Молитва на холстах опубликовано в МД 4 Инженер ико

Андрей Крикливый
МОЛИТВА  НА  ХОЛСТАХ

В Хабаровске много талантливых людей, делающих нужную для  тысяч жителей города и края работу, но многие из них почти неизвестны большинству, даже и для тех, кто с трудами их соприкасается постоянно. Один из них, член Союза художников России православный художник Владимир Павлович Евтушенко.  22  января ему исполнилось 75 лет. Его не увидеть на экране телевизора, он не даёт интервью, не участвует в престижных тусовках, не мельтешит у власти на глазах с целью извлечь какие-то выгоды. Может именно поэтому, у него нет титулов, кроме одного – Православный художник. Каждый, кто посещает, хотя бы один из Православных храмов Хабаровской епархии, останавливается, пораженный божественной красотой и  величием иконостаса, помолится или поставит свечку перед иконой, не задумываясь, и не предполагая, чьих рук и души эти  творения. Хотя, многое создано Владимиром Павловичем и его супругой Верой Анатольевной.
К Богу люди приходят разными путями, и в разное время. Кого-то приобщили родители еще в далёком детстве, кто-то приходит осознанно, переосмыслив свою жизненную историю, а кого-то приводит в Храм личное нещастье. Владимир Павлович пришел к Богу осознанно, уже в зрелом возрасте, прошедшим через тернии негладкой жизни.  Вспомним «лихие» 90-е годы ХХ столетия. Советский строй, создаваемый на правильных идеалах, но  сложенный на «растворе» бездуховности, отрицании истории и традиций, рассыпался, как здание, сооруженное на глине вместо украденного цемента. Тогда, во времена анархии и беззакония – «золотого времени» для мародёров, одни человеческие особи старались урвать, как можно более жирный кусок общенародной собственности, обогатиться, другие, для которых совесть, история и традиции предков не пустые слова, принялись за восстановление порушенной большевиками Русской культуры, Православной религии и её святынь. Именно тогда в самый разгар «смуты» в Хабаровске самоорганизовалась инициативная группа по возрождению церковного прихода  на основе полуразрушенного ещё в 30-х годах храма Святителя Иннокентия Иркутского – первого Хабаровского православного храма. В то время в здании размещался городской планетарий. В эту группу вошли В. П.  и В. А. Евтушенко. Началась трудная битва с властью за возвращение  намоленного места и здания, вернее того, что от него осталось, в лоно церкви. После того, как в 1992 году здание бывшего храма было передано вновь образованному приходу Св. Иннокентия его нужно было восстанавливать и приводить в соответствие с Православными храмовыми канонами. Через какие труды и трудности пришлось пройти церковному приходу, это отдельная, большая тема. Но именно в это время и родились, как православные художники, Владимир Павлович и Вера Анатольевна Евтушенко.
 
СЛУЖЕНИЕ
Иконостас – основа церковного убранства каждого православного храма, в то же время, художественное произведение, в котором в определённом порядке собраны иконы – церковная история в лицах. Но, храмовая живопись, это особое направление в искусстве, и не каждому художнику она интересна и подвластна. Хотя бы потому, что художник-иконописец должен быть глубоко верующим человеком. Не было в то время в Хабаровске художников, готовых писать иконы по всем канонам Русской православной иконописи, основы которых пришли к нам тысячу лет назад из Византии,   продолжены и развиты Феофаном  Греком (ХIV век) и Андреем Рублевым (XV век) – традиции иконописи сохраняются на протяжении веков. Владимир Павлович  Евтушенко вместе с супругой художником Верой Евтушенко взялись за воссоздание старинной техники иконописи яичной темперой по левкасу. Благодаря усилиям тогдашнего Правящего архиерея  Владыки Марка, направлявшего  и поддерживавшего начинающих православных художников на всех этапах работы, ими были написаны 53 иконы для иконостаса храма святого Иннокентия епископа Иркутского и ряд икон избранных святых. Именно благодаря Владыке Марку, сведущего  во всех тонкостях традиционного иконописания, В. П. и В. А. Евтушенко стали Православными художниками.
Кропотливому труду – церковной живописи по 10-12 часов в день, они посвятили почти тридцать лет жизни. За эти годы ими написаны иконы для иконостасов храма Успения пресвятой Богородицы и храма святого Николая Мирликийского в Хабаровске, избранных святых для храмов других приходов Хабаровской епархии. В 2017 году закончен иконостас для храма святого Патриарха Тихона в поселке Хор. На 9-й региональной художественной выставке экспонировались их иконы, созданные в разное время: «Евангелист Лука пишет икону Богоматери», «Икона Божьей Матери Иверская» и «Икона Божьей Матери Иерусалимская». Выполнены они по традиционной православной технологии  росписи яичной темперой по левкасу. К выдающимся работам юбиляра следует отнести значительную по размерам, композиционному и цветовому решению икону, выполненную с использованием технологии золочения, «Образ Софии – премудрости Божьей» и  семейную, трехчастную икону «Складень с  Деисусом», представленную на 10-й региональной художественной выставке. 
Три четверти века исполнилось Владимиру Павловичу, но ни на один день он не прекращает работу над тем, чему посвятил вторую половину своей жизни – служению Богу. Сегодня они с супругой работают над созданием (не копированием) иконы, причисленных к лику святых (канонизированных) для Биробиджанской епархии – на ней изображены священники, погибшие в годы репрессий, и священномученики миряне – жертвы братоубийственной бойни ХХ века.
 
    ДЛИННЫЙ ПУТЬ К БОГУ.

Родился В. П. Евтушенко в 1943 году в селе Кремово в Приморье. Родители – крестьяне, потомки переселенцев с Черниговской губернии, прибывших сюда, на Дальний Восток в 1908 году на пароходе из Одессы во Владивосток, обогнув Африку, пройдя десяток морей и два океана. В 1948 году родители перебрались жить и работать в город Уссурийск. Здесь в 1960 году Владимир Павлович окончил среднюю школу № 14. Рисовал с раннего детства. Поэтому, не возникло сомнений, куда пойти учиться дальше. Поступил во Владивостоке в Художественное училище, но… без стипендии. Отец, рабочий на железной дороге, не мог полностью содержать семью и образование сына. Владимир Павлович вынужден был оставить училище и пойти работать на стройку рабочим. Тем не менее, желание  учиться не пропало. В 1961 году он определился в Политехнический техникум в Комсомольске на Амуре  на отделение самолётостроения. После окончания учёбы направлен на авиазавод «Прогресс» в городе Арсеньев.  Четыре года работал инженером-конструктором плазово-шаблонного цеха – строил самолёты Ан-14. Но это было не совсем то, чего требовала душа. Он приезжает в Хабаровск: найти работу и пойти учиться на худграф. Не сразу всё получилось: два года пришлось работать на разных работах на авиаремонтном заводе и заводе им, Кирова, пытаясь обустроиться в жизни. К его радости в 1970 году был принят художником-оформителем в Хабаровские Художественно-производственные мастерские и, наконец-то поступил в Педагогический институт на Художественно-графический факультет заочного обучения.  Творчество в мастерской Художественного фонда РСФР начинается с художествено-декоративных работ из металла. В 1970-71 годах выполнен чеканкой на меди горельеф (40м. кв.) для строящегося здания Минмонтажспецстроя на улице Серышева, исполнена серия декоративных настенных тарелок из стали и бронзы «К 50-летию Комсомольска на Амуре» и декоративный подсвечник из стали «Торжественный». С середины 80-х художник занимается медальерным искусством. Исполнены серии «Их именами названы улицы Хабаровска», «К 30-летию Гаагской конвекции», «Окончание строительства БАМа» и «Народные мастера Приамурья». Пришлось заниматься декоративно-монументальным искусством: с группой исполнителей выполнен витраж (90 м. кв.) для Дальневосточной Академии экономики и права.  Но не только прикладное искусство его занимает – он пишет живописные пейзажи на темы родной Дальневосточной природы. С начала 90-х годов, до того, как иконопись стала его основным и главным занятием, он написал картины «Пейзаж с палаткой», «Пейзаж со скалой», «Тихая бухта».
В заключение следует отметить, что произведения В. П. Евтушенко  есть в собраниях Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Музейно-выставочного центра Забайкальского края в Чите, в частных коллекциях в Москве, США и других местах.
Коллектив Редакции газеты и её читатели от всей души поздравляют В. П. Евтушенко – православного художника и патриота Дальнего Востока с юбилеем, желают творческого долголетия и новых работ для укрепления духовного здоровья наших земляков.

Почитатель творчества Владимира Павловича  А. И. КРИКЛИВЫЙ