Лоренцо Бернини Святой Лаврентий на решётке

Алина Алексеева-Маркезин
         Лоренцо Бернини Святой Лаврентий на решетке 1617г.Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) Флоренция.

      Будучи совсем молодым,Бернини создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия», где пытался показать наивысший момент боли.  Она была создана из единственного блока мрамора Каррары. Восстановление в 1997 показало, что Бернини использовал различные инструменты, чтобы создать различные поверхностные структуры на разных частях скульптуры. Обратная сторона решетки гриля не полировалась и заканчивалась таким же образом как фронтальная, подразумевая, что смотреть его нужно только впереди.
      Высокая  опора, сделанная из древесины и позолоченная , была разработана как платформа для скульптуры.

              Многие уже изображали в скульптурах мученическую смерть христианских святых, но никто даже не пытался показать юмор, рожденный в адских мучениях. «Мученичество святого Лаврентия», на мой взгляд, ; одно из самых пронзительных, трагичных и одновременно жизнелюбивых произведений в истории искусства.Известно, что Бернини начал рисовать после увиденных картин Караваджо, и в скульптуре тоже он смог воплотить начатое великим художником, передать всю страсть и бушующие эмоции через холодный мрамор.
          
         Святой был приговорен к сожжению заживо на железной решетке, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

            Вся композиция — это вызов смерти, вызов страданию и победа жизни. Скульптору удалось оживить камень, он сделал его пластичным, податливым, как воск. Вы абсолютно верите происходящему, даже огонь в жаровне выглядит реальным!Посмотрите на его закатанные кверху глаза, напряженное лицо, где мышцы словно свело судорогой, полуоткрытый рот, его выгнутое тело – все говорит, даже кричит о нестерпимой боли.

     В работах Джованни Лоренцо Бернини камень меняет свою структуру, превращается в совершенно другое вещество. Перед нами процесс трансмутации: мрамор уже не мрамор, он ; плоть, он ; огонь, он ; железная решетка, он — ткань. А на лице Лаврентия видна другая трансформация: на губах намечается улыбка, вот-вот она двинется дальше. Святой, поборов страдания, пошутив над своими палачами и посмеявшись над ними, отправится на небеса.