Тайна острова Песцовый

Виталий Борисович Иванов
Все началось с письма, пришедшего в Диксонскую гидрографическую базу от кандидата географических наук Владлена Александровича Троицкого. С разрешения полярных гидрографов привожу его полностью: «Вероятно, вам попадалась моя статья в «Советском Таймыре» (газета, издаваемая в Дудинке – В.И.) от 1 июня 1985 года о предполагаемых станках русановского «Геркулеса» у о. Песцового. Наверное, уже получено и письмо из Гидрографического предприятия за подписью В.И. Пересыпкина с просьбой по возможности проверить мою версию об избе, обнаруженной в 1933 году близ места, где в 70-х годах шпаровцы (участники экспедиции под руководством Д.И. Шпаро, советского полярного исследователя и путешественника, – В.И.) выудили много металлических деталей от судна, сходного по размерам с «Геркулесом». Они не связывают эти останки с «Геркулесом», потому что нашли там еще ключ с надписью «Промвоенторг». Думаю, что в 30-х годах там погибло какое-то суденышко Норильского комбината.
Я же убежден, что там раздавило льдом «Геркулес», а ключ попал с баркасом экспедиции Д.И. Смирнова.
Если будет возможность, пусть лоцотряд сделает заход и осмотрит место, где была изба, найденная в 1933 году. Если найдется что-то бумажное в разбитой бутылке, желательно не разворачивать, а сразу вложить в какую-то тетрадь, книгу… Чтобы не рассыпалось при высыхании. Может, гильзы или бытовые предметы старинные – все сложить в какой-то небольшой ящик и отправить при первой возможности в Гидрографическое предприятие Министерства морского флота.
По просьбе музея Арктики желательно вывезти киль с пляжа. Я его видел в 1956 году, но не связывал тогда, конечно, с «Геркулесом».
О результатах посещения острова Песцовый напишите мне.
С уважением, В. Троицкий.
г. Ленинград, 22 июня 1985 года».

А несколькими днями позже начальник Диксонской гидробазы Владимир Сергеевич Алексеев получил другое письмо. На этот раз из Гидрографического предприятия. В нем его руководитель В.И. Пересыпкин писал: «В связи с опубликованием в газете «Советский Таймыр» 1 июня 1985 года статьи В.А. Троицкого “«Геркулес» с острова Песцовый” прошу изыскать возможность захода в навигационный период лоцмейстерского судна при производстве работ в шхерах Минина в пролив Глубокий для обследования предполагаемого места стоянки экспедиции В.А. Русанова».
Так что же и кого многие годы ищут в Арктике?
Владимир Александрович Русанов родился в 1875 году в городе Орле. В 1897 году окончил Орловскую духовную семинарию, но священником не стал, а примкнул к революционному движению. Потом были арест и ссылка, эмиграция в Париж. Во Франции он получил геологическое образование. В 1907 году Русанов отправился на Новую Землю, где провел обследование берегов пролива Маточкин Шар. С этого времени он связан с исследованием Арктики, где бывал каждый год. В 1912 году Владимир Александрович возглавил экспедицию на боте «Геркулес» в район Шпицбергена. Считается, что В.А. Русанов являлся одним из прототипов капитана Ивана Львовича Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
Итак, экспедиция 1912 года. В июле «Геркулес» отправился в арктические моря, к берегам Шпицбергена. Русанову предстояло дать оценку перспективности здешних угольных разработок, поставить заявочные столбы и сообщить русскому правительству о деятельности иностранных предпринимателей на архипелаге. Через полтора месяца экспедиция выполнила программу. «Геркулес» покинул Шпицберген и… пропал.
Сейчас сложно сказать, каким был маршрут следования «Геркулеса». Точно известно лишь то, что судно побывало в селении Маточкин Шар на Новой Земле, где Русанов оставил записку для передачи на телеграф с попутным судном: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».
И все. Дальше полное неведение. В 1914–1915 годах два русских судна, «Андромеда» и «Эклипс», посланные на поиски, вернулись ни с чем. Хотя у берегов Таймыра «Эклипс» прошел всего в нескольких километрах от двух островов, где в 1934 году топограф А.И. Гусев обнаружит столб, укрепленный в груде камней с аккуратно вырезанной надписью “«Геркулес» 1913 г.” Здесь же лежали сломанные нарты и цинковая крышка от патронного ящика.
Именно 1913 год и считается предположительным годом гибели великого русского полярного исследователя и его товарищей. Но так ли это? В 1934 году на острове в шхерах Минина, находящихся к юго-западу от архипелага Мона, были найдены предметы, принадлежавшие членам экспедиции Русанова. Топограф М.И. Цыганюк нашел фотоаппарат, часы, две кружки, патроны, буссоль, курительную трубку, ножницы… Здесь же были найдены письма и документы двух матросов «Геркулеса» – Василия Попова и Александра Чухчина.
Вот что говорил об этом Дмитрий Шпаро в книге «Три загадки Арктики»: «Сложилось убеждение, что здесь, на острове Попова-Чухчина, погибли два матроса, посланные Русановым с места зимовки «Геркулеса», чтобы сообщить о судьбе экспедиции. Матросы погибли, а сам «Геркулес» был, наверное, увлечен дрейфом к северу и там раздавлен льдами – такое мнение утвердилось в литературе.
Надо сказать, что после 1934 года и до самого последнего времени никаких новых следов экспедиции В.А. Русанова найдено не было, это подтверждало общепринятую версию ее гибели».
Но поиски продолжаются. В течение нескольких лет их проводит редакция газеты «Комсомольская правда». Продолжает эту работу бывший главный инженер Хатангской гидрографической базы Владлен Александрович Троицкий. И в этом ему помогают гидрографы Диксона.
Так нашли или нет в сентябре 1986 года экспедицию В.А. Русанова? Этот вопрос интересовал меня больше всего, когда я шел на встречу с Вячеславом Валентиновичем Радионовым, начальником гидрографического отряда № 2 Диксонской гидробазы.
– Лично я сомневаюсь, что это следы экспедиции на «Геркулесе». Хотя все, о чем писал Владлен Александрович, мы обнаружили, – сказал мне В.В. Радионов. – 26 или 27 августа мы получили указание из Диксона обследовать участок острова. К тому моменту наш гидрографический катер «Галс» работал как раз в шхерах Минина, в трех-четырех километрах от предполагаемого места поиска.
Если честно, это задание в наши планы не входило, да и времени было мало, а объем основных работ – довольно внушительным. Но как только выдавалась свободная минута, мы на вездеходе отправлялись на Песцовый. Это один из островов шхер. Он невысокий, болотистый, радиусом около пятнадцати километров. И в поисках нам здорово помогли координаты, сообщённые из Ленинграда.
Для начала обследовали побережье. Там валяется огромное количество бревен, бруса, щепок… Искать в них следы судна все равно, что иголку в стоге сена. Как мы построили обследования? Старались просмотреть береговую полосу шириной до двадцати метров вглубь острова. Искали по признакам старины: кованые гвозди, детали судового набора… Нашли как раз эту самую деталь судового набора. Лично я предполагаю, что это часть киля.
Некоторое время назад мой коллега Владимир Гамбургер увидел из вертолета на острове, в устье ручья, следы строения. Туда и отправился гидрограф Александр Алфеев. Там он обнаружил куски бревен, большое количество щепы, приспособления для смоления. И еще много разных предметов в смоле. Там же лежали самодельное весло и предполагаемые детали судового такелажа. Наше обследование острова осложнил выпавший снег, ведь к поискам мы смогли приступить лишь 20 сентября.
Я уже говорил, что на месте избы было много щепы. И если сверху она была тронута временем, то когда я поднял этот слой, увидел абсолютно свежее дерево. Видимо, это парадоксы Арктики. Что касается строения, это была, бесспорно, изба. Но ее растащили по бревнам.
– Кто?
– За прошедшие годы на острове побывало огромное количество экспедиций. А дрова нужны всем.
– Вячеслав Валентинович, как Вы полагаете, это следы экспедиции Русанова?
– Думаю, что нет. Как я уже сказал, люди на Песцовом бывали регулярно. Неужели они не видели что-то из ряда вон выходящее? В Арктике «прохожих» нет. Работают специалисты, которые могут отличить приплывшее сюда обычное бревно от, скажем, корабельной мачты. Хотя кто его знает! Вдруг окажется, что это следы легендарного «Геркулеса».
Сейчас все найденное отправлено нами в Ленинград. Исследования ученых дадут окончательный результат. И еще. Поиски в этом районе надо вести в августе. Необходимо внимательно осмотреть все побережье. Раздавленный «Геркулес», если это он, могло унести течением в любую часть этого острова или даже на соседний… Кроме того, нам необходимо знать точные конструктивные данные «Геркулеса», виды материалов, из которых он был сделан. В этом году мы будем работать примерно в том же районе. Есть возможность повторить поиски.
– Выполняя поиски экспедиции Русанова, Вы не чувствовали себя героем романа Вениамина Каверина?
– Нет, не чувствовал. Хотя вспоминал «Двух капитанов» часто.
– Так что же вы нашли на Песцовом? – спрашиваю гидрографа.
– На его западном берегу было обнаружено место, похожее на основание разрушенной избы размером пять на двадцать метров. Недалеко найдены детали судового набора с металлическим штырем. В бухте Промысловой около зимовья найдена часть деревянного борта судна размером около двух квадратных метров. Сюда его доставила, видимо, экспедиция Дмитрия Шпаро.
К этому надо добавить весло с двумя коваными гвоздями, колотушку длиной двадцать пять сантиметров, консервную банку с деревянной ручкой и со следами смолы, деревянный квач, четыре обработанных деревянных детали сложной конфигурации, обломок доски с двумя металлическими штырями.
– Что ж, возможно, ваши находки помогут приблизиться к разгадке одной из арктических тайн и найти следы экспедиции Владимира Александровича Русанова, – говорю я напоследок В.В. Радионову.
– Кто его знает? Быть может… Но убежден, что поиски продолжать необходимо.

Виталий ИВАНОВ

Опубликовано в газете
«Советский Таймыр»
14 марта 1987 года