Просто будь собой

Александра Привина
Они никогда не были подругами, просто учились в одной группе в институте, больше того, Наташе она никогда не нравилась, не нравилась своей грубостью, категоричностью. Так получилось, что они делали дипломную работу у одного научного руководителя. Потом их пути разошлись. Наташа вышла замуж, родила ребенка, а Марина продолжала работать в институте.
Наташа очень удивилась, когда раздался телефонный звонок и Марина спросила можно ли к ней прийти.
С порога без всякого "здравствуй" Марина произнесла:
-"Скажи, я произвожу впечатление полной неудачницы?"
-"Да, нет, не полной, так слегка в теле",-попыталась отшутиться Наташа.
-"Что ты хочешь сказать, что я растолстела?"
Наташе подумалось, вернее вспомнилось, что у Марины патологическое отсутствие чувства юмора. Она извинилась, сказала, что шутка не удалась, усадила Марину за стол, напоила чаем и та начала рассказывать.
На работе обсуждали новый проект и, когда Марина начала говорить, ее перебила сотрудница со словами:
"Может быть, сначала выскажутся кандидаты наук, а уж потом все остальные".
-"Ты должна ее помнить, она как раз защитилась перед тем, как мы стали делать диплом".
Наташа кивнула, она помнила эту женщину, но она помнила и другое, от чего у нее сжалось сердечко и засвербила мысль- "говорить - не говорить".
А Марина продолжала. В обеденный перерыв сотрудники пили чай, обсуждали домашние дела и одна из них произносит:
-"Тебе, Марина, хорошо, ты одна, можешь и обед не готовить, и вообще делать что хочешь, а я...Её ты тоже должна помнить-такая серая мышка с жидкими волосами".
После этого у Наташи не то что дрогнуло, а затрепетало сердечко, но решение созрело-"скажу, обязательно скажу".
-"Знаешь, просто мне очень нужен совет и я даже толком не пойму, почему мне захотелось обратиться именно к тебе".
-"Если ты пришла за советом, то я надеюсь, что ты не станешь обижаться на мои слова".
Наташа знала эту черту людей, дающих советы, сначала они успокаивают человека, говоря ему много приятных вещей, а потом следует :"Но...." и после этого "но" идет такое, что перечеркивает все, что было сказано до этого. Поэтому она, помятуя известную фразу, что лучше всего запоминаются последние слова, решила пойти диаметрально противоположным путем. И произнесла:
-"Давай разбираться по-порядку. Вопрос первый- сотрудница обидела тебя, подчеркнув что ты столько лет работаешь, не защитила диссертацию и, вообще, усомнилась в тебе, как в профессиональном работнике, так?".
Марина кивнула.
-"Но я помню и другое, как ты тогда ей сказала, что 5 лет делать диссертацию-это слишком много, что все все справляются за 3 года, помнишь?"
Марина насупилась:
-"Вообще-то я к тебе пришла за советом, а не выслушивать это".
-"Как знаешь, тебе не приятно, а ты можешь допустить, что тогда было не очень то приятно и ей. Продолжать?".
-"Да".
Теперь второе-женщина "уколола" тебя, подчеркнув, что ты до сих пор не замужем. А ты помнишь из-за чего мы с тобой крупно поругались-именно после твоих слов, обращенных как бы в пространство, но нацеленных на эту женщину, ты сказала, что не понимаешь как женщины с такими волосами могут мечтать о замужестве. И когда я со слезами на глазах говорила всё, что думаю о тебе,  ты иронизировала по поводу моей чувствительности, помнишь?".
И вновь прозвучало: "да".

И Наташа продолжала:
-"Я думаю, что или сработал принцип бумеранга- они отплатили тебе тем же, скорее всего не специально, а может и другое. Знаешь, я давно заметила, что, если человек кичИтся чем-то, например, что она кандидат наук, то для нее защита диссертации- это верх мечтаний, она добилась этого и все-остановка. Это ее высшая ступень. Если бы это была очередная ступенька в ее деятельности, она не стала бы это подчеркивать. 
Так же и во втором случае-срабатывает тот же принцип. Эта женщина никогда  не скрывала, что самое главное для нее в жизни-это удачно выйти замуж. И у нее получилось, она горда этим, она добилась своего и по недостатку душевных или умственных способностей считает, что это возвышает ее над другими.
Но ты знаешь, Марина, меня больше тревожит другое-это твоя реакция на их слова, значит в тебе где-то глубоко "сидят" эти же мысли-что вот не защитилась, что нет семьи. Если бы тебя это не тревожило, ты бы просто не обратила на их слова внимание, они бы не коснулись твоего сердца".
Марина внимательно посмотрела на Наташу, а та продолжала:
-" Ты умна, красива, у тебя столько еще впереди. Мне кажется, что не надо стараться быть как все. Просто будь собой".
-"Легко сказать, а что же мне делать?"
Наташа подумала, что в разговоре с Мариной поступает вопреки своей убежденности, что не надо давать советы, но, с другой стороны, она ведь сама попросила.
-"Я думаю, что тебе хорошо бы завтра подойти к ним и попросить прощение, просто попросить, даже ничего не объясняя. А дальше ты сама поймешь как поступить".
_"Попробую, спасибо",-сказала Марина и впервые за весь вечер улыбнулась.
Скоро Марина собралась уходить и уже у двери Наташа добавила:
-"У тебя ведь, наверняка, собран обширный материал, может, займешься диссертацией".
И, о чудо, Марина улыбнулась во второй раз.

Прошло много-много лет. От других людей Наташа узнала, что Марина защитила диссертацию. На вопрос мужа не обидело ли ее то, что Марина не позвонила сама, Наташа сказала, что "нет, не обидело". И сама удивилась, будучи чуткой к людской благодарности и неблагодарности, она совершенно спокойно это восприняла. И вспомнились слова древнего мудреца -"То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами". Хорошо бы во всём достичь такого состояния.
А что касается Марины, скорее всего, они и вправду очень разные и чужые друг другу.
А те советы, вернее то, о чем они тогда говорили, очень помогло и ей самой. Особенно ею же произнесенная фраза-"просто будь собой".