К проблемам будущего России и Украины

Бармин Виктор
                К проблемам будущего России и Украины.
                Г.П.Федотов и А.И.Солженицын - Взгляд сквозь столетие.

                "Едва начали проясняться дороги,
                ведущие в туманное будущее -
                и вот опять "занесло тебя снегом, Россия".
                Избави Бог публицисту пророчествовать,
                а тем более - о России"
                (Г.П.Федотов).


                ***
               
           Вот уже как четыре года идет духовная битва, борьба за душу и тело Украины, но не только, ибо на самом деле битва эта идет за духовный образ России, битва за Россию с теми, кто считают Россию врагом "мировой цивилизации", а отсюда проясняются и последствия для России от "демократических благодетелей".

           В Феврале 2014 года Украина сделала крутой поворот в сторону кровавой революции, которая разбудила в народе осознание контрреволюционной "украинской весны". И "ВЕСНА", едва начавшись, вновь превратилась в околдованную "зиму революции". И те, кто кричал о "СВОБОДЕ", как независимости народа Украины, то те предали народ в руки националистических отморозков со свастикой в головах, которые заморозили Украину, как страну. И вот теперь Украина, в замороженном виде, вся рассыпается на части.

           Летит бумеранг от Февраля к Февралю. То, что Федотов проговаривает как о событиях 1917 года, с неожиданной стороны открывается или прилетает (из космоса) в Феврале 2014 года. Фантастика? иль футурология? Ни то, ни другое. Просто ПРЕДЧУВСТВИЕ.

          "В моей (ненапечатанной) схеме Россия стоит на распутье, "Революция загнивает", - писал я. "Или она найдет вождя, который смелой рукой ликвидирует коммунистическое иго, или Россия идет навстречу новым катастрофам". Мог ли я предвидеть, что страна будет поставлена перед катастрофой сознательной волей полубезумного вождя революции?.."
                (Г.П.Федотов "Проблемы будущей России").

           Летит бумеранг от Февраля-Октября 1917 к Февралю 2014 года; меняются декорации, одежды, постановки спектакля, но суть остается неизменной - полубезумные вожди революций и преданные ей, и обманутые ею рабы. Суть-то неизменна - "Революция загнивает", по слову Федотова. И вот перед нами, как и в прежние времена, поставлен выбор в вопросе: "и как быть теперь", "и что теперь делать". И прежде, чем КУДА-то идти и ЧТО-то делать, нужно осознать "КУДА" и постигнуть "ЧТО" и "ДЛЯ ЧЕГО". Иначе, как в сказке, неизбежна погибель - увязнуть в болоте "мечтаний и предрассудков". А чтобы ТАКОЕ не случилось, вслушаемся в голоса Земли и её провидцев.

                *** 

           "Жестокие сомнения закрадываются в сердце. Что сильнее в душе народной: вековая инерция покорности, обездушенная с утратой вековой веры, или новое, свободное самосознание, выкованное революцией и ныне во имя революции разрушаемое?..
            Какой смысл имеет ставить проблемы завтрашнего дня, когда основная проблема сегодняшнего дня не решена? Но в том-то и дело, что сегодняшний день ТРЕБУЕТ РЕШЕНИЯ, превышающего средние человеческие силы... Сегодня - царство непредвиденного, стихийного, иррационального. Не нам отсюда организовать хаос.
            Но завтрашний день поставит перед Россией ясные и четкие задачи, уже сейчас воочию зримые, для решения которых потребуются организованные усилия целой нации. Не нужно быть гением, чтобы работать по строительству новой России. Уже сейчас мы можем, мы должны ВОСПИТЫВАТЬ СЕБЯ и МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО национального дела.
            И еще одно: экскурсы в будущее, быть может, не бесполезны  и для борьбы сегодняшнего дня...
            Русская история - трагическая вещь. Не было времени, когда бы она катилась по гладким дорогам, не сворачивая в ухабы и трясины. Будет ли иначе с завтрашнего дня?..
            Основная, недоказуемая предпосылка этих построений - РАЗУМНАЯ и ЧЕСТНАЯ ВЛАСТЬ. Можем ли мы, пережившие стольких безумных или слепых правителей, рассчитывать непременно на удачу? Нельзя быть уверенным, но позволительно надеяться. Безумные или корыстные вожди могут сильно осложнить работу, заставить нас колесить, возвращаться назад, переделывать по нескольку раз ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ России, но им не изменить ее МАГИСТРАЛИ. Правда, они могут окончательно погубить Россию, каждый по-своему, но спасти ее из катастрофы большевизма дано для всех одинаково. Царь из дома Романовых, диктатор из отрезвевших большевиков или демократический вождь - ДОЛЖНЫ БУДУТ ВЕСТИ СТРАНУ ПО ОДНОМУ ПУТИ, если хотят СЛУШАТЬ ГОЛОС ИСТОРИИ. Сбиться с него, колесить по оврагам, увязнуть в болоте - тысяча возможностей, огромный выбор для фантастов и доктринеров. Но НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОРОГА ОДНА.
             Чтобы найти её, нет надобности читать "по звездам", по которым ориентировались в сумерках самодержавия звездочеты русской интеллигенции. Ныне земля залита ярким солнцем, беспощадным СОЛНЦЕМ ПРАВДЫ, обнажающим все морщины и извилины почвы. Вернемся на землю, с сыновней любовью приникнем к ней, БУДЕМ СЛУШАТЬ ГОЛОСА ЗЕМЛИ. СЛУШАТЬ ЗЕМЛЮ и ВИДЕТЬ ЗЕМЛЮ, ИЗУЧАТЬ ЕЁ. Почвоведение - самая современная наука в России.
              ОТНЫНЕ РУССКАЯ ИДЕЯ - ЛИШЬ ПЕРЕВОД НА ЯСНЫЙ ЯЗЫК СМЕРТНЫХ НЕВНЯТНЫХ ШЕПОТОВ Геи, подымающихся ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ. Конец гигантомахии! Развенчивается легкодумная Афина, рожденная из головы Зевса. Мы ВОЗВРАЩАЕМСЯ к святилищу Деметры, милостивой, хлебообильной элевсинской царицы...
              Наше забвение прошлого, утрата русской традиции ТАК ВЕЛИКИ, что найдется немало людей, которые именно безумие считают национальной традицией России, предоставляя презрительно разум в удел мещанскому Западу. Историческая память этих людей не восходит далее ста лет назад. Революция отбрасывала в прошлое свою тень вплоть до 30-х годов, и ее призрачными зарницами освещался сумрак столетия. Нам не нужно ни звезд, ни зарниц, ни даже зорь. Уже взошло солнце.
              Русский народ всегда был трезвым, мудрым народом, в спокойном мужестве своем возлюбившим выше всего ПРОСТОТУ. Но это значит, что ОН ПРИЗВАН К КЛАССИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ. Недаром он создал Пушкина. Классический ВЕК России ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.
              Откуда придут рабочие завтрашнего дня, не важно. В национальной России найдется место для вчерашних монархистов, демократов, социалистов, но каждому придется принести ПОКАЯНИЕ. ВНУТРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ, беспощадный суд над собой, рассекающий надвое кровоточащую ткань миросозерцания. Не измена требуется, НЕ СМЕНА ВЕХ одних на другие. Перед судом земли, перед голосом истории мы должны проверить весь наличный состав наших идей, наших идеалов, судом русской революции судить их. ВАЖНЕЕ ПЕРЕМЕНЫ ИДЕЙ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ДУХА, при котором идеи теряют не принадлежащее им царственное значение. В своих правах ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ ОПЫТ, СОВЕСТЬ, РАЗУМ и ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ.
              Наши надежды и расчеты - на тех, кто остались, на то, что осталось в России, и на тех и на то, что родилось ПО ВЕЛИКОМ ИСХОДЕ, созрело и окрепло В ОГНЕ РЕВОЛЮЦИИ, в НЕСЛЫХАННЫХ СТРАДАНИЯХ УТВЕРДИЛО СВОЮ ПРАВДУ. Какими же силами, социальными и духовными, располагает будущий архитектор?..

              (Прим. В.Г. - читая ТАКОЕ у Федотова, мне вспоминаются строки Поэта, которые как будто исходят ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ, ИЗ ГЛУБИНЫ ДУХА...

                "Я ждал это время, и вот это время пришло:
                Те, кто молчал, перестали молчать.
                Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
                Их не догнать, уже не догнать.
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь.

                Соседи приходят, им слышится СТУК КОПЫТ,
                Мешает уснуть, ТРЕВОЖИТ ИХ СОН.
                Те, кому нечего ждать, отправляются в ПУТЬ,
                Те, кто спасен...
                Те, кто спасен...
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"

                "Перемен! Мы ЖДЕМ ПЕРЕМЕН"
                (В.Р.Цой)
               
               И вот через строки Поэта открывается нечто символическое и ВЕЧНОЕ, Смысл и Значение слов мыслителя Г.П.Федотова: "ВАЖНЕЕ ПЕРЕМЕНЫ ИДЕЙ ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ДУХА, при котором идеи теряют не принадлежащее им царственное значение. В своих правах ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ ОПЫТ, СОВЕСТЬ, РАЗУМ и ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ".
               И вот здесь спрашивается: откуда у кочегара "из подполья", который с гитарой в руках, ТАКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ. Такое ощущение, как сказал М.Гершензон о Пушкине (в 1917 г.), что Поэт как будто пришел в наш мир из миров иных и спел нам несколько "райских песен", мучительных и тревожащих наши сердца. И пришел Поэт также неожиданно в наш мир, как и неожиданно ушел, покидая нас и оставляя нам вопрошания к самим себе, как вопрошания философские и исторические: "откуда и куда идешь", "что творишь, человече?").

                "В наших глазах - звездная ночь.
                В наших глазах - потерянный рай.
                В наших глазах - закрытая Дверь.
                Что тебе нужно? Выбирай!"
                (В.Р.Цой)

               Капитал немалый, с которым можно отважиться на грандиозное предприятие с ВЕРОЙ в успех, с надеждой преодолеть препятствия...
               Препятствия ВЕЛИКИ, но не непреодолимы. Опираясь на ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ НОВОЙ России с ПОМОЩЬЮ Божьей можно приниматься за работу...

               Россия может добиться экономической независимости от Запада.
               Россия должна обеспечить снабжение своей армии на случай войны.
               По природе, по географическому размаху России, она ПРИЗВАНА СТАТЬ НЕЗАВИСИМЫМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ МИРОМ. Экономическая автаркия, которая является вредной утопией для мелких государств, для России вполне достижима. АМЕРИКА - хозяйственный организм, наиболее близкий России, несмотря на полярную разницу хозяйственной психологии (Прим. В.Г. - смотрите последние записки Достоевского в "Дневнике писателя", каково СОВПАДЕНИЕ взглядов Федотова и Достоевского!).

               Узел хозяйственных вопросов развязывается в России самою жизнью. Он будет разрешен даже при самом пассивном отношении общества и власти. Плохо разрешен, но разрешен. Ибо главное условие его решения - свобода. Не то с проблемой национальностей.

               При насильственном свержении большевистской диктатуры Россию, несомненно, ЖДЕТ ВЗРЫВ национальных восстаний. Ряд народностей потребуют отделения от России, и свой счет коммунистам ПРЕВРАТЯТ В СЧЕТ русскому народу. Первая же русская национальная власть должна будет начать С СОБИРАНИЯ России. (Прим. В.Г. - вспомним забытое слово писателя ЗЕМЛИ РУССКОЙ: "Мы с вами распустили нацию. Теперь предстоит тяжелый труд - собрать её заново. Собрать нацию гораздо сложнее, чем распустить" (В.М. Шукшин / Из высказывания на встрече с М.А. Шолоховым в станице Вешенской) (1974))...
               При медленном изживании диктатуры рост или оформление сепаратистских стремлений будет сопровождать каждый поворот развинчивающегося пресса. Слишком много накопилось под этим прессом задушенных национальных сил. Освобождение их является угрозой самому БЫТИЮ России.

               Русские патриоты имеют основание с тревогой смотреть на будущее. Быть может, революция еще не дала нам испить до дна ЧАШИ национального унижения. На этот раз ВОПРОС СТАВИТСЯ о том, БУДЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ Россия как Империя, как государственный союз народов или она вернется к исходному племенному единству в старомосковских границах Великороссии.

               Многие не видят опасности, не верят в нее. Я могу указать симптомы. Самый тревожный - мистически значительный - забвение имени Россия. Все знают, что прикрывающие ее четыре буквы "СССР" не содержат и намека на ее имя, что эта государственная формация мыслима в любой части света: в Восточной Азии, в Южной Америке. В Зарубежье, которое призвано ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ о России, возникают течения, группы, которые стирают ее имя: не Россия, а "Союз народов Восточной Европы"; не Россия, а "Евразия". Одни - интернационалисты, которым ничего не говорят русские национальные традиции, другие - вчерашние патриоты, которые отрекаются от самого существенного завета этой традиции - от противостояния исламу, от противления Чингисхану, - чтобы создать совершенно новую, вымышленную страну своих грез.

              О чем говорят эти факты? О том, что Россия становится географическим и этнографическим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой. В обоих случаях Россия мыслится национальной пустыней, многообещающей областью для основания государственных утопий. 

              Можно отмахнуться от этих симптомов, усматривая в них лишь новые болезни интеллигентской мысли, - к тому же не проникшие в Россию. Но никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратизмов, раздирающих тело России. За одиннадцать лет революции зародились, развились, окрепли десятки национальных сознаний в ее расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет свой полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя своих русских учителей. Под покровом интернационального коммунизма, в рядах самой коммунистической партии складываются кадры националистов, стремящихся разнести в куски историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как столице Евразии (хотя и здесь уже появились адепты пантуранизма). Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербайджан и Казахстан тяготеют к азиатским центрам ислама.
               С Дальнего Востока наступает Япония, вскоре начнет наступать Китай. И тут мы с изумлением узнаем, что СИБИРЯКИ, чистокровные ВЕЛИКОРОССЫ-СИБИРЯКИ, тоже имеют зуб ПРОТИВ России, тоже мечтают о Сибирской Республике - легкой добычи Японии (Прим. В.Г. - заметим, что ТАКОЕ Г.П.Федотов в эмиграции пишет в 1931 году, а не в 1990-е, когда вот все это вылезло наружу и стало печататься и публиковаться легально и полулегально в России. Заметим, в эмиграции в 1931 году уже проговаривались в определенных кругах такие мыслишки, о которых Федотову могло быть известно. Любопытный факт)...
               Революция, укрепив национальное самосознание всех народов, объявила контрреволюционными лишь НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА господствовавшей вчера народности. Многие с удивлением узнают сейчас, что великороссов в СССР числится всего 54%. И это слабое большинство сейчас же становится меньшинством, когда мы мысленно прилагаем к России оторвавшиеся от нее западные области.

               Мы как-то проморгали тот ФАКТ, что величайшая Империя Европы и Азии строилась национальным меньшинством, которое свою культуру и свою государственную волю налагало на целый разноплеменный материк. Мы говорим со справедливою гордостью, что эта гегемония России почти для всех (впрочем, не западных) ее народов была счастливой судьбой, что она дала им возможность ПРИОБЩИТЬСЯ К ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, какой являлась КУЛЬТУРА РУССКАЯ. Но подрастающие дети, усыновленные нами, не хотят знать вскормившей их школы и тянутся кто куда - к Западу и к Востоку, к Польше, Турции или к интернациональному геометрическому месту - то есть к духовному небытию (Прим. В.Г. - у этого "духовного небытия" в современном мире 21 века есть название, как либерально-интернациональный постмодернизм)... 

               ПОРАЗИТЕЛЬНО: среди стольких шумных, крикливых голосов один великоросс не подает признаков жизни. Он жалуется на все: на голод, бесправие, тьму, только одного не ведает, к одному глух - к опасности, угрожающей ЕГО НАЦИОНАЛЬНОМУ БЫТИЮ.
               Вдумываясь в причину этого странного омертвения, мы начинаем отдавать себе отчет в том, насколько глубок корень болезни. В ней одинаково повинны три главнейшие силы, составлявшие русское общество в эпоху Империи: так называемый народ, так называемая интеллигенция и власть. Для интеллигенции русской, то есть для господствовавшего западнического крыла, национальная идея была ОТВРАТИТЕЛЬНА своей исторической связью с самодержавной властью. Все национальное отзывалось реакцией, вызывало ассоциации насилия или официальной лжи. Для целых поколений "патриот" было бранное слово. Вопросы общественной справедливости заглушали смысл национальной жизни. Национальная мысль стала монополией правых партий, поддерживаемых правительством. Но что сделали с ней наследники славянофилов? РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, вдохновлявшая некогда Аксаковых, Киреевских, Достоевского, в последние десятилетия необычайно огрубела. Эпигоны славянофильства совершенно забыли о положительном, творческом ее содержании. Они были загипнотизированы голой силой, за которой упустили НРАВСТВЕННУЮ ИДЕЮ.

               Национализм русский выражался главным образом в бесцельной травле малых народностей, в ущемлении их законных духовных потребностей, создавая России все новых и новых врагов. И наконец народ - народ, который столько веков с героическим терпением держал на своей спине ТЯЖЕСТЬ Империи, вдруг отказался защищать её. Если нужно назвать один факт - один, но ОСНОВНОЙ, из многих слагаемых русской революции, - то вот он: на третий год мировой войны русский народ потерял силы и терпение и ОТКАЗАЛСЯ ЗАЩИЩАТЬ Россию. Не только потерял понимание ЦЕЛИ войны (едва ли он понимал их и раньше), но потерял СОЗНАНИЕ НУЖНОСТИ России. Ему уже ничего не жаль: ни Белоруссии, ни Украины, ни Кавказа. Пусть берут, делят кто хочет. "Мы рязанские". Таков ИТОГ ВЕКОВОГО ВЫВЕТРИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (Прим. В.Г. - если Г.П.Федотов в 1931 году подвел итоги векового выветривания национального сознания, обращая внимание вдумчивого читателя в прошлое, то мы сегодня из 21 века смотрим на "свое" прошлое (1991-94г.г.), как аналогичное симптомам 1917 года, как симптом ВЫВЕТРИВАНИЯ РУССКОГО СОЗНАНИЯ за 70 лет СССР, по которому читается подсознательное: "ПУСТЬ БЕРУТ, ДЕЛЯТ КТО ХОЧЕТ" и кто сколько сможет урвать себе суверенитета, мол, "мы сбоку, рязанские иль сибирские". Таков ИТОГ двухвекового ВЫВЕТРИВАНИЯ сознания, начинающийся у "либерально-смердяковской интеллигенции" в 19-м веке. Ведь, Достоевский еще в 1878-80 годах предвосхитил прозрения Федотова знаменитой репликой Смердякова о России. Так в 1917 году "смердяковщина", как вирус, от интеллигенции распространилась в сознание народных масс. Итоги 1917 года, мягко говоря, ПЕЧАЛЬНЫ, о которых любят плакаться либеральные интеллигенты, которые сами же, как Иван Карамазов, научили народ "либеральной смердяковщине" и сами же в конце 20 века, не придя к личному и всеобщему ПОКАЯНИЮ, обвиняют во всем русский народ, который мол и вовсе не достоин существования, а достоин только унавозить клумбы "высшей цивилизации". Отсюда ПРОЗРЕНИЕ Ивана Карамазова в полубезумном бреду, выраженное в презрении к официальному "высшему" обществу, к интеллигенции, которая своей космополитической "культурностью" выветрила национальное сознание в народе. Отсюда и страшный СУД Ивана Карамазова, выраженный в роковом вопросе "кто не желает смерти отца", ответ на который еще страшнее: все желают смерти отца, но только притворяются "культурными" и слишком "цивилизованными", "высшей белой костью", уготованной властвовать над народами. Такова потаенная антихристова суть либералов, которая прямиком приводит к фашизму в чистом виде. Отсюда тайная связь глобального либерализма и фашизма, тот союз-симбиоз, который мы наблюдаем в современном мире. Только многие об этом умалчивают, не принято об этом говорить в "приличных обществах", например таких, как встречи в США Хиллари Клинтон с девицей, что плясала в Храме в 2012 году. Иронически: что ж эта девица не пошла на встречу с Х.Клинтон в таком же наряде, в котором выплясывала в Храме? Скажут, "как же, в "приличном обществе" нужно соответствовать этикету, а в Храме, тем более, в России все позволено". Вот над ТАКИМИ лжецами и происходит страшный СУД Ивана Карамазова сквозь страшный ВОПРОС)... 
    
               Религиозная идея православного царя могла подвигнуть народ на величайшие жертвы, на ЧУДЕСА пассивного ГЕРОИЗМА. Но государственный смысл этих жертв был ему недоступен. Падение ЦАРСКОЙ ИДЕИ повлекло за собой падение ИДЕИ РУССКОЙ (Прим. В.Г. - здесь Федотов говорит о 1917 годе и, кажется с первого взгляда, что так и было и есть на самом деле. Но Федотов здесь грубо смешивает символы-понятия ИСТОРИЧЕСКИ и МЕТАФИЗИЧЕСКИ. Ибо РУССКАЯ ИДЕЯ (Церковь-Икона в общем смысле) не есть "ЦАРСКАЯ ИДЕЯ", так как не вмещается лишь в земное-историческое пространство-время, а возвышается над ней и последнее сублимирует до Всевышнего. Вот! истинная суть РУССКОЙ ИДЕИ, выраженная еще Достоевским. И Федотов здесь её частично повторяет и вновь претворяет в новом виде осмысления. По-моему же, падение царской идеи повлекло за собой падение Империи. А вот РУССКАЯ ИДЕЯ прошла сквозь ОГОНЬ РЕВОЛЮЦИИ и обнаружила себя в самоосмыслении её творцов 20-го века в русском зарубежье и далее в 21 веке в новой России)...
                Русский народ распался, распылился на зернышки деревенских мирков, из которых ЧУЖАЯ СИЛА, властная и жестокая, могла строить любое государство, в своем стиле и вкусе (Прим. В.Г. - отсюда ДО БЕЗДНЫ проясняется пророчество В.М.Шукшина о собирании нации, как собирании ПО ЗЕРНЫШКАМ, по крупицам в национальную и мировую копилку Культуры)...

                К этим разлагающим силам присоединилась медленное действие одного исторического явления, протекавшего помимо сознания и воли людей и почти ускользнувшего от нашего внимания. Я имею в виду отлив сил, материальных и духовных, от великорусского центра на окраины Империи. За 19 век росли и богатели, наполнялись пришлым населением Новороссия, Кавказ, Сибирь. И вместе с тем крестьянство центральных губерний разорялось, вырождалось духовно и заставляло экономистов говорить об "оскудении центра". Великороссия хирела, отдавая свою кровь окраинам, которые воображают теперь, что она их эксплуатировала. Самое тревожное заключалось в том, что параллельно с хозяйственным процессом шел отлив и духовных сил от старых центров русской жизни. Легче всего следить за этим явлением по литературе...
                Русская классическая литература 19-го века - литература черноземного края, лишь с 16-17 веков отвоеванного у степных кочевников. Тамбовские, пензенские, орловские поля для нас стали самыми русскими в России. Но КАК БЕДНЫ ЭТИ МЕСТА ИСТОРИЧЕСКИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ! Это деревянная, соломенная Русь, в ней ежегодные пожары сметают скудную память о прошлом. Здесь всего скорее ИСЧЕЗАЮТ СТАРЫЕ ОБЫЧАИ, ПЕСНИ, КОСТЮМЫ. ЗДЕСЬ НЕТ этнографического СОПРОТИВЛЕНИЯ разлагающим модам городской цивилизации. С начала 20-го века литература русская бросает и черноземный край, оскудевший вместе с упадком дворянского землевладения. Выдвигается новороссийская окраина, Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье. Одесса создает целую литературную школу.

                До сих пор мы говорили об опасностях. Что можно противопоставить им, кроме нашей веры в Россию? Есть объективные факты, точки опоры для нашей национальной работы - правда, не более чем точки опоры, ибо без работы, скажу больше - БЕЗ ПОДВИГА, - России НАМ НЕ СПАСТИ.
                Вот эти всем известные факты. Россия не Австрия и не старая Турция, где малая численно нация командовала над чужеродным большинством. И если Россия с культурным ростом малых народностей не может быть национальным монолитом, подобным Франции или Германии, то у великороссов есть все же гораздо более мощный этнический базис, чем у австрийских немцев. Во-вторых, эта народность не только не уступает культурно другим, подвластным (случай Турции), но является носительницей единственной великой культуры на территории государства. Остальные культуры, переживающие сейчас эру шовинистического угара - говоря совершенно объективно - являются явлениями провинциального порядка, в большинстве случаев и вызванными к жизни оплодотворяющим воздействием культуры русской. В-третьих, национальная политика старой России, тяжкая для западных, культурных (ныне оторвавшихся) ее окраин, - для Польши, для Финляндии, была, в общем, справедлива, благодетельна на Востоке. Восток легко примирился с властью Белого царя, который не ломал насильственно его старины, не оскорблял его веры и давал ему место в просторном русском Доме.
                (Из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается только у наших кровных братьев - малороссов, или украинцев, и это самый болезненный вопрос новой России). В-четвертых, большинство народов, населяющих Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от неё; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощенные соседями. Там, где, как на Кавказе, живут десятки племен, раздираемых взаимной враждой, только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни. Что касается Украины, то для неё роковым является соседство Польши, с которой её связывают вековые исторические цепи. Украине объективно ПРИДЕТСЯ ВЫБРАТЬ МЕЖДУ Польшей и Россией. И отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой общей родины. И, наконец, в-пятых, за нас действуют еще старые экономические связи, создающие из бывшей Империи, из нынешней СССР, единый хозяйственный организм. Разрыв его, конечно, возможен (пример: та же Австрия), но мучителен для всех участников хозяйственного общения. Силы экономической инерции действуют в пользу России.
               Сумеем ли мы воспользоваться этими благоприятными шансами, это зависит уже от нас, то есть прежде всего от новых поколений, которые вступают в жизнь там, в Советской России, и в меньшей степени здесь, в изгнании.   
               
               Удачное решение русской проблемы предполагает два ряда условий: политических и моральных.
               Создание гибких и твердых юридических форм, которые выразили бы одновременно единство и многоплеменность России, является трудной, но вполне разрешимой задачей. Одну из объективных трудностей ее составляет чрезвычайное различие культурных уровней народов России, которое не допускает равенства их политических состояний. В этом факте должны найти свое ограничение все доктринерские попытки построения России как законченной и симметричной федерации (конфедерации). В державе Российской мыслимы все оттенки взаимоотношений, начиная от областного самоуправления, национальной автономии, кончая чисто федеративной связью. Не в конституциях Европы - скорее в системе Римской Империи, в эпоху ее многовекового создания может найти свои аналогии современная Россия. Одно несомненно. Двух или трехвековая эра бюрократического централизма миновала. Если мы хотим сохранить Империю, то должны перестать смотреть на нее как на Русь. Россия, Русь, Великороссия - НЕ СОВПАДАЮЩИЕ, а КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, каждая из которых должна получить свои идейные (и территориальные) границы.
                Структура СССР является черновым наброском будущей карты России. Уже нельзя отказаться от её основного принципа: национального построения России. Но за пределами этнографической картины, в самой системе большевистского децентрализма, как и большевистского централизма, все остается спорным. Эта система дразнит малые народы несбыточно декларативной независимостью, на деле осуществляя диктатуру Москвы. Возможно ли дальнейшее функционирование этой системы при устранении нелегальной диктатуры партии - это большой вопрос. С другой стороны, большевики, ревнивые к военным и финансовым основам своей власти, совершенно не заинтересованы в ЗАЩИТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОНИ ПРЕДАЮТ ЕЕ НА КАЖДОМ ШАГУ, вознаграждая ПРИМАНКОЙ РУСОФОБСТВА ограбленные и терроризированные окраины (Прим. В.Г. - вот это, Федотов проговаривает из глубины русского зарубежья, которое как бы "далеко" от реалий России, но тогда прислушаемся к тем, кто говорят и мыслят из глубины самой России, например, к И.Шафаревичу или к В.Кожинову, которые своими историософскими публикациями в 20 веке подтверждают видение Федотова)... 
                Национальная Россия не может допустить подавления русской культуры в своих рубежах (государственный язык, школа), но она, может быть, сумеет шире провести пределы экономического самоуправления. В одном, но самом важном пункте система СССР не пригодна для России. В ней нет места Руси как единству трех основных племен русского народа. Великороссия просто приравнена к Руси ценою отрыва от последней (в самостоятельные нации) Украины и Белоруссии. И В ЭТОМ ЗАЛОЖЕНЫ КОРНИ ТЯЖКИХ КОНФЛИКТОВ.

                Действительно, ПРОБЛЕМА Украины ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ ТРУДНОЙ В РЯДУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ БУДУЩЕЙ России. НЕ РАЗРЕШИТЬ ЕЁ - ЗНАЧИТ ПОГИБНУТЬ, то есть ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ Россией. Мы присутствуем при бурном и чрезвычайно опасном для нас процессе: зарождения нового украинского сознания, в сущности, новой нации. Она еще не родилась окончательно, и её СУДЬБЫ еще НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ. Убить её невозможно, но МОЖНО РАБОТАТЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ УТВЕРЖДАЛО СЕБЯ КАК ОСОБУЮ ФОРМУ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ. Южнорусское (малорусское) племя было первым создателем русского государства, заложило основы нашей национальной культуры и само себя всегда именовало русским (до конца 19-го века). Настаивая на этом, мы, русские, правильнее выражаем ИСТОРИЧЕСКУЮ ИДЕЮ УКРАИНОФИЛЬСТВА, ЧЕМ СОВРЕМЕННЫЕ САМОСТИЙНИКИ, ПРЕДАЮЩИЕ СВОЙ НАРОД и ЕГО ТРАДИЦИЮ ЕГО ИСТОРИЧЕСКИМ ВРАГАМ. БЛИЖЕ мы, несомненно, и к НАЦИОНАЛЬНОМУ СОЗНАНИЮ НАРОДНЫХ МАСС Украины, чем полонофильские или германофильские круги ее интеллигенции. И, однако, мы в качестве великороссов грешим невежеством и невниманием к южнорусской традиции, за Москвой теряем истинное ощущение Руси, а в НАСТОЯЩЕМ ПРОСТО НЕДООЦЕНИВАЕМ ГРОЗНОГО ФАКТА УКРАИНСКОГО ОТТАЛКИВАНИЯ ОТ НАС.
             
                В этом мощном АНТИМОСКОВСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОТОКЕ МЫ ОБЯЗАНЫ РАЗЛИЧАТЬ ДВА ТЕЧЕНИЯ: ВМЕЩАЮЩЕЕСЯ и НЕ ВМЕЩАЮЩЕЕСЯ В ГРАНИЦЫ Руси. С ПОСЛЕДНИМ БОРЬБА ДО КОНЦА. Первое подлежит национальной рецепции. В державе Российской малоросс не может быть обижен или унижен в своем национальном сознании перед татарином или грузином. Напротив, его национальное самоутверждение с его символами и с исторической памятью (Мазепа!) должно быть воспринято державным сознанием той нации (русской), которой принадлежит волею судьбы, культурная гегемония в Империи...

                Лишь опыт жизни, связанный с тяжкими ошибками и суровым раскаянием, может воплотить в действительность ЧАЕМОЕ СВОБОДНОЕ ЕДИНСТВО России. Здесь я коснусь лишь духовной стороны нашей работы - той, которая по преимуществу выпадает на долю интеллигенции. Говоря кратко: эта задача в том, чтобы будить в себе, растить и осмыслять, прояснять национальное сознание.

                Наша эпоха уже не знает бессознательно-органической стихии народа. Эти источники культуры почти иссякли, эта "земля" перепахана и выпахана. И русский народ вступил в полосу рационализма, верит в книжку, в печатное слово, формирует (или уродует) свой облик с детских лет в школе в обстановке искусственной культуры. Оттого так безмерно вырастает влияние интеллигенции (даже низшей по качеству, даже журналистики); оттого-то удаются и воплощаются в историческую жизнь новые, "умышленные", созданные интеллигенцией народы. Интеллигенция творит эти народы, так сказать, "по памяти": собирая, оживляя давно умершие исторические воспоминания, воскрешая этнографический быт. Если школа и газета, с одной стороны, оказываются проводниками нивелирующей, разлагающей, космополитической культуры, то они же МОГУТ СЛУЖИТЬ и УЖЕ СЛУЖАТ ОРУДИЕМ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ, национальной. Мы должны лишь выйти из своей беспечности и взять пример с кипучей и страстной работы малых народов, работы их интеллигенции, из ничего, или почти из ничего, кующей национальные традиции. Наша традиция богата и славна, но она запылилась, потускнела в сознании последних поколений. Для одних ЗАТМИЛАСЬ ОБАЯНИЕМ Запада, для других - официальным и ЛОЖНЫМ образом России, для которого в искусстве - и не только в искусстве - типичен псевдорусский стиль Александра-3. Мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в её черты, вырывать её в земле закопанные клады.

                Наше национальное сознание должно быть сложным в соответствии со сложной проблематикой новой России (примитив губителен!). Это сознание должно быть одновременно великорусским, русским и российским.
                Я говорю здесь, обращаясь преимущественно к великороссам. Для малороссов, или украинцев, НЕ ПОТЕРЯВШИХ СОЗНАНИЕ СВОЕЙ РУССКОСТИ, эта формула получит следующий вид: малорусское, русское, российское.   

                После всего сказанного выше ясна повелительная необходимость оживления, воскрешения Великороссии. Всякий взгляд в прошлое России, всякое паломничество в историю приводит нас в Великороссию, на ее Север, где и поныне белеют стены великих монастырей, хранящих дивной красоты РОСПИСИ, богословское "умозрение в красках", где в лесной глуши сохраняются и старинная утварь, и старинные поверья, и даже былинная поэзия. Старинные города (Углич, Вологда), древние монастыри (Кириллов, Ферапонтов) должны стать национальными музеями, центрами научно-художественных экскурсий для всей России. Работа изучения святой древности, ведущаяся и в большевистской России, должна продолжаться с неослабевающей ревностью, вовлекая, захватывая своим энтузиазмом все народы России. Пусть Русский Север станет "СТРАНОЙ СВЯТЫХ ЧУДЕС", СВЯЩЕННОЙ ЗЕМЛЕЙ, подобно Древней Греции или средневековой Италии, зовущей пилигримов со всех концов мира (Прим. В.Г. - здесь, по-моему, сквозит перекличка Г.П.Федотова с Ф.М.Достоевским, как говорится, в обратной перспективе)... Для русских и христиан эта земля чудес вдвойне священна: почти каждая волость ее хранит память о подвижнике, спасавшемся в лесном безмолвии, о воине Сергиевской рати, молитвами державшей и спасавшей страдальческую Русь...

                От великорусского - к русскому. ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОБЛЕМА Украины. Её СУДЬБА во многом зависит от того, будем ли мы (то есть великороссы) СОЗНАВАТЬ ЕЁ БЛИЗОСТЬ или отталкиваться от неё КАК ОТ ЧЕГО-ТО ЧУЖОГО. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ МЫ НЕИЗБЕЖНО ЕЕ ПОТЕРЯЕМ. МЫ ДОЛЖНЫ ПРИЗНАТЬ и НЕПРЕСТАННО ОЩУЩАТЬ СВОИМИ НЕ ТОЛЬКО КИЕВСКИЕ ЛЕТОПИСИ и МОЗАИКИ КИЕВСКИХ ЦЕРКВЕЙ, но и УКРАИНСКОЕ БАРОККО, столь привившееся в Москве, и КИЕВСКУЮ Академию, ВОСПИТАВШУЮ русскую Церковь, и Шевченко за то, что у него есть общего с Гоголем, и УКРАИНСКУЮ ПЕСНЮ, младшую сестру песни великорусской. ЭТА ЗАДАЧА - ПРИВИТЬ МАЛОРУССКИЕ ТРАДИЦИИ В ОБЩЕРУССКУЮ КУЛЬТУРУ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫПАДАЕТ НА ДОЛЮ ЮЖНОРУССКИХ УРОЖЕНЦЕВ, СОХРАНИВШИХ ВЕРНОСТЬ России и ЛЮБОВЬ К Украине. Отдавая свои творческие силы Великороссии, мы должны уделить и Малой (ДРЕВНЕЙ МАТЕРИ НАШЕЙ) России частицу сердца и понимания ее ОСОБОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ. В БОРЬБЕ С ПОЛИТИЧЕСКИМ САМОСТИЙНИЧЕСТВОМ, В ОБОРОНЕ РУССКОЙ ИДЕИ и русского дела на Украине нельзя смешивать русское дело с великорусским и глушить ростки тоже русской (то есть малорусской) КУЛЬТУРЫ. Та же самая РУССКАЯ ИДЕЯ на севере требует от нас некоторого сужения, краеведческого, областнического углубления, на юге - расширения, выхода за границу привычных нам великорусских форм (Прим. В.Г. - здесь интересно сопоставить мысль Федотова с ритмом человеческого организма с его кровообращением, когда холодно (северно), то сужение Идеи и сознания (и здесь "сужение" как сосредоточение внутрь или на предмете), а когда жарко (южнее), то расширение Идеи и сознания; своего рода, динамическое понимание русской Идеи. И как здесь не вспомнить слово Поэта, "в нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен. Перемен, мы ждем перемен")...

                В охране единства Великой и Малой России одной из самых прочных связей между ними была и остается ВЕРА. Пусть разъединяет язык, разъединяет память и имя Москвы - СОЕДИНЯЮТ КИЕВСКИЕ СВЯТЫНИ и МОНАСТЫРИ Северной Руси. До тех пор, пока не сделан непоправимый шаг и народ малорусский не ввергнут в унию или другую форму католизирующего христианства, МЫ НЕ УТРАТИМ НАШЕГО БРАТСТВА. Разрываемые НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ (и в то же время ВУЛЬГАРНО-ЗАПАДНИЧЕСКИМИ) ПОТОКАМИ ИДЕЙ, МЫ ДОЛЖНЫ СОЕДИНЯТЬСЯ в РЕЛИГИОЗНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ. И СЕЙЧАС подлинно ЖИВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИЛЫ Украины от русской Церкви СЕБЯ НЕ ОТДЕЛЯЮТ.

                От русского - к российскому. Россия - не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. И народы эти уже не безгласны, но стремятся заглушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас это все еще непривычно, мы с этим не можем примириться. Если не примиримся - то есть с многоголосностью, а не с нестройностью, - то и останемся в одной Великороссии, то есть России существовать не будет. МЫ ДОЛЖНЫ ПОКАЗАТЬ МИРУ (после крушения стольких империй), что ЗАДАЧА Империи, то есть сверхнационального государства, - РАЗРЕШИМА. Более того - когда мир, устав от кровавого хаоса мелкоплеменной чересполосицы, встоскует о единстве как ПРЕДПОСЫЛКЕ ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ, Россия ДОЛЖНА ДАТЬ ОБРАЗЕЦ, ФОРМУ МИРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НАРОДОВ, НЕ ПОД ГНЕТОМ, а ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ ВЕЛИКОЙ НАЦИИ. Задача политиков - НАЙТИ ГИБКИЕ, но твердые ФОРМЫ этой СВЯЗИ, обеспечивающие каждой народности свободу развития в меру сил и зрелости. Задача культурных работников, каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его "русскости") в сознание российское. ЭТО ЗНАЧИТ ВОСКРЕСИТЬ в нем в какой-то мере духовный облик всех народов России. То, что в них ЦЕННО, что ВЕЧНО, что может найти место в системе ВСЕЛЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Всякое дело, творимое малым народом, как бы скромно оно ни было, всякое малое слово ДОЛЖНЫ ВЛОЖИТЬСЯ в РУССКУЮ СЛАВУ, в ДЕЛО России.

                В наш век национальные самолюбия значат порою больше национальных интересов. Пусть каждый маленький народ, то есть его интеллигенция, не только не чувствует унижения от СОПРИКОСНОВЕНИЯ с национальным сознанием русского (великоросса), но и находит у него помощь и содействие своему национально-культурному делу. Было бы вреднейшей ошибкой презрительно отмахнуться от этих шовинистических интеллигенций и через головы их разговаривать с народом. Многие думают у нас сыграть на экономических интересах масс против "искусственных" национальных претензий интеллигенции. Рано или поздно НАРОД ВЕСЬ БУДЕТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ, и презрение к его духовным потребностям отомстит за себя. В титуле московских царей и императоров всероссийских развертывался длинный свиток народов, подвластных их державе. МНОГОПЛЕМЕННОСТЬ, МНОГОЗВУЧНОСТЬ России не умаляла, но ПОВЫШАЛА ЕЕ СЛАВУ. Национальное сознание новых народов Европы в этом отношении не разделяет гордости монархов, но Россия не может равняться с Францией или Германией; У НЕЕ ОСОБОЕ ПРИЗВАНИЕ, Россия - не нация, но ЦЕЛЫЙ МИР. НЕ РАЗРЕШИВ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ, СВЕРХНАЦИОНАЛЬНОГО, МАТЕРИКОВОГО, ОНА ПОГИБНЕТ - КАК Россия.

                Духовным притяжением для народов была и останется РУССКАЯ КУЛЬТУРА. Через нее они приобщаются к мировой цивилизации. Так это было в петербургский период Империи, ТАК ЭТО ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ. Если юношество малых народов России будет учиться не в Москве, не в Петербурге, а в Париже и в Берлине, оно не останется с нами. НА РУССКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ ЛОЖИТСЯ ТЯЖКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НЕ СДАТЬ СВОИХ КУЛЬТУРНЫХ ВЫСОТ, идти неустанно, без отдыха все к новым и новым достижениям. Уже не только для себя, для удовлетворения культурной жажды или профессиональных интересов, но и ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕЛА России. Здесь не важна сама по себе культурная отрасль, профессия - России нужны ученые и техники, учителя и воины. ДЛЯ ВСЕХ ОДИН ЗАКОН: квалификация, ее непрерывный рост В ТРУДЕ и ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ. Если великороссы составляют 54% России, то русская интеллигенция должна выполнять не 54%, а гораздо более ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ за собой бесспорное водительство.

                Так национальная проблема России упирается в проблему культурную, но это не отнимает у нее ее специфического своеобразия. КЛЮЧ к ее решению заложен в дальнейшем развитии русского национального сознания. Сумеет ли оно расшириться в сознание российское и углубиться в великорусское, оставшись русским? ДВЕ ОПАСНОСТИ угрожают БЫТИЮ России. С одной стороны, шовинизм и политическая темнота господствующего народа. Чтобы Россию не разнесли на части центробежные силы, она ДОЛЖНА ИМЕТЬ ЖИВОЙ, МОЩНЫЙ, КУЛЬТУРНО царствующий ЦЕНТР - ВЕЛИКОРУССКОЕ СЕРДЦЕ своего тела - и ВОЛЕЮ РУССКОГО НАРОДА во что бы то ни стало отстоять свое и имперское ЕДИНСТВО. Но великоросс, утративший сознание своих сил и возможностей, объявивший войну чужеплеменной половине России, РИСКУЕТ ПОГИБНУТЬ ПОД ЕЕ РАЗВАЛИНАМИ. ТРУДНО СКАЗАТЬ, ЧТО ГУБИТЕЛЬНЕЕ: национальная mania grandiosa или национальный Minderwertigkeitscomplex. Против обеих болезней одно лекарство: РАЗУМНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ"   
                (Г.П.Федотов "Проблемы будущей России" / Париж, 1931).

                ***

                Спустя полвека, в новой волне послевоенной эмиграции проблема русско-украинского вопроса, кажется, еще более обострилась и как-то прояснилась в очертаниях. Каковы эти очертания? Нам поможет в раскрытии их писатель и мыслитель - А.И.Солженицын. Так если в "американский период" в США Федотову пришло прозрение "за нашу и вашу свободу" по русско-украинскому вопросу, то Солженицыну в эмиграции на Западе (особенно в США и Канаде) уже довелось вплотную столкнуться с прессом и давлением украинского национализма. И уже сегодня в 21 веке ТАКОЕ столкновение мысли (как в среде эмиграции 20 века) есть исторический ФАКТ, требующий объективного объяснения и глубокого осмысления.

                Итак, прислушаемся к слову Александра Солженицына по русско-украинскому вопросу.

               "Я совершенно согласен, что русско-украинский вопрос - из важнейших современных вопросов, и во всяком случае решительно важен для наших народов. Но я считаю губительным тот накал страстей, ту температуру, которая вокруг него вздувается...

                В нынешней повышенной страсти - нет ли эмигрантской болезни, потери ориентировки? Против коммунизма реально делается очень мало (да и большие группы эмиграции всё ещё отравлены социалистическими утопиями), а вся страсть кидается на обвинение братьев. Я предлагал бы не преувеличивать, насколько эмиграция понимает и представляет истинные настроения своей метрополии, особенно кто оттуда давно или даже родились за границей. И если ваша конференция начинает основательный диалог о русско-украинских отношениях, то надо ни на минуту не потерять из виду: отношения между НАРОДАМИ, а не между эмигрантами.

                И обидно, что этот спор быстро теряет всякую нравственную высоту, всякую мыслимую глубину, все исторические объемы, а сводится только к лезвию: сепаратизм или федерация (как будто по ту сторону этой струны уже не будет ни одной проблемы). Может быть, и от меня хотят услышать только этот единственный ответ?

                Я неоднократно высказывался и могу повторить, что никто никого не может держать при себе силой, ни от какой из спорящих сторон не может быть применено насилие ни к другой стороне, ни к своей собственной, ни к народу в целом, ни к любому малому меньшинству, включённому в него, - ибо в каждом меньшинстве оказывается свое меньшинство. И желание группы в 50 человек должно быть также выслушано и уважено, как желание 50 миллионов. Во всех случаях должно быть узнано и осуществлено МЕСТНОЕ мнение. А поэтому и все вопросы по-настоящему могут быть решены лишь местным населением, а не в дальних эмигрантских спорах при деформированных ощущениях.

                Эта здешняя искаженная атмосфера, увы, уже известна. Но приведу характерный пример. Год назад в американском журнале "Foreign Affairs" я напечатал статью, всё содержание и смысл которой был: упасти Запад от того, чтобы величайшее интернациональное и уже полуторавековое (если не двухвековое, от якобинцев) зло коммунизма успокоительно понимать как русское национальное явление... Но, к изумлению моему, некоторая часть украинской общественности в Соединенных Штатах реагировала на мою статью (не содержавшую ни слова худого об Украине) - бурно враждебно и совершенно парадоксально. Укажу, например, статью Л.Добрянского..., затем брошюру "Порабощенные нации в 1980", изданную американским комитетом Украинского Конгресса (Прим. В.Г. - какое интересное символическое название издателей брошюры, можно сказать, современное!)... За то одно моё утверждение, что русский народ, КАК И ВСЕ остальные, порабощён коммунизмом (и никаких претензий на особенные в чём-нибудь права русского народа), - только за это я был осыпан вереницей обвинений в "воинствующем национализме", "русском шовинизме" и даже подведен под "коммунистического квислинга". Статья Добрянского переполнена исступлённой, навязчиво-повторительной ненавистью к русским, предлагает понимать Россию по Марксу, а нынешний коммунизм называет МИФИЧЕСКИМ! Так же и брошюра использует о России ходячую ленинскую формулу. Авторы брошюры и сегодня настаивают, что, например, континентальный Китай и Тибет захвачены русскими и русский народ является всеобщим в мире поработителем (очевидно, сам от того процветая?). Летом 1980 в Баффало на украинском митинге в Неделю Порабощенных Наций ведущий оратор развивал это так: Солженицын безучастен к порабощённым народам, он - больной, нуждающийся в лечении (хорошая советская формулировка). "Коммунизм - это миф! - возглашал он. - Весь мир хотят захватить не коммунисты, а русские". (Чья рождаемость подорвана ниже критического уровня, миллионные массы бедствуют от голода, а старателей религиозного и национального самосознания бросают в тюрьмы)...
               
                Да..., в такой атмосфере, в таком ОСЛЕПЛЕНИИ - ничего нельзя обсуждать, и бесплодны будут всякие ДИАЛОГИ и конференции. Прочный анализ современности и будущего может зиждиться только на понимании того, что коммунизм есть зло интернациональное, историческое и метафизическое, а не московское...

                Слушаешь этих самоуверенных нападчиков и изумляешься: правда ли, что они причисляют себя к христианам? Но СЕЯТЬ НЕНАВИСТЬ МЕЖДУ НАРОДАМИ - НЕ ПРИВЕДЁТ К ДОБРУ никакую сторону. Взаимная доброжелательность должна опережать и превышать всякую остроту доводов. Никакой постановки никакого национального вопроса нельзя признать вне принципа самоограничения и раскаяния.

                Мне особенно больно от такой яростной нетерпимости обсуждения русско-украинского вопроса (ГУБИТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ОБЕИХ НАЦИЙ и ПОЛЕЗНОЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ИХ ВРАГОВ), что сам я - смешанного русско-украинского происхождения, и вырос в совместном влиянии этих обеих культур, и никогда не видел и не вижу антагонизма между ними...
                Но в толще населения, ежедневно страдающего от коммунизма, НЕТ взаимной нетерпимости, все вопросы видятся и глубже, и ответственней. И наши взаимные проблемы 20 века не решаются единственно тем, что когда-то одна наша ветвь подпала под господство татарское, а другая под польское, или выяснением, кто же был Илья Муромец на службе в Киеве - русский или украинец. Русско-украинский диалог не может идти лишь по одной линии различий и разрывов, но и - по линии трудно отрицаемой ОБЩНОСТИ. Из страданий и национальных болей наших народов (всех народов Восточной Европы) надо уметь извлечь не опыт раздора, но ОПЫТ ЕДИНСТВА"
        (А.И.Солженицын "Конференции по русско-украинским отношениям в Торонто" / Апрель 1981).

               "СЛОВО к Украинцам и Белорусам.
                К тем и другим я обращаюсь не извне, а как СВОЙ.
                Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации. Это всё - придуманная невдавне фальшь, что чуть не с 9-го века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, "откуду русская земля стала есть", по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство. Одни и те же князья правили нами: Ярослав Мудрый...; Владимир Мономах был одновременно и киевский князь и ростово-суздальский; и такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как ВОССОЕДИНЕНИЕ.

                Да, больно и позорно вспомнить указы времён Александра-2 (1863, 1876) о запрете украинского языка в публицистике, а затем и в литературе, - но это не продолжалось долго, и это было из тех умопомрачных окостенений и в управительной, и в церковной политике, которые подготовляли падение российского государственного строя.

                Однако и суетно-социалистическая Рада 1917 года составилась соглашением политиков, а НЕ БЫЛА НАРОДНО ИЗБРАНА. И когда, переступив от федерации, объявила выход Украины из России - она НЕ ОПРАШИВАЛА ВСЕНАРОДНОГО МНЕНИЯ (Прим. В.Г. - какова перекличка исторических событий и связь Рады 1917 года и Рады 2014 года, после так называемой "Майдан-революции", когда радикальная и прозападная часть украинских политиков, не опрашивая всенародного мнения, наскоро "состряпала" "новую" Раду и "нового" лжепрезидента Петра Порошенко, обещавшего принести на Украину МИР и СОГЛАСИЕ в виде "миротворца" (26 мая 2014), а на самом деле продолжил ВОЙНУ гражданскую и антироссийскую истерию на Украине; "демократические выборы" 2014 года - это лжевыборы, когда половина Украины, вся юго-восточная часть, была затравлена и загнана в "политический угол" неонацистскими бандеравскими бандами-группировками от Одессы до Харькова, а на Донбассе весной 2014 года уже велись боевые действия, так называемая АТО (антитеррористическая операция), направленная же против народа Украины)...

                Мне уже пришлось отвечать эмигрантским украинским националистам, которые ВТВЕРЖИВАЮТ Америке (Прим. В.Г. - замечательное свидетельство А.Солженицына в 1990-м году о укр.националистах, которые ВТВЕРЖИВАЮТ Америке), что "коммунизм - это миф, весь мир хотят захватить не коммунисты, а русские"... Коммунизм - это такой МИФ, который и русские, и украинцы испытали на своей шее в застенках ЧК с 1918 года. Такой МИФ, что выгреб в Поволжьи даже семенное зерно, и отдал 29 русских губерний засухе и вымирательному голоду 1921-22 года. И тот же самый МИФ предательски затолкал Украину в такой же беспощадный голод 1932-33. И вместе перенеся от коммунистов общую кнуто-расстрельную коллективизацию, - неужели мы этими кровными страданиями не соединены?

                В Австрии и в 1848 галичане ещё называли свой национальный совет - "Головна Русска Рада". Но затем в отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искажённый украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить карпатороссов от русской речи, и соблазн полного ВСЕУКРАИНСКОГО СЕПАРАТИЗМА, который у ВОЖДЕЙ НЫНЕШНЕЙ ЭМИГРАЦИИ прорывается то лубочным невежеством, что Владимир Святой "был украинец", то уже невменяемым накалом: нехай живе коммунизм, абы сгубились москали!

                Ещё бы нам не разделить боль за смертные муки Украины в советское время. Но откуда этот замах: ПО ЖИВОМУ ОТРУБИТЬ Украину (и ту, где сроду старой Украины не было, как "Дикое поле" кочевников - Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря). И если "самоопределение нации" - так нация и ДОЛЖНА СВОЮ СУДЬБУ определять САМА. Без всенародного голосования - этого не решить.

                Сегодня отделять Украину - ЗНАЧИТ РЕЗАТЬ ЧЕРЕЗ миллионы СЕМЕЙ и ЛЮДЕЙ: какая ПЕРЕМЕСЬ НАСЕЛЕНИЯ; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие - смешанного происхождения; сколько смешанных браков - да их никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими.

                Братья! НЕ НАДО ЭТОГО ЖЕСТОКОГО РАЗДЕЛА! - это ПОМРАЧЕНИЕ коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован - вместе и выберемся.

                И за два века - какое множество выдающихся имён на пересечении наших двух культур. Как формулировал М.П.Драгоманов: "Неразделимо, но и не смесимо". С дружелюбием и радостью должен быть распахнут путь украинской и белорусской культуре не только на территории Украины и Белоруссии, но и Великороссии. Никакой насильственной русификации (но и никакой насильственной украинизации, как с конца 20-х годов), ничем не стесненное развитие параллельных культур, и школьные классы на обоих языках, по выбору родителей.

                Конечно, если б украинский народ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЖЕЛАЛ отделиться - никто не посмеет удерживать его силой. Но - разнообразна эта обширность, и только МЕСТНОЕ население может решать судьбу своей местности, своей области, - а каждое новообразуемое при том национальное меньшинство в этой местности - должно встретить такое же НЕНАСИЛИЕ к себе.
                Всё сказанное полностью относится и к Белоруссии, кроме того, что там не распаляли безоглядного сепаратизма"
              (А.И.Солженицын "Как нам обустроить Россию?" / 1990).   

                ***

                "Разрушенный мир, разбитые лбы,
                разломанный НАДВОЕ ХЛЕБ.
                И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
                А КТО-ТО ТАК РАД, КТО-ТО ТАК РАД...

                МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ...
                МАМА, я знаю, МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА"

                "Соседи приходят, им слышится СТУК КОПЫТ,
                Мешает уснуть, тревожит их сон.
                Те, кому нечего ждать, отправляются в Путь,
                Те, кто спасен...
                Те, кто спасен...
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная Ночь..."

                "Один любит рок, другой любит сок,
                А третий идет по стране чудес,
                А четвертый все поет о трех-четырех.
                Но какой в этом прок, какой в этом прок?
                Раньше у нас было так много комнат,
                Полных людей полных идей,
                А сейчас ничего, только рыба гниет
                С головы у фашистских детей.

                А еще я хотел бы узнать: почему
                Так легко променяли вы море на таз?
                Но друзья тут же хором ответили мне:
                "Ты не с нами, значит, ты против нас".
                Но если это проблема, то она так легка,
                Если это задача, то она так легка.
                Это дети минут ломают Дверь,
                Не заметив, что на ней нет Замка...

                Дети минут никогда не поймут
                Круговороты часов.
                И придут НА ПОРОГ, и сломают Дверь,
                И расколят чаши весов.
                Они не верят в победы добра над злом,
                Как в победы зла над добром.
                Они знают, что у них есть только серый день,
                И они хотят жить этим днем.
                Дети минут.

                Улицы ждут ваших слез,
                Улицы ждут ваших слез...
                (В.Р.Цой)
         


           (Начато 25.01.2018)