Улица Станционная

Сергей Гор
В районе Большой Волги по этой улице из одного конца города от остановок «Смена» и «Начальная школа», до другого – остановок «Улица Мичурина» и «Бетонный завод» ходили рейсовые автобусы. Эта улица брала начало между автозаправкой на Дмитровском шоссе и тоннелем под Волгой. Это там, где и сегодня к бывшему монументу Сталина ведёт когда-то одна из красивейших в Дубне аллея.

По ту сторону аллеи, что ближе к заправке, почти на месте нынешнего магазина автозапчастей, стоял так называемый «чипок», хотя к армейским структурам это небольшое деревянное строение голубого цвета никакого отношения не имело. Сказать, что оно было популярно, значит не сказать ничего. Оно было просто жизненно важно для тех рыбаков, которые только отправлялись на рыбалку, и тех, кто уже нарыбачился и с уловом продвигался в сторону большеволжского вокзала.
В этом магазинчике, кроме продуктов, имелся широкий выбор винно-водочной продукции. А какой рыбак пройдёт своего счастья?

По другую сторону аллеи стоял пост ГАИ. Сколько слёз видели стены этой простой деревянной избушки опять же казённого голубого цвета! Гаишники здесь немилосердно штрафовали и решительно прокалывали талоны предупреждений за малейшее нарушение.

В этом месте у Дмитровского шоссе и начиналась улица Станционная. Перед железнодорожным переездом, как и сегодня, в сторону левого берега Волги и институтской части были две автобусные остановки. По правой стороне за переездом, до пересечения с Вокзальной, стоял барак красно-коричневого цвета – место жительства железнодорожных рабочих.

Далее шла территория, возведённой в 30-х прошлого века большеволжской больницы, за которой, напротив кафе «Волна», возвышались два жёлтых жилых двухэтажных корпуса, таких же как на Первомайской и Школьной. Около кафе в то время была автобусная остановка.

Далее по этой же стороне располагалось газовое хозяйство. Это было действительно хозяйство. Из его ворот ежедневно отправлялись в рейсы автомашины с газовыми баллонами. Баллонный газ везли во все части города и даже за паром в Тверскую область. В составе хозяйства была аварийная служба и служба профилактики, специалисты которой приходили в квартиры и проверяли газовое оборудование.

И последним объектом перед переездом на Заволжской базе было охотохозяйство «Московское море» - рай для любителей порыбачить и поохотиться на Иваньковском водохранилище. Там же находилась автобусная остановка «Заволжская база». В жёлтом одноэтажном с двумя крылечками здании охотохозяйства располагались отдельно друг от друга контора и небольшая, уютная гостиница для рыбаков и охотников. Чистейшую питьевую воду брали из колодца. Рядом с конторой стоял большой деревянный сарай, приспособленный под гараж для бортового автомобиля ЗИС, и мастерская по ремонту лодочных моторов для егерей, которые жили со своими семьями и работали на базах охотохозяйства в заливах Московского моря.

Позади этих зданий размещался инкубатор и птичник для уток. Молодь птицы отправляли в заливы егерям. Там утята подрастали и самостоятельно готовили сами себя к очередному сезону открытия охоты. Часть уток выпускали на озёра, что находились рядом с охотохозяйством. Видимо, генетическая память заставляет потомство тех уток и сегодня прилетать, и выводить потомство в родных местах, т.е. на озере около ТРЦ «Маяк».

Если вернуться назад к Дмитровскому шоссе и посмотреть на левую сторону Станционной, то можно увидеть, что она идёт практически параллельно железнодорожной ветке Москва-Дубна.  По этой стороне улицы было несколько домов и сады так называемого «самозахвата». Кстати, в период строительства канала имени Москвы (1933-1937гг) здесь был построен самый первый в нашем городе вокзал.

Крошечные домишки садов, в которых можно было, разве что укрыться от дождя,  возделанная до последнего клочка земля – вот на таких участках люди точно знали, что весенний день - год кормит.  Изголодавшиеся за годы войны и послевоенное время люди знали не понаслышке, что такое голод и обрабатывали каждый свободный участочек земли для выращивания овощей.

За садами начинались постройки Дубненского торга. Среди них были склады и палатка приёма посуды. Пустые бутылки в те времена стоили денег, не выбрасывались и для некой категории граждан были своего рода направлением бизнеса. Рядом со всем этим стояло уже упоминавшееся кафе «Волна».

Позже (в конце 60-х), когда отстроили и заселили панельные пятиэтажки на улице Правды, остановки перенесли ближе к газовому хозяйству. Почти напротив газового хозяйства располагались башни с цементом и станция, где заполнялись газовые баллоны. Заканчивалась эта часть улицы Заволжской базой, которая принадлежала ДМЗ и в своих закрытых ангарах хранила его военные тайны.