Покровские А-В Гл. 3 Николай Ч. 4-6 Бои

Дудко 3
ФОРСИРОВАНИЕ РЕКИ БЕЛАЯ ПОД УФОЙ
НА КОНЕ М Ф. ФРУНЗЕ, рядом В. И. ЧАПАЕВ               

Lemur59.ru


ИСТОКИ
НОВОЕ В РОДОСЛОВНОЙ
ПОКРОВСКИЕ   А – В
ГЛАВА 3  НИКОЛАЙ
ЧАСТЬ 4-6 БОИ

В июне 1919 года его дивизия освобождала Уфу от войск Колчака.

Когда 25-я дивизия в основном была готова к наступлению, все попытки главных сил армии зацепиться за противоположный берег реки Белой успеха не имели.

В создавшихся условиях Михаил Фрунзе решил использовать возможности 25-й дивизии.

6 июня 1919 года он прибыл в Авдон, где находился штаб дивизии, изучил тщательно продуманный Чапаевым план боевых действий, и, убедившись в готовности дивизии и разумном решении ее командира, это решение утвердил.

Фрунзе приказал начать наступление в ночь на 8 июня; уверенный в успехе 25-й дивизии, он отдал распоряжение подтянуть армейский резерв ближе к месту ее переправы.

Отдав подробный приказ о действиях всем подразделениям своей дивизии, Чапаев основное внимание сосредоточил на переправе, от успеха которой во многом зависел успех предстоявшего наступления; ведь штатных переправочных средств в распоряжении дивизии не было.

7 июня в Красный Яр прибыл и Фрунзе, который сам всю ночь находился на переправе, где с 20 часов Чапаев начал управление дивизией.

Переправившиеся на плацдарм полки ударной группы ночью подошли к переднему краю противника без выстрела. С рассветом на его позиции, преграждавшие выход с плацдарма, обрушился плотный огонь артиллерийских дивизионов, а через 30 минут полки устремились в атаку. Общее движение вперед было неудержимым.

Быстро преодолели первую позиция, взяты Александровка и Новые Турбаслы, под огнем противника вместе с командующим, шагавшим в цепи с винтовкой в руках, Иваново - вознесенский полк овладел дорогой Уфа — завод Благовещенский.

К захваченным ранее у противника четырем пулеметам прибавилось еще три и несколько тысяч патронов. К 14 часам наступление возобновилось. 220-й полк занял Старые Турбаслы. Однако противник, стремясь остановить наступавших в обход Уфы с севера, вновь нанес удар силою до двух полков. Но, в свою очередь тоже был атакован с фланга и общими силами отброшен в исходное положение.

Фрунзе вернулся к переправе, район которой бомбила авиация противника, стремясь потопить переправочные средства и расстреливая людей из пулеметов. Близко взорвавшейся бомбой Фрунзе был контужен, а лошадь под ним убита.
В медицинском пункте, развернутом в Красном Яру, ему была оказана первая помощь.

В тот же день огнем с самолета был ранен в голову Чапаев (пуля застряла в черепе. Но после недолгого пребывания в медпункте оба командира вернулись в строй и продолжали руководить войсками. В течение 8 июня главные силы 25-й дивизии в районе Красного Яра были переправлены.

А вот положение 75-й бригады против Уфы оставалось прежним. Попытки ворваться в город по железнодорожному мосту отражались сильным огнем противника. Артиллерии бригады для подавления огневых средств противника не хватало. Главные силы Туркестанской армии до 9 июня включительно стояли на левом берегу Белой, не могли переправиться. Положение оставалось напряженным, связи с 25-й дивизией не было.

Правофланговая 26-я дивизия, наступавшая в направлении завода Благовещенского, отстала, и противник беспрепятственно группировался за левым флангом 25-й дивизии. Потери 25-й за 8 июня, по донесению штаба Туркестанской армии в штаб фронта, были значительные. Учитывая складывавшуюся обстановку, 9 июня командующий перебросил в район завода Благовещенского 1-ю и 2-ю бригады 31-й дивизии армейского резерва. Фрунзе дал телеграмму командарму о переброске подкреплений и оказании содействия частям 25-й дивизии, находящимся в тяжелых условиях, путем возможно быстрого выдвижения частей 26-й дивизии для активной поддержки со стороны Благовещенского.

В ночь на 9 июня Чапаеву стало известно от перебравшегося через линию фронта уфимского рабочего о подготовке белыми удара. Сведения оказались верными: на следующий день противник, сосредоточив крупные силы на левом фланге дивизии, пошел в атаку. С приближением к затихшим позициям чапаевцев колчаковские батальоны принимали боевой порядок, расчленялись, рассыпались в цепи и шли в «психическую» атаку, один из моментов которой отображен в фильме «Чапаев».

Но каждый раз красноармейцы находили в себе силы и отбрасывали врага. Большую помощь пехоте оказывали пулеметные команды, артиллеристы, броневики.

Наконец противник ослабел, а оборонявшиеся, начав с контратак, перешли в общее безостановочное движение вперед. Колчаковцы были сломлены, красные двинулась в Уфу с севера.

В Уфе поднялась паника, части 75-й бригады, заметив это, усилили огонь своей артиллерии и пулеметов и смело устремились по взорванному белыми железнодорожному мосту, переправлялись по воде и вскоре ворвались в город.

«9 июня после ряда упорных боев доблестными полками 25-й стрелковой дивизии взят город Уфа, (говорилось в новом приказе Чапаева) - нами взято много пленных, пулеметов, оружия. Разбитый и понесший огромные потери противник обращен в бегство и спешно уходит на северо - восток параллельно железной дороге».

В приказе Фрунзе войскам Туркестанской армии отмечалось:

«После разгрома противника на полях Бузулука, Бугуруслана и Белебея новыми мощными ударами дивизий Туркестанской армии противнику нанесено новое решительное поражение. Уфа вновь возвращена Советской Республике. Противник, разбитый, отступает, очищая Уфимскую область, и Уфимская операция близится к концу. Геройская, потерявшая почти половину своего состава, 25-я стрелковая дивизия во главе с своим доблестным начальником тов. Чапаевым еще раз покрыла себя славой в этой операции».

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ