганде религиозной деятельности. Среди них оказались бывший обер-прокурор Синода А.Д. Самарин и Н.Д. Кузнецов, которые "правоохранительными органами" советской власти были признаны "главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций, имевших цель... вызвать в самой гуще не совсем осознавших свое классовое положение крестьян и рабочих... активное сопротивление советской власти, чтобы свергнуть ее... и вернуть власть царя, помещиков и капиталистов". А.Д. Самарин и Н.Д. Кузнецов собой, можно сказать, в значительной мере заслонили других привлеченных по делу лиц. И сам процесс получил название "процесса Самарина-Кузнецова", по делу которого проходило 17 человек.

На допросе А.Д. Самарин заявил: "...После Октября я занялся исключительно церковными делами, будучи товарищем председателя приходского Совета <...> Я всегда был убежденным монархистом и сознательно служил этому строю <...> После октябрьской революции я также, считаясь со всеми обстоятельствами, подчинялся новой власти, оставаясь идейным монархистом, но считаю даже безрассудным в настоящее время какие-либо действия к реставрации монархии <...> Ни в каких политических союзах, я не состоял <...> Я открыто и в сношениях с совнаркомом, и в других церковных выступлениях по поручению Церковного Собора старался отстаивать необходимость известной связи Церкви с государством без всякого посягательства на свободу Церкви <...> и ее имущество".

11-15 января 1920 года состоялся показательный судебный процесс под председательством Смирнова. Государственным обвинителем выступал Крыленко.
В своем заключительном слове Александр Дмитриевич спокойно и с достоинством говорил: "Государственный обвинитель совершенно верно и справедливо сказал, что вменяемые мне в вину нарушения закона – по существу – только повод для привлечения меня к суду как тягчайшего преступника <...> Процесс <...> является не моим личным процессом <...> а процессом "за Бога" и "против Бога". И я открыто заявляю: "я – за Бога", и какой бы приговор, вы, граждане народные судьи, мне не вынесли, я приму этот приговор как ниспосланную мне возможность делом подтвердить то, что составляет смысл и содержание всей моей жизни".
15 января 1920 года Московским губернским революционным трибуналом он был осужден по групповому "делу Самарина-Кузнецова. Москва, 1920 г." в "организации контрреволюционного общества под названием "Совет объединенных приходов".
Ревтрибунал постановил: Самарина А.Д. и Кузнецова Н.Д. как "вдохновителей церковной контрреволюции и явных врагов Рабоче-Крестьянской власти расстрелять; но приняв во внимание мощь пролетарского фронта, героические победы рабочих и крестьян над мировой буржуазией и амнистию ВЦИК от 5 ноября 1919 года Самарину и Кузнецову расстрел заменить заключением в концлагерь до окончательной победы пролетариата над мировым капитализмом".
Вскоре этот период конкретизировали – присудили заключение на 25 лет.
24 июня 1920 года постановили не применять к ним амнистии как к активным врагам пролетарской власти.
26 ноября 1920 года ревтрибунал по амнистии сократил срок до 15 лет.
В марте 1922 года по постановлению ревтрибунала Александр Дмитриевич был освобожден.

В 1922-25 годах состоял экскурсоводом в музее-усадьбе "Абрамцево" в поселке Абрамцево Московской области.

30 ноября 1925 года был арестован в Абрамцеве.
Обвинение при аресте: "церковная работа вместе с митрополитом Петром (Полянским) и митрополитом Кириллом (Смирновым)".
Арестован неким Запалло, ордер на арест подписал Ягода.
Во время следствия содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке, затем – в Бутырской тюрьме в Москве.
Основное обвинение, предъявленное А.Д. Самарину, выразилось в обвинительном заключении в том, что:
"а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к/революционной организации, он с 1917 г. все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежащих черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль.
б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед соввластью, давая линию и тон во всех важнейших вопросах, как например, во время изъятия церковных ценностей, а после изменения Тихоном политики по отношению к соввласти, выдвинул и сорганизовал черносотенное ядро, так называемый "Даниловский синод", при помощи которого постоянно оказывал давление на Тихона, заставляя поворотить его на старую дорогу.
в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиево-Посаде, состоящей из бывших людей, проводя в жизнь решения и постановления последней.
г) Подчинил себе гр-на ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича (митрополита Петра), так называемого патриаршего Местоблюстителя, руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав под его контроль черносотенного даниловского синода".
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР А.Д. Самарин был осужден по статьям 62, 68 УК РСФСР по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г.".
Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь.
Был осужден и сослан вместе с архиепископом Гурием (Степановым).

С 20 июня 1926 года по июнь 1929-го отбывал ссылку в Якутии.
В городе Якутске занимался переводом с немецкого книги О. Бетлинга по научной грамматике якутского языка и преподаванием немецкого языка. Продолжал участвовать в Богослужениях.
Местные христиане проявляли о нем большую заботу.
26 апреля 1927 года писал родственникам: «Служба Страстной: все чтения и пения, которые выполнялись мною в условиях нашей жизни, давали особенно благоприятную возможность для восприятия не только умом, но и сердцем их глубокого и трогательного содержания. В Пятницу и Великую Субботу, так как часы нашей службы не совпадают с соборной, я имел возможность быть и тут, и там. В соборе нет совсем чтецов – мое чтение ценится. А для меня чтение в такие дни – великое утешение, и, значит, я имел счастье дважды перечувствовать красоту службы. Певчие, совершенно неожиданно, вынесли мне ноты 3-го голоса, когда вышли к Плащанице петь трио "Воскресни, Боже"».
1 августа 1927 года в Якутск приехала его дочь Лиза, о которой остались такие воспоминания: "Эта удивительная русская девушка едва ли не с пятнадцати лет взялась за полные тягот и опасностей обязанности связной. С монашками из разогнанных монастырей и с верующими лицами стала ездить по России с одеждой и деньгами, тайно жертвуемыми заключенным и сосланным духовным лицам. И – по стопам воспетых русских женщин – последовала за отцом в якутскую ссылку".
В день приезда дочери Александр Дмитриевич переехал в отдельный домик, где стал жить вместе с ней, владыкой Гурием (Степановым) и его племянницей Елизаветой Ивановной.

В сентябре 1928-го был переведен в Олекминск в Якутии.
Там преподавал немецкий язык врачам местной больницы.

Начиная с 10 июля 1929 года, последние годы жизни, А.Д. Самарин провел в Костроме, куда был сослан как "социально-опасный элемент". Там Александра Дмитриевича нередко можно было видеть в роли чтеца, регента или псаломщика в одной из незакрытых тогда еще местных церквей – в храме Всех Святых.
По своим церковно-политическим взглядам был един с непоминающими митрополита Сергия (Страгородского).

Весной 1931 года был в последний раз арестован, содержался в костромской тюрьме, но вскоре освобожден.
После закрытия храма Всех Святых посещал храм святых Бориса и Глеба.

30 января 1932 года умер в костромской ссылке.
Место захоронения: город Кострома, Александро-Невское кладбище (было позже ликвидировано).

Литература:
1. Самарина-Чернышева Е. А.Д. Самарин// Московский вестник. 1990. № 2-3.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 128, 129, 173, 225, 240, 241, 267, 888.
3. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 273.
4. "Дело Петра Полянского"/ Сост. М.Е.Губонин. Машинопись. Архив ПСТБИ.
5. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е. Губонин. Машинопись. Архив ПСТБИ.
6. Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Март. № 20. С. 13.
7. Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999. С. 7, 17, 20, 29, 31-35, 47, 28, 51, 52, 64, 70, 74, 77, 80, 83-85.
8. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 221-227.
9. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 14, 18, 31, 54, 67, 137.
10. Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: Издательство ПСТБИ, 2001. С. 121-206.
11. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 23, 25-29, 160-161, 169-170.
12. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. С. 14, 63, 79, 80, 82, 86, 88-91, 204, 215, 232, 233, 242, 264, 283, 285, 324, 451, 456, 457, 464, 466, 469, 604, 863, 865, 866.
13. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т. 1. Л. 143-143об. Т. 2. Т. 4. ЛЛ. 137-144.
2. ЦГАМО. Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6,7.