Маменька моя. Продолжение 3. Хождения по архивам

Наталья Банецкая
 Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2018/01/23/2061



И так поиски корней завели меня на Ухтубуж, там жили  предки моего прадеда по материнской линии. В метрических книгах по церкви Ухтубужа  в 1899 году я нашла запись о венчании  моего прадеда и прабабушки. И запись эта гласит: "31 января(по старому стилю) 1899 года. Жених Ухтубужской волости Дубшинского Сельского общества деревни Митяево крестьянина  Алексея Андреева сын Матвей Алексеев, православного вероисповедания, первым браком, 20 лет. Невеста Георгиевской волости Малиновского общества деревни Дубова (Ершихи тож) крестьянина Григория Ефимова дочь девица Параскева Григорьева, православного вероисповедания, первым браком, 18 лет.
 Немного истории.
 Первое упоминание деревни Митяево в 1620 году.
Писано что, в 1620 году ухтубужские деревни: Кривцово, Поповская, Вахнево, Митяево, Гаврилково, Яровино, Некрасово, Елизарово — и починки: Дубшино, Кормолиха, Осипово, Осиев, Нелидова, Горин и Хопалов — в составе Верховской волости были отказаны в вотчину знатному боярину, дяде царя — Ивану Никитичу Романову, прозванному в народе Кашей

В 1640 году, после смерти И.Н. Романова, большую часть унженской вотчины, в т.ч. и ухтубужсие земли, наследовал его единственный (оставшийся в живых) сын Никита. По оценкам 1648 года, это был самый богатый после царя боярин в Московском государстве. Яркая и необычная личность, он часто упоминается на страницах истории России. В воспоминаниях современников он остался как страстный поклонник западноевропейской культуры. В декабре 1654 года, «идучи с государевой службы», Никита Иванович помер. Наследников боярин не оставил, и его унженская вотчина была передана в казну и и передана генералу Глебову
   После смерти прославленного генерала ухтубужское имение перешло к его жене Елизавете Петровне, урождённой Стрешневой. С 1803 года она и её дети по указу Александра I стали носить фамилию Глебовых-Стрешневых, дабы не оставить без потомков угасающий по мужской линии прославленный род. Гербы обоих дворянских родов были объединены в один.
С 1837 года имение генерал-аншефши перешло к её внуку штабс-капитану Фёдору Петровичу Глебову-Стрешневу. Соседом Глебовых-Стрешнеых был коллежский асессор и кавалер Андрей Степанович Налетов, имевший 100 ревизских душ в деревнях Попово, Кривцово, Митяево, Гаврилково и в починке Кузнецово.

Кроме крупных помещиков, имевших значительные земельные наделы, по ухтубужской земле были разбросаны крохотные имения  различных помещиков, в том числе коллежского секретаря П.И. Коровина — 47 ревизских душ в деревне Митяево.
   Накануне отмены крепостного права, в 1858 году, была проведена последняя ревизия крепостных крестьян. В ухтубужском крае, согласно ревизским сказкам, самое большое имение было у действительного статского советника Бориса Ефимовича Прутченко, служившего председателем Нижегородской казённой палаты. Ухтубужское имение было куплено им в 1850 году на своё имя у А.С. Налетова. Оно состояло из 16044 десятин земли, 71 крестьянского хозяйства и 621 души обоего пола в деревнях Гаврилково, Кривцово, Попово, Митяево и Поцепкино.


 Эти сведения, надеюсь, мне пригодятся, когда я доберусь до ревизских сказок, последняя из которых датируется 1858 годом. А до этого надо установить имена предков, место их проживания, имена помещиков, в чьей крепости были, если были, мои предки. 
Продолжение  http://www.proza.ru/2018/01/24/1533