Донесения по литеру Воздух

Юрий Жданов 2
ДОНЕСЕНИЯ ПО ЛИТЕРУ «ВОЗДУХ»
               


В нашей домашней библиотеке есть книга, которая очень дорога мне. Она сохранилась с 1945 года, когда не стало моего отца- Алексея Петровича Жданова (21.02.1914-10.09.1945). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он служил летчиком сначала в 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ), а затем в 30-м Отдельном морском разведывательном Севастопольском Краснознаменном авиационном полку Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ).                За время войны он участвовал в боевых вылетах (на его счету их более 250) и был также начальником связи эскадрильи, а затем полка. О некоторых эпизодах боевого пути отца и его боевых друзей я поведал в рассказах «Глаза» Черноморского Флота- лётчики-разведчики», «82-я авиаэскадрилья сражается» и «От Хаджибейского лимана» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Книга, оставшаяся из рабочих книг отца и сохраненная нами, называется: Наставление по  службе воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Наблюдательный пост. Военное издательство Народного Комиссариата обороны. М. 1944. 144 с.                Как начальник связи эскадрильи, а затем- полка, отец имел самое прямое отношение и к службе ВНОС, которая подчинялась в Военно-Воздушных Силах начальникам связи всех уровней руководства.                За прошедшее после окончания Великой Отечественной войны время коренным образом преобразовалась система ПВО (Противовоздушная оборона). Этот термин был узаконен Реввоенсоветом СССР 31 января 1928 года, и стал применяться вместо термина «воздушно-химическая оборона». Этим же решением был утвержден термин «Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)». 



Еще раз внимательно перечитал сохраненную книгу отца. В ней подробно изложены обязанности службы ВНОС, требования к оборудованию наблюдательных постов (НП), к порядку наблюдений и передачи донесений, приведено много схем и рисунков, а в приложениях даны силуэты и основные характеристики германских самолетов, конструктивные особенности самолетов, облегчающие их распознавание...                Вот, например, пункт 48. «Все донесения и оповещения о воздушном и наземном противнике передаются службой ВНОС по литеру «Воздух». К числу этих передач относятся: а) донесения и оповещения о боевой деятельности авиации противника; б) указания о предстоящих перелетах государственной границы иностранными самолетами; донесения о перелетах государственной границы иностранными самолетами, дирижаблями и аэростатами и о полетах их над территорией СССР; в) запросы, связанные с боевой деятельностью авиации противника и своих самолетов; г) донесения и запросы о наземных войсках противника, прорвавшихся в тыл и обнаруженных постами ВНОС, и об авиадесантах, высаженных в районе постов; д) донесения и запросы об опасных явлениях погоды».   


                Чтение книги вызвало поток воспоминаний о том грозном времени. Пока наша семья находилась рядом с эскадрильей отца (сначала около Хаджибейского лимана, недалеко от Одессы, затем в Севастополе в бухте Матюшенко, Геленджике и Поти), мы каждый день остро чувствовали, что такое опасность, исходящая от того самого «Воздуха». О том, как мальчишкой бежал в Геленджике к сбитому фашистскому самолету-разведчику (рассказ «Фашистский самолет-разведчик сбит!»- на том же сайте). Вспомнилось и то, как нас бомбили ночью в Керченском проливе (рассказ «Под бомбами в Керченском проливе»- на том же сайте), как прятались в Геленджике в построенной для нас моряками землянке-бомбоубежище (рассказ «Наша землянка-бомбоубежище»-  на том же сайте).               
 Да, многое вспомнилось…


Юрий Жданов    25.01.2018