Содом, Гоморра и Драгунский

Магри
 
Это критическая статья по мотивам рассказа В. Драгунского "Что любит Мишка"

     Читаем с детьми рассказы В.Драгунского. И вот один из них "Что любит Мишка" не оставил меня равнодушным.

     Для тех, кто не в теме, краткий пересказ: учитель музыки играет Шопена перед двумя мальчишками. Они спрашивают его, что это за "песенка" и учитель рассказывает им, что это не песенка, а музыка великого композитора. В ответ учитель также спрашивает Дениску, что он любит. Дениска оказывается разносторонним парнем и рассказывает про красную конницу, про строгание, про собак и др. А вот его друг Мишка от зависти тоже решил блеснуть интеллектом и перечислил все кулинарные изыски и пол продуктового магазина. На что учитель ответил ему, что парень он не разносторонний.

    Спрашиваю детей о главной мысли этого произведения. Неуверенные ответы. Пытаюсь помочь:

     - Чем увлекались и что любили герои этого произведения?

    - Учитель увлекался музыкой, Дениска игрушками и другими делами, а Мишка только едой.

     Делаю сама вывод для детей:

    - Наверное, автор написал этот рассказ для того, чтобы не жить только одним интересом к еде.

   И добавила:

  - Знаете есть такая поговорка: нужно есть для того чтобы жить, а не жить для того чтобы есть.
   

    И спросила:

   - А что такое еда для человека?

    Дальше привожу свои размышления, потому что детям такие размышления не под силу. Но послушать полезно и интересно, на мой взгляд всем. Я пришла к этим заключениям спонтанно на уроке.

     Еда  для человека удовольствие. Если бы человек жил одним интересом к еде, то это привело его к порочному образу жизни. Объясняю: удовольствие всегда требует большего. Сегодня крем-брюле, завтра- торт мороженое, после завтра экзотическое пирожное, а еще через год - блюдо из кулинара, который готовит все эти прелести.

    И вспомнились мне почему-то Содом и Гоморра, где люди погрязшие в грехе заказывали к столу блюдо из соловьиных язычков. Это какое же извращенное сознание нужно иметь, чтобы докатиться до такой ужасной экзотики. Истребить кучу певчих птиц ради утробного удовольствия.

        Я даже попросила детей представить страну, где люди живут только получая удовольствия. Эдакая страна потребителей. И как сплошное удовольствие рождает грех и пороки. Как скоро вымерла бы эта страна?

        И стала я объяснять на уроке, как важно не концентрироваться на плотских удовольствиях в виде еды. Что это может привести к ожирению не только тела, но и мозга, души человеческой. А лучше тренировать силу воли и питаться правильно 4-5 раз в день. Без перекусов между едой. Как важно есть всю пищу и не капризничать, разделяя еду на вкусную и невкусную. И как важно отказывать себе в большом количестве сладкого.

    Мы даже вспомнили события Содома и Гоморры, Мертвое море, жену Лота, которая не удержалась, обернулась и превратилась в соляной столп.

     А что же взамен этих удовольствий? А взамен - конкретное дело. Ведь мы едим для того, чтобы жить. А жизнь это твои добрые дела. Ты любишь ватрушки - не жди, когда их тебе купят и принесут из магазина или испекут - научись печь их сам. Высшая степень совершенсвования - это преодоление тяги к удовольствию, усмирение своих страстей, поиск и увлечение духовными удовольствиями: музыкой, искусством, православием, совершенствование своих трудовых и профессиональных качеств, увлечение учебой.

    Скажете - далеко зашла. А зачем тогда нужно читать эти произведения? Ради удовольствия?