Рядом с усыпальницей Наполеона Бонапарта

Эльвира Гусева
Мы  продолжаем слушать  нашего экскурсовода, рассказывающего о  Соборе Дома Инвалидов – одном  из самых  ярких  и  величественных в  Париже.  Он  прекрасно вписывается в городской ансамбль столицы  идеальным сочетанием строгих пропорций и  изумительных   форм  снаружи и роскошным оформлением внутри.  Грациозно возвышаясь над городом, он стал неотъемлемой частью современной панорамы Парижа.

С момента его постройки  до  настоящего времени реставрационные работы  были незначительные. Это свидетельствует о продуманной конструкции   здания, использовании качественных материалов, привлечении высококлассных мастеров.

Строгие, ясные и лаконичные формы  античного искусства лежат в основе стиля  святилища, его декоративное оформление выдержано в строгой симметрии и простоте.
В дизайне фасада святилища, великолепно сочетаются геометрия  круга с квадратом.  Строгие колонны, барельефы, геральдические лилии Бурбонов, статуи  Карла  Великого и Людовика 14   украшают   двухъярусную выступающую зону фасада.

Особую красоту и величие храму  придаёт  позолоченный купол, грациозно  венчающий собор. Он   как   будто  бы  состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись. Свод имеет 27 м в диаметре, на самой верхушке располагается оригинальный фонарь и  высокий  шпиль.

Сложная конструкция  купола особенно впечатляет. Когда-то она вдохновила  зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.

Очарованные внешним видом собора,  мы входим  вовнутрь.

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным.
Необыкновенное  сооружение  объединяет  Солдатскую церковь и Королевскую, над  ней возвышается золотой купол. Разделение церквей давало возможность присутствовать на церковной службе одновременно и королю и солдатам, не пересекаясь. Впоследствии был возведен стеклянный витраж, разделяющий алтари.
Конечно, убранство солдатского прихода  не может тягаться с богатым  королевским.  В солдатской церкви   поражает   своими размерами  орган,  установленный  в   17 веке.

Солдатский приход   никогда не пустовал. Ветераны  Дома Инвалидов  посещали  все церковные мероприятия.  Сегодня  здесь много туристов. Королевская часть собора   стала  пантеоном, где  вместе  с  сыном, братьями, приближёнными  генералами  нашёл вечный покой  великий Наполеон Бонапарт.

Гробница Наполеона находится в нижнем ярусе собора. Мы  спускаемся по лестнице. У  входа в крипту  нас встречают две  бронзовые фигуры,  в руках у них  символы высшей государственной власти: императорская  корона,   держава  и  скипетр.

Обращают внимание слова  над входом «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены среди французского народа, который я так горячо любил» - это фраза из  завещания Наполеона Бонапарта.
Наполеон умер в изгнании    на острове  Святой Елены в ночь с 4 на 5 мая  1821 года,  на пятьдесят втором году  жизни.

На протяжении девятнадцати лет его могила оставалась безымянной,   лишь в 1840 году договоренность о возвращении останков Наполеона во Францию была достигнута. Король Луи-Филипп,  потомок  Орлеанской династии,  соглалился  вернуть французам их императора, тем самым выполнить его предсмертную волю. Решено было, что последним пристанищем  императора станет  Дом Инвалидов.
   
Холодным днём  15 декабря в Париже состоялось торжественное прощание  с  Наполеоном. Весь Париж вышел проводить в последний путь своего повелителя. Похоронная процессия  торжественно  прошла  по улицам города. Гроб  разместили  в одной из часовен, а  в это время шло обустройство гробницы, которое затянулось на целых двадцать лет!

Лишь в 2 апреля  1861 года  гроб с телом  Наполеона был помещён в саркофаг, который  поражает своим величием. Его  основание  и крышка   выполнены  из  малинового порфира.  Этот камень,  по прочности  равен алмазу. Он установлен на цоколе из зеленоватого гранита.
 
Целостные блоки красного порфира  весом в двести  тонн  были  доставлены во Францию из России  как подарок  Николая  1 для Наполеона. Сей подарок стоил  российской казне немало наличных денег.

Внутри саркофага находится тело  Наполеона, одетого  в армейскую форму  командира гвардейцев, к  ней прикреплена широкая лента Почётного легиона, в ногах у него лежит знаменитая треуголка.

На полу крипты,  декорированном  под звёздное небо, можно увидеть названия крупнейших победоносных сражений наполеоновской армии, в том числе  есть и Москва, а также лавровый венец, символизирующий триумф великого полководца.

Вокруг саркофага золотом расписаны его  грандиозные  победы, но чтобы прочесть надписи, придется наклониться. Этот поклон великому  императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы.
 
Вокруг гробницы расположено двенадцать аллегорических статуй  из мрамора,  они символизируют самые значимые  победы  Бонапарта.  Серия  барельефов  на стенах крипты рассказывает о достижениях императора в его государственных делах, выполненных  всё тем же архитектором.

Ежегодно в день смерти великого императора Наполеона Бонапарта – 5 мая в этой церкви служат поминальную мессу по нему.

На этом  наш экскурсовод  сделал паузу и это правильно. На некоторое время оставил  каждого из нас  один на один  с теми событиями, о которых только что рассказал.

Стоя перед усыпальницей, я думала о Наполеоне,  вспоминала исторические  события, связанные  с  ним. Здесь его величие я почуствовала особенно сильно. Представляла  живым  этого  гениального  человека  Франции.  Его образ на  экране бесподобно, на мой взгляд, создал  замечательный актёр Владислав  Стржельчик  в  художественном фильме  Сергея Бондарчука  «Война и мир».

Хорошо, что  можно вот  так просто постоять  у  могилы, почтить память французского императора и поразмыслить о его жизни, и,  в  общем – то, нелёгкой  судьбе.   Вспомнились   его  грандиозные  взлёты   и   падения,   блестящие победы  и   поражения.   Тяжёлое изгнание,  подорвавшее   здоровье, закончившееся  смертью,  которая  окутана  тайнами и загадками.