Как Иван пришел к Богу

Людмила Куликова 3
В 70-х годах я работала в целинном совхозе «Илийский», в Казахстане. Администрация совхоза пригласила двух художников для оформления усадьбы к юбилею. Я до сих пор помню красочный плакат при въезде в посёлок. 

Художники оформляли усадьбу около двух месяцев. В это время они жили в местном клубе. Одного из них звали Иван – муж моей близкой подруги, художник по призванию,работал на ВДНХ оформителем. Мы его любовно называли «Ванюшка». Этакий весельчак, любитель анекдота,добряк, всегда ходил под хмельком. Постоянно носил черный беретик – атрибут всех художников. 

Прошли годы. Подруга позвонила мне и сказала, что Ванюшки не стало.Иван страдал подагрой и почти год не выходил из дома,больше лежал. Но вот что интересно: накануне перед смертью Иван вдруг сказал, что хочет покреститься. Он был некрещеным и атеистом, да и посмеивался над  верующими и над нами, когда мы ходили в церковь. 

Жена сына побежала в храм(они жили в Курске). В храме только что закончилась вечерняя служба. Невестка попросила батюшку прийти к умирающему тестю. 

Священник, не расспрашивая, пришёл и исполнил последнюю волю Ивана, но перед этим он спросил, по своему ли желанию больной хочет покреститься. Ванюшка сказал, что его никто не уговаривал, и он сам принял это решение. Батюшка исполнил обряд, а утром Вани не стало. 

Как мы переживали, что Иван так и уйдёт,  непокаявшимся,  некрещеным. Видимо, Бог  даёт человеку перед смертью возможность  продумать и увидеть всю свою жизнь  и успеть сделать выбор. Об этом я прочла в книгах святителя Игнатия Брянчанинова, где он привел не один пример о жизни и смерти.