Зелёная бумажка

Алексей Раздорский
      Думаю, что почти все россияне держали в руках зелёные бумажки с лицами американских президентов, но уверен, что далеко не каждый сможет назвать имена и фамилии этих известных в «Штатах» людей, а тем более годы правления  президентов США. В связи с этим расскажу об одном случае мошенничества, который заставил меня обратиться к американской истории  в «лицах».
     В начале 90-х  мы начали понимать, что такое компьютер, и что с ним можно делать. Я вообще всегда следил за новинками электроники, сам паял схемы, конструировал самодельные усилители и магнитофоны. И однажды увидел на прилавке столичного магазина «Электроника» наш первый отечественный домашний компьютер БК-001.
     Стоил он немало, поэтому был в свободной продаже, в то время как импортные телевизоры тогда оставались мечтой и появлялись только в комиссионках по цене автомобилей. К нашему домашнему компьютеру надо было  докупать ещё и бытовой кассетный магнитофон для записи данных, а это ещё почти средняя месячная зарплата. В общем, потратился прилично, даже залез в "кассу взаимопомощи".
     Поигрался я с этим «чудом техники»  недолго – очень неудобный, данные всё время терялись и искажались. В итоге продал очередному любителю и уже хотел распрощаться с мыслью о домашнем компьютере, как вдруг в магазине знакомого подпольного  «кооперативщика» увидел новенький IBM 286. Там и флоппи диск, легкое управление, настоящий быстрый по тем временам  компьютер!
     Купил, спустив все свои накопления. Пару лет наслаждался, но вышла новинка – IBM 486-й. Мне ничего не оставалось делать, кроме как  копить деньги на новую игрушку.  Чуть чуть не хватало, и я надумал продать свой IBM 286. Знакомые предлагали «смешные цены» и я решил разместить объявление о продаже в газете.
     После визитов нескольких несговорчивых покупателей нашёлся заинтересованный человек, а точнее молодая пара –  муж и жена, охотно принявшие моё ценовое условие.  Всё  хорошо, но у них было мало нашей наличности, и они предложили мне заветные тогда, а может, и сейчас, зелёные бумажки. Кажется, штук пять сотенных.  К тому времени я по рельефу, рисунку, водяным знакам научился отличать оригинал от подделки. А ещё  у меня была специальная синяя лампа для проверки на всякую кожную дрянь любимого пёсика. В темноте при свете этой лампы на шерсти питомца можно было увидеть нежелательных "вредителей", а на оригинальной купюре -  особые рисунки, отличавшие оригинал от подделки.
     Пара оказалась очень общительной, сговорчивой и весёлой. Пересчитали деньги, выпили по чашке кофе и распрощались. А я уже в мыслях после удачной сделки считал себя обладателем 486-го, только для необходимой мне суммы оставалось поменять на наши рублики одну зелёную сотенную бумажку.  Недолго думая, побежал в «обменник».
     Кассир взяла бумажку и куда-то ушла. Через несколько минут дверь обменника защёлкивается, и изнутри ко мне подходят охранник и милиционер. Собираются меня арестовать за попытку сбыта поддельной купюры. Уже не помню как, но мне всё же удалось избежать заключения, я оставил милиционеру все свои данные, копию паспорта, и пообещал явиться в участок в случае возбуждения уголовного дела.
Слава богу, в отделение не вызвали, наверное, поверили в искренность моего рассказа.
      А дело всё в том, что купюра была оригинальная. Настоящий номер, рельефная бумага, водяные и другие невидимые знаки. Только... другой портрет! На десятидолларовую настоящую купюру очень аккуратно мошенники наклеили великолепно скопированный на тончайшую бумагу ещё один ноль, а вместо слова ten(10) – полоску со словом   hundred(100).  Сотрудница обменника обратила внимание на другой портрет и вызвала охрану… Купюру у меня изъяли.
     Вернулся  домой раздосадованный, что обманули и в то же время довольный, что не попал за решётку.  Думаю, - что делать дальше?  И в голову пришла простая мысль – намочить остальные купюры тёплой водой и посмотреть – может, полоски отклеются?
     Так оно и получилось. Мокрые настоящие десятидолларовые купюры я высушил утюгом и пошёл менять в другой обменник. Поменяли без вопросов. Только за компьютер я в итоге получил не пятьсот, как хотел, а всего лишь пятьдесят долларов. Добавил «наших» и всё же купил 486-й, который тоже довольно быстро устарел и я за ненадобностью спустя несколько лет вообще выкинул его как ненужный металлолом. Так что ни о чём не жалею.
     Через некоторое время в эфире "Вечерней Москвы" в хронике криминала прошёл сюжет – ту парочку всё же поймали и арестовали. Они таким же обманом купили видеокамеру, но владелец, демонстрируя возможности чудо-техники, случайно записал их лица на видеокассету, которую оставил у себя. Пострадавших от этих жуликов было много, поэтому милиция провела серьёзное расследование. А таких как я, обманутых,  просили звонить по «указанному номеру» на экране.
      Я почувствовал удовлетворение, и даже готов был позвонить на телевидение, но очень не хотел, чтобы меня показывали на всю страну как  обыкновенного безграмотного «лоха», поэтому поставил на той истории точку. А для себя я сделал вывод – если пользуешься иностранной ценной бумажкой, убедись, что на купюре изображены соответствующие номиналам портреты мужчин и женщин.  На одном долларе – президент Джордж  Вашингтон, на 5 – Авраам Линкольн, на 20 – Эндрю Джексон,   на 50 – Улисс Грант, а на 10 и 100 – вообще не президенты США! На десятке – министр финансов Александр Гамильтон, а на сотне – дипломат и учёный Бенджамин Франклин. Есть ещё редкие купюры 2, 500, 1000, 5000, 10 000 и 100 000, там тоже лица президентов, кроме одной в 10 000.  А я, честно говоря, не вспомню даже портреты деятелей нашей страны на советских купюрах. Разве что жёлто-коричневую сторублёвку с портретом Владимира Ильича. В 1959-м году одна такая бумажка была всей зарплатой отца, потому то я её хорошо и запомнил.
       А обманывали меня в жизни нередко. Но об этом я расскажу в других историях, довольно непростых, а иногда и по-настоящему обидных….