Базилика в Демре 2, 5. Саркофаг свт. Николая

Ирина Воропаева
…«И догорает позолота в стенах прохладных базилик». А.Блок «Равенна».
*****

Иллюстрация: Церковь св.Николая в Демре, Турция, 8-11вв.: мраморный античный саркофаг, в котором согласно устоявшемуся преданию покоилось некогда тело свт.Николая.
*****
                Базилика в Демре.
                Часть 2, раздел 5.
                САРКОФАГ  СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ.

Содержание: Базилика св.Николая в Демре - музейный храм, 21 век; Саркофаг св.Николая.               
*****
                Музейный храм. 21 век.

Церковь древней Миры очень сильно ВРОСЛА  В  ЗЕМЛЮ, и ко входу нужно спускаться по пандусу, на дно котловины, из-за чего чисто внешне она выглядит еще более низкой, чем есть на самом деле. Пол в ней расположен на 7 метров ниже городского уровня почвы. Во внутреннем дворе, вымощенном плитами, под защитой высокой каменной стены собраны упавшие колонны, похожие на сложенные поленницей бревна, а рядом стоят их резные капители. Здесь же находятся покрытые орнаментом обломки мраморных памятных плит. Сохранился круглый пустой фонтан (колодец) с широкой каменной облицовкой по краю и низкой резной колонной посередине. 

    В здании прохладно, немного сумрачно и таинственно. Посетители проходят внутрь с южной стороны, где находился придел св.Николая, и могут осмотреть обе паперти, три нефа - центральный большой и два малых боковых, в которых располагались приделы, а также два угловых помещения.

Центральный большой неф базилики имеет прекрасные акустические данные, здесь отчетливо слышен даже шепот. В общем, если не торопясь побродить по помещению, даже в составе туристической группы, особенное впечатление будет получено. Недаром посетители, попав с горячей яркой солнечной улицы внутрь, рассказывают о посетивших их необычных ощущениях, о том, как «фонит» возле бывшего алтаря, как в галереях – боковых нефах – ощущается некое «веяние», а возле легендарного саркофага – «приятный поток». Окружающая обстановка как нельзя лучше способствует работе воображения.   

«СИЛЬНОЕ  МЕСТО», - поделился один посетитель. О да, сильное. Подлинная древность не может не затронуть глубину чувств и способна оставить незабываемое впечатление. 10-12 столетий – это лишь минута для вечности, но жизнь человеческая неизмеримо короче, и такой период для нас, кратко живущих, вечности сродни. Особенное состояние - стоять с нею лицом к лицу. 

    Относительно статуса здания: церковь не действующая, находится полностью в юрисдикции турецких властей, доступна для осмотра в качестве музея, вход 15-20 лир, что многими туристами оценивается как «дорого» («Зa вxoд в цepкoвь Cвятoгo Hикoлaя в Дeмpe туpки дepут 20 лиp c чeлoвeкa. Teпepь я знaю, oткудa Дeд Mopoз бepeт дeньги нa пoдapки»). Часть вырученных средств идет на содержание памятника. На табличке при входе в настоящее время значится: вверху крупно по-турецки: «Noel Baba Muzesi» - Музей Ноэль Баба, а ниже мелко по-английски: «st. Nicholas Museum» - Музей св.Николая. («Церковь св.Николая» на языке нынешних аборигенов будет «Aziz Nikolaos kilisesi» или «Aya Nikola kilisesi»).

Турки называют св.Николая Ноэль Баба, что в точном переводе значит «Отец Рождества» (Noel – Рождество, baba – отец), хотя также иной раз говорят согласно заложенному смыслу «Рождественский дед», - и воспринимают его позитивно, в качестве покровителя моряков и защитника детей. Первый аспект несколько потускнел с годами (современные моряки в большей степени полагаются на техническую надежность своих плавсредств, чем это было в старину, когда их предки отправлялись в плавание на весьма утлых суденышках, сознавая всю огромность опасности, исходящей от волн, ветров и пиратов), - зато аспект второй (относительно детей), напротив, усилился.

    Музейное дело здесь поставлено вполне грамотно. Например, в комнатах, где хорошо сохранились фрески, сделана электрическая подсветка, но свет дается на несколько секунд и автоматически отключается, поскольку постоянное освещение вредно для древней живописи. Так что не правы те, кто, побывав в Демре и посмотрев на ее достопримечательности, затем пишут о том, что «храм в плачевном состоянии, никогда не реставрировался… Турки лишь водят туда экскурсии и зарабатывают на нём, а миллионы туристов затаптывают историю. Сейчас самое время поднять вопрос о передаче храма православной церкви». Поднять вопрос можно, собственно, он поднимался, хотя был решен не в пользу данного предложения, но в любом случае следует иметь ввиду, что микроклимат действующего собора с зажженными свечами и лампадами способен нанести подобным сооружениям больший вред, чем их эксплуатация в качестве музея. 

     В настоящее время церковные службы в церкви Демре редки, хотя и проводятся в некоторые памятные дни или по другим особо торжественным случаям (помимо местных праздников, связанных с мощами и иконами свт.Николая, отмечаются две главные праздничные даты свт.Николая: 9\22 – перенесение мощей в Бари; 6\19 – дата смерти, так как традиционно считается, что св.Николай умер 6 декабря, хотя год точно неизвестен и называют разный, в промежутке 343 – 352гг.). Странно это – службы в музее. Будто попытка оживить давно умершее.

                Саркофаг свт.Николая.

Внутри церковной руины приезжим непременно показывают старинные саркофаги, более либо менее разбитые, и особенно один САРКОФАГ, стоящий в левом нефе, римского образца, массивный, высокий, из желтовато-белого мрамора, с вырезанными по поверхности боковых стенок растительным орнаментом, арками и колонками, в котором, согласно устойчивому преданию, покоились мощи свт.Николая Мирликийского до их ограбления моряками из итальянского города Бари в 1087 году.

Половина передней стенки саркофага выломана, скульптура на крышке разбита. Изувеченность саркофага как будто свидетельствует в пользу того, что мощи были похищены из него при том самом действе, которое принято называть их «перенесением».

А.Вознесенский, из книги «Святитель Николай Чудотворец», 1899г.: «…боковая сторона гробницы почти совсем разрушена. Это объясняется самим сказанием о похищении святых мощей итальянцами. Массивную мраморную крышу… было труднее разломать, чем тонкие стенки, и, разумеется, барийцы должны были избрать более легкое средство для достижения своей цели, а потому и сломали тонкую стенку, не заботясь о том, что портили оставленную ими древность».

Крышка саркофага также была когда-то повреждена ударами молотков и ломов, так что украшавшая ее скульптурная группа в виде двух лежащих рядом на смертном ложе фигур, мужской и женской, ныне предстает обезображенной, безголовой и безногой.

Наличие неуместной в отношении упокоения христианского святого скульптуры также находило свое объяснение: «Хотя барельефы… [на саркофаге], очевидно, не религиозного содержания, но это совершенно согласно с тогдашним обыкновением погребать умерших в старых гробницах, взятых с языческого кладбища. Известно, что множество христиан хоронились таким образом, даже и в позднейшее время». А. Вознесенский, 1899г. 

В акте вандализма по отношению к скульптурному навершию саркофага, согласно сообщению А.Муравьева (1850г.), обвиняется некий турок, который взялся сокрушать святыню и был наказан за это свыше. 

В Османской империи доминировал ислам, но в целом в обычное время соблюдалась веротерпимость, христиане могли иметь церкви и отправлять в них свои требы при соблюдении определенных правил (церкви не должны были превышать установленной  высоты и иметь высокие колокольни, в связи с чем часто они были невзрачными с виду, низкими, полу-подземными, как, например, та древняя церковка в болгарской Варне, где согласно преданию было предано погребению обезглавленное тело Владислава Варненчика). Муравьев упоминает, что погром в церкви в Кале (Демре) был связан с событиями греческого восстания.

Посетители церкви в Демре отмечают, что у некоторых изображенных на фресках фигур попорчены лица, особенно в области глаз. Ислам запрещает изображения живых существ, тем более людей, тем более святых, однако, если приглядеться, причина повреждений фресок находится не в данной плоскости – у большинства изображенных фигур лица целы, зато пострадали фрагменты одеяний. Потери в красочном слое росписей связаны не со злоумышлениями – это все время и стихия.    

    Но вернемся к саркофагу.
    Зияющий пролом на его фасаде сначала был открыт, однако посетители, несмотря на запрещающую надпись, в том числе на русском («свечка нельзя»), ставили-таки в него зажженные свечки (на одной из фотографий этого места от 2005 года видно, что нижняя мраморная панель внутри саркофага закапана красным парафином), и потому фасад саркофага ныне целиком загорожен толстым высоким стеклом. Благочестивые паломники освящают купленные неподалеку образки, приложив их к этому стеклу, а наиболее настырные даже умудряются пристроить их на минуту непосредственно к мрамору - «внизу под стекло».
    (Иконная лавка в Демре, где можно приобрести образки свт.Николая, находится прямо около церкви, причем надпись на витрине сделала на русском; специфический товар, не представляющий собой никакого эксклюзива с точки зрения своих внешних данных, тем не менее пользуется определенным спросом; как выразился по этому поводу один турист: «Cъeздить в Tуpцию и нe пpивeзти oттудa пpaвocлaвную икoну – бoльшoй гpex», - однако, согласно высказыванию другого туриста: «Иконы здесь безбожно дорогие».)

Что интересно, существует большая вероятность того, что паломники, пристраивая свои только что купленные, «безбожно дорогие» образки к мрамору древней гробницы, стараются напрасно, и античный саркофаг на самом деле не имел отношения к свт.Николаю, так что это не тот предмет, к которому следует прикладывать иконки в надежде их освятить.

Согласно появившейся недавно, в связи с изучением первоисточников  ВЕРСИИ, мощи святого находились в гробнице, устроенной непосредственно в земле под полом одного из приделов, и этой гробницей вряд ли был разбитый античный саркофаг.

Версия базируется на старинной хронике, которая, живописуя подвиги барийцев в Мирликийской церкви, говорит о том, что они взломали церковный помост, то есть пол, а под ним обрели мощи, лежавшие в подземной гробнице. Причем один из моряков по имени Маттео (Матфей), спускаясь вниз за останками, встал прямо на кости и повредил их (неумышленно, кончено, но, видимо, свободного места, чтобы поставить ногу, там не было). Кости вытаскивали частями, беспорядочно укладывая их в «священнические одежды» бывшего в их компании духовного лица. Еще один момент - пролом в  саркофаге находится сбоку, так что влезь в него с ногами в таких условиях не получилось бы. (По этому поводу см.раздел «Перенесение мощей. Бари».)

«Житие и чудеса Святителя Николая»: «Матфей железным молотком разбил мраморную плиту помоста. Убрав осколки мрамора, баряне начали рыть под ней землю и скоро обнаружили белый саркофаг, покрытый каменной треугольной крышкой. Когда Матфей снял крышку…» - и так далее.
    Описание гробницы в этом тексте не совпадает с тем, как выглядит разбитый саркофаг из церкви в Демре – крышка у него не треугольная, а плоская, с плоско лежащими фигурами по примеру эффигий. 

Этот резной мраморный артефакт с парной скульптурой на крышке и нарядной резьбой вообще мало похож на подземную гробницу. Подобные саркофаги античных времен устанавливались внутри усыпальниц, имевших вид наземных сооружений, то есть на поверхности, открыто, и изготавливались в соответствии с этим вариантом их употребления, ибо какой смысл в украшениях и красивой крышке, если все это будет засыпано землей? (Понятно, что и усыпальницы из нескольких комнат, и стоявшие в них роскошные саркофаги, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, могли себе позволить лишь богачи, отсюда и шедевры, ныне служащие украшением и гордостью многих музеев.) 

Скульптурная крышка у этого саркофага, как уже уточнялось, плоскостная, без треугольного выступа.
    Что касается формы крышки домиком, вспоминается не столь древний, но весьма  впечатляющий саркофаг Ярослава Мудрого, ранее служивший вместилищем мощей св.Климента, вывезенный вместе со своим священным содержимым Владимиром Крестителем из Корсуни (Херсонеса). Саркофаг византийской работы из белого проконесского мрамора сохранился (в отличие от костей князя Ярослава), он прямоугольный, имеет резьбу на всех стенках (с изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов), крыша у него высокая треугольная с выступами-акротериями по углам. Но этот саркофаг также стоял в церкви открыто, на поверхности. Он громоздкий и очень тяжелый – вес 6 тонн. Вот так запросто сдвинуть его крышку нельзя. То есть такой тип древней гробницы тоже не получается представить себе в виде подземной, крышку которой оказалось не столь сложно открыть после того, как эта гробница оказалась раскопанной.
    В подобных гробницах из густо-бордового благородного порфира, массивных, украшенных резьбой, с треугольными крышками покоились останки византийских императоров начиная с императора Константина I и его матери Елены (причем оба были упокоены в одном саркофаге). Для императорской усыпальницы Константин I приказал возвести Храм Апостолов, где и выстроились затем в ряд порфировые саркофаги - не в земле, на поверхности под церковным сводом. 

Одним словом, какой была гробница, которую откопали моряки из Бари в Мирликийской церкви, и где она теперь (все еще где-нибудь под полом, под слоем земли?), - неизвестно, но с большой долей вероятности можно заключить, что это никак не тот мраморный саркофаг в церковке в Демре с проломом в стенке, за которым закрепилась слава, что это и есть гробница свт.Николая, - он вряд ли имел отношение к святому. Местная легенда относительно того, что именно в нем находились мощи, сложилась, вероятно, в промежуток 12-19 века (см. описания А.Муравьева, 1850г.).

Что касается его увечий, то в них, в таком случае, могут быть повинны, в обратной последовательности, и турки, и барийцы, и арабы, и (причем это наиболее вероятно) те первые христиане местной общины, которые из самых высоких побуждений крушили языческие капища, считая это богоугодным делом. Кстати говоря, в церкви имеются и другие подобные саркофаги (также давно пустые, разумеется), с разной степени повреждениями.
(октябрь 2017 – январь 2018)
*****
Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/01/25/2124
Предыдущий раздел: http://www.proza.ru/2018/01/25/2102
Начало:  http://www.proza.ru/2018/01/25/1955