Как карл барт боролся с естественным откровением

Майоров Дмитрий Николаевич
КАК С БИБЛИЕЙ В РУКАХ АВТОРИТЕТНЕЙШИЙ ПРОТЕСТАНТСКИЙ ТЕОЛОГ КАРЛ БАРТ ОТВЕРГАЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?
А ВЕДЬ ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО БОГОПОЗНАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ИСХОДЯ НАБЛЮДЕНИЯ НАД РАЗУМНЫМ УСТРОЕНИЕМ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Я всегда думал, как протестантский пастор Карл Барт, основатель диалектической теологии может отвергать естественное богопознание, открытое даже язычникам (Рим 1. 20)?

СНАЧАЛА ДАДИМ ПРАВОСЛАВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ:

Свт. Василий Великий
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны

Не случайно и не напрасно этот мир был задуман, но чтобы он мог внести свою лепту в осуществление определенной полезной цели и для большого блага всего сущего, - раз уж он действительно служит для разумных душ наставником и детоводителем к богопознанию, ведя ум через видимое и чувственное к созерцанию невидимого…

Бог, создавший великое и устроивший… да даст вам во всем разумение Его истины, чтобы вы из видимого познавали невидимое, из величия и красоты тварей собирали подобающее понятие о Сотворившем нас… Да даст нам и в земле, и в воздухе, и в небе, и в воде, и в ночи, и во дне, и во всем видимом собирать ясные напоминания о Благодетеле. Ибо не оставим никакого времени грехам, ни врагу не уступим места в сердцах наших, если через непрестанное памятование будем давать в себе жительство Богу, Которому всякая слава и поклонение, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.

Гомилии на Шестоднев.


А ТЕПЕРЬ ПРОТЕСТАНТСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ


Анализируя "Толкование на послание к Римлянам" (1922, 2-е изд.) Карла Барта , я убедился: действительно отвергает естественное откровение. Непостижимо, но факт! Не имея опыта Священного Предания, протестанты, толкуя Библию, могут создать ЛЮБУЮ теорию.

 Диалектика, основной метод толкования К.Барта, теперь знаю, может из очевидного с легкостью сделать неочевидное: " Нам следует сразу же признать: если бы стихи 19-21 дошли до нас сами по себе, возможно как фрагмент, вырванный из кон­текста произведения неизвестного автора, то вполне можно было бы прийти к предположению, что речь здесь идет о «естественном», т.е. предшествующем откровению Божьему в Иисусе
Христе и самостоятельном по отношению к нему познании Бога
язычниками. Это место часто и прочитывали именно как подобного рода фрагмент, а потому оно и в самом деле рассматрива­
лось и приводилось в качестве доказательства общего учения
о таком естественном богопознании. Из этой столь странной
предпосылки делали слишком далекоидущие выводы. Однако
то, что языческие религии представляют собой свидетельство
о необходимой для человеческого бытия связи с Богом, что их
2 См. относительно этого места: KD I, 2, S. 334-335 и II, 1, S. 131-132.
необходимо понимать как результат Божьего откровения и человеческого греха, вовсе не говорится в этих стихах, где языческая
религия как таковая еще вообще не упоминается. Но тут ложной
оказывается уже сама предпосылка. Эти стихи - не изолирован­
ный фрагмент, а, будучи словами апостола Павла, находятся в
совершенно определенном контексте Послания к Римлянам и
текстов Павла вообще. Ввиду утверждения, к которому сводится
весь содержащий эти стихи раздел, и ввиду соответствующего
этому истолкованию Павлом сокрытой, невидимой глазу, неслы­
шимой уху, не приходившей на сердце человека мудрости Божь­
ей, которой не принимает естественный человек, которой он
не может познать, которую может познать только Дух Божий,
а человек - лишь через этот Дух Божий (1 Кор 2:6-16), было бы
очень странным, если бы Павел вдруг начал здесь рассматривать
язычников как обладающих действительным богопознанием
и действующих в соответствии с ним. Если Павел представлял
себе дело именно так, то почему же он не постарался извлечь из
него совсем иные плоды? Почему во всем остальном Послании
к Римлянам и во всех своих других посланиях он говорит о поз­
нании Бога так, как если бы в действительности существовало
лишь одно познание - основанное на откровении божественно­
го судебного приговора и спасительного дела и, стало быть, на
откровении в Иисусе Христе?
Если осмыслить данный отрывок в таком контексте, то пре­
жде всего станет ясно: Павел говорит не просто и вообще о
язычниках, не так, как поступил бы на его месте, к примеру, религиовед или религиозный философ. И позже он не будет так
говорить об иудеях. Он говорит о язычниках, которые сейчас,
через воскресение Иисуса Христа и звучащее с тех пор по всему
миру возвещение Его имени, сталкиваются с Евангелием, осознают они это или нет, нравится им это или нет. Он рассматри­
вает язычников и иудеев, как не поступил бы ни один религио­
вед или религиозный философ, в отблеске этого пламени гнева
Божьего, которое есть пламя Его любви. Он говорит о том, что
имеет отношение к язычникам, однако им самим совершенно
неизвестно; он возвещает им (а для того, чтобы говорить им
это, необходим апостол) величайшую новость о них самих: фак­
тически Бог свидетельствовал и открывался и им также издав­
на, всегда, от сотворения мира. Окружавший их мир всегда был
творением Божьим и тем самым всегда свидетельством Бога о
себе самом. Объективно говоря, язычники имеют Бога: они
всегда могут познать Его невидимую сущность, Его вечную силу
и Божество. И вновь, говоря объективно: они всегда познавали
Его. Во всем том, что они обычно познавали, объективно гово­
ря, действительным и истинным предметом их познания всегда
был Бог как Творец всех вещей, именно в том смысле, в каком
иудеи в своем законе объективно и безусловно имели дело с от­
кровением Божьим. Почему Павел приходит к этим положени­
ям? Следует обратить внимание на их цель: иудеи и язычники
предстоят перед Богом как непрощенные, как абсолютно всерь­
ез ответственные за свой антагонизм по отношению к Богу (Рим
1:20 и Рим 2:1), и именно это делается очевидным в свете откро­
вения Божьего в Иисусе Христе, в отблеске этого вспыхнувшего
на Голгофе гневного огня. Теперь Павел видит, что в этом божес­
твенном обвинении и, стало быть, в откровении в Иисусе Хрис­
те, то есть в Евангелии, и лишь в нем и лишь так содержится и
выражено следующее: язычники и иудеи действительно происхо­
дят от Бога, а потому они действительно и всерьез находятся в
состоянии антагонизма с Богом и действительно и всерьез под­
пали гневу Божьему. У них нет какого-то своего собственного
лучшего знания. Ведь согласно ст. 16 Евангелие могло бы быть
всесилием Божьим, если бы язычники могли указать на то, что
Бог чужд им, что они находятся в каком-то уголке мира, где Бог
не есть Бог и не открывается людям; если бы существовало не­
что подобное покоящемуся в себе, устойчивому, защищенному и
оправданному язычеству, по отношению к которому осуждение,
гнев и приговор Бога были бы несправедливы, поскольку оно
могло бы сослаться на незнание закона. Однако именно этого
язычество сделать не может: ввиду крестной смерти Христа это
невозможно. Именно невозможность этого Павел и выявляет в
ст. 19-21. Закон относится и к тем, кто не знает его, просто потому, что он объективен и находится над ними.
То, что Павел не думает сделать язычникам некий комплимент и найти в их религиях некую точку соприкосновения, исходя из которой он мог бы начать созидать мосты к пониманию
Евангелия, а скорее призывает их просто уверовать в судебный
приговор Божий, видно из всего продолжения обращенной к
ним части этого раздела. Вопреки своему объективному знанию
Бога, они не воздали подобающие Ему честь и благодарение. Они
пребывают в очевидном противоречии именно по отношению к
той истине человека, которая открыта вместе с истиной Бога в
Иисусе Христе. Они мятежно подавляют эту истину (ст. 18). Они
подменяют ее ложью (ст. 25). Их мышление, если соразмерять
его всегда с этой истиной и рассматривать его всегда в ее свете,
есть пустое мышление; сердце их темно (ст. 21). Выдавая себя за
мудрецов, они поступают и ведут себя, как глупцы (ст. 22). Как
и насколько верно все это? Павел отвечает, не просто указывая
прежде всего на те или иные языческие пороки и заблуждения,
но сначала обращая внимание именно на то самое лучшее, что
язычники имеют или полагают, что имеют: на их религию, кото­
рая заключается в чудовищном смешении Творца и Его творения
(ст. 23). Если откуда-то и не проложить моста к Евангелию, к покакнанию живого Бога, то именно отсюда! Человеческая религия
как таковая в своем радикальном отличии от веры в откровение
Божье всегда возникает из указанного смешения и заключается
в нем - в ложной самонадеянности, пребывая в которой человек
желает сам для себя решать: кто и что есть Бог; делом человека
может быть лишь это смешение и, стало быть, лишь идолослуже-
ние. Эта ложная самонадеянность и есть истинный объект гнева
Божьего. Ибо в ней собственно и заключается человеческий ан­
тагонизм по отношению к Богу. Именно она подразумевается и
поражается в осуждении человека Богом. Решительным образом
и по сути осуждается лишь она. Поскольку всему тому, что Павел
теперь (ст. 24-31) называет в числе «естественных» и «проти­
воестественных» грехов, по его мнению, именно Бог «предал»
их (ст. 24, 26, 28) в ответ на этот сущностный антагонизм чело­
века - в ответ на грех его собственного благочестия. Совершая
этот благочестивый грех, человек - и именно это делает язычни­
ка язычником - предоставляется Богом самому себе, оказывает­
ся брошен на произвол своей собственной судьбы, а отсюда уже
непосредственно следует все остальное: вся та аморальность,
для развития которой не просто нужна всемирная столица, но
которая в той же (а возможно, и в еще большей) степени есть
аморальность маленького города, деревни, простодушной про­
винции. Все намеки этих стихов следует рассматривать как ил­
люстрацию - но в то же время не более чем иллюстрацию - чудо­
вищного по своей сути положения вещей: язычники неблагочес­
тивы и неправедны, находятся под гневом Божьим, поскольку
они подавили истину, подменили ее ложью, поскольку они про­
изводят подмену Творца творением, поскольку они не в своей
глупости, но в своей мудрости, не в своей низости, но в самом
лучшем, к чему они способны, на высоте своей человечности
пытаются завладеть царской короной Бога. А раз они так посту­
пают, то необходимым - необходимым в смысле реакции самого
Бога - становится и все остальное: грех и грехи в популярном
смысле этого слова, все то, вследствие недостоинства чего они
достойны смерти (ст. 32) и сами прекрасно это осознают и что,
однако, все же утверждают и должны утверждать в своей среде
и среди других после того, как они практически отреклись от
Творца и похулили Его. "