Наследство

Борис Скоков
          НАСЛЕДСТВО 

   Маленькая повесть

1.

Недаром говорят ,что два переезда равносильны пожару. Просто удивляешься,откуда столько всякой всячины  вдруг обнаруживается в нашей маленькой комнате-в грузовик не вмещается.Чего тут только нет!Вроде и не нужно совсем,а бросить жалко.Ведь с этими  вещами мы жили,сроднились,приросли душой.
Максим отобрал то,что взять на новую  квартиру.Мать делала переоценку и выяснилось,взять придется почти все.
-Мама,ну зачем нам этот сундук?Это же каменный век.
Высокая худенькая женщина выпрямилась ,пригладила седые волосы и пристально взглянула на сына:
-Максим,ты помнишь отца?..Он любил на этом сундуке сидеть «Основательная вещь,-говорил он,-не то что современные стулья.Да и тебя часто посадит  на колени  и давай скакать
-По горам,по долам,на раздутых парусах…Неужели забыл?
Макс смутился.Он действительно не помнил отца.Отец умер.когда ему было три года.Столько  времени прошло.Осталась лишь одна фотография,с которой на него смотрел  широкоплечий мужчина с усталыми глазами.Он чуть улыбался одними губами, и  улыбка была печальной и немного виноватой.Максиму ни разу не удавалось выдержать этот взгляд отца,вызывающий смутную тревогу и какую-то необъяснимую вину перед ним.
…Сундук решили взять.Мать пошла в магазин,а Макс попытался оттащить сундук в прихожую.К своему удивлению,он не смог даже оторвать его от пола-это с  его-то силой!Он с трудом откинул крышку.Сверху лежала старая шаль,а под ней-книги,много старых книг,в основном справочники по строительству.Максим стал выкладывать их и на дне сундука увидел пожелтевшие листки исписанной бумаги.Он  сгреб их в кучу и бросил  к стенке рядом со старыми книгами.»Какой ладный сундучок! Может,действительно ,пригодится,»-он захлопнул крышку и сел,прислонившись к стене.Его взгляд задержался на фотографии отца,что висела на противоположной стене.Их взгляды встретились. Чуть заметная усмешка промелькнула на губах отца.Или это показалось…Но этого было достаточно-сын не выдержал  и отвел глаза,чувствуя  себя опять в чем-то виноватым.Чтобы отвлечься,он поднял с пола несколько листков,исписанных мелким каллиграфическим почерком.»Стихи…Неужели это отец баловался?»-Он еще раз посмотрел на фотографию отца.Тот  глядел строго и отчужденно.
Макс поднял листки,закрепленные скрепкой:»Дневник,-прочитал он.-Дневник отца.Никогда бы не подумал.Мать ни  разу не говорила.».-Он перевернул страничку и стал читать.
«Максим!Сын!Мне очень хочется ,чтобы ты прочел мой дневник,мою исповедь до конца.Я прожил  недолгую жизнь,а когда ты будешь читать эти сроки ,меня уже не будет.Но прожил  ее честно:ни перед кем не сгибался и людям прямо в глаза смотрел,а это не так уже и мало…И все же хочу.чтобы твоя жизнь сложилась иначе,лучше,счастливей.
А ведь я тоже был молод , здоров, силен, и как будто ,не глуп… Я любил жизнь…(Я и сейчас ее люблю не меньше,но уже по-другому.)И жизнь улыбалась мне…
Сынок!Наберись терпения и прочти мои записи.Я, как мог,изложил их на этих листках.»

2.

Июльское солнце 37 года пекло немилосердно…  Я жил ,как все в то время:пытался стать добровольцем чтобы защищать демократию от фашистов в Испании,слушал по радио про наш Ворошиловский залп,которым мы сметем всех врагов  наших-пусть только сунутся!И,конечно, учился.Вся страна ,казалось,училась.Тяга к учебе была огромная,и я окончил Ленинградский строительный техникум и уже второй год работал на стройке в областном центре.
Правда,неизвестно откуда появились новые слова и термины»сексот»,»черный ворон»Что такое « сексот» и зачем он?-я смутно  понимал,но что такое «черный ворон»-быстро усвоил на практике.Ночью нагрянули и взяли старшего брата Володю.И теперь мой брат-враг народа.А я-родственник врага народа.И,конечно,об Испании не могло быть и  речи…
По ночам стали прислушиваться:куда  проедет «черный ворон»!Ведь тогда машин  было мало.И каждый думал:»Хоть бы на нашей улице не остановился…:»Но видно,много ее врагов народа,особенно по ночам…
В начале лета меня с бригадой рабочих  отправили в районный центр на строительство райисполкома.Нужно было закончить кирпичную кладку  и подвести крышу.И вот я сижу в своей будке и изнемогаю от зноя»Хоть бы дождичек какой завалящий,а то так и сваришься.»
В будку входит Иван-молодой каменщик:балагур,весельчак,и ,как он говорит о себе,любитель женской натуры.Но сейчас он серьезен,и ,небывалое дело-дверь за собой закрывает.И зимой за ним такой грех не водился,а тут такое пекло.
-Чего тебе?Зачем дверь закрыл?Жара ведь…
 -ТыСтепан Матвеевич,погодь-не волнуйся.Будет тебе дудка,будет и свисток.Он подошел к бачку с водой,налил полную кружку и выдул все.
Разговор имеется.-Он загадочно скосил глаза на дверь.-И лучше без свидетелей.
Я удивился.Таким Ивана никогда не видел.И по отчеству не называл-мы почти одногодки
-Ты,Матвееч,эту мокрицу знаешь?-Он плюнул в пол.-Прости ,боже,но никак не гоже,когда такие сволочи по земле ползают.
-Да ты никак пьян,Иван?Какая мокрица?Ох ,смотри.доведут тебя бабы…
-Какая там пьянка!Ты плотника Козловского знаешь?Ну,глисту эту длинногубую?
-Ну…-Я .признаться,и сам недолюбливал этого Козловского.Вечно он при встрече угодливо улыбался .Но плотник был неплохой  ,а человек тихий и какой-то незаметный.
-Знаешь!Ни хрена ты не знаешь!Ты думал,кто он?Этот тихоня-ублюдок!
-Как кто-плотник.
-…,А  не плотник.СЕКСОТ он.-Иван вскочил со скамьи налил еще кружку тепловатой воды и жадно выпил.
Я растерялся и не знал ,что ответить
-Не может быть…Откуда?
-От верблюда!-Он зло выругался и сел за стол напротив меня.
Мы вот что удумали,Степан Матвеевич-этой мокрице не жить!Несправедливо будет это,если таким жить.Спишем к ядреной фене!
-Ты спятил!-Я выскочил из-за стола.-Ты раскинь своей дурной башкой!Че ты мелешь?
-Сядь!-крикнул Иван,-и не возникай.Мы так решили.
-Кто? Кто это мы?
-Мы-это бригада!Твое дело-сторона.Не сомневайся-все будет шито-крыто…
-Как это-кры-то?-Я онемел.
-Очень просто.Мы сейчас заканчиваем кладку..Так вот… Он,этот козел,будет носить кирпич на носилках с подручным Сашкой Мельниковым на самый верх.Так вот,мы там на лесах одну доску не прибили…Понял?А напарник его знает…Избавимся от этого гада- и точка.
А я?Что со мной будет?Ты об этом хоть догадываешься?
-А ты после обеда не выходи.Сходи к зубному.Сам же жалился на зубы.Так и вырви к хренам.Я с Веркой договорился.Она записала тебя к зубному на пол-третьего.
-Что за Верка?И она знает?!
-Да не.Верка-это Вера.В общем.-он немного замялся-моя хорошая знакомая.И не знает она ничего.Ты че,меня совсем за дурачка принимаешь.
-Постой,-я встряхнул головой(уж не сон ли это…)-Откуда ты все это выкопал?Ну…что этот –сексот?
-Да уж знаем.Тебя не хотели впутывать,а знали давно.А неделю назад он  на главврача из местной больницы застучал.Верка случайно слыхала ,как он по телефону,да и сразу не сообразила,что к чему.А вчерась его замели-врача-то.А в городе сколько он заклал,подлюга!Старается,сволочь!..Так что,Степан Матвеевич,-он встал,надел кепку-всем видом показывая ,что разговор окончен.-Прощевайте,покедова!И смотри,чтоб после обеда…Сам знаешь… Я пошел!
Дверь захлопнулась и я в изнеможении опустился на скамью.Жары я уже не чувствовал.»Сексот…»-Я был твердо уверен,что такие вещи есть только ТАМ или были ТОГДА при старом режиме.Я об этом читал где-то.Правда,слово «сексот» не встречал никогда.
-Какой гад.Ну  постой.Что же получается?Раз к нему прислушиваются и ,стало быть,верят-значит,он кому-то нужен……Кому же?Мне он не нужен.Ребятам?-Тем более.Так .кому?-От этого вопроса становилось не по себе…

3.

В понедельник вечером мне на квартиру принесли повестку ,в которой черным по –белому было написано:»Гражданину  Костикову Степану Матвеевичу явиться 13 июля к 10 часам в районный отдел НКВД.Явка строго обязательна.»
Я повертел бумажку так и сяк.В голове происходило странное торможение.Хотелось зевать…»Что за глупость.Чего мне бояться?Надо взять себя в руки, а то раскис,как баба».А сомнения не оставляли.-«И еще этот Козловский.Свалился почти с крыши. И ничего!Везет сволочам.А теперь иди ,за него отдувайся.»А что меня вызывают в связи с этим делом-я не сомневался.
Районный отдел НКВД занимал левую часть первого этажа райкома партии.Дежурный  показал на самый конец коридора, велел ждать,когда вызовут.
Ровно в десяь дверь приоткрылась и я услышал короткое:»Войдите!»
Я застегнул пиджак нового шевиотового костюма и вошел в кабинет.
 За столом возле окна с решеткой сидел сотрудник:молодой парень .почти мой ровесник-блондин с довольно симпатичным лицом и что –то 
сосредоточенно  писал.Я огляделся.Кроме стола и небольшого сейфа в комнате ничего не было, да и кроме табуретки,которая приткнулась в самый угол кабинета.И стояла она странно-вверх ногами.Я нагнулся и попытался перевернуть ее,чтобы сесть.
-Не трогать!Садитесь так!
Я вздрогнул от окрика.
-Садитесь!
Голос звучал резко,неожиданно и странно,что я растерялся.И…сел.Вернее ,попытался сесть на ножку перевернутого табурета.В сознании образовалась дыра,наступило отупление.

-Фамилия?
-Кос-тиков.
 -Имя?
-Степан.
-Отчество?
Я судорожно стал вспоминать и в ужасе никак не мог припомнить.
-Отчество?-требовал голос.
-Матвеевич…
-Год рождения?
-Девятьсот четырнадцатый.
-Социальное положение?
-С-лужащий.-Я понемногу приходил в себя.»Надо взять себя в руки.Спокойно.Степан,держись поуверенней,»
-Родители –кто?
-Мать –Мария Антоновна,домохозяйка.Нас у нее пятеро-трое сыновей и две дочери.Отец-Матвей Кузьмич работал десятником на стройке.Умер в двадцать  пятом.Лодка перевернулась в середине Иртыша,когда он вез мешки с мукой с мельницы.Был октябрь,холодно,но отец выплыл.А потом заболел и через две недели его не стало.
-Кстати,о муке.Твой дед мельником был?
-Да,у него была небольшая мельница,но это было давно,еще до моего дня рождения.Он ее купил.когда из армии пришел георгиевским кавалером.Ведь он в армии прослужил двадцать лет.Тогда и купил,а в тридцатом продал за долги.Так мне мать говорила.
-Так.Значит,если я тебя правильно понял,твоя мать не работала,а имея пятерых детей,жила на зарплату мужа-десятника.
-Да.верно.Работал только отец,на стройке.Он строил дома.Жили мы,конечно,не богато,но лошадь и корову имели.  «К чему это он клонит,-подумал я,-причем тут отец и дед?Странно…»
-Комсомолец?
-Нет.
-Под судом и следствием состоял?
-Не-е.
-Дед живой еще?
-Нет-умер.
-Это ты подстроил Козловскому?
 -Нет,не я…Я осекся и с ужасом понял,что проболтался.Меня как сопливовго
мальчишку усыпили и нагло объегорили.
-Нет!Ничего не знаю об этом.Козловский  сам просто запнулся и  упал с лесов,но,к счастью,не пострадал.Лишь несколько царапин.
-Значит.запнулся и упал… Понятно.И ,к счастью,не пострадал.Молодец!Нет,не Козловский.Ты ,Костиков,молодец!Все ясно.Молодец-то ты молодец,да дурак!Советую во всем признаться.Ведь
-Ты ,Костиков,врать не умеешь,да и мы все знаем о твоем брате и многое другое.Запираться бессмысленно и даже глупо.Подумай хорошенько.Сейчас решается твоя судьба.Мне кажется,что зачинщик не ты.Расскажи все .как было и тебе зачтется.
«Чтоб тебе на том свете зачлось,скотина!-подумал я –Обвести меня,как мальчишку,как щенка.И-кого?-меня,который считал себя умным и даже гордился своим умом и наблюдательностью.-Что же делать?»
Все дальнейшее происходило как в дурном сне.Я подписал какие-то бумаги и  меня увели в камеру.Весь оставшийся день и ночь я провел в нервном полузабытье.Наконец,меня повели в суд ,в ту самую комнату,где вместо одного следователя было трое чужих людей,которые  без проволочек за пятнадцать минут решили мою судьбу:десять и пять поселения…
Стемнело,когда меня под конвоем  вывели на улицу и провели в церковь.Та была высокой и старой:с одной стороны  распологался аптечный склад,а с другой-наверху находилась камера для осужденных.Там они обычно проводили несколько дней,пока их не отправляли в город.

4.

Церковь находилась на самом высоком месте,недалеко от крутоо берега Иртыша.В камере было прохладно и ,несмотря на ночь,довольно светло.Из окна с решеткой лился серебристый свет полной луны.Пахло свежим сеном и лекарствами.
Я присмотрелся.На деревянном полу стояли два ящика из-под посуды.На одном из них дремал дед,на другом-сидел полный мужик лет сорока ,обхватив голову с густыми светлыми волосами.На грязном полу валялись осколки битого стекла.Сесть было не на что,и я стал нервно ходить из угла в угол.Мне никак не хотелось,да и не мог поверить в то,что со мной внезапно произошло –словно льдиной накрыло.
«Надо что-то делать!Но-что?...Не может быть ,чтобы выхода не было.Не могут у нас так просто и быстро ни за что посадить.Ведь есть же справедливость.А какая справедливость может быть здесь,в этой дыре?Почти деревня… Нет-надо в город.Там помогут,разберутся и помогут.Обязательно разберутся.Но как попасть туда?Привезут-то меня в город.привезут.Да под конвоем.А кто тебя станет слушать-арестанта?А?Правильно-никто.И не станут с тобой разговаривать.Пропадешь ты,Степан,задаром.»
Я продолжал вышагивать по камере.Семь шагов в длину,пять –в ширину.Лишь стекла похрустывали под ногами.
-Сынок!-вдруг услышал голос деда.-Сидай сюда.Тут ящик большой.Всем хватит.Чего маячишь?В ногах правды нет.
Я опустился на ящик.Тот жалобно заскрипел.
-Ты ,сынок,здоров,як  бугай.Смотри,палати наши не сломай.Как звать-то величать по батюшке?.
-Степан.Степан Матвеевич.
Удивительное дело,простой человеческий голос этого деда подействовал на меня по домашнему успокаивающе.
-Не тужи,Матвеич.Все перемелится,все пройдет.Недаром старики раньше баяли:»От сумы,да тюрьмы не зарекайся .»А че тебе прописали и сколь?
-Десять и пять поселения.И ни за что!
-Ясно .ни за что.Мне вот тоже червонец притянули.
-Вам!?За что?
-Слышь,сынок,я ведь не против.Я так и сказал,когда зачли.Поклонился им в ноги и сказал:»Спасибо вам,хлопцы,большое.Мне семьдесят восемь стукнуло,три зуба осталось.Я и крест себе приготовил, а вы меня еще к десяти годкам приварили.Спасибо вам,хлопцы,от меня и моей старухи.»
 -Да Вас –то за что?Извините,не знаю имени-отчества.
-Митрий Спиридонович.
-Дмитрий Спиридонович,за что Вас?В таком возрасте!
-За дело!Не будь дураком,старый хрен!Надумал добро сберечь-боком и вышло.
-Как это?
-Абакновенно…Мужики  возили семена пшеницы на лошадях,да немного просыпали на дорогу.Смотрю в окно:куры да гуси зерном  балуются.Не  выдержал  старый  черт –вышел  и  намел немного  с  пылью  в  ведерко.
Не мог смотреть,как хлеб на  дороге  валяется.Ну просеял  пыль.Тут  меня самого  и  замали.      Бают : «Ты  дед злостный  раз   хититель  (стало быть один раз) семенного  фонда.»
-И  за  это  -десять  лет?Не  может  быть !Тут  что-то  не  так.Тебе  ,дед, надо в город  мотать.Там  есть  большие  люди.Они  быстро  разберутся что,почем.Давай  со  мной.Не  может  быть  такого.Не  в  Германии  живем. В  нашей  стране  судят  только  по –правде.
-Так оно,сынок,так.Конечно,по-правде,а как иначе. Только  по  какой  правде?Разные я  видал  на своем  веку.
-Правда,дед,всегда одна-голая.И других  не  бывает.
-Може  и  так.  Ты  образованный ,вам  лучше  знать.  Но  вот  ты  такой ,какой  есть-тоже  один.  Так  и  правда.Може  и  одна  ,кто  ее  знает.  Да  только  к  одному  она  лицом –правда-то, а  к  другому – задним  местом.
-Нет. Я  правду  найду. И уж ,конечно  ,не  здесь  ,в  этой  дыре. Мне в  город  надо.-Я вскочил  с  ящика.-Но  как  попасть?
-Зря.все зря,-услышал  я  густой  баритон.Это наш  сосед  очнулся  и  подал  голос.-Отсюда  никуда  не  попадешь.У  всех  одна  путевка…Вас ,кажется,Степаном  зовут.Я  тоже  Степан,но  Петрович.Все три поколения  налицо.Сколько  Вам  лет, Степан?
-Двадцать три.
--Мне  сорок  пять плюс  тот  же  червонец…Недурно ,но  многовато.Ох,многовато!
-А Вас за что?
-За дело,Степан,за дело.И правильно. Не будь  умнее  других, а то так и умрешь в дураках…Я  уже шестой год работаю,вернее,работал  председателем  колхоза  «Светлый путь». Я ведь  бывший  горожанин.Видал  всякое  начальство.Да  и  колхозники  не разбогатели на  палочной  системе.
-Палочная ?Как это?Вы шутите?
-Палочная система-это работа  за  палочки,которыми  отмечаются  отработанные  трудодни.
-Вроде  табеля,что ли?
-Почти.Только оценки-сплошные  единицы,на  которые  немного  получишь…Так вот.Но  в  последнее  время  совсем  туго  стало.  Нынешней  весной  сеяли  мы  яровую  пшеницу.Ну  я  и  придержал  сев  немного.Нельзя у  нас  в  Сибири рано сеять.Ничего  хорошего  тогда  не  жди. Задушат сорняки. Ладно.Тут как тут нагрянул  представитель райкома  и  заставил отсеяться под  его  бдительным оком почти в грязь.И это пшеницу-то!
Я выговор схлопотал,он- благодарность за оперативность.И все же черт меня дернул!-гори оно все синим пламенем-утаил я от него ,этого  представителя,двести  гектаров лучшей  земли и посеял  на  ней  не 5 мая,а-двадцать  пятого.А перед этим  обработал  все поле  лущильником от  взошедших  сорняков. Так нашлась сука-заложила!..Меня и взяли…А  пшеница  моя  стоит.Колосок  к  колоску,чистая без  сорняков.А ту-другую-овсюг  задушил. Но это  уже  никого  не  интересовало.Оказалось-я противник политической линии  партии.И,вообще-вредитель. Так  и  мне надо ,дураку!Все правильно-сиди  и не  моги.За  тебя есть кому думать.-И  председатель  опять  зажал  голову  мощными  руками.
-Нет,нет и нет!-я вскочил с ящика.-Я  не  хочу!Мне в город надо!Там люди  умные.Но  как  отсюда  выбраться?Помогите мне!
-Сынок!Сидай  и  успокойся.-Дед расправил седую  бороду.-Слухай ,че я  кажу. Ты  молодой,сильный  и  жизненный  путь  еще не обозначен.Не кипятись,а слухай  стариков. Они тебе глупость не бают..Как ты попадешь  в  город,глупая твоя голова?
-Я убегу.Нет такой тюрьмы,откуда убежать невозмоно.Это еще Камо говорил.Я в город  убегу – там помогут.
-Как отсюда убжишь?Глянь-решетка,раз,-вступил в разговор председатель.-А потом,если и вылезешь в окно.то до земли больше десяти метров.Вполне хватит ,чтоб разбиться.
-А я не могу так!Поймите же.Не могу с этим согласиться.Я ведь передовиком был-про паровоз пел…
-Вот и допелись.-Председатель сплюнул.-Впрочем,сами виноваты.
-Неужто ничего нельзя сделать?..Дайте мне попробовать.Ну-ка,ящики на минуту.-Я поставил  ящики один на другой.Встал на них и ухватился за решетку.Решетка состояла из шести прутьев,седьмого прута из середины уже не было.Вместо стекла по бокам  окна торчали лишь осколки.Я попытался просунуть голову между прутьев.
-Черт! Не лезет…
-Брось.Это все зря,-сказал председатель,-лучше отдыхай,пока можно.
-В тюрьме отдохнем.Не мешайте…О боже,если ты есть на этом свете-помоги!Всего раз,умоляю!Дай мне силы на эту чертову решетку!
-Степан Петрович,подсоби  мне!
Председатель послушно залез на ящик и согнулся.А дед встал рядом и пытался помочь мне залезть на председателя.
Я залез на пошатывающумя опору,просунул правую ногу к одному пруту,двумя руками ухватился за противоположный прут,резко надавил и стал тянуть ,что было сил.Прут немного подался и встал.Дальше не получалось.Я спрыгнул со спины председателя.
-Давайте попробуем так.-Я сбросил пиджак.-Все так же ,но…Как только я ухвачусь руками  и ногой за решетку,а ты немного  выпрямишься,и я второй ногой зацеплюсь за решетку.Ты будешь меня держать,а я тягу буду делать как со штангой.А ты ,дед, поможешь председателю.
Мне удалось поставить обе ноги  на один прут решетки,повернуться лицом к окну и лечь боком на председателя.Я крепко сжал руками прут и начал тянуть изо всех сил с яростью отчаяния…Прутья подались и пошли.Вдруг что-то выстрелило ,и я полетел ,чуть не задавив деда.
-Ах,дьявол,руку порезал!-Я вскочил с пола.Из ладоней шла кровь.-Идиотское стекло…Дед ,ты не зашибся?
-Кажись,нет.Ты слюной оближи…Заживет ,як на собаке.Ты,бугай,всю решетку порешил.
-Все это зря,-председатель стоял на ящиках и смотрел в окно,-слишком высоко.больше ,чем десять-гораздо.Так что ложитесь спать,утро вечера мудренее.
-Пошел ты к черту со своей мудростью!..Мне надо выйти отсюда,и я выйду!Хоть на крыльях.-Я поднял свой пиджак с пола.
-Дед,а дед,посоветуй,как спуститься?У тебя опыт должен быть.
-Не знаю ,че и сказать…Вот мой младший брательник-покойный,-царствие ему небесное,-дед перекрестился ,-в японскую кода был,в плен попал к японцам.Дохлый ,я вам скажу ,народ(это брат  так сказывал),но дерутся як черти.Дек вот…О чем я?..
-Да о японцах и брате.Причем здесь они?Ты не в ту Африку полез.
-Ты поперек батьки не лезь…Повязали их в плен в Манчжурии и подсадили на ночь в церкву як у нас.Там у них ,братан сказывал,Китай  находится и русских хватает.И церква стояла православная…Заперли их соколиков на ночь,а утром пришли-все запоры и замки на месте,а пусто…
-Шутишь,дед.Как они ушли?По воздуху ,что-ли?
-Голь на выдумку хитра.Они,слышь,что удумали:сняли гимнастерки разрезали их на полоски ,сплели веревки и спустились через окно.У одного небольшой ножик был.
-Ну,дед,ты гений!
-Не-а.Конюх я…
-Гимнастерок у нас нет,но есть пиджаки.Правда только два.А можно из пиджаков веревку сделать?
-Почему нет?Жаль-пинжак –ладный такой.Небось,прорву денег отвалил.
-Ерунда…А чем разрежем на полоски?Не у кого ножичка нет-я задал глупый вопрос.А?..Черт.ладони как ноют…Как это  сразу не допер-можно ведь стеклом порезать.-Я поднял с пола острый осколок и попытался отпороть рукав пиджака.
-А ты,дед,умеешь плести веревку?
-Приходилось,сынок.Ты режь шириной по пол-вершка,в самый  раз будет.
Я стал распускать пиджак на узкие полоски ткани.Затем председатель связал их морским узлом в четыре длинные полоски,и дед стал плести из них веревку.Работал он не торопясь,но споро,и вскоре веревка была готова.Я положил ее на пол  и смерил шагами:пять метров с половиной-мало.Председатель снял свой пиджак и молча протянул мне.
…Через час веревка была готова:что-то около десяти метров.
-Теперь,пожалуй,хватит…Только выдержит ли.Да делать нечего.Я опять поставил ящики ,залез и привязал веревку к одному из уцелевших прутьев.Ударил гром,блеснула молния,разверзся небосвод – хлынул ливень.
-Этого только не хватало.Впрочем,даже лучше.Ни одной собаки не будет на улицах.
-Не тужи,сынок.ливень скоро пройдет,грозы короткие,но землю кормят.
-Ну…Давайте прощаться.Я решился.А ты,дед,дай-ка мне свои координаты.
-Нету милай,ничего нету.Все забрали,даже крест сняли,окаянные.
-Да нет,дед,ты скажи:где живешь,в какой деревне?Я в городе все выясню.И Вас,Степан Петрович,прошу  дать ваши данные.Постараюсь узнать.Не может же быть,чтобы не разобрались.
-Какие данные,Степан!-председатель нервно зашагал из угла в угол.-Ты б лучше остался.
-Не отваживай его,председатель,-дед перекрестился после после ослепительной молнии и мощного грома.-Пускай идет.Вольному воля.Будь здоров,сынок!Об мене не тужи.Я пожил на этом свете и другим, дай бог,желаю не меньше. 
-Вы это…-Я не знал,что сказать.-Я и так запомню вас на всю жизньБудьте спокойны,в городе не промолчу…Степан Петрович,как только вылезу,веревку брось вниз…Ну,прощайте!
-Я пошел.Не знаю.почему,но мне тяжело было покидать этих,ставших за одну ночь близких мне людей.
Гроза так же внезапно кончилась,как и началась.Снова выглянула луна,где-то спросонок собака залаяла ,но,будто устыдившись,смолкла.Пахло свежестью.Дышалось легко и свободно.Я взобрался на подоконник,стараясь не смотреть вниз,начал спускаться,терпя жгучую боль на ладонях.Наконец,когда до земли оставалось метра два, я спрыгнул.
Кругом тихо и не видно ни души.Я подергал веревку.Председатель отвязал веревку и бросил мне ,помахав рукой на прощание.Я зашагал в сторону своей квартиры. 

5.

Я жил у бабки Таси в ее чистой ,уютной горнице.Небольшой домик с палисадником находился почти на краю села.Надо было взять деньги и еще кое-что из одежды.Страшно хотелось есть.Израненные ладони ныли,но это не пугало.Главное-как  добраться до города.Скоро светать начнет,надо торопиться.Я подошел к домику бабы Таси.Глуховатая бабуся мирно похрапывала на печке.Я осторожно влез в открытое окно,стараясь не сбить горшки со цветами.Достал деньги из –под старого шкафа.Отрезал полбуханки хлеба ,жадно приложился к крынке с молоком и выдул все содержимое.Разбил четыре яйца в кружку и залпом выпил.Надо уходить…Из 76 рублей достал червонец и положил на стол ,прикрыв крынкой из-под молока.Часы-ходики показывали пять минут четвертого.Я направился на стройку.Там стояла полуторка,закрепленная за нашей бригадой.Хоть я и не имел водительских прав,водить машину умел и не раз ездил на кирпичный завод,когда  шофер Миша Рудаков был болен.
Я прошел к своей будке,взял отвертку и направился к машине.Пришлось вывести зажигание напрямую-ключи были у Рудакова.Я крутанул ручку-мотор чихнул раз-другой и затарахтел,словно радуясь дальней дороге.
Выехал со двора,и ,стараясь не сильно газовать,двинулся по центральной улице,затем свернул направо,потом еще…Слава богу,кажется ,проскочил…
И вдруг я увидел человека,который бежал навстречу машине ,и,размахивая руками,кричал:
-Стой!Сволочь!Убью!
-Я узнал в нем Мишку Рудакова и затормозил.
-Ты!..-от удивления он онемел.
-Я,Миша,я,-открыл дверь кабины,садись,поговорим.Только ,давай ,выедем за село.
Мишка послушно сел и мы выехали на большак за границу села.Я притормозил.Миша постепенно очухался.
-Тебя ,бачили,че взяли.-Он уставился на меня своими черными цыганскими глазами—Иль- брехня?А може выпустили?Ты че,куда попер на машине-то?На ночь глядя.Я очнулся,глянь в окно-ба,свет в будке,ну и побег сюды.А это ты…
-Долго,Миша,рассказывать.Мне в город надо.И успеть к девяти.Не спрашивай ни о чем.Потом расскажу.А теперь прости-мне ехать надо.
-А меня как?Меня же засадят за машину,че я тебе дал.На мне  полуторка-то.
-Слушай меня внимательно,ты Миша,хочешь жить?
-А..ага,-он испуганно захлопал ресницами.
-Тогда сделаешь так.Сейчас вылезешь из машины и пойдешь спать.А в девять  -ни раньше ,отправишься в милицию и заявишь о пропаже машины.Понял?
-А че…А-аа-ага.-Он выскочил из кабины и бросился к селу.
Я дал полный газ и рванул в город.Только там могла решиться моя судьба…

6.

И она решилась,очень быстро,без излишней бюрократии.Мне выписали «путевку « на Печору в Коми АССР.Я пытался протестовать,но мне дополнительно прописали «успокоительный массаж»,и ,»отдохнув» три недели в изоляторе,я отбыл в «мягком» арестантском вагоне к месту .
И вот я в забое.Я- шахтер,обитаю в богоустроенном бараке на пятьсот персон…И пошла работа,работа и опять работа.Уголек на завтрак,обед и ужин.Я с ужасом стал чувствовать ,что тупею и постепенно схожу с ума.И если бы не один человек,то вряд ли я все это выдержал.Только через полгода я узнал,что он бывший секретарь обкома с Украины и репрессирован(только здесь выплыло это слово для меня)еще в 1936 году.
Да-а,сынок,здесь я прошел свою академию ЖИЗНИ и узнал цену человеку,кто что стоит.Был в нашей бригаде один толстяк по кличке «Боров».У нас у каждого там были клички,чаще всего нам их давали охранники,но были и свои-барачные.И они накрепко,как татуировка уголовников,прикреплялись к человеку до конца…Кстати,и у меня была кличка «Кабан»…Так вот,примерно через год ,когда тот  «боров» уже перестал быть толстяком-он внезапно пропал.Искали его неделю.Весь лагерь подняли вверх дном.Но нашли  только через полгода,когда стали чистить оттаявший сортир.Оказалось,он был «стукачом»,закладывал своих.Об этом узнали –и конец…
Но больше всего нас мучил начальник караула сержант Мотыга,здоровенный  рыжий детина с вечно красными, будто налившимися кровью, глазами и белесыми ресницами.
»Скоты!-приветствовал он нас по утрам.когда отправлялись на работу.-Шаг в сторону-считаю за побег и открываю огонь без предупреждения.» И –открывал.У него,собаки,было чутье на людей,которые его ненавидят.
И расправлялся с ними по-разному,но всегда жестоко.Но и он не уберегся.Все ж есть справедливость и на этом свете.Говорили,попал в женскую зону,прельстился  к  одной бабенке а те разодрали его на части.Бабы в колонии –страшное дело,сынок.Лучше и не знать…
Дядя Леня (я так звал секретаря ,который мне в отцы годился),был вовсе не богатырского сложения и вскоре стал кашлять и харкать кровью-как многие из здешних,схватил туберкулез.И умер.Я впервые в жизни плакал.И не только от жалости,а от полного бессилия,от сознания,что такие люди должны заживо гнить в этом аду…Оставалось ,стиснув зубы,существовать…
«А годы мелькали,
Как спицы колес.
И страшно было,
И горько до слез.
Ведь юность крылатая
Мимо промчалась…
И молодость жаркая
В угле затерялась.
И зрелые годы
Спешат чередой.
Не крикнешь природе:
Постой же,постой!
Дай  снова у юности
Хмеля напиться
И в молодость смелую
Снова пробиться…»
-Это,сынок,лирическое отступление.
… Мне –сорок.Страшно подумать!..В забое  я уже не работал-сердце не позволяло.Меня перевели на кухню-это великое благо,просто тюремное счастье…А через полгода вывели на поселение.Шел  1954 год.Тогда я и познакомился с Людой-твоей мамой.Она работала медсестрой.Через год мы поженились.1956 год стал самым счастливым:меня полностью реабилитировали и родился ты,сынок!
Какое счастье!!!
Мне разрешили уехать и мы поселились в Воркуте.Затем,через год переехали на родину в свой город.Я ощущал себя счастливым человеком!У меня было все:ты,сынок,Люда,работа на стройке,отдельная комната,а самое главное-СВОБОДА!!!
Только вот мотор барахлил,работал с «перекурами».Но это,в конце –концов,не самое главное…

7.

На этом прекращались записи в дневнике отца. Максим  бережно сложил  пожелтевшие листки-свидетелей другой ,незнакомой жизни-положил в портфель.Светило теплое августовское солнце и его лучи падали на портрет отца.Он улыбался сыну одними глазами…
Вошла мама.
-Мама.расскажи мне об отце.Как он умер.
Мать села на сундук рядом с сыном ,поправила волосы и взглянула  на портрет отца.
-Прожили мы со Степой всего четыре года,но какие…-Мать замолчала.-Теплое было время.Кажется,жил бы да жил…А умер отец в пятьдесят девятом.И даже,если говорить правду,то не умер,а…Ты, Максим,уже взрослый.Я тебе не хотела ничего рассказывать,чтобы груз прошлого не висел гирей на твоей судьбе.Да ,видно ,придется.
-Мама,я нашел дневник отца.И все знаю.Почему ты раньше ничего не говорил об этом?
-Не хотела.сынок,прости.Вернее,боялась за тебя.Но теперь скажу.Твоего отца добил тот самый Козловский,бывший,как его называют,»сексот».Ты же читал.
-Как добил?-Максим вскочил с сундука.-Не может быть!В наше время!..Разве он жив?
-Правда,сынок,говорят:»Дерьмо не тонет,не горит,а всю жизнь людей срамит».Так вот.Дело было летом,как сейчас.Я была на кухне,отец лежал на диване в комнате.Он уже не работал-на пенсии по инвалидности был.Ну,лежал себе и читал.В последний год отец читал запоем,как бы наверстывая упущенное…Вдруг -звонок.Открываю-старик какой-то Степана Матвеевича спрашивает.Ну я и провела его в комнату,сама вышла на кухню.
Ох,дура,я дура!Кабы знать-на порог  легла бы  ,а не пустила…
Вдруг слышу:
-Козловский ,ты?!
-Я,Степан Матвеевич.Вот зашел,по-соседски,можно сказать.Чай,не чужие.Сын тут у меня неподалеку живет.Вот и зашел.Дай,думаю,проведаю старого товарища…Как Ваше здоровье,Степан Матвеевич?
-Здоровье?
Наступила пауза.Я стояла у двери ни жива,ни мертва.Мне бы зайти-какое-то чутье подсказывало,что добром не кончится…Не зашла…
-Чего Вам надо?-послышался резкий голос отца.Я его такой никогда не слыхала.
-Степан Матвеевич,-продолжал Козловский,-видите ли,дело в том,что я пенсию оформляю.И вот беда-стажа не хватает,всего два года.Дак не могли бы Вы подтвердить,что мы с Вами вместе трудились с тридцать шестого по тридцать седьмой год?Я в долгу не останусь.
-Мы!..Вместе?..Никогда!Ах,ты,гнида!Ты трудился?Да ты людей закладывал,сволочь!А сейчас к людям идешь,плачешься!
-А Вы,я вижу,все такой же.Жизнь Вас так ни к чему и не научила…Все такой же враг!
-Я? Враг?-Скрипнули пружины дивана.-Да,я враг таких сволочей,как ты!
-Нет,батюшка.Вы не только мой враг,а я Вас всегда ненавидел,-зазвенел голос старика .-Вы-враг народа!Были ,есть и всегда будете!
В комнате раздался шум,потом треск и звон разбитого стекла.
-А-А-А!..
-Я вбежала в комнату.Козловского там не было.На диване лежал отец,тяжело дышал и держался за сердце.Лицо его багровело.
-Степа!-закричала я и бросилась к аптечке.Вытащила шприц и негнущими пальцами стала набирать из ампулы.Сделала укол,но отцу было все хуже и хуже…
Зазвенел звонок,потом забарабанили в дверь все сильнее и громче.Я открыла.Ввалились  милиционер и тот самый Козловский.
-Вот они!Тот,в комнате,выбросил меня в окно!Я не посмотрю,что первый этаж!Вы у меня ответите!Теперь не отвертитесь!Я Конституцию…
-Люди!Помогите!Ради бога,муж умирает!Вызовите «скорую»!Ради бога!
Я была в каком –то трансе.И что было дальше-смутно помню…
Вот так,на моих руках,в присутствии власти в лице милиционера и того «сексот»а  умер наш Степан,твой отец…

8.

…Погрузились. Все было готово-можно ехать.На прощанье Максим  зашел в свою старую пустую квартиру.Сердце щемило,словно он  оставлял здесь что-то очень важное,а быть может,самое главное ,в своей жизни…


Март-Сентябрь 1987.