Родионовы

Лидия Шевчук
Семья Родионова Павла Павловича. фото 1917 года.
Первый ряд: мать Агриппина Афанасьевна, сын Ваня, отец Павел Иванович.
Второй ряд: жена Варвара Федоровна, Павел Павлович.
(по архивным материалам, предоставленным Гуровым Владимиром Витальевичем из Екатеринбурга и воспоминаниям Родионова Николая Ивановича из Екатеринбурга)

    Род Родионовых  из деревни Чусовляны Ирбитского района пошёл от Семёна Родионова, 1640 года рождения. «Сенька Родионов сказал, родился де онъ в Важском уезде в Усть-Куловской волости в деревне Милетине, жил за Великом Государемъ во крестьянех. И в Сибирь пришол и живет в Ырбитской слободе со 178 году…»   – из родословной росписи Родионовых составленной В. В. Гуровым.   «А в 1913 году, согласно Посемейного списка Фоминской волости Чусовского общества и деревни из 167 дворов, в 61-м проживали Родионовы».     Владимиру Витальевичу Гурову удалось установить и  составить родословие одиннадцати поколений древнего рода Родионовых. Их потомки могут узнать имена своих предков, ознакомившись с родословной росписью из книги «Сплетались времена, Сплетались страны» в Государственном архиве Ирбита, а также Ирбитской районной библиотеке.
     Восьмому и девятому поколениям Семёна Родионова выпала тяжкая доля –  Первая мировая война, Гражданская война, раскулачивание, репрессии 1937 года, и Великая Отечественная война. После этих событий в Чусовлянах осталось лишь 18 семей с фамилией Родионовы. Не представляется возможным рассказать обо всех, кто покинул родные места.
    24 января 1930 года Кирилловским сельским советом  было принято решение о раскулачивании, конфискации имущества и выселении пяти семейств Родионовых из деревни Чусовляны: Сергея Алексеевича, Василия Николаевича, Афанасия Павловича, Гавриила Дмитриевича и Павла Павловича.   

      Родионов Сергей Алексеевич, 1881 года рождения, участник Первой мировой войны 1914–1918гг., призван по мобилизации в сентябре 1916 года, кавалер Георгиевского креста IV степени, комиссован по ранению в 1917 году,  в тридцатом раскулачен.
     Было указание «сверху» – «раскулачиванию не подлежит».
Но новая власть не посчиталась с заслугами солдата перед Отечеством. О неминуемой высылке семью предупредил член правления колхоза Субботин. На сборы времени не было.  Скрылись в одночасье, бросив  хозяйство.
      После десяти лет скитаний  Сергей Алексеевич вернулся на родину и поселился с семьёй в деревне Давыдково Ирбитского района.
     Дети Сергея Алексеевича Петр и Галина, также как и отец в своё время, служили Родине на фронтах Великой Отечественной войны.
     Связист 61 армии 1-го Белорусского фронта, а затем 3-й ударной армии Группы Советских оккупационных войск в Германии Родионова Галина Сергеевна в сентябре 1945 года награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
    Дочь вернулась с войны, а вот сын…
    Пётр был призван ряды Красной армии 7 июня 1941 года. Красноармеец 153 стрелковой дивизии Родионов Петр Сергеевич пропал без вести в октябре 1941 года. Последнее письмо с фронта пришло в июле 1941 года из Витебска.
   
        Кажется символичным и особо значимым то, что на месте бывшей усадьбы кавалера Георгиевского креста – Родионова Сергея Алексеевича в селе Давыдково Ирбитского района, местный житель Коста Стефанов (к сожалению, скончавшийся в ноябре 2016 года) построил часовню в честь Святого Георгия Победоносца, которая была освещена в 2012 году. А по проекту правнука Родионова Сергея Алексеевича – Гурова Владимира Валентиновича, подполковника запаса, более года собиравшего архивные материалы на погибших воинов села Давыдково, около часовни установлен памятный камень павшим в период Великой Отечественной войны, а также погибшим в Афганистане и Чечне.

      Родионов Василий Николаевич, Родионов Афанасий Павлович, также участники Первой мировой войны, и Родионов Гавриил Дмитриевич с семьями отправились этапом на Север в Кондинский район.
     Судьба семьи Василия Николаевича не известна. А из других семей из ссылки с Севера вернутся только Родионов Гавриил Дмитриевич и дочери Афанасия Павловича Родионова – Анастасия и Вера. Остальные навеки останутся в мёрзлой кондинской земле. 
    
     Гавриил Дмитриевич Родионов, отец трёх сыновей, кроме землепашества заниматься мелкой торговлей. Сыновья были работящими, потому в наёмных помощниках хозяйство не нуждалось. У Гаврилы Дмитриевича было добротное хозяйство и большой двухэтажный просторный дом, вызывавший зависть односельчан. (Этот дом сохранился и до сих пор радует глаз).   В доме было несколько комнат, одна из которых была больше других – гостиная. Светлые половики, белые шторы и множество цветов: фикусы, розы, аспарагусы. На первом этаже дома небольшая комната была оборудована под торговую лавочку, которая имела вход с улицы. Хозяин привозил из Ирбита соль, спички, керосин и прочие товары первой необходимости.   
     Трудился Гаврила Родионов и для «домашнего благополучия и блага

общественного». Вот строки из письма В. В. Гурова, переворошившего немало архивных материалов: «(…) Ещё на одном из сельских сходов 1914 года я обнаружил доклад Гаврилы Дмитриевича о расходах в качестве начальника пожарной дружины д. Чусовляны. Везде мужик поспевал, и пахать, и торговать, и общественные поручения выполнять, также в сентябре 1914 года из 400 пудов ржи, пожертвованных жителями д. Чусовляны (160 дворов) на нужды действующей армии 50 пудов отгрузил Гаврила Дмитриевич». 
     Старший сын его, Павел Гаврилович Родионов, был призван в армию и пропал без вести в годы Гражданской войны.
     Сын Иван был женат на Евгении Ильиничне Дубских из деревни Малой Дубской и имел уже двоих детей.
     Когда в округе началось раскулачивание, Гавриил Дмитриевич, поступив разумно, отправил младших сыновей из родного дома.  Иван Гаврилович с семьёй поселился в Ирбите и стал работать на гавани, а Георгий Гаврилович уехал в деревню Ключи и там женился.
     В 1941 году оба сына ушли на фронт.
     Иван Гаврилович Родионов рядовой 1243-го стрелкового полка 375 Уральской стрелковой  дивизии в декабре 1941 года был тяжело ранен.  Ему предлагалась ампутация ноги, но он не согласился, лечился в госпитале до апреля 1942 года и вернулся домой.
     Гвардии старшина 153 стрелковой дивизии Родионов Георгий Гаврилович умер от ран 7 апреля 1942 года и похоронен в деревне Жарок, Киришского района Ленинградской области.
     «С марта 1942 года дивизия вела ожесточённые бои за взятие ст. Погостье (между Мгой и Киришами). Артиллеристы выбиваясь из сил перетаскивая свои орудия, наступали в боевых порядках пехоты. Железнодорожная ветка Кириши–Мга была перекрыта нашими войсками, но какой ценой!  Вот, что пишет в своих воспоминаниях лейтенант Александр Афанасьев: «Оставшиеся живыми не понимали, как они остались живы...на спасение не было никаких надежд... Мы, пережившие эти бои, чувствуем себя виноватыми перед теми, кто остался навечно у станции Погостье... Команды, посланные для сбора оружия и документов, только одних красноармейских книжек доставили в  штаб несколько мешков...».      
     Сам Гавриил Дмитриевич, после десятилетней ссылки на Севере, вернулся в Ирбит и жил до своей кончины в 1946 году в семье сына Ивана.

     Родионов Павел Павлович с женой и тремя детьми был отправлен  в Ирбитский спецпосёлок. Восстановленный в правах, после пересмотра списков раскулаченных, он остался в поселении  и за проведение «антисоветской агитации против внеуставной сельхозартели» в 1933 году был осужден на 10 лет лагерей. Дальнейшая его судьба не известна.
     Дочь – Раиса Павловна была отправлена в детский дом, а младенцы Толя и Алеша умерли в голодные 1932 и 1933 годы.
     Старший сын – Иван Павлович  в 1939 году был переведён со своей семьёй из Ирбита в спецпоселение города Верхняя Салда на лесоповал.
     Там семью разделили. Его жену Анну Фёдоровну с детьми оставили в Салде на 8-м посёлке, а Ивана Павловича отправили в Берёзовку на 3-й посёлок. Для того, чтобы навестить семью требовалось особое разрешение, поэтому с женой и детьми приходилось видеться редко. Его неоднократные просьбы о переводе его в восьмой посёлок или переводе семьи на третий  комендатура оставляла без удовлетворения. За выезд из Берёзовки в Салду без письменного разрешения, в апреле 1946 года, он был подвергнут  аресту сроком на трое суток на основании Постановления СНК СССР № 35 от 8 января 1945 года «О правовом положении спецпереселенцев».
     Замечу, что шёл уже шестнадцатый год ссылки, но правила передвижения  спецпереселенцев оставались такими же  жёсткими, как и в начале. Согласно пункта 3 названного постановления спецпереселенцы не имели права без разрешения коменданта спецкомендатуры отлучаться за пределы района расселения обслуживаемого данной комендатурой. Самовольная отлучка за пределы района расселения, рассматривалась как побег и влекла ответственность в уголовном порядке. За нарушение режима и общественного порядка спецпереселенцы могли быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа до 100 рублей или ареста до 5 суток.
     Лишь в апреле 1947 года Родионов Иван Павлович с семьёй был освобождён и в 1953 году вернулся в Ирбит…
 
Глава семьи – Родионов Сергей Алексеевич 1881 г.р.
жена – Ульяна Андреевна 1890 г.р.
сын – Петр Сергеевич 1911 г.р.
дочь – Анна Сергеевна 1913 г.р.
дочь – Галина Сергеевна 1923 г.р.

Глава семьи – Родионов Василий Николаевич 1877 г.р.
жена –  Наталья Степановна 1884 г.р.

Глава семьи – Родионов Гавриил Дмитриевич 1872 г.р.
жена –  Анна Ипполитовна1874 г.р.

Глава семьи – Родионов Афанасий Павлович 1896 г.р.
жена – Екатерина Осиповна 1901 г.р.
дочь – Вера Афанасьевна 1925 г.р.
дочь – Анастасия Афанасьевна 1928 г.р.
мать – Агриппина Афанасьевна 1861 г.р.

Глава семьи – Родионов Павел Павлович 1889 г.р.
жена – Варвара Федоровна 1895 г.р.
сын – Иван Павлович 1912 г.р.
дочь – Раиса Павловна 1922 г.р.
сын – Анатолий Павлович 1929 г.р., умер в 1932 г.
другие члены семьи, появившиеся в ссылке:
сноха – Анна Федоровна (Орлова) 1909 г.р.
сын – Алексей Павлович 1931 г.р., умер в 1933 г.
внук – Александр Иванович 1935 г.р.
внучка – Вера Ивановна 1937 г.р.
внучка – Надежда Ивановна 1939 г.р.
внучка – Любовь Ивановна 1941 г.р.
внук – Алексей Иванович 1946 г.р.