Имя ее - МАТЬ! - 21

Незабудка 2
Скучала без сына мать... Скучала. И о предстоящих переменах тревожилась... Как-то все будет? На новом месте, новая жизнь... И с деревней, и с близкими людьми расставаться и грустно и боязно.

   Утром встала раненько, вышла во двор, а Вовка, сынок Маши, уже не спит!
   "И чего это тебе не спится?  - Спросила Мария мальца. - Время еще раннее, иди, сон догоняй!"
   "Не... - Мотнул головой мальчишка. - Выспался!"
   "А коли выспался, - предложила Мария, - пойдем прогуляемся!"
   "А пойдемте!" - Радостно согласился Вовка.

   Погуляли по улицам деревни и свернули на дорогу, которая протянулась вдоль зеленого поля. Вдали виднелась церковь.

   "Тетя Маша, а куда мы теперь идем?" - Спросил мальчик.
   "В церковь." - Ответила Мария и в ответ спросила : "Хочешь в церковь?"
   "Хочу. - Кивнул Вова. - Пойдемте."

   Кода вошли в церковь, Мария подвела мальчика к первой большой иконе. Вовка остановился и, широко раскрытыми глазами, изумлено смотрел на нее.
   Он стал не отрывая своего взгляда искать своей рукой руку Марии и она ответила на призыв - взяла в свою руку его маленькую ладонь.
   Мальчик тут же повернул голову к ней и шепотом спросил : "Это кто?"
   "Ангел хранитель." - Ответила Мария.
   "Чей?" - Вновь спросил Вова.
   "Твой." - Ответила Мария.
   
   Мальчик посмотрел на икону, немного помолчал и вновь спросил : "Мой? Мой ангел?"
   Мария улыбнулась, положила руку на голову взволнованного мальчика и ласково сказала : "Да. Это твой ангел. Он хранит тебя! И ты можешь ему помолиться. Можешь просить у него помощи."
   
   Мальчик еще помолчал, потом осторожно погладил пальчиками икону и тихо произнес : "Ангел! Пожалуйста помоги мне! Моя мамочка болеет... Вылечи ее!!!"
   У Марии выступили слезы и она подумала : вот она, первая молитва ребенка! И просит он не для себя, а молится о своей матери...
   Мария вспомнила лес, сына на коленях с поднятыми вверх руками и его слова обращенные ввысь, к Богу... Он тоже просил о ней, о матери.

   В доме было весело! Малышня бегала из комнаты в комнату, путаясь под ногами. Детский смех развеял тревожные думки Марии. Маша, мать детишек, сидела в комнате Вани на кровати и что-то вязала.
   Вдруг хлопнула входная дверь и кто-то быстро прошел по коридору.
   Мария оглянулась и увидела Пелагею. Платок съехал в сторону, волосы разлохмачены, глаза, разве что молнии не метали.
 
   "Фууу! - Выдохнула гостья. - Маша! Твоя помощь нужна. Терентьиха опять с сыном воюет! Ну скандалит, ну скандалит... Я пыталась ее угомонить - не слышит! И Егорка, бес его возьми, убила бы..."
   "Бесом не ругайся. И убивать никого не надо! - Нахмурилась Мария. - Пойдем что-ли?"
   "Пойдем. - Кивнула Пелагея. - Ох, пойдем! Может ты их утихомиришь..."

   Дойдя до дома Евдокии Терентьевой, Мария услышала ее визгливый крик : "Подлец! Я всю жизнь тебе отдала! Ночей не спала! Чтоб тебя, гада, вырастить! А ты? Тварь неблагодарная!"
   Мария решительно вошла в дом и увидела раскрасневшуюся Евдокию, стучавшую ладонью по столу. У окна стоял ее сын.

   "Все. Дуся, хватит, покричала... - Обратилась к ней Мария. - Успокойся. Егор! Иди погуляй. Нам с матерью поговорить надобно."
  Парень сердито глянул на них и махнув рукой буркнул : "Да пошли вы..."
 Евдокия рванулась за ним : "Я те пойду! Я те щас пойду!"
   Мария цепко схватив ее за плечо остановила : "Угомонись! Чего ты его все грызешь?"
   "Маша! - Всплеснула руками Евдокия. - Я - грызу! Да он же лодырь!!!"
   "Сама таким воспитала. - Отрезала Мария. - Избаловала."
   "Ну как ты... - Ахнула Евдокия. - Я жеть как для него лучше старалась! Чтобы не хуже других... чтоб все у него было!"
   "Перестаралась." - Отпарировала Мария. - Баловала, с мальства к работе не приучала. Сейчас его за что клянешь? Твоя вина. В детстве лаской задаривала, а теперича обзываешь всячески и клянешь. Ни дня у тя без скандала!"
   "Дак как не скандалить? - Возмутилась Евдокия. - Он ведь только гулянья с друзьями признает! А в доме работы что скирды с сеном!"
   "А ты когда с ним по-душам последний раз говорила? А ты когда его не гадом и мразью, а сыночком называла? - Мария строго смотрела на Евдокию. - Значит : маленьким и хорошим был и ты его любила! А стал непослушным и дерзким и любовь твоя вся куда испарилась? Отвечай, мать!!!"
   Евдокия, часто моргая глазами, в недоумении смотрела на Марию, а Мария...
   А Мария вспоминала горькие дни своей жизни когда ее сын приходил домой пьяным, кричал на нее...
   "Все позади... - Думала Мария. - Все страшное позади... Все теперь будет хорошо."  А вслух строго сказала Евдокии : "Прояви сейчас себя как мать! И не скандаль с ним. Ты что враг своему сыну?"
   "Ну погодь, Мария, - утирая ладонью лицо, уже спокойнее заговорила Евдокия, - ну ты ж видишь что творит? А мне че, пяточки ему целовать???"
   "Целовать! - Подбоченясь крикнула ей в лицо Мария. - Пяточки! И пирогами встречать! А что? Все твои заботы о нем в его детских годах и остались? Ты к нему скандалами и от него ни-че-го хорошего не жди."
   Евдокия глупо моргая смотрела на соседку, видно что-то соображая. "Ну да, - с ехидством протянула она, - тебе хорошо рассуждать... Твой-то сын нормальный! В церкви работает!"
   Мария посмотрела на нее и ответила с горечью : "Мой сын нормальный. А ты забыла что три года как моего нормального сына из тюрьмы выпустили???"
   "Маш, Маш, - засуетилась Евдокия, - не по своей-то вине он сидел! Вся деревня знает!"
   "Не по своей... - Продолжила Мария. - А как пьяные гулянки устраивал и его друзья мне окна напрочь выбивали в драках? По чьей вине? Теперь он нормальный... А что мне до этого пришлось пережить? Ты знаешь? Я ни на минуту не переставала его любить! Потому как это кровиночка моя долгожданная!..." Слезы ручьем покатились из глаз Марии и она замолчала.
   "Маша, - вдруг бросилась к ней Евдокия, - Машенька! Не плачь... Ну прости меня, дуреху! Да люблю я сына сваво, но... он, подлец, ведь и слушаться не желает!"
   "А ты не брани и не кляни его. - Мария грустно улыбнулась. - Наберись терпения и будь к нему ласкова. И молись о нем!"
   "Да не умею я в Бога верить! - Отчаянно воскликнула Евдокия. - И молиться не умею..."
   "А в Бога верить и не надо уметь! - Засмеялась Мария. - Просто иногда вслух разговаривай. Так и скажи : Господи! Я плохая мать. Я - дуреха. Спаси моего сына!"
   Евдокия недоверчиво смотрела на Марию : "Так просто?" Мария вздохнула : "Так просто. Просто люби сына и молись о нем."
   Евдокия покачала головой : "Ох, Машка..." Мария усмехнулась в ответ : "Ох, Дуська..."

   Вернувшись домой, Мария почувствовала страшную усталость... И, вспоминая разговор с соседкой, пожалела что в словах помянула и тюрьму, и прошлые пьяные выходки сына.
   "Господи! - Простонала она. - Прости меня, неразумную!" И тут же мысленно добавила : "И вразуми Евдокию."


         
                (Продолжение следует)