Пропел мимо смыслов

Моисей Харитонов
Когда слушаешь вживую или по выложенным в интернете роликам бравурные песни-взывания – по себе и другим замечаешь побужденность к праведному бою.

Израильскую ситуацию я вижу такой: от нас ждут, что мы, ценою гибели, задержим и ослабим исламистский накат на другие страны; а израильтянам нужно искать и навязывать этим странам партнерство со справедливым распределением жертвенности. В этой связи мне представляется, что недостаточно и неудачно ограничиваться тем, чтобы пестовать в нас побужденность к бою.

С этой позиции пытаюсь понять большой песенный цикл Давида Блюма, Израиль.
Первое, что привлекло внимание, это песня «Нина Тимофеева, звезда балета патриот Израиля»  http://www.proza.ru/2016/01/07/2391:
 
Сам Григорович Юрий – худрук Большого театра
Ценил её за образность и сказочный талант.

Это – верно. Ю. Григорович сам – Талант и Мастер. Но, не все так просто; каждым человеком движет противоречивый комплекс интересов и каждый живет в поле своих и чужих интересов. Для нас, евреев, чья жизнь всегда зависела от умения приспособиться со своими интересами в поле чужих интересов, очень важен опыт ярких личностей – опыт их достойного выживания в полях мощных противодействующих интересов.

В нарастающем противоборстве «запада» с исламизмом, Израиль для Америки – расходный материал, который результативно и экономично должен быть использован для отвлечения на себя части исламистской силы. Результативно – в два этапа затормозить продвижение исламистов к «западу»; первый этап – смертельное противостояние израильских бойцов, второй – вакханалия традиционной расправы исламистов с небоевым населением.
Экономично – рациональные затраты на поддержку Израиля и не брать на себя чрезмерную нагрузку эвакуации населения с далекой маленькой территории в глубине исламистского региона.

Маленькому Израилю, чтобы извернуться в таком поле отношений, надо оказаться народом с необыкновенным творческим воображением. Народом, способным разглядеть такие тонкости интересов и отношений, которые позволили бы найти и реализовать возможности сочетания максимального партнерства Америки («запада», Китая и пр.) в борьбе против исламизма на территории Израиля + если это неизбежно, с минимальными жертвами достойное «перебазирование» израильтян на «заранее подготовленные иные ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ позиции».

Цикл «евреи-герои» должен бы эмоционально подпитывать волю и давать материал к такого уровня воображению. И случай с циничным маневром «самого» Юрия Григоровича для нас интересен примером того, как замечательная балерина-еврейка осуществила свой талантоспасительный маневр.
Вот что пишет осведомленный Михаил Садовский «Не берусь ни судить, ни осуждать, но когда в одночасье, пользуясь властью, Юрий Григорович уволил из театра весь цвет балета: Плисецкую, Тимофееву, Максимову, Адырхаеву, Васильева, Лавровского... под лозунгом "Дорогу молодым" и оставил в труппе свою жену Бессмертнову, любому, совершенно непосвящённому в закулисную кухню, стало ясно, что это не творческий порыв, а циничное сведение счётов... Почему он не начал с себя, уже явно творчески выдохшегося? Да потому что власти любезны и нужны были личности не только способные, но, прежде всего, послушные...» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2415

Зиновий Клебанов – руководитель иерусалимского проекта «Мир искусств»: 
В 1988 году тогдашний руководитель балета Большого театра Григорович отправил на "заслуженный отдых" корифеев балета … узнав о случившемся, из разных стран в адрес Нины Тимофеевой последовали многочисленные и весьма заманчивые предложения. Она выбрала Иерусалим. http://velelens.livejournal.com/260726.html

Сообщение в анализируемом произведении - об «образности и сказочном таланте», которые сам(!) Григорович Юрий «ценил» в нашей балерине, не раскрывают важную для нас суть.  Суть такая – и Григорович, и Тимофеева, талантливые и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЕ в актуализации своего таланта, стремились к выявлению глубоких и страстных интересов в человеческом поведении. На это указывают слова Михаила Садовского:
 
«Хореография Григоровича была ей особенно близка - соединение графической четкости рисунка с психологической многозначностью. Когда она танцевала Эгину в "Спартаке", то в ее монологах, в стальной упругости ее движений были очевидны все расчеты и просчеты знатной куртизанки. В ее соблазнительных танцах был нескрываемый цинизм. Тимофеева демонстрировала не только высокое танцевальное мастерство, но и искусство актрисы».

Талантливая танцевальная «техничность» балерины ОБСЛУЖИВАЛА выявление, сценическое переживание сути глубоких и предельно (запредельно?) напряженных отношений в поле интересов.

И в следующем фрагменте Давид Блюм проходит мимо важной сути:

«Ну, а вершина творчества её – балет «Макбет».
С этим спектаклем связана трагедия-судьба.
К балету музыку создал Кирилл Молчанов,
Он мужем  был её. Случилась с ним беда –       
Он на спектакле умер в ложе театральной.»

Ситуация трагичная. Но, помимо семейной трагедии и жестокого совпадения реальной смерти и идущего спектакля, в ТОЙ ситуации было много важных смыслов.
Обретшие личное счастье друг в друге, оба были увлечены выявлением и предъявлением зрительским массам понимания драмы смертельного противоборства множества сильных интересов. Для израильтян это – модель к пониманию своей ситуации выживания в поле столкновений цивилизационных гигантов.
В ситуации «хмельнитчины» с противоборством поляков, турецко-татарского войска, русских и пр. в 17м веке - евреи не смогли избежать катастрофы - «гзеро;т тах». При столкновении гитлеровской Германии и Советского Союза, при участии других интересантов, евреи потерпели Катастрофу – «Холокост». Есть признаки приближения новой масштабной угрозы – очень масштабной для маломерного народа (с каким-то там количеством грозных самолетиков) в уязвимом месте. Если не будут отмобилизованы способность к очень глубокому пониманию отношений и способность к очень умному маневрированию во всех сферах, Проект Израиль в нынешнем варианте может прекратиться.
Спасутся немногие, заранее вписавшиеся в спасительные международные связи. Спасутся за спиной обреченных на гибель в неравном бою и в традиционной вакханалии исламистов-победителей над небоевым населением.

В этой связи для израильтян важен опыт личностей высокого творческого уровня:

«Для неё Кирилл Молчанов написал балет «Макбет». Это, конечно же, одна из последних, крупных работ балерины, в которой так выпукло проявился её необыкновенно талант драматической актрисы. Однако именно этот балет оказался в её жизни трагическим. За 7 минут до начала спектакля Кирилл Молчанов умер сидя в своей директорской ложе, о чем балерина узнала только в перерыве. Тем не менее, на второй акт она все равно вышла на сцену. Чего ей это стоила, знала, наверное, только она одна... она дотанцевала спектакль до конца... в память Кирилла...
... и как это ни пафосно звучит, но ведь поистине он умер на поле боя, в Театре, который он любил, для которого много сделал и который отнял у него не один год жизни». http://www.mk.ru/culture/2014/11/05/ona-byla-lichnost.html

Возможно, в подобной ситуации, у другой актрисы – «техничного» характера – тоже нашлась бы воля завершить свою партию. Под «техничным» характером мне видится артист, увлекаемый содержанием, сложностью, красотой рисунка танца или музыкального повествования. И противопоставляю этому «драматургический» характер – переживающий идею, отношения, доказывающий (не, просто, показывающий!) некую идею, некую позицию, призывающий к чему-то. Артист «техничного» плана может увлеченно и точно изображать идею композитора, артист с «драматургическим» характером или воспринимает идею автора, как свою, или еще и обогащает её своим переживанием:

«Критики сразу отметили красочность и художественность музыки Молчанова к «Макбету». Его партитура наполнена страстной, мощной силой и живописностью.  Все драматические подъемы, конфликты и характеры четко обозначены и прочерчены». http://balletland.com/balet-makbet/

«Партитура Молчанова красочна и живописна, обладает яркой изобразительной силой. В ней четко обозначены драматические конфликты, рельефно обрисованы характеры героев, ясно прочерчены драматургические линии».
http://velelens.livejournal.com/260726.html

Выбрав Израиль она понимала, что в молодой стране, где не было традиций классического балета, все придется начинать с нуля.
…Образы, созданные ею, покоряли сердца зрителей необыкновенной глубиной и целостностью.

http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2415: «Ее редкому таланту близки остроконфликтные и драматические ситуации. В ней - особая пластическая выразительность. Ей особенно удаются темы борьбы и смятения, душевного надрыва, спрятанного от глаз. Балетная мелодрама ей чужда. Ее сценический мир - это мир страдания. Танцуя Мехменэ-Бану в "Легенде о любви", Нина Тимофеева передавала ощущение скорбного торжества. Для того чтобы не сломаться, она выпрямлялась. Невозможно забыть "взмахи ее повелительных батманов" (выражение Б. Львова-Анохина), вихрь ее вращений, позы, повороты, чеканность остановок. Она никогда не теряла психологической логики, ее лицо было полно муки и какой-то лихорадочной работы мысли. Сложности пластики зрителю были незаметны. … ведь чудо в том, что в маленькой женщине происходила и происходит несопоставимо гигантская работа, тонкая, сложная, интеллектуально мало доступная простым смертным, а результат этой работы так кажется эфемерным и легким...»

В лице Нины Тимофеевой в Израиль прибыл не «технарь» сценического труда, а боец интеллектуально-психологического боя.
У Давида Блюма, к сожалению, под пафосной тональностью, похоже, есть только смысловая пустота:

Приезд в Израиль – прекрасный карнавал.
И удивились многие: «вот так семейка!»
А оказалось мать легенды – Фрида Салиман,
Так значит,  Нина Тимофеева по Галахе – еврейка.
Своё искусство молодым передавала
И школу создала – там с дочерью трудилась
С дочерью Надей – балериной там трудилась
И до последних дней преподавала, танцевала.
Ученики её любили, восхищались и гордились.

Но, в самом Израиле и из Америки умели разглядеть эти важные смыслы – стремление духовно выжить в системе сложных неблагоприятных отношений:

«Решение переехать из одной из главных балетных столиц мира — Москвы в жаркий и нетанцующий Израиль изменило жизнь, климат, архитектурный фон, но сохранило главное: без балета ни Нина Владимировна, ни Надя своей жизни не мыслили». «Взаимоотношения с Академией музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме сложились довольно драматично, и коллектив, состоявший из двух балерин — мамы и дочери — открыл на карте Израиля новую балетную точку: древний и упрямый город Иерусалим получил новый балетный коллектив и балетную студию. По каким только шипам не приходилось идти к высотам танца этим двум стойким и героическим женщинам.
… не сдалась, она преодолела непонимание и там, в демократической стране, которая её пригласила, а затем в 2002-м отказалась помогать и решила закрыть "балетную" программу, чтобы сэкономить деньги...

"Манфред" Нади Тимофеевой воспринимается как гимн любви, как яркое свежее высказывание интересного думающего художника, как еще один серьезный шаг "Иерусалимского балета" на пути к художественной зрелости.
Для Нади Тимофеевой это не первая работа, связанная со знаменитым литературным источником. Она уже ставила балет по мотивам "Божественной комедии" Данте на музыку Чайковского». http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=2415

Мораль сей басни

Один в поле не воин. Насколько могу судить по тому, что сам видел и слышал, по интернетовским роликам песен Давида, по отзывам, - он Мастер (а, может, и талант, не мне судить) писать и, главное, исполнять сильнодействующие, мобилизующие музыкальные формы. Для глубокого смыслового наполнения этих форм нужны были бы соавторы. С соавторством непросто в среде, где каждый готов мнить себя великим и нуждается только в почитателях и обслуге.