М. Скорсезе ещё раз о жизни и музыке

Геннадий Гаврилов
Сериал «Винил» мог бы  привлечь внимание уже только тем, что кинорежиссёром его является Мартин Скорсезе.
Лидер группы «Роллинг Стоунс» Мик Джагер в качестве сценариста также не может не заинтересовать.
И  что  же они ещё хотят сказать, когда деньги  и слава у них уже есть?
          Предыдущие фильмы М. Скорсезе о музыке нельзя назвать очень успешными.
В фильме «Блюз», например,  он позволил себе настоящее исследование истории и сущности блюза, а это интересно не всем. Во всяком случае, прокатный успех этих фильмов не идёт в сравнение с успехом его фильмов «Банды Нью-Йорка»,  «Таксист» или «Отступники».
В сериале «Винил»  интерес режиссёра направлен не столько на саму музыку, сколько на мир шоу-бизнеса, точнее, на ту часть его, которая занимается поиском музыкантов и распродажей дисков с их музыкой.
Фильм  нельзя назвать простой иллюстрацией к лозунгу «Секс-наркотики-рок-н-рол».
Каждый элемент этой триады в фильме представлен достаточно красочно.
Но такое впечатление, что первым двум много внимания уделяется за счёт третьего.
 Да, фильм прикасается к тому, что не красит никакую страну, в том числе – и США.
И грязный жаргон героев фильма - это не сатира, и не пропаганда, а правда жизни, подтверждаемая исследованиями о распространении «нецензурщины» в США: оказывается, там из числа опрошенных только  8%  "никогда" не слышали ругательств в общественных местах.
Умеренное потребление наркотиков – тоже обычное явление у американцев, которое всегда было «болезнью» страны, а сегодня, после доклада специальной комиссии президенту Д.Трампу, эта болезнь  названа государственной проблемой. 
Понюхать «дури» за кампанию  там всё равно, что у нас попить кофе. И секс на троих там, оказывается, далеко не экзотика, хотя, и не массовое явление.
 
В основе сюжета – рассказ о кризисе компании по производству и продаже грампластинок.
Её руководитель и сотрудники пытаются найти выход из него в поиске такой музыки, которая   делает людей сильнее и счастливее.
Они решительно отказываются от исполнителей и авторов таких песен,  от которых, как сказал герой фильма,  «хочется утопиться в ведре».
Один из фильмов М.Скорсезе – о творчестве группы «Роллинг Стоунс» - называется «Да будет свет».
Может быть, и режиссёр, и музыканты ошибаются в оценке значимости своего труда, но они искренне считают, что они причастны к сотворению такой музыки, которая становится светом в душе человека. И потому не считают кощунством повторять фразу из Библии, сказанную при сотворении  мира.
В ходе рассказа о трудовых буднях фирмы грамзаписей зритель получит представление о степени сексуальной раскрепощённости американцев, узнает о том, что нити управления музыкальной индустрией тянутся к мафии, и послушает несколько треков той самой музыки, которой  призывает послужить глава фирмы.
Кульминацией фильма, вроде бы, должна  была стать презентация новой группы, на которую фирма возлагает свои надежды.
Глава фирмы на радостях от её успешного дебюта говорит трогательную речь о своём детстве, когда от свинцовых мерзостей семьи и улицы  его  спасли песни прославленных рок-музыкантов.
Говорит о том, что они, наконец,  нашли ту музыку, которая многим поможет не чувствовать себя одинокими…
Но  зрители выслушают эти восторженные декларации на фоне обманутого ожидания той музыки, о которой он говорит. Дебют новой группы, в роли лидера которой снимался сын М.Джагера, кажется  неубедительным.
Для достойной музыки на финал фильма денег, видимо, не хватило. Хотя, она, безусловно, существует.
                А.Ахматова написала: «Когда б вы знали, из какого сора, порой, рождаются стихи».
Фильм «Винил»   даёт представление о том, из какого «сора» рождается музыка,
 и о том, что музыка рождается не только в творческих муках её создателей.
 Когда талантливого  автора и исполнителя чуть не до смерти забивают представители его продюсера за то, что он осмелился распоряжаться своими песнями, невольно вспоминаются несколько громких и трагических случаев из жизни Российского шоу-бизнеса… Тема власти мафии в мире музыки обозначена вполне отчётливо.
Но возникает подозрения в сгущении красок: если так всё плохо,  то как же тогда  зажглись  и продолжают светить всему миру звёзды на западной части музыкального небосклона?
 На тему наркотиков в среде музыкантов можно было бы сделать много трагических фильмов.
Но тогда не избежать  вопросов и о том, почему многие звёзды музыки смогли устоять от соблазна черпать вдохновение в наркотических миражах. И не только «устоять», но и удивлять своим  творческим долголетием.
       Наверно, причина некоторого разочарования фильмом не столько в самом фильме, сколько в завышенных ожиданиях от участия в нём М.Скорсезе и М. Джагера.
Авторы не позволяют себе нравоучений, если не считать нравоучением  уроки жизни, по которым  герои фильма получают иногда свои плохие оценки.
В советское время некоторые сцены из фильма были бы непременно вырезаны как аморальные.
Мы уже насмотрелись всяких неприглядностей у себя, и можем потерпеть даже чрезмерный и беспощадный реализм. Было бы ради чего.
Сериал смотрится с интересом, который, безусловно, подогревают музыкальные вставки.
Кажется, авторы и в этом фильме хотели воскликнуть «Да будет свет!».
А светлее не становится.
Но вместе с разочарованием после  просмотра фильма отчётливо чувствуется сожаление и о том, что он кончился.