Письма из 1917 года

Ирен Бертрам
Александр Бенуа.
Петроград. 14 01. 17
Встреча Нового, 1917 года произошла у нас на сей раз с необычайной помпой, в создании которой приняли участие художники Яковлев (Саша Яша) и Шухаев(Шух), наши дети и их товарищи и наша гордость Прокофьев (Прокошка). Пришла масса гостей. Особенно эффектным получилось появление  фигуры Старого года, составленной из Саши Яши, сидящего на плечах у Шуха.
Кроме того, Прокофьев продирижировал коротенькую и чудовищно звучащую «симфонию», которая была исполнена на медных кухонных кастрюлях оркестром, состоящим из нашей молодежи. Вечер закончился обильным ужином (с жареными курами), причем Атечку особенно поразил своим обжорством Прокошка. Все пожелания при наступлении Нового года свелись к скорейшему наступлению мира! У меня с Акицей это действительно наше главное пожелание.

Александр Замараев
Тотьма. Вологодская губерния 14 01.17
Ушел на мельницу и пробыл там больше трех суток. Наступление нового года пришлось встретить там.
Сегодня утром пришел в три часа с мельницы домой. День нового года провели весело и хорошо. Много лавок в городе прикрылось. Торговать стало нечем. Производство товаров сократилось. Муку ржаную и крупчатку продают с 2-х часов и до 6-ти дня. Заметно уменьшилось число нищих.

"Верхние торговые ряды"
Москва. 14 02.17

Рассказывают, что в Петрограде на последнем хореографическом вечере балерины Каралли один из балетоманов преподнес московской гостье… 5 фунтов парного мяса, 10 фунтов масла, 15 коробок спичек и живого гуся. Последнего, очевидно, за прекрасно исполненного балериной «умирающего лебедя».

Питирим Сорокин.
Москва. 08 06.17
Действительно, революционное бракосочетание. После церемонии венчания в церкви, на которую я явился прямиком с какого-то важного митинга, мы с женой и друзьями имели только полчаса на обед, а затем мне уже надо было поторапливаться на другое окаянное мероприятие. Наверное, такое может случиться только в войну или во время революции. Вечером я послал революцию к черту и вернулся домой к любимой.

Журнал для хозяек.
24.06.17
 Если бы надо было задать вопрос, какая тема является в данное время превалирующей у Старого Света, ответ получился бы простой и определенный: тема о продовольствии. Читательницам, конечно, небезынтересно будет узнать, как питаются в наши дни люди в других странах. Для примера мы приведем здесь Швецию.
Там, так же как теперь и у нас, с некоторых пор существует карточная система на хлеб, на сахар и на масло. А так как все эти продукты выдаются в ограниченном количестве, шведским хозяйкам приходится прибегать к изобретательности, чтобы возможно ровнее использовать находящийся в их распоряжении месячный или недельный рацион. В этом случае к ним на помощь приходит печать. Теперь вошло в обыкновение рекомендовать так называемые «Недельные меню». Приводим здесь одно из таких меню на неделю, оно исчислено на 3 человека.
Понедельник.
1 Треска с яичным соусом и картофелем.4hq (около 1 фунта) трески 60эре (по теперешнему курсу почти столько же копеек), вода; яичный соус; масла коровьего на 5к., муки на 2к., рыбного отвара и молока на 5к., 1 яйцо на 18к., картофеля 12к. Итого: 1р.2к.
2 Апельсиновая рисовая каша: рисовой крупы на 12к., вода, ванильного сахара на 4к., апельсина на 15к., сахара на 3к., густых сливок на 20к. Итого: 54к.

Великая княгиня Мария Павловна.
05 07.17
Я всецело отдалась новой необыкновенной радости — чувству влюбленности. Не решаясь приглашать его слишком часто в Царское Село, я начала ездить в Петроград, где принимала его в своем дворце на Невском проспекте. Эти поездки я совершала одна, что было для меня внове, так как до этого я никогда не путешествовала без сопровождения. Раньше даже ради короткой поездки из Петрограда в Царское Село или обратно для нас предоставляли специальное купе или целый вагон. Теперь мне приходилось покупать себе билет и занимать место в поезде вместе с остальными пассажирами, большая часть которых отказывалась признавать классовые различия. На бархатных сиденьях вагона первого класса я ехала бок о бок с солдатами с заряженными винтовками, которые курили отвратительный дешевый табак, старательно выпуская дым в сторону своих соседей — ненавистных буржуев

Александр Бенуа.
Яблоновка. 26.07.17
С утра очень холодно. Сидим без хлеба… А тем временем в Угловке уже третью неделю стоит вагон муки, доставленный для нашей округи, но ею, однако, по неисполнению каких-то формальностей, не дают воспользоваться. Вчера конторщик Мильман с австрийцами отправился брать его силой, но пока тоже ничего не добились. Два хлебца, испеченные Тэклой из последних остатков бывшей дома муки — смеси ржаной с пшеничной и с толокном — оказались совершенно сырыми. На исходе и сахар.
Утром заканчивал старый (1904 г.) вариант «Купальщицы». Очень плохие условия света в той комнате наверху, где я работаю, или вообще у меня с глазами творится что-то неладное?
Днем ходил с Акицей к красивому виду на озеро с островком. Когда туда шли, наслаждались чисто обезьянничьими фокусами кота Кузьки, который нас, как собачка, проводил с полверсты и которого мы поручили Ате, нашедшей в лесу целый огромный кузов грибов. У нас развился спорт сушки грибов. Поздно вечером, когда я уже читал в спальне, от соседей-дачников принесли номер вечерней «Биржевки» от понедельника с рядом сенсационных известий. Изучением их занялись наши внизу. Я же лишь издали слышал только чтение Эрнста и возмущенные комментарии остальных. Сам же ознакомление со всей этой очередной пакостью отложил на завтра.

Александр Колчак – Анна Тимирева.
Лондон. 17-22 08.17
Простите меня за смелость, с которой я решился послать Вам несколько вещей, которых теперь нет в России и которые, может быть, Вам пригодятся. Я знаю, что Вы будете сердиться на меня, но простите со свойственной Вам милостью и добротой меня за то, что я доставил себе удовольствие хотя немного подумать о Вас, о Ваших милых ручках, которые так много дали мне высокого счастья.
Я буду оправдываться. Я не имею и не получил от Вас права что-либо послать Вам, но мне так хотелось хоть что-нибудь сделать для Вас в пределах совершенно допускаемого почитания, что я обратился к одной очаровательной даме — жене нашего морского офицера — помочь мне в решении этого вопроса своим советом. Поэтому позвольте в виде оправдания своего сослаться на мнение дамы, вполне осведомленной в принятых в Англии обычаях. Я очень боюсь, что Вы будете недовольны некоторыми вещами, но я положительно действовал не вполне самостоятельно, а руководствовался выбором и советом, которые считал компетентными. Милая Анна Васильевна, я очень огорчен, что Вы мне не дали никаких поручений. Я мог бы послать Вам действительно полезные и необходимые вещи, которых теперь нет у нас в России, и если бы Вы доставили мне удовольствие служить Вам в этом смысле, прислав соответствующие указания. Напишите мне, милая Анна Васильевна, что бы Вы желали получить из Англии или Америки, и я буду считать это, во-первых, что Вы прощаете и не сердитесь на меня и, во-вторых, лучшим удовольствием, которое я могу теперь иметь.
Третий день, как я в Лондоне. Нахожусь в ожидании ухода в Америку. Впечатление после оставления России, и тем более в Англии и Лондоне, очень невеселое. Испытываешь чувство, похожее на стыд, при виде того порядка и удобств жизни, о которых как-то давно утратил всякое представление у себя на Родине. А ведь Лондон находится в сфере воздушных атак, которые гораздо серьезней по результатам, чем об этом сообщает пресса. Немцы стараются атаковать Сити — район банков и главных торговых учреждений — и кое-что там попортили.
 
Императрица Мария Федоровна.
Ай-Тодор. Крым. 25 08.17
Внезапно в комнату вбежал мой славный казак Поляков и поздравил меня с рождением внука! Я тут же вызвала свое авто и помчалась к Ольге. Ксения приехала к ней раньше меня. Я почувствовала огромную радость и ощутила истинное блаженство, когда увидела, сколь счастлива Ольга рождением своего беби.
Слава и благодарение Господу за то, что все завершилось так благополучно! Врач опоздал. Он приехал сразу после появления малыша на свет, зато мадам была весьма довольна и горда тем, что справилась со всем в одиночку. Бедняга Куликовский был совершенно сам не свой после всех этих жутких треволнений. Мы все обнялись и поздравили друг друга.

"Русское слово"
Астрахань. 06.09.17
Возвращение к старине.Городской продовольственный комитет разрабатывает план организации меновой торговли со Ставропольской губернией. Астраханская губерния будет вывозить в Ставропольскую преимущественно лес и рыбу, а взамен будет получать муку.

Лев Бакст Любови Гриценко.
Париж.14.09.17
Дорогая Любочка, я был очень тронут твоим письмом, где ты делишься со мной впечатлениями тонов моря, песка и неба. Я не перестаю мечтать, когда обойму вас всех.  А сейчас безумно тяжко вдали, и никакие Неаполи и Ниццы не могут утишить  грусть.
Слава Богу, что Андрюша еще не сознает, что вокруг делается, и для него это только «интересно». Думаю, что ты в Евпатории пробудешь, все успокоится, и советовать тебе ехать в Москву и хочется, и страшно. Не слушай меня и решай сама… Здесь все то же, большой подъем, но несчастия России удручают всех ее друзей! Жалко, что не снимаешь Андрюшу!! И себя! Ведь все, даже плохие, снимки так интересны!
Будьте здоровы, целую тебя крепко, моя дорогая Люба. Твой Лева.

"Русская воля"
15 09.17
Центральная продовольственная управа постановила: «С 14-го сентября 1917 года прекратить отпуск хлеба трактирам, ресторанам, кухмистерским, частным столовым и т.п. заведениям».
"Труд и воля"
12 10. 17
Уже с лета в наших селах нельзя достать ни крупинки чая. Крестьяне сами начали делать чай из моркови. Довольно вкусный, душистый и, как говорят у нас, «пользительный для нутра». Приготовляется он так: корни моркови режутся, сушатся на железных листах (противнях) в печке и затем обжариваются «для колера». Новым чаем крестьяне очень довольны, и чайный голод таким образом отпал.
"Биржевые ведомости"
13 10. 17
С 18 октября вступает в силу запрещение свободной продажи кондитерских изделий. Последние будут вырабатываться на фабриках только по заказам  комитетов. По выполнению заказов фабрики будут сдавать изготовленный товар прод комитетам, а последние будут выпускать его в продажу для населения. Кондитерские изделия будут отпускаться по карточкам.
Цена шоколада определена в 206руб.60к. пуд, карамель фруктовая — 81р.25к., монпансье — 81р.25к., карамель твердая с начинкой — 98р.2к., конфекты мягкие — 108р.95к., мармелад — 118р.73к.

Юлий Мартов Надежде Кристи.
Петербург. 22 10. 17
Дорогой мой друг! Моя твердая надежда на то, что к этому времени ты уже нормальным путем сможешь прибыть в Россию, не оправдалась. Трудно думать, что тебе еще месяцы придется просидеть в Швейцарии. Как течет теперь твоя жизнь?
Питер успел так «опроститься» и погрязнеть за 3 года, что не осталось в нем, кажется, поэзии вовсе. За лето не успел ни разу поехать куда-нибудь в окрестности.
В материальном смысле живется благодаря хозяйственной умелости сестры (Лидии Осиповны) сносно. Конечно, едим только черный хлеб, мясо в небольшом количестве, молока и яиц почти не видим, сахар тоже «рационирован», но жить можно — в некоторых других городах хуже. Вообще, деньги перестали что-нибудь стоить. Приобретаю пальто на зиму, и если найду за 400 рублей, то это будет дешево. За починку тех сапог, что мне дал Михаил Петрович, заплатил 25 рублей, причем сапожник предложил продать ему их за 100. Купил кашне за 27 рублей, а за теплые перчатки надо платить 18. На днях за фунт плохой карамели заплатил 7 рублей, а за фунт винограда — 3 рубля. И все в таком же виде. Поэтому, когда пишут, что рабочие требуют несуразную плату, что прислуга получает 60 рублей или дворники требуют 120 рублей, то вовсе не свидетельствует об «анархии». Просто жизненный минимум возрос раза в 4 и все высшие заработки квалифицированных профессий соответственно повышаются… Пиши о себе, милая… Крепко обнимаю и целую тебя. Твой Юлий.

 Константин Бальмонт Нине Бальмонт.
 27 11. 17
Дитя мое, со мной дважды говорил Лева  (Лев Бруни). Сперва он сказал мне, очень волнуясь, что ты его невеста, потом мы говорили подробно о любви, ревности и браке. Ты знаешь, я не столько отец твой, сколько братишка. Я не могу и не буду говорить о любви, твоей и Левы.
О чем я хочу говорить — это о браке. Если Леве пора жениться, и в этом его одобряет какой-то старец Оптиной пустыни, тебе вовсе не пора выходить замуж. Лева уже знал жизнь, а ты ее еще не знаешь. Если ты, увидя жизнь и людей, захочешь выйти замуж за Леву Бруни, я тебе в этом друг и помощник.
Если же ребенка 17 лет (ибо ты еще дитя, моя Ниника) он вовлечет в скороспелый брак, на это нет моего солнечного благословения. ( Лев Бруни и Нина поженились в 1919 году.)

Александр Замараев
Тотьма. Вологодская губерния  12. 17
Погода самая ходовая. Холоду больше нет и дороги хорошие. Я начал класть дрова в училище, 25 руб. Цены следующие, не знаю как и писать, что знаю, то напишу: муки на воле не найти, дают 16 руб. за пуд, сено лесное — 4 руб., картофель — 6 руб., сайда — 1 руб. 15 коп., монпасье худое — 4 руб. Сахару, табаку, железа, ситцу, красок и многих других товаров нет.




http://www.proza.ru/2017/09/22/1942