Шишка

Владимир Тунгусов
     Каких только шишек не бывает, и что именно таким именем ни называют, всё что угодно, любое увеличение размеров на ровном месте. Для нас жителей Сибири, это, - прежде всего кедровая шишка, с вкусными и полезными зёрнышками своих орехов. На скорлупе этих орехов настаивают даже самогонку, в чём лично я не вижу ни какого смысла. Зерна орехов отжимают и получают кедровое масло, очень дорогое, заменять им обыкновенное растительное, настоящие расточительство, а использование его одного, трудно себе представить.


   Трудней всего представить использование отходов от кедровых шишек, лично я встречался с таким подходом, один только раз в своей жизни, и то в детстве. С другом моего отца, мы заехали в деревню, в стороне от большого тракта, даже дорога в которой была сплошь усыпана этими отходами. От такого укрепления дороги, она стала сухой и мягкой. Автомобиль «Победа» никак не назовёшь легким, его колёса на треть проваливались в этой шелухе, и он почти бесшумно, медленно передвигался по деревне. Оказывается, почти возле каждой деревни был свой кедрач, который местные жители охраняли и пользовались его плодами, заодно укрепляя дорогу.


     Использование  шишек других хвойных деревьев, можно представить только в виде украшений и разных поделок. Самая крутая поделка из сосновых шишек, это подарок индейцев президенту Линкольну. Индейцы сумели скатать из волокон шишек плотный нетканый материал, а уже из него сформовать шляпу, самую дорогую в истории шляпного производства.  Во времена Линкольна она стоила 300 долларов, сколько бы она стоила в наше время, представить себе трудно, да и вряд ли бы кто стал возиться с сосновыми шишками, даже индейцы.


    Я, правда, знал одного человека, который, начитавшись журнала, - «Наука и жизнь», сделал одно нехитрое приспособление из сосновой шишки, которое работало лучше любого бытового гигрометра. То есть с великой точностью это приспособление показывало изменение влажности атмосферного воздуха. В свою очередь с помощью его можно было предсказать дождливым будет день или погода будет ясной и осадков не предвидится. Такое приспособление может сделать каждый на своём участке, чтобы зря не поливать свои посадки, и наоборот полить их, когда это так необходимо.


    Для изготовления простого и точного гигрометра потребуется:
1. Сухая раскрытая сосновая шишка, чем она больше, тем лучше.
2. Два тонких, но длинных гвоздя, чтобы пройдя поперёк шишки насквозь, их ещё можно было забить в стенку, а шишка не касалась её.
3. Заранее сорванный и высушенный стебель любой длинной травинки, который может быть несгибаемой стрелкой.
4. Капля прочного быстросохнущего клея.
5. Терпение и аккуратность при сборке и настройки гигрометра.



   Секрет работоспособности прибора заключается в том, что лепестки сосновой шишки раскрываются при ясной погоде, и закрываются при повышенной влажности, - предвестницы дождя. Таковы свойства именно тех волокон в сосновой шишке, из которых индейцы сделали шляпу президенту США, вернее изменения разницы их длинны,  на самом лепестке, под влиянием влажности.


    Всё это я узнал от своего товарища, с которым вместе работали в отделе главного технолога, конструкторами технологической оснастки. Человек он интересный и аккуратный, всё по изготовлению прибора выполнил отлично, прибор заработал, а длинный стебель, приклеенный, к лепестку раскрытой шишки стал, изменять своё положение. Поскольку мой товарищ не знал, как градировать влажность, он весь путь движения свободного кончика сухого стебелька поделил пополам. Поставил прямую чёрточку-метку, с одной стороны он нарисовал капельку, а с другой солнышко. Гвоздики, проходящие через шишку, пришлось перебить иначе, чтобы с самую сухую погоду, стрелка-стебель стояла вертикально.


   Я советовал ему распилить шишку пополам, что, на мой взгляд, повысила бы чувствительность прибора, и не требовало длинных и тонких гвоздей. Товарищ согласился с моей теоретической выкладкой, но поступил по-своему, заменив гвозди, на длинные шурупы. Позвольте,  описание технической части проекта закончить, и перейти, к литературной части, описывающей последствия применения данного приспособления в боевых, (полевых) условиях. Товарищ, - главный герой моего рассказа был на много старше меня, у него был участок где-то по железной дороге, добирался до него он на электричке, и ещё пешком надо было пройти приличное расстояние. Весь свой летний отпуск он проводил на нём, в гордом одиночестве, потому что его жена была не в отпуске и приезжала к нему только на выходные дни.


      Жена у него была женщина серьёзная, работала в охране, другой организации, я встречал её много лет спустя с пистолетом на боку, она меня по фамилии признала в пропуске. Скорей всего её муж, что-то рассказывал ей обо мне, вот теперь я расскажу вам о них обоих, и мы будем в расчёте. Николай Александрович, был человек очень самостоятельный, мне порой казалось, что до работы на заводе, он служил в армии и был даже офицером. Всегда побрит, подтянут и очень организован, в отсутствии супруги соорудил гигрометр, испытал его и начал пользоваться, а выглядело это примерно так.


    Выходит ранним утром Николай Александрович на крыльцо своего домика погреться на ярком солнышке и видит соседку, поливающую свой огород.
- Зря ты Маша огород заливаешь водой, сегодня дождик будет.
- Что ты Коля, ни одного облачка, и телевизор не обещал.
- А я, не буду поливать.
- Вот приедет твоя жена, я ей расскажу какой ты ленивый.
Через полчаса подул сильный ветер и нагнал туч, из которых поливало добрых полдня. Через пару дней  выйдя на своё крыльцо, соседка увидела Николая поливающего свой огород в довольно пасмурную погоду.
- Зря ты Коля, воду льёшь, дождь обещал мой телевизор, да и солнышка не видно.
- Дождь уже давно закончился, скоро вёдро будет, бери ведро напои посадки, повянут же.
- Телевизор смотреть надо, и на небо тоже, у тебя Коля с глазами что-то, в поликлинику тебе сходить надо, к врачу глазному.
- А тебе Маша к врачу ушному тоже не мешало бы сходить, ещё раз говорю, поливай!
Солнышко сначала пригрело, а потом палить начало, как в Африке. Николаю Александровичу пришлось спрятаться от такого солнышка, в свой кирпичный домик и даже развесить внутри его, простынь мокрую.
 

    Он лежал на диванчике и читал свой любимый журнал «Наука и жизнь», когда из-под уже высохшей простыни появилась вспотевшая соседка Маша, с волнующим её вопросом.
- А скажи-ка мне сосед, как ты погоду научился предсказывать, лучше телевизора?
Скромно спросила она, вытирая пот со лба, платком, который раньше она никогда не снимала с головы.
- Это Маша не я, а моя шишка замечательная показывает, вон на стене приколоченная.
Мало того что он её показал, но ещё и рассказал как она работает. Маша обещала, теперь тоже ориентироваться по показаниям шишки. Поскольку у неё не было такой шишки, спрашивать будет по утрам у Коли. Зря Коля согласился. Ох! Зря! Он об этом ещё пожалеет.


     Наступило субботнее утро, первой электричкой приехала законная жена Николая Александровича. Не успела она закрыть за собой калитку из штакетника, как услышала крикливый голос соседки Маши: « Коля, а на что у тебя сегодня, шишка показывает?». На своём крыльце стоял Николай и улыбался, радуясь приезду жены. Долго не рассуждая супруга Николая, размахнулась и опустила свою сумку на умную голову своего изобретателя.


    Это конечно она совершенно зря так поступила, видит бог не права, но и он не правильно поступил, сохранив втайне от неё свою затею. Хотел сделать сюрприз приятный, а получилось, что получил он, тоже можно сказать сюрприз, потому что раньше она себе такого не позволяла, хотя причины были куда серьёзней чем из-за шишки.