Родословная Леси Украинки

Евгений Пажитнов
АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ КОСАЧ (1814-1910), прожил 96 лет.
Родной дед Леси Украинки по отцовской линии. Сын мглинского (Мглин – уездный город Черниговской губернии в Российской империи, сейчас – райцентр в Брянской области РФ) поветового маршалка, бунчуковского товарища Григория Степановича Косача. Служил в Мглине коллежским секретарём. Вёл хозяйство на собственном хуторе Луцы (40-45 десятин) в двух километрах от Мглина.
27-го января 1841 года Антон Григорьевич Косач повенчался с Марией Степановной Чернявской в Кресто-Воздвиженской церкви Мглина. Там же, в Мглине, через год, 2-го января 1842 года, родился первенец молодых супругов, отец Леси Украинки, Пётр. В последующие шесть лет бабушка великой поэтессы рожала каждый год, скончавшись в 1848 году, через три месяца после рождения своего младшего, седьмого по счёту ребёнка, совсем молодой. Таким образом, Антон Григорьевич остался в 34 года вдовцом с четырьмя маленькими детьми на руках, старшему из которых (отцу Леси) было шесть лет, младшему – около года (трое остальных детей скончались на первом году жизни). Заботу об осиротевших малышах взяла на себя их родная тётя по матери, её старшая незамужняя сестра, Прасковья Степановна Чернявская, которая сумела заменить племянникам мать – уже во взрослом возрасте все они вспоминали о своей тётушке с благодарностью и любовью. Младшая сестра Леси Украинки, Ольга Косач-Кривинюк писала в воспоминаниях: «И наш отец, и его братья и сестры всю жизнь вспоминали эту свою тетю с глубоким уважением, любовью и благодарностью, как чрезвычайно умную, добрую, справедливую, ласковую и с сильным характером. Она была так же, как и ее младшая сестра, наша бабушка, хорошо образованной по тем временам и устроила у себя в Мглине пансион для девочек. В том пансионе вместе с тетиными ученицами наш отец получил свое первое образование». Она же оставила воспоминания и о своём деде, Антоне Григорьевиче Косаче: «дед наш, Антон Григорович, был человек малообразованный, но от природы очень умный, честный и хороший, однако был он ужасно вспыльчивый и мог вскипеть до умопомрачения. Умер Антон Григорович в 1910 году, когда ему было 96 лет, и чуть ли не до самого конца своей жизни был сильным и здоровым, ходил и ездил верхом на охоту, удивлялся, когда кто-нибудь говорил, что у него зубы болят, потому что не мог понять, как это может «кость болеть».
Кроме деда, в семье Леси Украинки были ещё две долгожительницы, её родные младшие сёстры – Оксана Петровна Косач-Шимановская (1882-1975), прожила 93 года. И Исидора Петровна Косач-Борисова (1888-1980), прожила 92 года.
Исследовательница рода Косачей Тамара Скрипка описывает эпизод, который стал толчком для освобождения Исидоры: "Осенью 1939 г. представительная делегация советской Украины посетила Галичину, где кто-то из писателей поинтересовался судьбой сестер Леси Украинки. Выяснилось, что самая молодая сестра писательницы отбывает наказание в северном лагере. В ноябре 1939 года Исидору Косач-Борисову освободили "после пересмотра дела".
В 1949 г. дочь Исидоры Ольга со своей семьей выехала в США, а ей самой сначала отказали в визе по состоянию здоровья. И только через год она смогла встретиться с семьей в США. Исидора мыла посуду в небольшом ресторанчике, вышивала салфетки и подушки для украинского магазина в Филадельфии. Жила вместе с дочерью и тремя внуками чрезвычайно скромно и умерла 12 апреля 1980 г. на 93-м году жизни.
... у могилы Исидоры Косач-Борисовой на Украинском кладбище св. Андрея в Саут-Баунд-Бруке.