12 см-м

Константин Савинкин
              Здравствуйте, дорогие наши уфимцы.
Старый год прощается с нами эпидемией гриппа и резкими перепадами температур: от -30 до 0 градусов, метелью, ветром до 40м/сек. Сегодня среда, 27-е, началось в пятницу и не кончается. Перемело дороги – ни пройти ни проехать. Светофоры посворачивало, крыши взъерошило, кое-где сорвало.Мело, крутило так, что в соседних домах свет едва виден. Затем он погас, отключилось и радио. В три часа ночи в воскресенье сорванным куском шифера вышибло окно в детской комнате – шибку наружную, а не насквозь, но при бешеном ветрище комната вмиг выстыла. Застеклили во вторник. Бесплатно, как пострадавшим от стихийного бедствия. Из-за непогоды погибло четыре человека. Синоптики обещают мокрый снег, переходящий в дождь, а там грянут рождественские морозы.
Всё хорошо, надеемся на худшее.  Студенты учатся на стипендию, равную цене проездного в городском транспорте. Мы зарабатываем гораздо больше, однако каменных палат не нажили. Оба ваши письма получили. Фотографии отменные. Максим – чудо, а остальные староваты, что бы чудом вас назвать, но чудаками можно (можно и чудиками). Примите за новогодний комплимент-поздравление. Желаем всем, попавшим и не попавшим в кадр, долголетия без хвори, всего доброго и пусть никогда не иссякнет желание желать себе и добрым людям счастья. До встречи.
Только что сват привёз две сочно-зелёных пахучих пихты. Хорошо, что я сегодня не погнался за дешевизной и не отхватил за 15 тысяч ёлку желтовато-зелёную (цена ёлок, сосен – 20-30 тыс.) Одновременно со сватом и брат заскочил, взял магнитофон и пошёл прослушивать новую запись. 30-го ему 42, но он по-прежнему юн. Настя у подружки. Но когда грипповала, проведать приходил друг, а не подруга. И Оля грипповала. Максим покашливает. Конст. Сав. 27.12.95
 (Письмо отправлено 27декабря 1995 г. в Уфу См-вым)
                ***
                1996
                Всем, всем, всем! Привет.
После более чем трёхмесячных скитаний в поисках работы и полутора месяцев работы в том числе найден и возвращён стараниями коллектива в «Океан» к обоюдной радости. Зарплата возросла в полтора раза. Немного утешает. Скоро аванс отхвачу, сотен около трёх, вероятно. С отпуском пролетел, раньше конца текущего –начала будущего не выйдет. Сегодня выходной, читаю Гиляровского. Сходил в поликлинику за рецептом на питание Максимуму, да молоко купил, да к винегрету сварил свёклу , морковь, картошку, да брата посетил. Обычно выходные проходят совсем иначе, не в трудах, а в праздности. Зимой. Летом пахать надо, иначе зимой баклуши не побьёшь. Андрей, недурно с тобой порыбачить, загадывать сложно о времени встречи. Спасибо за книги Сабанеева и за анекдоты. Спасибо за дезодорант. Правда, я считаю, что мужчина должен пахнуть собой, но так как я насквозь провонял морепродуктами, то лучше дезодорантом пахнуть, чем пересадку кожи делать. Передавайте привет Ткаченко, Михаилу – поздравления. Я пишу редко, они не отвечают. Надежда на телефон. До встречи. Кто хочет её ускорить – приезжайте. Всех воинов – с праздником. Андрея – с днём рождения. 19.02.96.
  (Письмо отправлено 19 февраля 1996 г. в Уфу См-вым)
                ***
 Дорогой наш племянник Андрей! Милый братишка Андрюшенька!
Поздравляем тебя и Веру с днём рождения семьи. Желаем, чтобы всё у вас получалось по-запланированному. Будьте счастливы лет двести, вместе, а не порознь. Обнимаем вас и просим прощения, что явиться никто не сможет. Валя, Костя, Володя, Сергей, Ольга, Анастасия, Максим.
 P.S. Боремся за выживание, работаем на трёх «наделах» земли. Вале достаётся больше всех. Удрали на дачу – от кухни отдышится. Внуку завтра год, а он второй день температурит, ангина.
 (Письмо отправлено 31 мая 1996 г. в Уфу См-вым)
                ***
    Здравствуйте, См-вы, все, от велика  до мала.
Нина, обещали друг другу по большому письму накатать, а, чувствую, и на маленькое скоро желания не останется, по телефону перебрякиваться будем. Телефон обещали установить 4-го сентября. Оплатили аж 23-е июля,устанавливать они на спешат. Так прямо и сказали, мол, нам с вами, очередниками, дело не выгодно иметь, мы не успеваем по коммерческим ценам устанавливать. Понятно: внеочередники платят 6 млн. рублей, а мы 715-ть тысяч (С 1-го августа стали 920 тысяч брать за установку). Надвигается учебный год, а учиться, видимо, одной Насте придётся, т.к. Сергей с очного отделения ушёл, на заочное не перевёлся, хотел переводиться на 1-й курс, но – торгового института, да не стал. Закончил полуторамесячные курсы поваров-кондитеров, присвоили 4-й разряд, и в тот же день устроился на работу в столовую профилактория шинного завода. Наши уговоры не помогли. Переживали очень, кто болезненней – сказать мудрено.
Ничего не попишешь, дело сделано, к лучшему, к худшему – сказать не берусь.  Работает сутки через трое. Я тоже тружусь почём зря, как говаривала колхозница знакомая. Валя безработная. Брат работает, где и кем – сообщит. Поправился, выглядит молодцом. (Пишу правой, левой стучу по дереву да сплёвываю через левое плечо). Мы все тут нарадоваться не можем, да молим Бога, чтобы так всё и продолжалось. И он, и жена бывшая стали чаще бывать у нас,  и мы их посещаем. На визиты частые время не оставляют страдания от дачно- огродно-лесной страды.
 26.08. 96.
(Письмо отправлено 26 августа 1996 г. в Уфу См-вым)
                ***
                1997

                Здравствуйте, См-вы!
Пошли третьи сутки с момента встречи «проводницы». Едва опознал. Благодаря воротнику преобразилась и сама, и пальто, и шапка. Позавчера весь день друг около друга кружились. Соскучились, наговориться не могли. Дня за три до приезда говорю детям, пора дескать маме приезжать, Сергей в ответ: «Да пусть отдыхает, и ты бы, лучше, уехал», а Настя и того хлеще: «Ты, может, и соскучился, ты же с ней знаком дольше двадцати двух лет, а я только семнадцать» Ночью Сергей стряпал торт. Утром приходил Володя. Пили чай. Посетили кв.6. Без Вали прочитал четыре книги. Читаю восп. о Нуриеве. Валя идёт в бюро занятости;
Настя  - на практику; Сергей – на сутки, мне до пятницы можно попридуряться. До свидания. За всё спасибо. Всех обнимаем. Дай бог здоровья всем трём поколениям вашей семьи. Конст. Сав. 31 января 1997 года.
 (Письмо отправлено 31 января 1997 г. в Уфу См-вым)
                ***
                Здравствуйте, сестрёнка и зятёк!
Начну с ябеды: Валентина становится занудой  - дважды со дня приезда напоминала о неубранной ёлке. Я поддержал предложение Сергея: игрушки и гирлянды убрать, а ветки обламывать на хвойные ванны. Кому она мешает? Читаем ваши книги: я – «Бельские просторы», Валя и Сергей «Лечебные свойства пищевых продуктов». Настя перед зеркалами вертится и гадает на картах.
В вагоне (после Петропавловска) похолодало – результат на лицо, Валя только успевает менять носовые платки, ест чеснок и мёд. 2 февраля 1997 г.
Дети ушли на базар. Валя отдыхает. Я тоже. Стрелка бережёт наш покой. Конст. Сав.
 Всем  - наилучшие пожелания. И – ценный совет: если вам предстоит деловая встреча или свидание, а вы только что ели чеснок, закусите его двумя ломтиками редьки или съешьте средней величины корень неочищенного хрена – успех обеспечен, даже вопреки гороскопу.
  (Письмо отправлено 2 февраля 1997 г. в Уфу См-вым)
                ***
                Здравствуйте, наши родные.
 Опишу некоторые подробности, которые  в телефонных разговорах обычно опускаются. 19-го Валя устроилась в частную хлебопекарню пекарем. Ночные смены её выматывают, но ей до того надоела безработица, что, говорит, любой работе рада. Работает в паре с Сайфуллиным ( Володя посодействовал  трудоустройству). С.  и Валя выпекают хлеб качественней двух других смен ( одна из смен – муж и жена- пекари по образованию) . Валя втянулась в дело быстро, фактически без всякого ученичества.
Прежде работали по 12 часов, а с приходом Вали, на третий день, стали работать сутки через двое. Самое трудоёмкое – мешки мучные перемещать – С. взял на себя, а обеспечивает чистоту при пересмене В. Думаю, сработаются, четвертьвековое знакомство поспособствует. Больничные листы, отпуск не оплачиваются, и неизвестно, сделают ли запись в трудовой книжке. Зарплату пообещали от 600 до 800. Сергей платит алименты – 25% от заработка и 150 тысяч ежемесячно до достижения Максимом 3- х лет – Ольге. До развода дело не дошло. До раздела жилья тоже. Не дай бог этакой кутерьмы и нервотрёпки. Закон, известно, что дышло. Остальное можно назвать сносным. Не бедствуем и не жируем. Зарекаться ни от чего не берёмся. Были бы немножко умней, учились на чужих промахах, но и на своих не получается.
 Квартира обогревается плохо. В Володиной холодно. Стряпали губадию, вспоминали башкир, да и когда мы вас не вспоминаем.
Володя передаёт привет. Видимся часто. До свидания. Семейство моё вас крепко обнимает и желает всего доброго. Конст.Сав. 23.02.97.
 (Письмо отправлено 23 февраля 1997г. в Уфу См-вым).
                ***
      Здравствуйте, См-вы и гость.
 Нина, сутки гадали, как ты устроилась в вагоне. Ночью шёл дождь. Пошли в лес. Следующий заход в пятницу. Сегодня удил, поймал судака, леща, мелкого чебака, остальные окуни, всего 16 рыб. Жара.
Горячей воды нет. Обмываемся старорежимным способом. Валя работает. Сын работает. Дочь учится. Я работаю. Всем ото всех привет. Тане спасибо за овощерезку, пришлась кстати, т.к. у меня зубов меньше, чем у внука. Не приехала ли Катя? До свидания Конст. Сав.
 (Письмо отправлено 13 августа 1997 г. в Уфу См-м)
                ***
                Здравствуйте.
  Нина, кофту обнаружили дня через три, а платье сегодня. В цетре занятости дали три направления. В первом месте сказали, что я 101-й претендент, но дело в том, что вакансий нет и заявку они не давали; во втором  - зарплату выдают продуктами; в третьем бывал ранее, зарплата - с трёхмесячным опозданием, вполовину меньше того, что они по закону могут мне предложить. Вот такая российская действительность: одни делают вид, что подыскивают кадры, другие, что помогают трудоустроиться безработным, третьи делают вид жаждущих трудоустроиться. Приглашали опять вернуться в «Океан» на те же зарплату, пот и вечный бронхит. Отказался: разумнее получать пособие выше зарплаты. За такие деньги я, м.б., соглашусь сторожить склад чугунных болванок. Закончу рыболовно-грибной сезон, выкопаем картошку и займусь поисками работы самостоятельно. Нина, усиленно читаю Сытина. С 14-го. Эффективно. Настя с Сергеем гульгО. Мы вдвох. Смотрим фильмы по ТВ: Валя – ретро, я – премьеры. Всем привет Будьте здоровы.  Братец, скоро увидимся в родных краях?До свидания. Конст.Сав.
 Рецепт теста на булочки ( 40 пятидесятиграммовых булочек). От друга семьи. 600 грамм воды, пачка маргарина , 200 грамм сахара, 30 грамм дрожжей, 12 грамм соли, 1,5 кг муки. Узюнь – по вкусу.
 (Письмо отправлено 20 августа 1997 г. в Уфу См-м).
                ***
  Здравствуйте, Нина и Женя…14.10.97
15-е, …и Володя.
Здравствуйте, племянники, Таня, Вера и внучата.
Над письмом мудрствовать шибко не хочется. Телеграфным стилем сообщаю: на рыбалку после отъезда Нины сходил трижды. С каждым разом рыбы всё меньше. Ушла в глубь. А я остался на мели. На один раз сварить и пожарить есть. Август был богат дождями. Собирали до конца сентября грибы. Год не такой урожайный, как прошлый, но 2/3 прошлогоднего сбора есть. Накопали солодки. Это мне, очищать бронхи от табака, и лёгкие, и всем, кто, не дай бог, простынет. Картошку выкопали в последнюю субботу сентября. Сорок ведер. Пятнадцать шофёру, моему знакомому. Он и сажал, и полол, и окучивал, и копал с нами. При наших аппетитах хватит до лета. Закупим капусту. Солить рано. Бабье лето второе после недолгих дождей. Анастасия на практике. Очень большая нагрузка . Очень устаёт. Возвращается – и спать. Подружки приходят – уходит гулять, до 11-ти. «Ам. тр.» Драйзера лежит на столе третий месяц. Наклюнулась р-та -  производство товара второй необходимости (туалетной бумаги). Валя выбегала справки для субсидий. Платить  станем меньше за коммуналку. Занимаюсь малярными работами. Валя белит. Отопление подключили позавчера. Дай бог перезимовать. Колю поздравляем с днём рождения. (Письмо не отправлено).
                ***
                Здравствуйте все от стара до млада.
Лень заставляет писать телеграфным стилем.
На рыбалку не хожу.
Рыба ушла вглубь.
Я остался на мели.
От прежних уловов осталось на одну жарёху.
Грибов набрали 2/3 от прошлогоднего.
Накопали солодки для чахнущих.
Выкопали картошку.
Закупили капусту.
Заняты мелким ремонтом.
Анастасия очень устаёт на практике, приходит – валится.
У остальных без изменений.
Центр соц-х субсидий скостил на 60 тысяч квартплату благодаря Валиным усилиям.
Стоит второе бабье лето.
Ночи – июльские, а июль стоял холодный.
Всего доброго.
Октябрёнка  - с днём рождения.
Дай тебе бог, Николка, ещё раза три по тридцать три во здравии радоваться жизни. Дай бог, чтобы все эти годы возле тебя жили-были любящие люди.
Дядя Константин, тётушка Валентина, братец Сергей и сестрица Анастасия Савинкины.
 (Письмо отправлено  15 октября 1997 г. в Уфу См-м)
                ***
                Здравствуйте.   
Настал долгожданный выходной. Вчера отработал первый день, полдня, на полставки. Согласился и на таких услових батрачить. С учёта на бирже труда  сниматься не буду до официального оформления на хлебном месте. Работаем с Валей днями: 5 рабочих, 3 выходных. Две другие пары -  ночами. С помощью центра занятости и такого найти не удалось. Пособия не выплатили ни копья за всё время. Сергей работает и живёт так же. Анастасия на практике. У Володи теоритические занятия. Все сыты. Живы. Здоровы. Так провожаем год 1997-й. Кто не насмотрелся на Савинкиных в уходящем году, милости просим в наступающем к нам. Привет сыновьям, снохам. Внуков целуйте.
Дорогие! Поздравляю с наступающей деноминацией и желаю вопреки всем реформам в 1998 году быть жизнерадостными и здоровыми. К моим пожеланиям присоединяется искренне любящее всех вас моё семейство.
(Письмо отправлено 21декабря 1997 г. в Уфу См-м)
                ***
                1998
                Здравствуйте, Женя и Нина!   
Спасибо за поздравления. Днём следом за вами звонила Ольга – поговорил с внуком. Позвонил товарищ.  Андрюша позвонил. Приходил Володя. Сын с 4-го на 5-е работал. Анастасия ходила на день рождения подруги, вернулась вечером, когда Валя уже ушла в ночь. Позвонил Валин начальник, просил выйти 7-го. Перебиваюсь случайными заработками. Четырежды выплатили пособие по безработице. Стаж идёт до снятия с учёта в центре занятости, до  трудоустройства. Сергей в июне может быть призван на службу. Максиму 3 года. Конец отсрочке. Анастасия готовит дипломную работу. Я готовлюсь к рыбалке. Приглашаю на уху. Привет сыновьям, снохам. Целуйте внуков. Будьте здоровы. До свидания. Конст. Сав. 6-е, апрель 1998года.
P.S. 4-го Валя травила тараканов – думал, не встречу свой 47- й день рождения. Двое суток всё настежь: окна, балконы, двери, а дышать нечем.
 (Письмо отправлено 6 апреля 1998 г. в Уфу См-м)
                ***
 Здравствуйте, дорогие наши трудящиеся, сегодня 1-е мая, бывший Международный день трудящихся, а ныне – праздник весны. Как говорил чукча из анекдота: «Да здравствует мир, труд, май, июнь, июль, август». Т.е. хорошо, что перезимовали, что наступает лето. С чем вас и поздравляю. Сын на р-те. Жена у подруги, Гали Жуковой, ты, Нина, её видела, помнишь, четыре года назад она с мужем пришла к нам 1-го мая одновременно с будущей нашей сватьей и снохой. Настя у подруги. Я один. Не праздник безработных – и не праздную. Дочь дипломную р-ту сделала на четвёрку. Отдыхает. Затем до конца июня практика. Присвоение разряда. Вручение дипломов. Р- та или дальнейшая учёба. Твёрдо не решила. Я собирался должок выдрать у центра занятости да купить кух. гарнитур, но как бы не пришлось раскошелиться на обновление сломавшихся враз стиральной машины, пылесоса  и холодильника. Затеяли ремонт зала. И кухню надо б освежить.
Пользуюсь остатками завоеваний социализма: бесплатно лечу зубы, делаю массаж грудной клетки – освобождаюсь от остатков никотина в бронхах. Внук в апреле дважды по несколько дней жил у нас. Звонил раза четыре. Сергей болел, а на работу ходил – не в меня. И дочь прихварывала, и жена. Лечилась амбулаторно. Я работал за неё. А что у вас? Пишите о внуках, о себе, а не хотите – звоните. По-моему, дешевле приехать, чем вести переговоры, особенно это касается нашей дорогой льготницы железнодорожницы –телефонистки. До свидания, хотелось бы до скорого. 1-е май 1998. Конст. Сав.
P.S. Из-за полной неопределённости и безработицы  и воздержания от табака и алкоголя стал раздражительным (а с алкоголем пуще бешусь). Достаётся всем от моего психу. И сам себе не рад. Читаю настрои Сытина. Не курю с августа, не пью с ноября.
Володю предупредил о взможных последствиях неуплаты за квартиру и коммунальные услуги. С ним вижусь чуть чаще, чем с вами, потому что… потому…
 (Письмо отправлено 1 мая 1998 г. в Уфу См-м)
                ***
                Здравствуйте.
Сергея призвали в армию. В п .Светлом служить предстоит в воздушно - десантной дивизии, передислоцированной из Прибалтики к нам – сказали на КПП «обезъянника», так прозвали место сбора призывников. С места службы  - ни звонка, ни письма, ни иной весточки. В военном билете сделали запись о специальностях – электрик, повар-кондитер 4-го разряда. Пригодятся ли  - узнаем.
Анастасия закончила училище, диплом получила. Повар 4-го разряда. Жаль, что мы не в Израиле, пусть бы послужила, мне кажется, для неё это не менее необходимо, чем для её брата.. Внука видели последний раз в июне. У нас с Валей без изменений. Кроме добавившихся переживаний. Живы не хлебом единым. Удаётся и рыбку съесть, благодаря моему усердию. И грибами побаловаться. Умеренно идущие дожди сулят картофель, огурцы, помидоры  и проч., а на сей день лук и укроп принесли труды земледельческие.
Дочь читает «Швейка». Я – словари. Сын – фантастику и детективы. Жена –Гиляровского. Газеты. Что сургутчане?
 (Письмо не отправлено).
                ***
                Здравствуйте.
Валя работает всегда и везде. Я - иногда. Рыбачу. Бываю на даче.
Настя диплом получила: повар 4-го разряда, кондитер 2-го. От Сергея вестей нет.
Живы не хлебом единым, не рыбой, не сельхозпродуктами, но и:
Настя – Швейком, Валя- Гиляровским, я – словарями, Сергей – уставами воинскими. О театрах забыли. Мы. Дочь  с другом в драмтеатре «Игроков» по Ф.М.Д. смотрела. Газеты  можем позволить себе. 04.071998.
 (Письмо не отправлено).