Экономика в наше время

Владимир Тунгусов
   Ещё когда жив был Леонид Ильич Брежнев, мой друг как-то восхищённо сказал: «В какое интересное время, мы с тобой живём!». Я попросил его объяснить интересность нашего времени? «Ну как же? Брежнев не вечный и скоро умрёт, и всё вокруг нас изменится, хорошо бы, если только в лучшую сторону?». Его слова, оказались пророческими, но их мог сказать каждый из нас, жаль, конечно, Леонида Ильича. Хоть и родился я при Сталине, детство моё прошло при Хрущёве, а молодость и всё самое лучшее, было при Брежневе. Начал свою трудовую деятельность, служил в армии, женился, учился, стал инженером, и даже разуверился в коммунистической идее, всё это произошло во времена великого застоя. Так и хочется сказать грандиозного торможения коммунистических идей, до полной их остановки. Тот, кто не согласен со мной, пусть назовёт мне, новую идею в науке, - «Научный  коммунизм».


    Каким образом наука, о коммунизме стала религией и когда именно, я до сих пор не пойму, скорей всего со времён смерти В. И. Ленина, потому что И. В. Сталина, я уважаю, но не считаю его ни коммунистом, ни учёным. Сталин успешный руководитель нашего государства, но никаких особых идей в коммунистические науки он не привнёс, как и все последующие деятели этой, и всех других партий этого направления. Как в прочем и всех иных направлений, видно не сильно учёные были, есть, и будут. Настали какие-то безыдейные времена, а может умники перестали появляться на свет, как раз в наши времена. Надо же, как раз в наши времена? Сразу и не понять, хорошо это, или плохо? Надо в этом разобраться, что я постараюсь сделать, без всякой подготовки, уж извините меня.


   Имею право, во-первых, я современник, и не такой дряхлый и закостеневший в своём сознании происходящего, то есть не буду говорить, что вода была мокрее, а жизнь лучше. Во-вторых, это первое обычно только кажется моим сверстникам, только потому, что они тогда были молодыми здоровыми и красивыми. Они просто не видят, что и сегодня есть такие, а может быть и лучше нас, я даже уверен в этом. Мои сверстники изрядно постарели, у некоторых здоровье заметно ухудшилось, оно то и влияет, на их мировоззрение. Это прискорбно констатировать, моё здоровье тоже иной раз подводит меня, но не до такой степени, чтобы очернять нашу действительность и молодых её представителей. Надо понимать, что негоже нам мудрым старикам, терять связь с нашими потомками, наоборот надо сохранять связь времён. Необходимо понимать своих детей и внуков, передать им самое лучшее и не дать им стать хуже, чем мы, это не просто желание, эта наша обязанность, даже долг.


   Вместо этого, мои сверстники начинают ругать молодёжь, она не такая как мы, им трудно понять, что всё в мире изменилось, но почему-то молодёжь должна оставаться такой же, как мы? Это  самолюбование и эгоизм, достаточно посмотреть на себя в «зеркало времени», это будет не так приятно, но очень полезно. Если ваш внук в пять лет уже бегло читает, а вы в семь лет с трудом выводили прямые палочки, одно это уже говорит о многом. Про интернет и прочие компьютерные штучки, говорить вообще не стоит, потому что сам считал курсовой на железном арифмометре «Феликс». Этот самый внук в уме считает быстрее, чем этот аппарат, а это значит молодое поколение, надеется не только на цифровую технику, но и на свою голову. Вывод можно сделать сразу, - умные головы у них есть, если это нельзя сказать про вашего внука, поверьте, я в этом не виноват, а вам надо чаще смотреться в «зеркало событий», желая там увидеть себя своё участие в воспитании потомков.


      Молодым  везде у нас дорога, старикам везде у нас  почёт, но иной раз старики не дают дорогу молодым, но при этом рассчитывают на почёт и уважение, той же самой молодёжи, которой не дают дорогу. Такое положение мне совсем не понятно, уж если вы не даёте дорогу, то, о каком уважении может идти речь? Это мой взгляд на получение рабочих вакансий, очень часто пенсионеры, занимая своё насиженное место, не дают возможности продвигаться молодым специалистам. Разумеется, знаний и умений у молодёжи меньше, за не передачу своего опыта молодёжи, ни один пенсионер не пострадал, значит, пострадает потом, когда лишится своего места, а то, что это обязательно произойдёт, у меня сомнений нет. Лично я расстался со своей любимой работой, как только почувствовал самые маленькие изменения своего здоровья, которые совсем не мешали моей работе. Жаль, что не удалось передать всего своего огромного опыта, как инженера, так и рабочего, желание было, но не было возможности, а начальство этого вообще не понимало, просто хотело выжать из меня последнее.


   Воспитание молодёжи и передача опыта в нашей стране, устроено  не верно, если вообще устроено. Одно время я хотел обучать мальчишек своей рабочей профессии в ПТУ, проработав там несколько месяцев, уволился по собственному желанию. После того как зайдя в кабинет директора спросил, зачем субботу сделали рабочим днём, всё равно учащиеся не приходят на занятия. Мне ответил сидевший у директора работник управления профессионально технического образования: «Мы этим старались убрать хулиганов с улицы». Директор училища, полностью поддержал функционера профессионального образования. Я понял только одно, эти мальчишки не нужны стране, своим родителям, даже производству куда они, в конечном счёте, попадут. Получалось так, что по твёрдому убеждению: функционера, директора училища и директора завода, эти мальчишки нужны только мне, я ещё забыл президента страны, пример министра, а также нижестоящего министра.


    Это не пустые слова, на ту зарплату, что я получал в училище, нельзя было не только жить, но и существовать. Как я понимаю, зарплату мне определил не директор училища, это государственная политика. Политику менять не будем, это дело опасное, будем менять меня, вернее я работу, бог с ними с мальчишками, вернее дай бог им устроится в жизни, не смотря на такую не устроенность в масштабах всего государства. В средней школе дела обстоят не на много лучше, там есть стимул, получить хоть какое-то образование, позор в наше время не иметь среднего образования. Только для того, чтобы был, какой-то выход применили ЕГЭ, раньше испытанный в школах США, на детях с ограниченными умственными способностями. В результате выпускники средних школ не знают: почему вращается якорь электродвигателя, что такое тангенс и какую должность занимал Владимир Ильич Ленин. Усомнившиеся могут проверить это сами, отрицательный ответ даст 70…75% выпускников средних школ и ПТУ со средним образованием.


   Не лучшими знаниями обладают и выпускники техникумов и даже институтов, конечно не так поголовно, как отучившиеся школьники, но если бы я пришёл работать инженером с такими же знаниями, меня бы уволили через один или два месяца. Страшного в этом ничего нет, в те далёкие советские времена, тоже один из десяти окончивших ВУЗ становился нормальным инженером, а девять других пристраивались где-нибудь и как-нибудь.  Страшным в наши дни становится не это, а платное обучение, при котором основным принципом становится, - «Деньги давай!». Ладно, от плохих инженеров просто избавится, а от врачей и учителей, разве вы их ещё не встречали? Я с одной болячкой посетил трёх врачей, болячка одна, а диагнозов три и все разные, хорошо наткнулся на четвёртого, не молодого и с учёной степенью, который удалил её за 16 минут.

                ***

    Как пристроившиеся неучи с дипломами, влияют на наши времена, да также как и раньше отрицательно, а сама обстановка, на фоне появившейся безработицы, только усугубила произвол, бюрократической управляющей прослойки. Основным принципом подбора кадров стала собачья преданность начальству, профессиональные качества этих кадров отошли на второй план. Всё чаще можно услышать от ограниченных начальников: «Мне не нужны хорошие специалисты, мне нужны послушные исполнители». Штат работников у ограниченных начальников пополняется такими же ограниченными специалистами, особенно это заметно на небольших по численности  предприятиях. В конечном итоге, маленькие организации, начинают представлять, собой, группу людей, ничего не умеющих делать, ожидающих получения очередной зарплаты и своего экономического краха с дальнейшей ликвидацией банкрота. На больших предприятиях процессы выхолащивания специалистов происходят с несколько другими результатами, падение обшей производительности труда, удорожание продукции, проигрывание в конкурентной борьбе, сворачивание, объёмов производства, потеря места на рынке продукции, дотационное существование.

                *******

   Перед окончанием своей трудовой деятельности, я работал на большом заводе, в большом по численности цехе. Численность достигалась за счет руководителей среднего звена: заместителей начальника 5, начальников участков 5, мастеров 6, подмастерьев 12. Это не ИТР, это руководители, по своим знаниям, а порой и без них, по образованию ничего общего не имеющие с существующим производством. Чуть ли не около каждого рабочего можно было поставить надсмотрщика, такой организации труда я не видел нигде. Задача этих надсмотрщиков, была одна подгонять рабочих, они не понимали, чем они занимаются, не могли поделиться с рабочими знаниями, поскольку, сами их не имели. Работали они, в аварийном режиме, по приказу начальника, готовы были, кинуться выполнять любую работу, в любое время. Планирование как таковое вообще отсутствовало, а технология с незапамятных времён не менялась вообще, её боялись менять, как бы чего не вышло.


     Система оплаты труда, повременно-премиальная, но с контрольными нарядами. Это уже получается, - сдельно-повременно-премиальная, то, что два первых слова в названии системы оплаты противоречат друг другу, ни кому кроме меня не казались странными. В настоящее время, на крупных предприятиях, она применяется повсеместно, на небольших предприятиях, она просто повременно-премиальная. На малых предприятиях просто не стали возиться с ворохом не нужных бумаг и лишними работниками, - нормировщиками. Об их вредоносных, действиях, мне известно с 16 лет, тогда я работал токарем в механическом цехе, как люди они не были вредными, но попадали в службу определяющую зарплату рабочих и следящую за повышения производительности труда. Казалось бы, какое отношение нормировщики имеют к повышению производительности труда? Есть расчётно-технические нормы времени, на все операции, производимые с деталью, разряд работ, количество одноимённых деталей и всё, складывай время, учитывай разряд и умножай на количество. На самом деле всё иначе.


   В работу нормировщиков вмешивается рост производительности труда, по твёрдому убеждению президента страны, и директора производительность труда должна расти, самое интересное никто не скажет за счёт чего, хотя все знают, что за счёт  изменения технологии. Технология, это сложно, в неё входят: оборудование, оснастка, инструменты, способы получения изделия и материалы для этого, даже последовательность выполнения операций и применяемые рабочим приёмы. Это же какую надо иметь голову, чтобы найти узкое место в уже применяемой технологии путём изменения повысить качество, а может быть и производительность труда. Самое интересное, что этого требуют, все вышестоящие инстанции, от мастера и начальника цеха, до директора завода, министра и даже президента. Возможно, они не понимают, что нужны более современные станки, совершенно другие инструменты, более грамотные инженеры, но даже если они понимают, всё равно всем этим обеспечить не могут, негде взять. Вот и приходится прикидываться, не понимающими.


    Основной способ перекидывания, это, ничего не делая, уменьшать технологическое время, на изготовление детали, в простом выражении, - «резать нормы». Как? Да просто так, произвольно, какое точное выражение произвольно, потому, что это и есть, - настоящий произвол. Это и есть первый удар по экономике, причём самый сильный, постараюсь объяснить почему. Например, в цехе надо изготовить определённое количество разнообразных деталей, общее технологическое (произвольно назначенное время) позволяет принять для выполнения всего объёма работ полтора работника. Заявить о том, что нормы, взятые с потолка работать не будут  нельзя, потому как это распоряжение: директора, начальника, а бедным технологам и нормировщикам просто пришлось выполнять. Назад дороги нет, конечная цена изделия, должна только понижаться, это закон. Вот так на одном предприятии встретился нормальный закон, с давно укоренившимся беззаконием. Как вы думаете, кто победит?
 

    Давайте представим что закон. За такое маленькое технологическое время рабочий не успеет изготовить деталь, не получит желаемой зарплаты, что бы не оставить семью без средств существования, он уйдёт с предприятия. Один работник ушёл, но половина работника осталось, это, - руководитель, без мозгов, который не смог выкрутится. Это не наш метод, поскольку предприятие работает, значит, там царит, - давно укоренившееся беззаконие, ответ правильный. Если кто подумает, что это пример одного предприятия, он не прав, это происходит на всех предприятиях, нашей огромной страны. За что же трудятся наши рабочие в таких условиях? Грешно сказать за подачки! Можно подумать, что раньше было иначе, лично я наблюдаю эту картину с 1964 года, и закончил наблюдать в 2016 году. Это совсем не значит, что картина изменилась, просто я ушёл на заслуженный отдых, мог бы ещё целый год поработать, но смотреть на всё это надоело, унизительно работать за подачки.


    Где-то там наверху знают, почти реальную стоимость продукции, её и выплачивают предприятию, не обращая внимания на произвольно-техническое время, не реальные нормы, и низкую производительность труда. Повышение производительности труда, остаётся только темой для разговоров, а реальная зарплата труда, назначается таковой, чтобы никто из рабочих не разбегался, так, на опытный взгляд. Зачем нужна бумажная волокита с технологами и нормировщиками, остаётся загадкой, которую не трудно разгадать, для устрашения. Всегда можно сказать рабочему, что зарплату он получает больше, чем зарабатывает, именно за это он должен быть благодарен начальству. Так рождается, незаслуженное уважение начальства, унизительное положение рабочего, ожидающего ежемесячной подачки. Какой будет эта подачка, зависит от лояльности рабочего к начальству и больше ни от чего. Хорошо если лояльный рабочий окажется хорошим специалистом, а если нет? Тогда придётся его заменить на несколько человек, плохих специалистов, и так до полного выхолащивания толковых работников на большом предприятии. Это приводит к увеличению численности рабочих, снижению качества, низкой производительности труда и некому не нужной возне с бумагами.


   Как узнать, сколько рабочих надо на производстве, если вы не знаете трудоёмкость? Получается никак. Как спланировать выпуск деталей, чтобы они поступали в нужное время, ни раньше и не позже, на окончательную сборку изделия? Тоже никак. О каком планировании может идти речь? Кое-какое, приблизительное планирование всё-таки есть, но оно не точное, и работает с перебоями, заставляя планировать и запускать детали в работу прямо на ходу. Бросай делать это, начинай делать то, при этом время, потраченное на подготовку к операции, и настройку просто пропадает.


    Пропадает: технология, нормирование, планирование, в конечном счёте, сама экономика, а начинается всё из-за желания показного роста производительности труда и неоправданного стремления к авторитарности начальства на любом уровне.