Приходите в следующий раз

Миша Сапожников
После окончания школы решил продолжить обучение. Аттестат об окончании десяти классов оказался слабенький. Я сейчас думаю, что виной тому война: отец погиб, а полуграмотной маме было не до меня и моей учебы. Она крутилась в поисках любой работы, чтобы прокормиться.

С таким аттестатом не решился сразу поступать в институт. Решил сначала поступить в техникум, после окончания, которого продолжить учёбу в вечернем институте и одновременно работать.

Так и сделал: поступил в техникум, проучился в нём на хорошо и отлично, и диплом защитил на отлично. И тут же с трудом устроился на работу каменщиком. Этим же летом решил поступать в вечерний институт, чтобы не погас огонь учёбы, горящий во мне, так как был уверен, что в следующем году уже не захочу поступать, да и за год многое забудется. И на этом моя учёба закончится, а знаний мало. Я успешно сдал экзамены и поступил в вечерний строительный институт. Учиться предстояло 6 лет, сразу решил, что должен уложиться в 6 лет, некоторые мои друзья растянули учёбу на   10 лет, а некоторые  и вовсе бросили - не выдержали.

Трудно я прожил эти 6 лет, сначала работал каменщиком в три смены, потом стал прорабом. Жил на чужих квартирах. Снова учился хорошо, и диплом сделал на отлично. У меня было правило: успел я подготовиться к сессии или нет, но экзамены не пропускал. Пропустил экзамен - получаешь пару и «приходите в следующий раз», а если пришёл на экзамен, даже не подготовленный, есть возможность воспользоваться шпаргалкой и получить «удовлетворительно», в противном случае та же пара и «приходите в следующий раз».

Был у меня такой случай: на работе срочная сдача в эксплуатацию объекта, а в институте зимняя сессия. Времени на подготовку к ней не хватает. Так, пролистал конспект по физике, и на экзамен, этого явно мало, ну ещё школьные знания и техникума, что запомнил на лекциях в институте. Решил рискнуть. Пришёл на экзамен, тяну билет, оказался сложный, но достал шпаргалку и за работу.

Через некоторое время подходит преподаватель, забрал шпаргалку и говорит: «Приходите в следующий раз». В следующий раз повторилось тоже, что и в первый раэ, только преподаватель добавил: «Следующий раз будет последним». Но и в следующий раз я пришёл не подготовленным, опять пришлось достать шпаргалку. Преподаватель видел, что я ею пользуюсь, но меня не выгоняет.  Не пойму в чём дело и продолжаю списывать. Подумал: «Может, пожалел меня?», но такое не бывает.

Сажусь к нему за стол отвечать. Ответил на вопросы, Он спрашивает: «Опять содрал, что мне с тобой делать?» И задаёт мне вопрос, я чудом ответил на него правильно. Он задаёт ещё вопрос и, о чудо, я на него ответил правильно. Он предлагает мне решить задачу. С трудом, но решил.
- Ну, вот говорит преподаватель - Вы кое - что знаете по физике, зачем же пользуетесь шпаргалками?
- Видите ли, у меня на работе срочная сдача в эксплуатацию объекта – срывать её ни в коем случае нельзя -  меня уволят с работы, я прораб и в ответе за своевременную сдачу. А тут зимняя сессия в институте, готовиться, совершенно нет времени. А физику я ещё со школы люблю (соврал я). Я пробежал конспект всего один раз, а шпаргалка вселяет уверенность, хоть как-то списать. Я, правда, не всё подряд сдирал.
- Я Вас понял, Вы способный и трудолюбивый парень, учитывая Ваше упорство и сложившиеся обстоятельства, ставлю Вам «хорошо», товарищ прораб».
- Спасибо Вам, Николай Петрович, что вошли в моё положение и не дали мне скатиться!

Больше такой запарки на работе не было, и я сдавал экзамены вовремя с подготовкой и без шпаргалок.