Базилика в Демре 2, 4. Карточные масти

Ирина Воропаева
…«И догорает позолота в стенах прохладных базилик». А.Блок «Равенна». 
*****

Иллюстрация: Церковь св.Николая в Демре, Турция, 8-11 века: фрагменты орнаментальных фресковых росписей, в которых находят параллели с карточными мастями. 
*****
                Базилика в Демре.
                Часть 2, раздел 4.
                КАРТОЧНЫЕ МАСТИ.

Содержание: Базилика св.Николая в Демре, описание здания, византийский стиль; Декор: карточные масти?
*****

                Описание здания. Византийский стиль.

Архитектор А.Зальцман, занимавшийся церковью во второй половине 19-того века, осматривал ее впервые в 1858 году и охарактеризовал здание как «превосходный образец церковного зодчества IV столетия», отнеся лишь внешнюю паперть (экзонартекс) к 8-9 векам, которая, по его мнению, заменила сгоревший атриум (внутренний двор). Фресковая живопись также датировалась им 4-м веком (сегодняшняя датировка 11-12 века).

В настоящее время ц-вь в Мире относят к 8-11 векам и характеризуют как принадлежащую к византийскому архитектурному стилю, расцвет которого пришелся на 6-13 века, сочетающему в себе греко-римских элементы с восточными мотивами, что придавало сооружениям особенную яркость и красочность. Роскошный представитель стиля – собор Св.Софии Константинопольской, построенный на месте предшествующего храма императора Феодосия II императором Юстинианом I, 532-537гг. (это те самые византийские властители, которые также озаботились церковным строительством в Мире Ликийской, связанной с именем св.Николая).

Ц-вь св.Николая в Мире, конечно, ни в какое сравнение не может идти со столичной драгоценностью, но это также был не самый бедный и захудалый храм, хотя и небольшой. Здесь и камень с плинфой для стен, и мрамор для отделки, и фрески, и мраморный мозаичный пол – все прилично и солидно.

Здание имеет все элементы византийского стиля:
- в целом прямоугольная форма, свойственная базилике;
- внутри пространство организовано таким образом, что в плане при пересечении галерей, образующих разные помещения храма, получается крест, составленный из четырех прямоугольников, примыкающих с четырех сторон к центральному квадрату (средокрестие);
- в продольном отношении пространство членится на три нефа (главный широкий и два боковых узкие), отделенные друг от друга стенами с арочными прорезями (в качестве разделителей в храмах такого типа также применяются ряды колонн);
- колонны соединяются полукруглыми арочными перекрытиями; 
- передняя часть храма представляет собой две сводчатые паперти, они же сени (нартексы): внутренняя паперть (эзонартекс) и внешняя (экзонартекс);
- святилище в восточной части главного нефа (алтарь) имеет прямоугольную форму и заканчивается полукругом апсиды, в которой находится синтронон – амфитеатр из дугообразных каменных скамеек для духовенства, примыкающий изнутри к восточной полукруглой стене под окнами; боковые нефы также имеют апсиды, всего их в храме три;
- наблюдается характерная для данного стиля парусная конструкция (спрямление углов  под основаниями сводов – каждый парус выглядит как наклонный треугольник);
- центральное помещение церкви (главный неф, зал) был накрыт массивным куполом, предположительно, на немного возвышающемся барабане (тамбуре); купол в результате консервирующих постройку ремонтных работ заменен сводом. 

Над боковыми нефами находится, также в традициях жанра, второй этаж, предназначенный для женщин (гинекей). Если, находясь в главном нефе, посмотреть вверх, то верхняя часть стен, прорезанная сводчатыми окнами,  как раз и принадлежит второму этажу – гинекею, который в такого рода в византийских храмах  располагался над боковыми нефами и нартексом с запада (центральный неф и алтарь на востоке не перекрывались). Второй этаж гинекея поддерживался снизу рядами колонн, соединенных между собой арками. В церкви в Мире имеются подобные элементы.
    На Руси гинекей преобразовался в «хоры» - балкон только в западной части храма, вначале предназначенный для княжеской семьи (княжье место), а затем переориентированный на певчих (причем вначале строилась сплошная стена с небольшими окнами, полностью отгораживая княжье место от всех находящихся в храме людей, а более привычное нам оформление балкона, открытого в пространство, с легким сквозным ограждением по краю, появилось позднее – некоторые хоры в старых храмах были переделаны на новый лад).
    Именно на храмовых хорах Успенского собора во Владимире на Клязьме зимой 1237-38гг. во время нашествия хана Батыя погибла семья владимирского князя – захватчики, не найдя лестницы, разложили внизу в соборе костер и удушили всех искавших спасения на втором этаже дымом.
    Также хоры можно видеть, например, в Благовещенском соборе Московского Кремля (15 век, с позднейшими переделками).
    В романской архитектуре Западной Европы (6-13 века) место для хоровых певчих находилось не на западе, а на востоке храма, над алтарем; там же позднее в храмах уже готического стиля устанавливался орган.   

    Внутри Мирликийской церкви в настоящее время поверх открытых желтовато-серых камней, из которых сложены стены, видны фрагменты фресковой росписи 11-12 веков, имеющей многочисленные белые просветы в местах, где живопись утрачена. Фрески отслаивались и погибали, осыпаясь; на сегодняшний день они все также хрупки, и отношение к ним должно быть очень бережным.
    В окружности одной из апсид бросается в глаза красиво оформленное окно, разделенное на три части двумя колонками.
    На стенах базилики представлены три или четыре старинных мраморных четурехконечных креста, причем, согласно одному непосредственному впечатлению одного приезжего, «Гиды убеждают туристов «подержаться за крест», чтобы исцелиться от болезней или получить исполнение желаний, так что скоро их вовсе сотрут руки тургрупп».

В алтарной части и в центральном нефе сохранились белые мраморные КОЛОННЫ с резными капителями, напоминающими по оформлению затейливый коринфский ордер, и старинный каменный престол. Бытует предположение, что эти элементы убранства интерьера храма происходят, возможно, из языческих культовых зданий (храма Артемиды в Мире). Так это или не так, по имеющимся в доступе данным не очень ясно.
    Капители колонн византийского стиля имеют характерные отличия от древнегреческих – у них нет верхней плитки (абаки), которая служила буфером между колонной и балкой потолка; вместо абаки в качестве прослойки применялись пульваны – маленькие кубы, которые делали арку перекрытия воздушнее.    
    В коринфском ордере капители украшались резьбой в форме листьев аканта (акант - тропическое колючее травянистое растение). В Древней Греции акант связывался с героическими подвигами, благодаря своей узорчатой внешности просто напрашиваясь быть увековеченным в мраморе. В Средневековье изображение листьев аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом Спасителя и оставалось популярным.
    Капители византийского стиля также украшались акантовыми листьями – либо другими растительными мотивами.
    Колонны алтарной части ц-ви св.Николая в Демре имеют ажурные капители с растительным узором в виде узорчатых листьев, с верхним элементом, подобным абаке – довольно толстой квадратной плитке, углы которой скошены вниз. Если сравнить колонны из храма Артемиды в Эфесе из зеленоватого камня, которые стоят в храме Св.Софии Константинопольской, то сходство в оформлении капителей есть. Так что, возможно, колонны храма Демре в самом деле языческое наследие. Чего нельзя сказать о напольных мозаиках.

На полу храма кое-где можно видеть каменные мозаики с геометрическим мелким узором, похожие на ковры, - очень красивые, тонкой работы, сохранившиеся довольно хорошо, но также не полностью. Эти мозаики – одна из главных здешних достопримечательностей, хотя от первоначальной вымостки, как можно понять, сохранилось не более 10 процентов.
    Относительно покрытия пола существует растиражированная версия, что эти напольные МОЗАИКИ украшали некогда местный храм Артемиды, однако, согласно другому, менее известному мнению, данные мозаики суть «прекрасный образец средне-византийского мозаичного искусства, а некоторые узоры  представляют собой христианскую символику», то есть сделаны они были не на рубеже нашей эры или даже ранее, а в 11-ом веке, когда ц-вь Миры очень серьезно ремонтировалась (что «омоложивает» мозаики по сравнению с версией, ориентированной на храм Артемиды, минимум на 10 веков).
    О христианской символике в архитектуре, которую, согласно вышеприведенному замечанию, воплощают мозаики, мы в основном не имеем понятия, поэтому любопытно узнать, что мозаичный узор, представляющий собой круг с расположенными в нем также по кругу вокруг центра треугольниками, может символизировать «Апостолов от семидесяти» (Евангелие от Луки сообщает о том, что Иисус Христос избрал семьдесят учеников, дополнительно к двенадцати: «После чего избрал Господь и других семьдесят учеников»; множественность вставок в орнаментальном круге – как раз эти семьдесят и есть, хотя одинаковые треугольные детали в пестром круговом узоре пересчету поддаются плохи и скорее ассоциируются с обобщением «много»).

                Декор: карточные масти?

К теме христианской символики примыкают трактовки некоторых орнаментов сохранившейся на стенах фресковой росписи.

На фотографии закругленной части потолка над одним из входных проемов внутри здания хорошо видны круглые медальоны, расположенные в несколько рядов, в каждый из которых вписан растительный узор, по очертаниям несколько напоминающий карточные масти, но совершенно хаотичных цветов и со множеством дополнений в виде листочков, тычинок, усиков и т.п. Изображения группируются вокруг медальона с красным равноконечным крестом.
    Над одним из проходов находится косой крест с уширенными концами в круглом медальоне, который тоже кому-то напомнил крести.
    В ряду наиболее попорченных росписей на двух фрагментах просматриваются также изображенные красным на белом фоне сердечки, похожие на червы, и белым на красном фоне фигуры, напоминающие пики, перемежаемые белыми кругами, нанесенные на поверхность стены в виде элементов геометрического узора.

Согласно некоторым представлениям, бытующим ныне об этом предмете, с точки зрения христианской символики:
- червы (черви) – сердце Иисуса Христа или губка на трости, которой Христа напоили на кресте,
- бубны – раны от четырехгранных гвоздей,
- пики (вини) – копье сотника Лонгина,
- трефы (крести) – трилистник (символ Троицы), также само Распятие, Крест Господень.

Отсюда проистекают комментарии наподобие следующего: в храме «изображены  все четыре  христианских символа «карточные масти». Они, разумеется, не «карточные», а истинно христианские, просто любой человек, увидевший их в первый раз, сразу вспоминает аналогичные им, изображенные на «картах». («О кощунственной символике игральных карт», 2013г.)
 
    Попробуем разобраться, так ли это. 
    Множество символов, дошедших до наших дней, зародились в глубочайшей древности, и толкование их в разные эпохи было различным. Христианство – довольно молодая религия по отношению к предыдущим десяткам, а может быть, и сотням тысячелетий человеческой истории. То, что сегодня предстает как «истинно христианское», вчера имело отношение к другой древней религии, из тех, которые христиане назвали «язычеством». Это нельзя упускать из виду. База прошлого была настолько внушительной, что не могла раствориться в пространстве прошлого, напротив, сделавшись основой для новой надстройки. Нужно только повнимательнее приглядываться к фундаментальным кирпичам, чтобы в этом убедиться.

    Храм в Демре рядом с бывшей Мирой очень интересен своей неподдельной древностью, и нам повезло, что на его стенах кое-где сохранились первоначальные орнаменты 11-того века. Значительно чаще стены древних сооружений сохранились, но их роспись утрачена. Древнерусские раннехристианские храмы, дошедшие до наших дней, за редким исключением уже не обладают уникальными росписями хотя бы 14-ого века, не говоря о более ранних. Между тем они отличались от росписей 18-19 веков.

Старинные здания хранят много тайн. В  церкви древней Миры можно видеть древние византийские образцы орнаментов, которые представляют собой смесь греческих и арабских мотивов, в связи с чем для них характерны причудливая восточная узорчатость, пальметки, розетки, арабески, спирали, плетенки, обилие кругов и многоугольников, со вписанными в них вычурными соцветиями и затейливыми изображениями животных, в том числе мифических (грифоны), которые переплетаются вместе цветущими ветвями и стеблями с листьями и плодами. Всему этому разнообразию свойственно было красочное многоцветие, с наиболее частыми ярко-красными, ярко-зелеными, пурпурными и фиолетовыми цветами и оттенками.

Позднее самые характерные из элементов этих смешанных узоров получили свои толкования в русле христианской религии, например: лилия - символ Благовещенья, Древо Жизни - Царствие Небесное, вырезной лист аканта - образ вечной жизни будущего века, якорь - надежда на вечную жизнь и спасение. Также довольно часто встречались  монограмма Христа (Хрисмон), стилизации драгоценных камней и т.н.  ВИЗАНТИЙСКИЙ  ЦВЕТОК, являющийся одним из излюбленных мотивов в орнаментальном византийском искусстве.

Византийским цветком называют характерный элемент на основе пальметты – веерообразного листа пальмы с острыми или округлыми кончиками, дополненный чашечкой, стеблями, усиками, плетенками и т.п. Вариантов очень много. Будучи включены в состав сложных растительных орнаментов, византийские цветы заполняют пространство внутри секторов круга, также вписываются в ромбы и треугольники, сливаясь в общий затейливый рисунок. 

Фигуры, похожие на те, которые ныне известны как знаки карточных мастей, сложились из композиций византийских цветов, очертаний пальметт и прочего в этом роде и входили в узоры для украшения тканей и стен помещений вперемешку с другими элементами, но при этом они имели другую окраску, нежели принадлежащие сегодня карточным пикам и бубнам.

Приживаясь на Руси после принятия христианства, византийские орнаменты и византийская символика, являясь частью христианского храмостроения, обогащались за счет местных традиций и смешивались с ними, так что отличить одно от другого теперь уже весьма затруднительно. Так было и в других местах.

    Что касается карт, то, поскольку карточная игра появилась давно и претерпевала изменения, а также вследствие применения колод для гадания, вопросы о происхождении карт и их первоначальном предназначении принадлежат к весьма запутанным. Разные версии утверждают, что карты были сначала изобретены для гадательных практик, а уж затем стали игральными, служа для развлечения, - либо изначально карты имели развлекательно-игровой смысл и только позднее оказались адаптированы для магических практик (гаданий).  Второе, как считают исследователи, вероятнее, чем первое, а там кто знает. 

Какой тип карточной колоды из двух существующих – игральная или гадальная (таро) - старше, точно неизвестно. Предполагают, что таро, но вначале это была игральная, а не гадальная колода (еще одно предположение – мастей было четыре, по временам года и соответственно стихиям: желтая, красная, зеленая, синяя). Легендарно история карт таро восходит к Древнему Египту. Еще одна версия сближает таро и наиб, как называлась эта игра у арабов, где она также приобрела со временем мистический смысл (суфизм).

Игральные карты считают произошедшими от таро – или от игры в кости (домино), только костяшки были заменены пластинками, затем листками. Карточная игра, как считается, пришла в Европу через арабов из Китая и Индии в 13-14 веках (на востоке она была известна раньше по крайней мере на два века).

Количество карт в колоде, знаки мастей, их изображения и названия претерпевали изменения – в разное время, в разных странах:
- трефы (крести) – изображались и назывались: в Швейцарии – желто-коричневые желуди, в Германии аналогично Швейцарии, но с голубым колечком возле чашечки (это был символ рыцарства), в Италии и Испании – жезлы, во Франции – трилистник, напоминающий крест (отсюда крести);
- червы – в Швейцарии многолепестковые цветочки, в Германии – сердце, в Италии и Испании – кубки (чаши), во Франции – сердце;
-  пики (вини) – в Швейцарии – щиты, в Германии – древесный листок, Италия и Испания – меч, Франция – листок с черенком;
- бубны – в Швейцарии – бубенчик (кругляшок, полый шарик), в Германии – бубенчик, Италия и Испания – круглый щит или солнце, во Франции – ромб; с этой мастью связано также название «пентакли» (пятиугольная магическая звезда).

В России 18-того века имели хождение и немецкая, и французская колоды. Червы здесь тогда назывались «керы» - от фр. слова «coeur» - «сердце»; бубны – «звонки», пики – либо именно «пики» (острый конец у знака, напоминающий копье), либо «вини, вины» - как говорят, в связи с тем, что среди листиков, которые рисовались для карт этой масти, были виноградные; трефы – или крести (трилистник, подобие креста), либо жлуди – желуди.    

Вначале карты рисовались, конечно, вручную, и они были разноцветными. Создавались и роскошные колоды, настоящие произведения искусства, но игра была востребована и распространялась, поэтому рисунок упрощался. В конце концов свое слово сказала печать, и  цвета мастей свелись к двум – согласно возможностям печатного станка, а их контуры стали наиболее просты и в то же время характерны, без художественных излишеств – четкая геометрия, и только. Вот так карты обрели свой рисунок и стали красно-черными. Короли и дамы долго не были двухголовыми перевертышами (у карты-картинки имелись верх-голова и низ-ноги), однако постепенно пришли и к этому.

О картах можно рассказать очень многое и говорить долго, но ограничимся сказанным.
 
    На Русь, по одной из любопытных версий (она принадлежит писателю С.С. Наровчатову), карты привез итальянец Чирчелли (Чертелло), и было это во времена Ивана Грозного: «Началась в Третьем Риме картёжная эпидемия, резались на деньги». Так это или нет, наверное, даже не столь важно, поскольку при сыне Грозного Федоре  карты уже вошли в обиход, азартная игра очень прижилась, но вначале власти об этом не беспокоились, а когда спохватились, было уже несколько поздновато. 

Церковь сопротивлялась распространению карточной игры, но с точки зрения церкви все, что отвлекало христианина от трудов по спасению своей души – веселье, смех, пляски и песни (тем более народные, являющиеся наследием язычества), игры (тем более азартные – зернь, карты), отдавало явной бесовщиной. В середине 17-того века, при царе Алексее и патриархе Никоне, картежники приравнивались к разбойникам и жестоко наказывались, но власть менялась, а игры, в том числе в карты, остались.

В 19-том веке игральная колода в России имела уже тот вид , в котором употребляется и ныне, причем буквально: многие привычные нам, распространенные колоды были созданы (нарисованы) именно тогда и с тех пор тиражируются. Открытая в 1819 году в Петербурге фабрика - Александровская мануфактура (в советское время Госкартфабрика и позднее Ленинградский комбинат цветной печати) – являлась монополистом по выпуску карт.
    В нашем настоящем наши соотечественники, отдыхающие на пляжах солнечных южных стран (в том числе на пляжах турецкой Антальи), развлекаются игрой в колоды «Атласные» (картинки в сказочном стиле, первый выпуск колоды – конец 19-того века), «Золотой век» (с модами времен Екатерины Второй, 1890 год выпуска) и «Русский стиль», причем прототипами для королей и дам в этой красивой красочной колоде были аристократы, прибывшие на ставший знаменитым благодаря сохранившимся  фотографиям костюмированный бал при императорском дворе Романовых в 1903 году, будучи облачены в старинные русские наряды.
    Мануфактура также выпускала рекламные карты для различной продукции (например, карамельных конфет) и карты познавательные - например, «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества», 1830 год, автор-составитель К.М. Грибанов. Были даже карты с краткими биографическими данными Романовых.

Из чего можно заключить, что в те времена трактовка карточной игры в русле «кощунственной символики» была как бы не особо актуальна. Скорее всего, это веяние уже нашего времени, и начало ему было положено не ранее второй половины 20-того века, когда в Турции как раз откопали одну древнюю церковь.

    Подытоживая, можно сказать, что на стенах Мирликийского храма в Демре мы можем видеть очень старинные и очень интересные византийские орнаменты (причем, как ни странно, сохранились они там именно благодаря речным заносам и заброшенности затерявшегося в глуши монастырька, где не на что было «поновить» стародавнюю живопись),  что же касается заявлений относительно того, что «ненавистники Церкви Христовой» украли светлые христианские символы, с целью их злостного очернения вовлечением в порочную забаву – карточную игру, то после того, как эти знаки и символы были почерпнуты где-то в Аравии и Персии, перемешавшись с другими, пришедшими из легендарной Эллады, а сама игра возникла впервые в Поднебесной империи, да если еще с учетом всех пережитых картами метаморфоз, то признать состоятельность этих заявлений будет по меньшей мере затруднительно.
(октябрь 2017 – январь 2018)
*****
Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/01/25/2119
Предыдущий раздел:  http://www.proza.ru/2018/01/25/2087
Начало:  http://www.proza.ru/2018/01/25/1955