Художники Карлага, Караганды

Станислав Мастеров
 Обелиск на мемориальном комплексе Карлага. Караганда. Спасск.

Сообщили мне знакомые и родственники из Караганды,что музей искусства и выставочный зал собираю материалы о первых художниках Караганды.И даже разыскали  могилу одного из первых руководителей художественных кружков во дворцах культуры Караганды, художника Эйферта.И что собираются ставить ему памятник. Просили собрать то что у меня написано о художниках Караганды.Вот и начинаю выставлять. Это первый рассказ.

Искусство- это чуть-чуть.. Кадмий красный
Станислав Мастеров
Искусство- это чуть-чуть.. Кадмий красный.
В детском садике. Большие рулоны оберточной бумаги на полу, в игровой.. Часть, уже покрашенные.. Нам, старшей группе дали линеечки.. Отчерчиваем по краю границы полосок для нарезания колечек на гирлянды.. Потом клеим кольца, соединяем.. Ого! Какая длинная цепь, гирлянда! Нарезали, все переклеили. Клейстером все перепачкались.. На елку воспитатели вешают,
А в стороне мужчина худощавый, лет 35, На больших листах бумаги с поздравительных открыток, большой кистью быстро рисует. Сижу на корточках, наблюдаю. Засмеялся-«А хочешь покрасить?» Отчертил-« Вот это ветка елки, закрашивай!» Всех на сончас.. Воспитательница-« Спать иди».-«А можно я еще чуть-чуть покрашу? Я дяде помогаю.» - «Пусть покрасит.. Маляр будет !» После сончаса уже все подсохло.. Художник заканчивает.То там мазнет. То там. Маленькая баночка. Красивая. Он макнет кисточку, точку поставит, красно-оранжевую..Все краски заиграли.. «Какая краска красивая!»-«Кадмий красный называется..» (1947 год)

Боксом начал заниматься В 9 классе. Тренер Андрей Богданович Райш. Узнал что мы с Вовкой Коровиным в художественное училище собираемся. Пригласил к себе в воскресенье, показать как маслом надо писать дал нам грунтованный картон.Копировать с открытки новогодней, по клеточкам.. Рассказывал много. «Здесь у меня сосед, рядом живет, старик. Отсидел Карлаг, знаменитый художник. В Париже издавали.. Павел Петрович Фризен. Я у него учился. В городе, в изостудии преподает..» Названия красок интересные «Кобальт синий», «Стронциановый желтый», «Кадмий красный».. (1956 год)

На неделю дали в изостудии Дома работников искусств в Сталино (Донецк), в 1959 году, перевод немецкой книги по технике живописи. « Оживает глаз, если во внутреннем углу глаза (мясцо),поставить маленькую точку красным кадмием».
Выставка. Отчетная в 1965 году.. Отбираем работы. Мы, студийцы, свои на полу разбросали. Пал Петрович ходит, посматривает. Руку в кулак, как в подзорную трубу..Остановился, ногой указал..Портрет маслом..-« Ну-ка, подайте.» Подняли с пола, подали ему. На вытянутой руке держит-«Кадмий красный.. Была такая история. Академик, автор «Неравного брака», который говорил, что «рисовать можно научить и лошадь..» Пукирев. При обсуждении в выстывали свои работы за лето обсуждают что у кого, и как получилось.
Не то Куинджи, не то Левитан,..Один этюд. Пруд, мрачное небо, нависшие тяжелые свинцом тучи. Тишь озерка или пруда. Свинцовой тяжестью зеркало воды холодной сталью. Самая глубокая осень. Стынь передзимняя. Угрюмость засыпающей природы.. Все высказались. Да, что-то есть.Но мрачновато. И что-то притягивает. Молча подошел. Взял кисть. Маленький мазочек, одним прикосновением. Легким. Все ахнули! Озерцо осветилось, бликом желто-оранжевого листика, последнего в угрюмом безмолвии уходящей осени. Ее последний взгляд. Вдруг оживший. Все подошли «нюхать». Первым холерик Репин-« Кадмий красный!»
Это рассказал в изостудии ДК Горняков в Караганде Павел Петрович Фризен.(отсидел в Карлаге вместе с Чижевским и святым Севастьяном). Потом спрашивает у меня,как дела.- «Дочке год Уже на пятом Стипендии ни у меня ни у жены С огой тройкой уже стипендии не дают Строго Мединститут новый корпус строит.»-« Подойдешь к художнику театра им. Станиславского, Мозалевскому.» В театре-« Я от Пал Петровича..»-« Афишу на фронтон, и две по бокам, на колоннах. Вот эскизы. «Фауст». Каемочку- «кадмий оранжевый». На баночку гуаши»-« А в 47, у нас на Федоровке, один художник новогоднее оформление в садике делал»-«Это меня из лагеря,на один день привозили. Конвоир у входа внизу сидел. И мальчик худенький, рыжий, мне помогал..» Искусство- это чуть-чуть.. Кадмий красный.
Фризен Павел . Художник Карлага. Карагандинский областной музей изобразительного искусства "Советские художники в Караганде", к .30-х-н.60-х гг. Каталог выставки Караганда 1990 г. Составитель каталога и автор вступительной статьи -Тужикова Л.Н. -" История изобразительного искусства Караганды исчисляется теми немногими десятилетиями, которые отделяют нас от первых художников, появившихся в городе в конце 30-х годов. Поначалу даже не в самой Караганде (ее, как таковой тогда еще не было, городом стала называться только в 1936 году), а в Карлаге, где узниками тогда были многие выдающиеся люди…живописец и талантливый педагог П. Фризен… и те, для кого изобразительное искусство было просто увлечением,- профессор А. Л. Чижевский. Разные имена, непохожие судьбы,.. Очень мало сохранилось произведений, созданных тогда ( Еще бы!..)ейчас по крупицам приходится собирать то, что было когда-то утрачено.. Немного осталось людей, которые могут рассказать об ушедших. Неясной остается судьба многих из них. Несомненно одно- творческий потенциал именно этих людей послужил толчком для развития искусства Караганды. Они организовывали первые художественные выставки (в том числе и самодеятельных художников, учеников изостудий, которые сами потом стали профессиональными художниками, или, как любители, устраивали первые выставки в Шевченко (ныне Актау) в 1967-1969 и персональные, а позже и в Кустанае)…создавали декорации к первым спектаклям открытого в 30-е годы местного театра драмы, а начиная с войны -и театра оперетты.(П.Фризен еще и вел первую партию скрипки в оркестре театра чуть ли не до возраста 70 лет..!.),и, наконец, воспитывали новое поколение карагандинских художников- в изостудиях, которыми руководили. И воспитали многих современных членов Союза художников.." с.24-25 Читаем .Фризен Павел Петрович. Родился в 1888 году. Закончил Харьковское художественной училище. Учился в Строгановском вместе с Маяковским. Видел Бурлюка Давида. Они обсуждали и критиковали работы первокурсника "Паши".Во Франции в журнале для молодых художников были опубликованы 10 его акварелей в 1912- году. Закончить обучение ему не удалоссь -ушел служить на Кавказский фронт первой мировой войны ( начальником санитарной службы. Все шутил-" Стасик, мы с тобой коллеги! Ты на санитарного врача только учишься, а я командовал санитарной службой еще в мировую!) В 20-х занимался в мастерской Юоона,но тяжелое материальное положение заставило оставить учебу и заняться преподавательской деятельностью, сначала в Краснодаре, затем в педагогическом институте в Мелитополе, (Заведовал кафедрой философии. Был отличным пловцом. Безумно любил море..) В 1935 году- арест по ложному обвинению ( немец-значит шпион!).Затем срок. Карлаг, забравший 11 лет его жизни. Остался в Караганде.(Жил на ст. Большая Михайловка. За энергозаводом, недалеко от угольного разреза. Это еще две остановки автобусом от той, где я садился на Федоровке. см."Третий дом от кладбища" на сайте. Жил рядом с репрессированным учителем-писателем Иваном Федораком, прах которого в сентябре забрали на родину, на Украину. (Газета " Новый вестник", Караганда ,от 10 октября 2005 г. и за август-сентябрь 2006).До 1966 года вел изостудию при Дворце культуры горняков ( где я занимался у него с февраля1960 по июнь 1966,до отъезда на Мангышлак по окончанию мединститута). Его учениками были известные теперь художники Л.Смаглюк, А.Сыров, С.Конуров, Юрий Вольф ( перед его отъездом на учебу в нижнетагильское художественное училище нас троих с Павел Петровичем фотографировала теперь известная художница Караганды, одна из лучших студийцев).Умер П.П.Фризен в 1978 году." Последние годы жил в городе у племянницы. Заходил к нему в редкие наезды в Караганду..Если Мурат Ауэзов духовным отцом называет святого Севастиана, то у меня, к крестному, добавляется еще мощная глыба интеллекта, человечности и невероятного обаяния Пал Петровича , которого мы обожали и боготворили. На его 85- летие пришли 25 его учеников и сделали с него 25 портретов..Самое лучшее время жизни- изостудия в Сталино, изостудия в Караганде.. Когда поступил в мединститут (см.сайт "История рода Туйновых- Мастеровых") пришел в изостудию и радостно Пал Петровичу -"Я поступил!" Идет ко мне ,засиял весь, руки распахнул для объятий-"В мединститут!" Остановился в трех шагах от меня. В прекрасных глазах, огромных, темнокарих, выразительных попеременно промелькнули ужас, недоумение, боль, обида.. Слезами наполнились.. Посмотрел горько, бросил-" Я думал ,хоть из тебя выйдет художник.." Отвернулся и ушел в свое кресло, руки не подал. Я чуть не заплакал.. Потом я сижу, рисую. Он подошел сзади, тихо говорит-" Ты не сердись на меня, Стасик.. Я не хотел тебя обидеть.. Я понимаю семейные обстоятельства… Не все от нас зависит.. Я ведь тоже..Да ладно!"Как-то едем с ним домой автобусом. (Я вечерами, после тренировки или после занятий, всегда старался за ним заходить, особенно зимой, его до автобуса довести. Ему и скользко, и трудно в темноте. Держу под руку. Если меня не было, то кто-то из студийцев его доводил и сажал в автобус.А в воскресные или субботние дни, если он уставал, отводили его к Анне Павловне Волосевич,( ему полежать иногда надо было). Тоже прошла Карлаг.. Какая чудная женщина!) Сидим, разговариваем. Речь изумительная. Энциклопедист. И музыка, и обо всех художниках.. Заслушаешься.. Моя остановка.. Мне выходить. Попрощались.. Бегу домой, руку в карман сунул.. Рупь ! Опять Пал Петрович подсунул! Он все смеялся -"Молодые волки всегда голодны!"Простенькая почтовая открыточка: «Город Шевченко .Здравотдел. Врачу Станиславу Мастерову. (Почти- на деревню дедушке!) Дорогой Стасик ! Узнал из "Индустриальной Караганды" о месте твоей работы. Пытаюсь установить с Вами связь. Все ожидал получить от тебя весточку. Буду рад если откликнешься, сообщишь о Вашем житье-бытье, о работе и, разумеется, о романтике жизни у самого синего моря! Ведь без романтики -ты не ты! Я, как видишь все еще существую, даже не перестаю жить интересами искусства. Привет твоей милой жене. Успехов в работе и в труде Прошу, сообщи свое и. и отч. Твой П. Фризен. 30.04. 1967 . Караганда-32 Тепловозная 251\2 кв. 10 "Желаем Вам интересной, полезной жизни и, конечно, здоровья! Как используешь близость моря? Для меня море было всегда заветной мечтой да и сейчас еще влечет к себе. Не обзавелись ли шлюпкой? Ведь на шлюпке и с парусом, плавая каботажно, можно организовать увлекательнейшие экскурсии, походы.. Ну будьте счастливы! Ваши В. и П. Фризен 1.11.1967 (сообщи свое имя, отчество) Красивый, изящный почерк на старой открытке… Если по книге "Психографология" (Спб. 1894), которую мне кто-то давал почитать еще в его изостудии, проанализировать…
Не удалось мне, одному из многих ваших учеников, Павел Петрович, стать художником. Не удалось выполнить ваше желание и свою мечту. Но в городе, Шевченко(ныне Актау)организовывал клуб туристов, и первые походы по местам ,где был великий украинский художник Тарас Шевченко, и первую выставку самодеятельных художников.. 
А мой внук, Евгений  Мастеров,,родившийся через девять лет после вашей смерти,.учился   в художественном колледже в Актау, на отделении живописи...