Мы продолжаем слушать нашего экскурсовода, рассказывающего о Соборе Дома Инвалидов – одном из самых ярких и величественных в Париже. Он прекрасно вписывается в городской ансамбль столицы идеальным сочетанием строгих пропорций и изумительных форм снаружи и роскошным оформлением внутри. Грациозно возвышаясь над городом, он стал неотъемлемой частью современной панорамы Парижа.
С момента его постройки до настоящего времени реставрационные работы были незначительные. Это свидетельствует о продуманной конструкции здания, использовании качественных материалов, привлечении высококлассных мастеров.
Строгие, ясные и лаконичные формы античного искусства лежат в основе стиля святилища, его декоративное оформление выдержано в строгой симметрии и простоте.
В дизайне фасада святилища, великолепно сочетаются геометрия круга с квадратом. Строгие колонны, барельефы, геральдические лилии Бурбонов, статуи Карла Великого и Людовика 14 украшают двухъярусную выступающую зону фасада.
Особую красоту и величие храму придаёт позолоченный купол, грациозно венчающий собор. Он как будто бы состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись. Свод имеет 27 м в диаметре, на самой верхушке располагается оригинальный фонарь и высокий шпиль.
Сложная конструкция купола особенно впечатляет. Когда-то она вдохновила зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.
Очарованные внешним видом собора, мы входим вовнутрь.
Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным.
Необыкновенное сооружение объединяет Солдатскую церковь и Королевскую, над ней возвышается золотой купол. Разделение церквей давало возможность присутствовать на церковной службе одновременно и королю и солдатам, не пересекаясь. Впоследствии был возведен стеклянный витраж, разделяющий алтари.
Конечно, убранство солдатского прихода не может тягаться с богатым королевским. В солдатской церкви поражает своими размерами орган, установленный в 17 веке.
Солдатский приход никогда не пустовал. Ветераны Дома Инвалидов посещали все церковные мероприятия. Сегодня здесь много туристов. Королевская часть собора стала пантеоном, где вместе с сыном, братьями, приближёнными генералами нашёл вечный покой великий Наполеон Бонапарт.
Гробница Наполеона находится в нижнем ярусе собора. Мы спускаемся по лестнице. У входа в крипту нас встречают две бронзовые фигуры, в руках у них символы высшей государственной власти: императорская корона, держава и скипетр.
Обращают внимание слова над входом «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены среди французского народа, который я так горячо любил» - это фраза из завещания Наполеона Бонапарта.
Наполеон умер в изгнании на острове Святой Елены в ночь с 4 на 5 мая 1821 года, на пятьдесят втором году жизни.
На протяжении девятнадцати лет его могила оставалась безымянной, лишь в 1840 году договоренность о возвращении останков Наполеона во Францию была достигнута. Король Луи-Филипп, потомок Орлеанской династии, соглалился вернуть французам их императора, тем самым выполнить его предсмертную волю. Решено было, что последним пристанищем императора станет Дом Инвалидов.
Холодным днём 15 декабря в Париже состоялось торжественное прощание с Наполеоном. Весь Париж вышел проводить в последний путь своего повелителя. Похоронная процессия торжественно прошла по улицам города. Гроб разместили в одной из часовен, а в это время шло обустройство гробницы, которое затянулось на целых двадцать лет!
Лишь в 2 апреля 1861 года гроб с телом Наполеона был помещён в саркофаг, который поражает своим величием. Его основание и крышка выполнены из малинового порфира. Этот камень, по прочности равен алмазу. Он установлен на цоколе из зеленоватого гранита.
Целостные блоки красного порфира весом в двести тонн были доставлены во Францию из России как подарок Николая 1 для Наполеона. Сей подарок стоил российской казне немало наличных денег.
Внутри саркофага находится тело Наполеона, одетого в армейскую форму командира гвардейцев, к ней прикреплена широкая лента Почётного легиона, в ногах у него лежит знаменитая треуголка.
На полу крипты, декорированном под звёздное небо, можно увидеть названия крупнейших победоносных сражений наполеоновской армии, в том числе есть и Москва, а также лавровый венец, символизирующий триумф великого полководца.
Вокруг саркофага золотом расписаны его грандиозные победы, но чтобы прочесть надписи, придется наклониться. Этот поклон великому императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы.
Вокруг гробницы расположено двенадцать аллегорических статуй из мрамора, они символизируют самые значимые победы Бонапарта. Серия барельефов на стенах крипты рассказывает о достижениях императора в его государственных делах, выполненных всё тем же архитектором.
Ежегодно в день смерти великого императора Наполеона Бонапарта – 5 мая в этой церкви служат поминальную мессу по нему.
На этом наш экскурсовод сделал паузу и это правильно. На некоторое время оставил каждого из нас один на один с теми событиями, о которых только что рассказал.
Стоя перед усыпальницей, я думала о Наполеоне, вспоминала исторические события, связанные с ним. Здесь его величие я почуствовала особенно сильно. Представляла живым этого гениального человека Франции. Его образ на экране бесподобно, на мой взгляд, создал замечательный актёр Владислав Стржельчик в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».
Хорошо, что можно вот так просто постоять у могилы, почтить память французского императора и поразмыслить о его жизни, и, в общем – то, нелёгкой судьбе. Вспомнились его грандиозные взлёты и падения, блестящие победы и поражения. Тяжёлое изгнание, подорвавшее здоровье, закончившееся смертью, которая окутана тайнами и загадками.