Выход один - выходить

Вячеслав Абрамов
Всем, кто активно и настойчиво занимается самопознанием, будет не лишне помнить важное правило: вмешательство наблюдателя в любую реальность – объективную, субъективную и даже виртуальную меняет саму реальность.

Это уже стало известно науке. А физики точно убедились: элементарные частицы без наблюдателя ведут себя одним образом, а с наблюдателем - другим. Как только ты начинаешь всего лишь наблюдать за миром, мир изменяется, потому что он включает в себя и тебя, наблюдающего.
    
Исходя из этого, всякое знание о себе уже есть изменение себя. Другое дело, что этого можно упорно не замечать. А можно сделать вид, что ничего не происходит. Но и это - тоже будет изменением! Ведь нужно «делать вид», который раньше не требовалось делать.
    
И ещё полезно (даже важно!) понять разницу между передвижением от цели к цели и движением от смысла к смыслу. Когда чела спрашивают о смысле какого-то действия, он начинает перечислять цели и говорить о путях их реализации. То есть, пытаясь пояснить, в чём смысл его действий, он сообщает о том, зачем это делает.

Человеку это привычно, потому что наше бытие можно назвать целевым. Чтобы думать по-другому, даже умственных усилий не всегда и всем хватает.

Точно так же, когда встаёт вопрос, в чём смысл жизни, все поголовно начинают предлагать различные жизненные цели. Нимало не задумываясь об одной относительно простой вещи: смысл, даже если он не лично порождён, а принят или перенят от каких-то авторитетов, требует реализации. Потому как он обнаруживает себя только в реализации!

К тому же, достигая одну и ту же цель, можно реализовывать самые различные смыслы!

И нельзя получить смысл. В этом для нас сложность. Смысл можно только создать. А движение от смысла к смыслу – это, по сути, движение внутри смысла.

Именно в этом преткновении скрывается причина неудач и недоразумений при попытках что-либо понять про духовные традиции и духовные учения!!!
    
Ведь реализовывать смысл можно и ничего не делая, ничего не сотворяя. А тогда ничего не знающий про смысл «посторонний В» будет наблюдать человека, который как бы ни к чему не устремлён, ничего не добивается. Но в привычном-то нам целевом бытии чего-то достигает человек только устремленный, деятельный, как минимум - хитрожопый. Из чего напрашивается вывод: бытие в духовном учении и целевое бытие вещи совсем не одинаковые.
    
В мирском целевом бытии всё подчиняется движению к намеченной или навязанной цели. Вопросы морали начинаются потом и спустя: а какие средства нельзя применять, а все ли средства хороши? И вот в этом - всегда натяжка! Все ограничения в выборе средств есть лишь традиция или пункт «коллективного договора» в том или ином сообществе. Прийти к единому пониманию, почему эти средства принимаются, а другие отвергаются, невозможно. Чаще всего элита таким образом защищает себя от плебса, или это декларируется во имя сохранения какой-либо идеи-фикс.

Другой вопрос, что существуют средства, которые изменяют саму цель, или содержание цели. Я сам могу осуждать другого за неразборчивость в выборе средств, но явно или тайно психологически его как бы и поддерживать. А если ещё применить к быдломассам новейшие технологии, то легко можно переиначить белое в чёрное, безобразное в прелестное и т.д.

А вот когда говорят о цели в духовном, то уже имеется в виду реализация того или иного смысла. Можно прожить с каким-то духовным гуру долгие годы, выполнять все его указания, бить лоб или крутить коловрат, открывать и закрывать чакры, а ничего не изменится! При целевом выполнении ничего не изменится! А услышав слово, реализовать через душу сокрытый в нём смысл - и пережить постижение и преображение, а то и просветление. 

К тому же, как раз в смысле, а не в цели заложен секрет и потенциал духовного учения, именно по-настоящему духовного.

И ещё раз к тому же: постижение и преображение – это никогда не достижение и никогда не приобретение, их нельзя достичь или получить! Только испытать, пережить. Реализовать смысл, который при реализации и есть просветление, можно, постичь можно. А вот достичь просветления - нельзя.    

Преобразовать себя в соответствии с этим постижением, свою жизнь, своё бытие можно, но ничего этого нельзя достичь. В этом суть и критерий отделения зёрен от плевел, а овец от козлищ.

Как только фигурирует достижение, постижение исчезает, объединение заканчивается и начинается разделение. Бывает объединение силком для какого-то великого достижения, но всё кончается разделением.
    
Часто и духовность используют как средство достижения повышенного уровня самооценки или статуса, с этого момента духовность превращается в бездуховность.

А для того, чтобы научиться различать смысл и реализовывать смысл, нужно ещё быть в состоянии отличить цель от смысла. Если не в состоянии выскочить за пределы стандартных установок или расхожих умозрительных построений, то… что? Ничего. Очередной облом. Хотели как лучше, а вышло как всегда.

Вот какой смысл ты реализуешь своей жизнью? Данным отрезком своей жизни, читая эти строчки, смысл реализуешь или свою цель? От этого всё и зависит. Ты можешь быть категорически со мною не согласным, а я - согласиться с твоим несогласием, но чаще всего выясняется, что несогласие состоит не в существе дела. Люди отстаивают не свой смысл, а свои цели.

Для определения, что касается духовности, а что – всего прочего, самый первый оценочный вопрос очень прост. Он почти не выходит за границы привычного целеполагания. Он такой: «Мне нужны духовные знания, постижение для того, чтобы усовершенствовать эту жизнь, или для того, чтобы найти совершенно другую – совершенную жизнь»?
    
Вот давай поищем смысл в занятиях саморегуляцией и им подобных. У них у всех одна цель - трансформации себя, своей данности. Вопрос: для чего нужна трансформация? Чтобы усовершенствовать свою жизнь, которая имеется? А она и так местами ничего. Если относиться к жизни творчески, как к возможности, а не как к готовой штуке, в которой все тебе что-то должны, но при этом от тебя чего-то хотят и злобно заставляют страдать, – то жизнь может ощущаться прекрасной и удивительной.
   
Посему всё-таки как-то придётся разобраться, чего ты на самом деле хочешь: усовершенствовать имеющееся или обнаружить принципиально новый способ жизни.

Причинение боли ради удовольствия - это садизм. Боль ради боли - это мазохизм. А есть боль роста, это - развитие. Даже в таком для всех щекотливом деле увидеть разницу можно только разобравшись со смыслом. Пусть мы все находимся в такой ситуации, когда у нас НЕЧЕМ в этом разобраться. МОрока и иллюзий так много, что и сознание не помогает. Выход один – выходить.