24 января 2018 Таблицы при работе с романом

Лев Вишня
При работе над романом «Грэй» мною впервые были применены «таблицы». Не знаю, использует ли кто-то такое "ноу хау" или нет, но так вещь оказалась весьма полезная.

Что такое «таблицы» и как они работают?

Первое текст романа в данный момент (черновой вариант) сформирован на 80%. 27 глав, пролог и эпилог сделаны полностью и 8 глав начаты. Весь сюжет проработан до последней сцены. Общий объем текста предполагается уже порядка 700 тыс. знаков. (набрано 550 тыс.). Сделаны оба синопсиса. При этом я начал работу в самом конце сентября, а сейчас только январь. Все персонажи (сами типажи), вся обстановка (раскопки, готы, магия) – все было для меня внове.
Стоит заметить, что в октябре я две недели не работал по причине «творческой усталости» (некоторый упадок сил), а в ноябре 10 дней занимался изучением трудов «конкурентов» (если так можно выразиться, конечно, потому что пока я конечно далеко им не конкурент) «Игра престолов» (просмотрел все сезоны) и «Молот Ведьм» одного питерского автора. И не забывал при этом про конструкторские дела, отвечать на рецензии и прочее. Причем читабельность «Грея» по отзывам существенно выше, чем у первых глав «Психокуба».

В чем причина столь быстрой работы над «Грэем»?

1. Первое - это использование «таблиц».
2. Второе - создание большой базы вспомогательных файлов (сейчас эта база превосходит все, что было собрано для работы над «Психокубом» и «шаХиками» раза в два). В эту базу вошло все что угодно, начиная от словаря сленга готов и заканчивая расписанием занятий в средней школе и даже тем, что входит в меню (рацион) балерин.
3. Третье - полная предварительная проработка всего сюжета и создание полного оглавления и синопсиса, до начала работы над романом.

Эти три, скажем так, «технологии» ускорили работу над текстом в несколько раз и самое главное не дали автору заблудиться (что произошло, например, при работе над «Проектом Психокуб»).

Как выглядят «таблицы»?

1. Сначала создается эскизный сюжет. Просто схематичный вариант будущего романа (по «Грэю» он занимал одну единственную страницу).

2. На базе схематичного сюжета после начала работы создается синопсис и глубокий сюжет с проработкой всего объема предстоящего текста.

3. На базе синопсиса делается первая и самая главная, основная таблица для работы над романом – «Таблица глав». В нее входит название главы, номер по списку, примерный сюжет и перечень сцен в каждой главе, а также примерный предполагаемый объем главы.

4. Исходя из «Таблицы глав» делаются «Таблица персонажей», «Таблица предметов» и «Таблица событий». Последняя позволяет не допустить в романе ошибок хронологического плана. В данный момент события «Грэя» расписаны буквально по дням.

Таблицы дают автору возможность компилировать сюжет, менять части, продумывать заранее возможные диалоги и устраняет возможность ошибки в имени персонажа (здесь он Петя, а там был Вася) или избегать событийных ошибок (она не могла это сделать, так как на тот момент…).
Кроме того это дает возможность автору непрерывно видеть все свое произведение от начала и до конца, а также заранее продумывать, где бы лучше было сократить, а где напротив - вставить дополнительные фрагменты.

Самое главное мне удалось впервые не заблудиться, в работе над текстом (страшный бич при работе над прежними романами, тем же «Зеленоглазым такси и «Психокубом»). Это когда автор начинает за здравие и потом спотыкается, выйдя на сюжетно трудный участок, а после вообще теряется и не знает, куда ему дальше идти и что делать. В «Грэе» трудных участков было до черта («раскопки и изнасилование», затем «обучение магии», «общение в деревне» и конечно «балет»). И трудные участки еще остались (например, сцена «освобождения Грэя» или «Бег по крышам»). Тем не менее, удалось, в общем пройти их все.

5. Сравнение по срокам работы над обеими романами "Проект Психокуб", и "Грэй".
5.1. начаты были одновременно в конце сентября (№1 в 2015 г., №2 - в 2017).
5.2. в первом случае была полностью проработана идея, был макет текста и был даже предшествующий вариант текста. Во втором случае все шло с нуля, но с использованием "таблиц".
5.3. к середине ноября - №1 - 6 фрагментов и 3 вспомогательных текста; №2 - 18 фрагментов, полностью завершены две части и все вспомогательные тексты, что необходимы для работы, включая сами "таблицы".
5.4. к 1 января №1 - 8 фрагментов (100 тыс. знаков). №2 - 23 фрагмента (400 тыс. знаков).
5.5. к 1 мая №1 - 16 фрагментов (280 тыс. знаков) на основную сюжетную линию только выход, редактура не начата. №2 - 28 фрагментов завершено полностью. Сделаны все без исключения вспомогательные файлы, начата и проведена редактура первых двух частей (15 фрагментов). Черной вариант романа готов!
5.6. к 1 августа №1 - 23 фрагмента и приостановка работы, в виду утраты направления. Всего набрано 360 тыс. знаков, включая вспом. файлы).
№2 - Роман полностью закончен, начата финальная вычитка и окончательная редактура. Объем набранного - 800 тыс. знаков основного текста и порядка 200 тыс. знаков - вспомогательного. Роман не разбух при редактуре (увеличение относительно чернового варианта - менее 10%)
5.7. к 1 сентября №1 - отказ и заморозка проекта.
№2 - завершение работы и начало продвижения книги в издательства.

Соотношение эффективности (КПД) в первом и втором случае 1/4.