Клуб КСП

Максим Скромов
…- В общем, - поедешь, пообщаешься, приедешь, обсудим создание такого клуба здесь.
-Что за клуб то?
-КСП!
-???
-Клуб самодеятельной песни!
-?!!
-Ну что тебе не понятно! Песни пишешь?
-Ну, да.
-Вот! Значит сам их делаешь. От этого и название – «самодеятельная песня». Визбор, там, Окуджава, Высоцкий, Новелла Матвеева… и т.д. Знаешь же их песни?
Я знал, но промолчал, ибо как могли состоять  все эти, вне всякого, достойные товарищи в одном каком - то клубе не очень себе представлял. Да и не все уже были живы на момент вышеупомянутого разговора. А проходил он в комитете ВЛКСМ института с его, собственно, секретарем. «Первички» комсомола в ВУЗах, тогда, в 80-е, были крупные,  с освобожденными должностями. Вот и наш секретарь был профессиональным комсомольцем. Но, несмотря на иронию, с какой я его так назвал, - мужик он был незлобливый и справедливый.
-Все, разговор окончен, приговор окончательный,-подытожил секретарь,-возьмешь Костю К. со второго курса, он тоже что-то сочиняет,-разведка донесла. Руководителем делегации с вами поедет Марина А.
- Она же танцует вроде?!
-Какая разница? Человек творческий, ответственный. Это не обсуждается!
-Ну, в принципе….,-в полголоса промычал я, вспомнив шикарную Маринкину фигуру.
-Я тебе дам «в принципе»!!!,-видимо секретарь тоже вспомнил фигуру Маринки, вернее никогда о ней и не забывал,-не вздумай!...
Сказано-сделано! Чего кобениться? Клуб так клуб. КСП, так КСП. Поездка была халявная, пункт назначения – город приморский. И, хоть и не сезон, побывать в нем лишний раз было явной удачей. Город славился свободой нравов и шикарной барахолкой.
И вот мы в поезде. Гитара с собой, запасы из дома полны снеди и кое -чего еще, - дорога почти в сутки длиной пролетела незаметно.
Фестиваль авторской песни, а называлось событие, куда нас послали перенимать опыт передовых кээспэшников именно так, начинался прямо в день приезда. Мероприятие проходило на большой сцене Дома Культуры профсоюзов, - весьма известной в регионе концертной площадке.
Перед поездкой я прочитал все, что можно было найти в институтской библиотеке о клубах КСП и авторской песне. Оказалось, что так называли все, что могло уместиться в поле чего -то такого, что не укладывалось в общие рамки. Дело в том, что сочинять музыку в Советском Союзе вовсе не возбранялось. А вот, чтобы это дело еще и исполнять на сцене, - тут надо было быть членом союза композиторов, союза писателей и т.д.  Буйные шестидесятые уже давно минули. В стране царили весьма суровые нравы и цензура. Теперь уже попасть на сцену просто так, - взял гитару и вышел, -не  получалось. Сам с этим сталкивался, когда представлял программу различных ВИА, в которых играл, местному худсовету. Свои песни мы часто озаглавливали авторством (уж простите нас дорогие замечательные поэты и композиторы) кого-то на слуху, лучше тех, кто писал патриотические песни. Беспроигрышно работала связка Пахмутова-Добронравов. Ну а что делать? Репертуар у всех был не особо богатый, и чтобы чем- то отличаться от «клонов», выкручивались как могли.  Мало, кто знает, но и в ресторанах нельзя было играть своё,-то же утверждение репертуара, как правило, у чиновников треста столовых и ресторанов. Единственное место, где это пролазило-халтуры. Свадьбы и юбилеи контролировать идеологически никому в голову не приходило.
Это конечно, исключительная моя, субъективная точка зрения. Но я и сейчас  считаю, что вся эта история с многочисленными клубами КСП, авторской песни, бардовской песни, - эдакий компромисс творчества с властью. Кто-то очень неглупый, придумал собрать под одно знамя всю пишущую свои песни, братию. Одни хотели творить, другие допускали такой вид самовыражения, считая штукой хоть и не серьезной, но и не вредной, тем более, «что-то с этим делать» надо было.
Добрался этот бум авторской песни и до Дальнего Востока. Вот как раз о том времени,-начале 80-х, когда движение было на самом пике, -и идет речь.
Итак, день первый. Ведущий без помпы открыл фестиваль и объявил первых выступающих. Это был дуэт. На сцене появились две девушки с гитарами. Выглядели они вполне по-бардовски: одеты обе в свитеры  и брюки, обе в очках. Свободу жанра и дух творчества должны были подчеркнуть свободные прически, а вернее их отсутствие.
И …началась пытка!!!… Полтора часа кряду, на расстроенных гитарах, частенько мимо нот и ритма, в унисон (хотя какой там унисон!) или с попыткой спеть в терцию, девчата терзали и расстроенные гитары и публику, - ну , как минимум нашу делегацию. Совершенно обалдев от зрелища, мы пропустили момент, когда на сцену высыпало еще с полдюжины бойцов. Это подтянулись почти все члены клуба. Оказалось, то было второе отделение. Еще больше расстроенных гитар и вокальной «лажи»! Так первый день фестиваля и закончился. Потом, оказалось, что по мысли организаторов, на старте фестиваля должно было пройти что-то вроде мастер-класса, дабы настроить участников на нужную волну и показать им «как надо»…
Нет, пойми меня правильно, читатель. Я вовсе не ханжа и не великий профессионал. Но…Выходить на сцену, чтобы хором петь чужие песни, да еще и петь их фальшиво?! Это слишком. Ну, во всяком случае для меня. Я ведь с пятого класса не выпускал бас-гитару или барабанные палочки из рук, кочуя по танцплощадкам,  дискотекам (которые тогда только начинались), свадьбам , юбилеям, а попозже и по ресторанам, и различным ВИА и группам. В общем, к тому времени, как попал на фестиваль той самой авторской песни, как это назвали бы в среде музыкантов, - был законченным «лабухом».  Чему учит нелегкий труд музыканта? Прежде всего ответственности и трепетному, я бы сказал, отношению к сцене. Всякое , конечно бывало, особенно на халтурах. Но, чтобы вот так, на подготовленном мероприятии «гнать такую лажу»?
-Ребята, вэлкам к костру или в туристские палатки,-хотелось крикнуть с места нам,-сцена то, бедная, тут причем?
-Эххх, наливай, Костян!
Это я к тому, что, разумеется, в этот вечер мы напились, а Маринка, -даже устроила нам танцевальное представление.
-Я так разряжаюсь,-выдохнула она, рухнув на диван в гостиничном номере,-иначе опьянею быстро. Да и «встряхнуться» после сегодняшнего надо.
Встряхивались мы всю ночь, горячо обсуждая услышанное и увиденное, а под утро уснули коротким и мирным сном под тихие и очень умные баллады Кости.
Был еще второй день фестиваля. И здесь, как рассказали мне потом ребята (на второй день я не пошел, предпочтя прогулку по городу), было немного веселее, а Косте даже дали спеть песню в свободном от программы фестиваля, времени. Но…, как говорится,- осадочек то остался.
В общем, клуб я организовывать отказался.  Но фестиваль мы провели. И перед своим выступлением на нем, я даже выдал небольшой спич по поводу славного движения самодеятельной песни и о том, как оно видится мне.  А еще, немного попозже, когда я сам уже работал в комсомольских структурах, мне удалось реализовать свою мечту, - провести такой фестиваль, где слова «авторская песня» приобрели изначальный смысл. И назывался он «Фестиваль авторской песни и музыки». И были на нем и те, кто пел под баян, и те, кто пел акапелла, и группы, и гитаристы , и даже две исполнительницы с бубном. А победителей определяли зрители, выбирая на заранее розданных программках лучшие, по их мнению песни. Условие было одно-авторство! Авторской могла быть даже аранжировка известной песни. Главное, чтобы свое, чтобы от сердца, чтобы «сам сделал», как говорил когда-то тот самый секретарь.
Впрочем, это уже совсем другая история…