Светоносная душа поэт Н. М. Рубцов

Андрей Башкиров
               
               
Чем отличается великая душа от всех других душ, даже выдающихся, не говоря уже о темных, злобных душах? Рубцов дает чисто евангельский ответ – светом! Он пишет: «В горнице моей светло». Это означает, что в душе великого поэта царили свет и чистота!! Помните же рубцовское: «Поверьте мне, я чист душою!» Хотя со стороны люди не видели этого внутреннего света, да Рубцов бы сам никогда и не показал воочию другим этот свет. Наоборот, он скрывал его и маскировал неординарным поведением. Но от любящего сердца трудно скрыть свет. Поэтому все любящие поэта, в той или иной мере, по вере их, видели светоносность Николая и отдавали ему должное. И сейчас любящее сердце, читая Николая Рубцова, проникается светом до самого дна! Представим толщу воду. И вот один поэт склоняется над ней с фонариком, другой с фонарем, третий с прожектором, то чей свет будет сильнее? Правильно, у кого сильнее свет, тот и осветит больше глубины. Так и Рубцов – при чтении его стихов не оставляет ощущение, что в воды нашей души светит СВЕТ БОЖИЙ! И вот если душа крещена, то этот ДИВНЫЙ СВЕТ проникает в толщу такой души и просвещает ее и освящает неизреченно и таинственно до самого дна! Ведь кто с любовью воспримет доброе слово, тот и не будет поступать плохо, тот и спасен! Мы крещаемся не для обряда, а для того чтобы облечься в Свет Божий и своей жизнью сохранить этот Свет в себе, чтобы поделиться им с другими, особенно кто бедствует в этом мире.
В чем же мы можем и должны взять пример с Николая Рубцова? Ответ такой – в Любви, не смотря ни на что! Рубцовская любовь безгранична и относится ко всему в мире, кроме зла. А зло, мы знаем, ничтожно, и побеждает, в конечном итоге, всегда кроткая и смиренная любовь поэта. Очень многих святых нашей Церкви избивали, гнали, оклеветывали и даже убивали и делала это ненависть и дьявольская злоба. Но они продлжали любить и благословлять даже перед казнью по примеру Христа. Вот так бы и в нашей жизни – нас не любят, а мы любим; нас разделяют, а мы соединяем; на нас лгут, а мы благовествуем; нас гонят, а мы отвечаем любовью. Не найдем мы у Рубцова ни одной неправдивой ноты, ни намека на злобу, а это и есть святая любовь!
Но как, как добиться такого состояния души, чтобы любить постоянно, всегда, вечно!! Вопрос непростой, но на на него Николай Рубцов дает ясный, Божественный ответ. Для этого надо духовно, внимательно прочитать всего одно небольшое стихотворение Н.Рубцова «Уединившись за оконцем».
«Уединившись за оконцем, Я с головой ушел в труды!» - для рассмотрения своей совести (нет ли на ней пятен греха) и вообще для духовного подвижничества необходимо и многополезно уединение. Не изоляция от людей и ближних, а именно уединение, чтобы остаться наедине с самим собой, своей совестью, чтобы звуки и движение мятущегося в грехах мира не наносило вред душе. Это главное условие духовного творчества, потоу что, если человек не пренебрежет миром ради Бога, то ничего Божественного не сотворит ни в чем. Итак, Рубцов уединяется от внешнего мира, чтобы с головой уйти в труды! Так нужно и всякому человеку, независимо от того, поэт он или художник, или другой специальности. Это не означает отрыв и уход от дейсвительности, ни в коем случае, но способствует исполнению евангельской заповеди Христа: «Не любите мира и того что в мире».
«В окно закатывалось солнце, И влагой веяли пруды...» - Вот оно что,  оказывается, - у поэта оконце-то не закрыто, а отворено!!! Уединение великого творца своеобразное – мир не должен мешать ему молиться и совершать доброе, но и закрываться совсем не стоит – ухо надо держать востро, особенно в отношении зла. На самом деле Рубцов пишет даже не о себе, а о нас, каждом из нас – у каждого есть душа, но душу, поскольку она сотворена Богом, надо открыть Богу и принять Божественное внутрь нас. Иначе мы без Солнца Правды – Христа помрачимя от зла и погибнем. Открытое вовне оконце вовсе не означает, что необходимо распахивать душу перед миром и людьми нараспашку, нет, так она точно не выдержит напора непрошенных гостей и повредится. Надо уединиться от мира и лжи мира, но душу поставлять перед Богом и жить перед Богом, пред Его Всевидящим Оком, от Которого невозможно укрыться ничему. Богу ли нужны наши стихи, когда Ему поют Архангелы и Ангелы. Наши песни нужны нам самим, чтобы через наши добрые песни и дела возвышались наши и другие души и так спасались от злобы.
Душа-горница Николая Рубцова распахнута Богу! Что это означает? Означает это очень важное – великий поэт постоянно очищал и проветривал свою дивную душу от воздействия духов злобы и злых людей. Иначе бы он ничего такого не написал, за что его люди любят и ценят. В Церкви это называется покаянием. Но главное-то, Бог записал имя «Николай Рубцов» в Своей Небесной Книге Жизни, как Он о том говорил еще Святым Апостолам. Люди могут по-разному – сегодня хвалят,завтра валят, а Бог – Любовь не предаст никогда.
Если мы душу распахиваем одному Богу, но не миру, лежащему во зле, то и происходит чудо веры и творчества! И никак иначе!! Поэтому в горницу-душу поэта и закатывается солнце, что там нет ничего нечистого и темного и все в душе сразу озаряется!!! И жизнь становится другой!
«Как жизнь полна! Иду в рубашке, А ветер дышит все живей, Журчит вода, цветут ромашки, На них ложится тень ветвей. И так легки былые годы, Как будто лебеди вдали На наши пастбища и воды Летят со всех сторон земли!..»
С Богом-то в душе везде и всегда светло! И другим этот свет виден, кто любит и ценит Божественное. А кто нечист еще и зол, не приведи, Господь, тот и видит вкривь да вкось. Поэтому так разнятся оценки жизни и творчества Н.М.Рубцова. Но не принимающих духовности великого поэта всегда будет меньше, чем любящих Бога и поэта. Много и неправо пишут о якобы «тяжелых» годах жизни поэта, его «неуживчивости», «неприспособленности» и пр.. Да, поэт был неуступчив в вопросах защиты Родины и Любви и это врагами расцениловалось и интерпретировалось, как «сложность характера», «вздорность поведения» и т.д. Зло изобретально в негативном изображении людей, особенно гениев народа. Но сам Рубцов жизнью, творчеством и мучнической гибелью доказывает совершенно другое – «жизнь полна», «и былые годы» легки как белые лебеди! Беда наша в том, что мы не понимаем реальной святости и ее действий. Окна наших душ закрыты для Бога и там царит тьма, которая знает как на омрачить, вывести из себя и погубить. «За уступки миру многие погибли» - пишет преподобный Серафим Саровский. Гибнут, прежде всего, души. Убили Николая Рубцова и хотят представить дело так, что мол жертва убийства «сама в этом виновата», да и «не было убийства, а сердце не выдержало»… Какое же сердце может долго выдержать такую чудовищную ложь и насилие? Рубцов, как и Пушкин, «погиб», «пал оклеветанный молвой», «поникнув гордой головой», на которой остались около пятидесяти различных ран… «Не вынесла душа поэта» царящего в нашей литературе и поэзии «позора» несвободного творчества, «восстал он против мнений» и псевдотворчества, «один, как прежде, и убит»… Вот же что примечательно – как же один, если у Пушкина была жена и дети? Но и у Рубцова была законная жена и ребенок от нее… Почему же тогда «один, как прежде»? Но чем могли жены помочь даже таким великим мужам в отстаивании Небесного от всего пошлого, тленного и лживого. Ведь они столкнулись с весьма могущественными сторонниками тьмы, который явно и тайно гнали «свободный и смелый дар». Они венец славы заменили венцом терновым, для маскировки «увитого лаврами» (чтобы не догадались, что они – истинные убийцы и казнители), и предали насмешкам саму память о поэте. Но тогда по Лермонтову в силу вступает Бог – Грозный Судия, Который и раньше был на стороне и Пушкина, и Рубцова, но ждал, а вдруг да опомнятся очернители и хулители Его вестников и покаются, чтобы не погубить своих душ, но те довели дело до убийства. И именно Богу было угодно отъять от лица грешного и мятежного мира Своих певцов, чтобы показать этим – «Се Мои глашатаи и в них Мое благоволение». Итак, поэты в райских обителях, а где окажутся их преследователи и до сего дня, если те не покаются? 
«И снова в чистое оконце Покоить скромные труды Ко мне закатывалось солнце, И влагой веяли пруды...» Только в чистую душу может войти Божий Свет, Правда Христова, чтобы покоить ее от злобы, лжи и прочих непотребств. Из такое обожженной и чистой души и может только излиться молитвенное, кроткое, сострадательное, смиренное, любящее слово, увляжняя и умягчая наши сердца, чтобы и нам творить один мир и любовь.



Не жди, не жди любви к себе.
Любви ты можешь не дождаться.
Пока есть время на земле,
От злобы может нам достаться.

И стоит ей войти в тебя,
Как помрачится сразу сердце –
И будешь унывать тогда,
И вряд ли станешь страстотерпцем.

Но лучше душу очищай
От грех, пороков, попечений,
И дом родной освобождай
От темных зол и впечатлений.

Без покаянья нет любви.
Свет не войдет, туда где грязно.
Чтобы любовь другим нести,
Трудиться следует отважно.

За труд положена награда –
Заглянет в душу Свет Любви.
И будет мир в душе, отрада!
И будешь всех тогда любить.