Базилика в Демре 2, 6. Три памятника в Демре

Ирина Воропаева
…«И догорает позолота в стенах прохладных базилик». А.Блок «Равенна».
*****

Иллюстрация: Памятники св.Николаю в Демре. Слева-направо:
- святой Николай, памятник Фонда Санта Клауса, 1981г.,
- святой Николай, памятник из России, скульптор Г.В.Потоцкий, открыт 6 декабря 2000г, демонтирован 19 февраля 2005 года;
- Санта Клаус, установлен в феврале 2005 года, демонтирован зимой 2008 года;
- Ноэль Баба, памятник открыт 25 декабря 2008 года, скульптор Некдет Кан;
- скульптура Г.В.Потоцкого с демонтированного ранее памятника, установленная около входа в музейную церковь св.Николая с южной стороны;
- фрагменты памятников: портреты.
*****
                Базилика в Демре.
                Часть 2, раздел 6.
                ТРИ  ПАМЯТНИКА  СВТ.НИКОЛАЮ  В  ДЕМРЕ.

После разговора о том, как выглядит ныне старинная ц-вь бывшей Миры и какие чувства она вызывает в приезжих, стоит сказать несколько слов о памятниках свт.Николаю, которые также являются достопримечательностями Демре. 

Памятников три, все они бронзовые, появились в городе в последние десятилетия и находятся вблизи от церкви: два внутри музейной ограды, на площадке перед храмом и внизу перед южным входом, а еще один на примыкающей площади на ступенчатом возвышении.

Первый был поставлен в 1981 году западной религиозной общиной слева от церковного здания; свт.Николай изображен в образе бородатого босого старика, в длинном балахоне с копюшоном, с мешком подарков на плече, в окружении детей. На круглом невысоком цоколе памятника позднее, в 1998 году, была помещена табличка, сделанная Фондом Санта Клауса в Анталье: «16-е Мероприятие Международного Санта Клауса и призыв к Миру во всем мире. Дети на тропинке мира. 17/12/1998». Фонд Санта Клауса совместно с Фондом сохранения турецких памятников собирал средства на восстановление древней церкви в Демре и продолжает это сотрудничество и по сей день.

Далее 6 декабря 2000 года, в день памяти святого согласно западно-европейской традиции (в православии это 19 декабря, старый стиль, «Никола зимний»), на площади перед церковью торжественно открыли памятник, привезенный из России; как сказано в одной из публикаций, «Создавался памятник на пожертвования, собранные жителями Москвы» и «был подарен Турции московским Южным округом». Автор небольшой скульптуры, изображающей св.Николая в традиционном для православия иконописном виде, в епископском облачении, - Григорий Викторович Потоцкий, г.р. 1954, «российский скульптор, художник, общественный деятель, президент и основатель Международной Академии Доброты, живет и работает в Москве».
Скульптор установил более 120 памятников в 40 странах мира, среди них и святой Николай в Демре. Открытие памятника было приурочено к проведению Международного фестиваля дружбы и веротерпимости.

В целом монумент выглядел так: на широкой площадке из трех уступов, облицованных светлой плиткой, возвышался белый цилиндр постамента, на котором был водружен огромный земной шар с обозначенными материками в голубовато-охристой гамме – глобус, а уже на этом глобусе представала бронзовая статуэтка, причем ее бронзовое же изножье в виде плоской подставки, образующей с фигурой одно целое, слегка выдавалось над северным полюсом. Все три части монумента – нижний цилиндр, глобус и статуя -имели одинаковую высоту.

В таком виде памятник свт.Николаю со статуей работы Потоцкого простоял на площади Демре до 19 февраля 2005 года, когда был демонтирован, в ночное время, и перенесен (но без глобуса, который с тех пор куда-то канул) внутрь самой церкви, в одно из помещений, где его установили прямо на полу, а на его месте на площади, на той же площадке и на том же белом цилиндре пьедестала согласно решению властей города был водружен Санта Клаус - очень яркий, совершенно китчевый, по разным версиям то ли из пластика, то ли из гипса (поскольку, по словам мэра Демре Сулеймана Топчу, он лично и городской совет «уважают Св. Николая и действовали не из неприязни», но «у современного коммерциализированного Санта Клауса более широкая популярность»).

Далее по поводу перестановки памятника последовали жалобы из России (тогда же, в феврале 2005 года, несколькими деятелями культуры было написано письмо президенту Турции Ахмеду Недждету Сезеру, при котором  нынешний президент Реджеп Эрдоган тогда состоял премьер-министром, с просьбой вмешаться в ситуацию), далее в отношении неполноценной замены «изящной бронзы» на дешевый гипс выразила недоумение западная пресса (газета «Washington Post»), ситуация даже начала политизироваться (по сообщению турецкой газеты «Hurriyet daily», «Топчу предложил восстановить статую на своем оригинальном месте, если Россия, согласится установить статую Мустафе Кемалю Ататюрку из уважения к основателю современной турецкой республики»), и в происходящее вокруг памятников в Демре вроде бы  пришлось вмешаться турецкому Министерству иностранных дел.

В результате, то ли в самом деле «под давлением российской общественности», как рассказывает еще одна публикация, то ли из соображений практичности (объем туристического потока из России в Анталью весьма велик, и это следует учитывать как раз с точки зрения коммерции, о которой говорил мэр), то ли просто восторжествовал хороший вкус, но с китчем оказалось покончено, на исходе 2008 года гипсового Санта Клауса выбросили, круглую белую колонну тоже демонтировали, и теперь на этом месте, на также белом, но прямоугольном постаменте, украшенном изображением кораблика и морских коньков, находится бронзовая статуя, которую можно счесть как компромиссным вариантом между двумя крайними мнениями, так и выражением собственной независимой точки зрения, которая и взяла верх над прочими, поскольку статуя изображает свт.Николая и не в образе православного епископа, и не в образе Санта Клауса с рекламы Кока-Колы, но в виде турецкого Ноэль Баба: мы видим человека средних лет восточного облика с короткой бородкой и в круглой шапочке, в сапогах и куртке с орнаментом, в компании двух детишек – один сидит на его плече, другого он держит за ручку. 25 декабря 2008 года новая скульптура была открыта министром Турции Гюнеем, который отозвался о скульптурном персонаже как об истинном Санте.

Автор статуи, турецкий скульптор Некдет Кан, имел случай высказаться в том смысле, что его работа показывает «подлинного Ликийского Святого» и что он «попытался заставить его быть похожим на турка». Последнее вполне удалось, но с первым ничего не вышло: в те времена, когда жил и действовал свт.Николай, турок поблизости видно не было – их время наступило много позже, в 11-том веке. Сам же он был ликийцем, хотя говорил на греческом.

Что касается статуи свт.Николая работы Потоцкого, то позднее она была переставлена из-под сводов церкви и заняла место у самого церковного входа, где ее, как можно понять из любительских туристических фоторепортажей, можно увидеть и сейчас, поднятую на невысокий прямоугольный белый камень.

Копия памятника, причем воспроизводящая все в целом – и круглый постамент, и глобус, и статую сверху – установлена в России, в селе Солотча Рязанской области, по желанию местной церковной общины, на площади перед церковью Казанской иконы Божьей матери, построенной в середине 19-того века в обычной для этого времени архитектурной манере. Репортаж, сообщавший об этом памятнике, датирован 2012 годом.

     И я задумалась о том, какой памятник мне кажется наиболее удачным (гипсово-пластиковый Санта, понятно, не рассматривается). 

Скульптура Некдета Кана вполне благообразна, но это скорее местный житель со своими детьми, судя по одежде из 18-19-того века, чем Николай Чудотворец. 

Скульптура Потоцкого повторяет старинные иконы и деревянные изображения Николы Угодника из старых новгородских церквей, не обладая чертами подлинно авторской работы – ничего своего автор не привнес, все давно известное, словно застывшее, хотя при соблюдении устоявшегося канона иного требовать и нельзя. Канон же воплощен вполне успешно, тут претензий быть не может.

Что же касается первичного оформления памятника в целом, включая глобус (как будто вставленный между постаментом и статуей искусственно), то это было помпезно гораздо более, чем художественно.

Более самобытным мне показался третий, западный памятник (хотя по времени установки он первый), но, возможно, это просто потому, что в России данное воплощение св.Николая не растиражировано и за счет такой новизны смотрится, соответственно, свежее.

Хотя все-таки именно таким святого Николая, знакомого и привычного нам по сложенным о нем легендам, который вряд ли ходил по улицам Миры в епископском облачении с евангелием в воздетой руке, но потихоньку, не на публику, творил добро и, хотя родился в богатстве, но выбрал служение и бедность, а потому в самом деле мог быть и скромно одетым, и босым, – именно таким его легче представить, и такой он привлекательнее - человечнее.       

     Кстати стоит отметить, что параллельно со всеми перипетиями в отношении памятников в Демре, 8 мая 2003 года был установлен еще один российский памятник свт.Николаю за рубежом, но не в Турции, а в ИТАЛИИ, в БАРИ, напротив Базилики св. Николая, в крипте которой находятся мощи святого. Памятник работы скульптора Зураба ЦЕРЕТЕЛИ представляет собой подарок жителям Барии от президента России В.Путина, о чем сообщает прикрепленная на постаменте бронзовая доска с дарственным посвящением, за подписью президента.
    Образ св.Николая на этом памятнике воспроизводит православный иконописный канон, в связи с чем имеет явную параллель с работой Потоцкого (отличие – пастырский посох и подарочные узелки в руках). Лицо святителя строгое, отрешенное, с жестким складом опущенных губ. Верный себе, Церетели внес в оформление памятника восточные узорчатые мотивы.
    Открытие памятника было приурочено к ежегодному, происходящему с 7 по 9 мая, празднованию прибытия в Бари мощей свт.Николая в 1087 году (в православии  праздник Перенесения мощей свт.Николая отмечается 22 мая по старому стилю, 9+13, «Никола вешний»).
(октябрь 2017 – январь 2018)
*****
Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/01/25/2139               
Предыдущий раздел:  http://www.proza.ru/2018/01/25/2119
Начало:  http://www.proza.ru/2018/01/25/1955