1700 км. по заснеженным окраинам Алтая. Картинка 3

Алексей Фандюхин
   
          1700 километров по заснеженным окраинам Алтая. Путевые заметки.
                Публицистика.

Картинка Третья :   Товарищ...

             С товарищем не виделись почти два года. Созванивались частенько, порой по паре-тройке раз за неделю. Были, были общие интересы. Есть о чём  и сейчас поговорить и что обсудить.
         Познакомились лет этак пятнадцать назад, почти случайно.    
        Дозваниваясь до однокашника по Омской школе милиции Мишки Лисицы, служившего в Крутихинском районе вторым по должности милиционером, набрал служебный номер в кабинете начальника.
        Не было толком связи ещё сотовой по краю. Кружить вокруг, да около не стал и на вопрос :
     - С какой целью подполковник службы собственной безопасности, коим на тот период я являлся, ищет его зама прямо ответил:
      -Хочу на рыбалку приехать, места красивые ваши посмотреть, о которых лестного много премного наслышан.
      Разговор получился некоротким и сразу стало понятно, что человек на том конце провода конкретный и предмет разговора ему близок. Не мешкая, да в ближайшие выходные готов встретить.
      Как и чем занимались, да как рыбачили в ту самую первую встречу память уже детали- подробности не сохранила, но впечатления остались хорошими от общения с человеком серьёзным, взвешенным и увлечённым.
      Было, было ещё много встреч, было много совместных поездок и мероприятий, порой и за тысячи километров вдали от дома. Десятки, сотни часов приятельского общения, переросшего в дружбу.
       Человек прямой и порой бесхитростный, честно относящийся к своей работе Сергей Анатольевич Опарин, со своим сложившимся мнением и не боявшимся его высказывать   порой вызывал недовольство вышестоящего начальства.
         Русский богатырь с косою саженью в плечах, как говаривали в старину, почти двухметрового роста, с весёлой и умной искоркой в глазах, не соответствовал Петра Первого постулатам: Иметь пред лицом начальствующим вид лихой и придурковатый и смущал разумением своим оного.
        Так и шёл по жизни, не сгибаясь, не кланяясь. Напоминая собой дуб вековой богатырский, корнями крепко в землю вросший.
        Жил и живёт и дай Господь будет ещё долго жить.
        Родившись в глубинке Алтайской к земле плотно приник, силами её питаясь, слившись с ней в одно целое, неразделимое. Профессию изначально выбрав самую, что ни на есть земле нужную: ветеринарию, закончив Алтайский сельхозинститут  вернулся  в родное село Долганку.    
       Работал как умел: ответственно, профессионально и вскоре был назначен на должность главного ветеринарного врача.
       Как-то на очередной планёрке директор хозяйства Роберт Абрамович, в простонародье и за дело звавшегося Робертом Обманычем начал направо-налево руководителей оговаривать, помятуя о том, что назвав вокруг всех дураками- сам умнее выглядеть будешь.
        Дошла очередь и до Опарина. Не выдержал поклёпа Сергей. Взял прилюдно за шкирку руководителя одной рукой, приподняв со стула при том приговаривая:
        - Если ещё напраслину наговаривать будешь головёнку оторву!
         Вот так и закончилась его карьера ветеринара. Было дело в конце 80-х годов.
          На работе в селе крест был поставлен и пошёл в район, служить в милицию, куда давно уже звали.
          С кадрами, в органах  плоховато было и любой мало-мальски образованный человек с чистой совестью и незапачканой репутацией был востребован. Приняли участковым в соседнее село, порой на должности подменяя и участкового родного села.
           С директором вновь назначенным, Щегловым Анатолием Михайловичем  отношения наладились  взаимоуважительные.  Выдал директор в служебное пользование грузовик –вездеход ГАЗ-66 сказав при том, что участковый должен при необходимости добраться в любую точку района в любое бездорожье, распутицу, аль снегопад.
             И выполнял указивку данную директором и долг служебный исправно- был там, где того требовала служба и тогда, когда это было необходимо.
         Начальству милицейскому самостоятельность участкового не понравилась и отношения мягко говоря- тоже не складывались.
         Прослужив лет несколько на должности сельчане выдвинули его в главы села- выиграл выборы. Проработал срок, в четыре отведённые года и по представлению Главы района Зиберта Виктора Александровича был рекомендован на должность начальника милиции .
          С рядовых участковых, да сразу в первые лица,вроде как и не положено, не поймут люди. Назначен был на должность второго зама-начальника милиции общественной безопасности. Того, кто по должности и участковыми руководит и ГАИшниками, да большей частью личного состава райотдела.
А, чтобы под ногами у начальника не путался тут же, в командировку, в зону боевых действий в составе сводного отряда милиции Алтая в Чеченскую республику отправили. Ну и проверить заодно, насколько духом крепок. Времена тяжкие там были. Сменить отряд где подорвали фугасом бронетранспортёр командира и погибли люди.
           Пуля, осколок минный его пощадили, хоть и потерял в ту командировку трёх своих товарищей.
           Отслужил честно и вернувшись, не ждав долго назначен был начальником Крутихинской милиции.. прослужив с десяток лет, до самой перестройки.
            Служба шла не всегда гладко и порой приходилось мне по долгу совести выручать товарища от шельмований разных.
          Завистливы, наши с вами соплеменники бывают, а  зависть , как известно грех один из самых  тяжких и тянуться за ним цепочкой и наветы и сплетни и другие всяческие подлости.
            Когда из милиционеров полицаев делать стали, сокращать да реструктуризировать, тогда и уволился. Благо стаж милицейский выработал, да и возраст подошёл: как, никак пятьдесят исполнилось.
           Воспоминания прервала заливистая трель сотового телефона поставленного на ужасающе максимальную громкость,дабы заглушить шелест шипованных колес по асфальту, свист встречного  ветра,  прорывающегося сквозь щели гниловатого кузова, да рёв шестицилиндрового мотора.
         Помяни чёрта к ночи, он и заявиться- весело подумалось мне: звонил Опарин:
        -Геннадьич, ты где? Слышимость была неважнецкая и длинного разговора, скоротавшего бы дорожку не получилось.
         Оставалось до Камня мне километров с тридцать, а до места встречи все пятьдесят. Дорога повернула на Север вытянувшись стрелой вдоль легендарной стройки «Века» - Кулундинского канала, неудавшегося эксперимента СССР, когда правители наши пытались реки вспять поворачивать, на высотах в два километра в безжизненных пустынях просо выращивать и прочие «чудеса» творить.
        Денег в канал закопали народных несусветное количество, но ума делу не дали. Строили десяток лет с 73-го прошлого века, но…Толи воды в Оби не хватило, толи расчёты оказались неверными- не захотела вода идти в степи, повышать урожайность пшеницы с двух центнеров с гектара до сорока , как мечталось , испаряясь, просачиваясь и заболачивая прилегающие сельскохозяйственные угодья.
         Трест строительный, пара бетонных заводиков, завод мелиоративной техники, построенных под проект- всё пошло «под нож» в перестроечную эпоху. Станции насосные, да системы поливальные, что по полям – степям раскиданы оставались растащил наш народ хозяйственный, сдав на металлолом.
         Сергей, уйдя в отставку бездельем маяться не стал ,  и тут же должность сторожевая подвернулась, когда в очередной раз «освоив»-растащив деньги выделенные на канал стройка замерла.
          Работёнка не пыльная, не сказать, что денежная, но график-то, график хорош! Сутки, да через трое, да у водички, да на свежем воздухе! Рыб всяческих культурных принялся  разводить в водоёмчике.
          Через пяток лет карпы-сазаны , да толстолобики с белыми амурами вовсю уже плескались на просторах канальной глади отсвечивая тёмными , в ладонь шириной спинами.
           Душа радовалась… и руки. Крепкие руки хозяйственного сельского мужика .
            Беседку построить своими руками- пожалуйста, стройматериалов раздобыть по старым друзьям приятелям- всегда помогут.
            Так и хорошело место рабочее, душу радуя. Не место красит человека-человек место, издревле подмечено.
            Недолго. Руководство поменялось и тут же нашлись «хозяева» на приглянувшуюся беседку, отдав команду разобрать и перевести туда, куда укажут.
             Разобрать? Разобрал.   Ломать не строить-душа не болит. Перевезти- перевёз, но перевёз не куда указали, а куда захотел.
             К тому времени пригласили, не во вред основной работе  возглавить охотхозяйство районное, к краевому обществу рыбаков- охотников приписанное.
              Да и по сути оставшееся у краевого одним единственным-то, пусть и не близким, под триста километров, но живым и справным.   
       Разбежались, развалились общества районные – межрайонные захотев самостоятельности. Распродав – разбазарив имущество нажитое – это там, где народ , дела вершивший, побестолковее был.
      А где руководство посметливее было, да с руками шаловливыми – там вообще беда.
       Но о «беде» чуть позже расскажу… И, поподробнее.