Человек-легенда, великий строитель -Гончаров П. Т

Наталка Гончарова
     ПАМЯТИ  МОЕГО ПАПОЧКИ .
    (14.03.1930-29.03.2017 Г.)

               ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ-ЧЕЛОВЕК ЛЕГЕНДА.

   Мой папа –Гончаров Петр  Тереньтевич  –Герой Социалистического Труда. Заслуженный строитель  Казахстана .  Почетный гражданин города Тараза  –родился  14 марта 1930 года на хуторе Петрово ,  Январцевского сельсовета, Уральской области  в многодетной семье, где воспитывалось семь гарвиков .
 
 
        ВЕСНОЮ В МАРТЕ , В ГОДУ ТРИДЦАТОМ,
В КРАЮ УРАЛЬСКОМ, НА ХУТОРЕ ПЕТРОВО,
РОДИЛСЯ МАЛЬЧИК,БЕЛЕНЬКИЙ ТАКОЙ….
ГОЛУБОГЛАЗЫЙ,КАК ВАСИЛЬКИ  ГЛАЗА ЕГО БЛЕСТЕЛИ,
ДАРИЛИ  РАДОСТЬ МАМЕ И ОТЦУ,
И НЕИЗВЕСТНО БЫЛО ИМ ,ЧТО СЫН ИХ
РОЖДЕН К ТЕРНОВОМУ ВЕНЦУ.
БЫЛ ТРУДЕН ПУТЬ ЕГО К ПОЧЕТУ, СЛАВЕ.
ПРОСТЫМ РАБОЧИМ ПУТЬ ОН НАЧИНАЛ,
НО ЧЕСТНЫМ БЫЛ,УСТАЛОСТИ НЕ ЗНАЯ,
НАВЕК ОБЪЕКТЫ СОЗДАВАЛ.( АВТ.   ГОНЧАРОВА Н.П.)
      Ещё мирная тишина пеленала  хутор Петрово в Уральской области , но уже на западе страны полыхал  багровый июнь 1941 года. В начале войны отца и старшего брата моего папы - Михаила забрали на фронт. Мать папы  осталась  одна с ребятишками .Учиться бы ему-моему папе в школе , мечтать ,познавать , ловить пескарей в  тихой речушке…Но шла война в своей  жестокой ,непреложной реальности  , и  он , подобно тысячи подростков ,тоже был на трудовом фронте . Натужено  шел  за плугом , сеял  зерно , очищая его от  шелухи и пыли .Может быть  тогда ,в то голодное  время мой папа  и познал истинную цену хлеба.
  Отгрохотала  праздничными  огнями и салютами , отплакала  безутешными слезами  вдов и  сирот  великая Победа . Жизнь медленно  возводила в свои  мирные русла берега . в 1947 году 17-летним  пареньком  Пётр  впервые покинул  родительский кров и подался в Теректинские шахты ( п . Алебастров) , где устроился работать  забойщиком. .А  затем туда   же перевез мать с младшими  братьями и сестрами.
    В 1954 году мой папа с молодой женой  и годовалой дочкой Галиной  впервые приехал в Джамбул  .Город встретил  его  с семьей  сизым промозглым рассветом. В небе застыли иззябшие ,потрепанные ветром ,тучи.  Пётр , не чувствуя холода , с фанерным чемоданчиком  в руках ,  стоял на перроне шумного  вокзала . Обнимая  любимую  жену с дочкой на руках. Сказал: «Ну вот  и здравствуй новая жизнь ! Надеюсь  всё у нас сложится хорошо.» А  сам всматривался с надеждой в будущее , как в картину ,ещё не нарисованную  художником на холсте.
     Тогда он  не знал , что город Джамбул ( сейчас Тараз) отныне и навсегда войдет  в его  судьбу . Что здесь он встретит надежных и верных  товарищей . Здесь  переживет трудные и  печальные и самые счастливые дни и годы своей жизни.
    С 1954 года по 1990  год. до выхода на заслуженные отдых, мой папа работал  бригадиром строительной бригады в тресте Джамбулхимстрой(  тр. Дхс). Началось строительство  большой химии на юге Казахстана-Суперфосфатный, Двойной  суперный,  НДФЗ… Бригаде моего папы было  поручено возводить самые важные и ответственные объекты и цеха: аммофоса, грануляции, кислотные цеха , коф-1. Коф-2 и др.
     С образованием в один класс начальной  школы – у папы был  высокий  6 разряд  по многим специальностям.  Стройку он  знал, что  называется  изнутри во всех  мелочах  и подробностях.  Папа был  настоящим  профессионалом своего  дела, проявлял незаурядные организаторские способности в налаживании строго рационального  производственного процесса . Он всегда ратовал  за качество  работы, деловитость , четкую дисциплину труда. Был очень  ответственным и  требовательным прежде к самому себе ,а уж потом и к другим  людям .Бригада моего папы неоднократно  становилась  победителем соц. соревнований, считалась одной из лучших в стране . Всё это понуждало людей работать  инициативнее. Качественнее и заинтересованнее.
 
   КАКОЙ ЖЕ СИЛОЮ ВДОХНУЛА ТЫ - СТРАНА,
ЖЕЛАНЬЕ КРЕПКИМИ РАБОЧИМИ РУКАМИ,
СОЗДАТЬ РЕДЧАЙШИЕ ОБЪЕКТЫ НА ВЕКА...
И СТРОИЛИ, И СОЗИДАЛИ ЗАВОДЫ, ФАБРИКИ,
А ИХ КОВАЛА КУЗНИЦА ТРУДА,
НЕ НЕЖНЫМИ -ГОРЯЧИМИ РУКАМИ
ПОД ИСКРЫ СВАРОЧНОЙ ДУГИ МЕТАЛЛ ВАРИЛИ:
И ПОДНИМАЛИСЬ, И РОСЛИ ОБЪЕКТЫ,ИНОГДА
НЕ ЗАМЕЧАЯ ВРЕМЕНИ,НОЧАМИ,ПОД ГУЛ МАШИН,
РЫЧАНИЕ КРАНОВ-- ВЫ ШТУРМОВАЛИ,
БРАЛИ-НЕТ  , НЕ - БЕРЛИН, БЕТОНА ТОННЫ!

И РОСЛИ ,И  ПОДНИМАЛИСЬ НОВО-ДЖАМБУЛСКИЙ,
ДПО ХИМПРОМ, ДА РАЗВЕ ВСЕ ИХ ПЕРЕЧТЕШЬ!?
ВЗМЕТАЛИСЬ ТРУБЫ, ВВЕРХ РОСЛА ЭТАЖНОСТЬ,
И ВМЕСТЕ С НИМИ РОС ЧЕЛОВЕК -МОНТАЖНИК!
КАКОЮ ГОРДОСТЬЮ СЕРДЦА ПЫЛАЛИ!
КАКУЮ СЛАВУ ПЕЛА ИМ СТРАНА!
ТОГДА ВСЕ ВИДЕЛОСЬ НЕ ТАК, ПОРОЙ НЕ ЗАМЕЧАЛИ,
ЧТО БЫЛИ  ЗА СПИНОЙ ВЕЛИКИЕ ДЕЛА!(АВТ. ГОНЧАРОВА Н.П.)
   Бригада строила не только  заводы и фабрики , объекты в г Каратау,  Жанатасе. Жилые дома в Джамбуле, микрорайоны , школы, больницы…Куда не посмотришь, везде дело рук моего папы и его  бригады ,численность  которой в те годы  была  более 80 человек . Я ,будучи  студенткой , была на практике  в бухгалтерии в строительном управлении  ,в котором работал мой папа. Однажды невольно стала свидетелем  очень интересной сцены, которую  запомнила на всю  жизнь. Возле опалубки под бетонную колонну папа вдруг задержался , начал волноваться.  Обошёл её справа, слева, распахнул перед  собой чертежи ,пробежался  взглядом по их  лабиринтам …  И вскинул похолодевшие глаза на Николая  Филинова:
    - Почему передвинули  опалубку на целых сто миллиметров?
Лучший бетонщик бригады подергал  плечом , нахмурил свои рыжие брови:
   -Геодезист приходил со своим инструментом ,дал корректировку.
   -Корректировку? - передразнил мой папа – не вздумайте  заливать!- и махнув рукой куда-то умчался.
   -Ей-ей,  Терентич  будет прав ,  говорит  Филинов . Всем членам бригады хотелось, чтобы  их бригадир  был прав, а не геодезист. Так оно и оказалось .
      Однажды главный инженер управления  Борис  Литвин увидел , как мой папа читает самые сложные чертежи . Поинтересовался у него : « Техникум окончил или кусок вуза прихватил?»  Папа усмехнулся :
       - В сорок первом , когда началась война , мне было  10 лет. В школу я больше не пошел .Работать надо  было .Вот  и прикинь какие курсы прихватил…»
       Школой , университетом для моего папы стала сама жизнь. Она и научила  его  не только  десятку строительных  специальностей. Она научила честности , принципиальности ,. Умению держать слово . Обращаться с людьми.  Иногда говорят : везет  человеку. На это  мой папа всегда отвечал, почти  не скрывая досады : «Не везет  только  ленивому! Ленивого  даже самые добрые люди стороной обходят .»
   В составе бригады у папы были высококвалифицированные рабочие всех специальностей : бетонщики . сварщики , каменщики и др. Коллектив был  много национальный : казахи, русские, немцы , греки…  Многим  мой папа  дал путевку жизнь .Свой рабочий путь  начинал в бригаде бывший  аким гор . Тараза-Ильяс  Алимович  Тортаев –ныне пенсионер-живет в Астане., бывший аким  гор. Караганды ,более 13  лет  проработавший  генеральным директором объединения хлебопродуктов Карагандинской области –Николай Филатов , ныне предприниматель –живет в Караганды .  Заслуженный водолаз Республики  Казахстан  - Владимир  Филатов- пенсионер, живет в Таразе ,и многие другие.  Все ,кто работал  с моим  папой   и просто  жители  нашего города, кто знаком был с ним  лично ,говорили ,  что  таким ,как мой папа, надо гордиться . Иные полагают  так:  попал на  руководящую вершину – и покрикивай с неё на подчиненных. А ведь  человека возводят  на вершину  для того , чтобы он  дальше видел , умел  разглядеть правильную дорогу , ухабы и завалы . Умение видеть и предвидеть –это  призвание  , а не должность .И таким был мой папа .  Он всегда любил повторять : « Будь ты хоть семь  пядей во лбу , а в одиночку ничего путного не сделаешь . Советуйся с людьми , выслушивай все мнений, но выбирай наивернейшее».
      Папа со своей бригадой старался строить на совесть ,на десятилетия ,на века- для своего  города. Для своей страны. «  Лично  себя особняков не строил .Жил  честно и скромно , потому-что  жизненные приоритеты тогда были  другими –добросовестный  труд и память  людская .»-любил часто  говорил    мне папа.
   В те годы у папы почти не было свободного времени. Он всегда видел смысл всей своей жизни только в труде . Но всегда находил  время для общения с нами –детьми , с любимой женой . Я до сих пор  не могу понять , откуда брались  силы у маленького щупленького папы ? Да наверное потому- что ему дороги были не деньги ,не звания и регалии , а практические результаты своего  труда , был  дорог сам процесс увлекательных творческих поисков, открытий и радостей.  В любом деле , в любой человеческой профессии сосредоточены бесконечные запасы красоты, безграничные возможности для созидания роста, творчества и самовыражения-  но всё это открывается  при  одном единственном условии –любви  к своему делу.
    Иногда зимними вечерами  папа рассказывал  мне и сестре : « в Новосибирск меня хотели забрать   инструктором –но я не согласился . Не поехал. Потому-что , девочки мои , прикипел я к Джамбулу, к людям,  к бригаде , к родному тресту ДХС. 
    «Однажды –вспоминал папа- пригласил меня первый секретарь обкома партии Джамбулской области , Хасан  Шаяхметович Бектурганов и говорит : « Выбирай любое место в центре города . Поставим тебе дом! Негоже что бы такой известный человек жил на окраине города». На что  папа ответил : «А что  обо мне люди подумают? Что я воспользовался славой?... Нет! Я уж  как –нибудь в своем химпоселке проживу, мне и здесь  не плохо. В этом скромном домике .»
       Когда уже не стало мамы и сестры. Папа часто мне рассказывал ,как он  женился:   в 1952 году из  п Алебастрово  поехал  он сватать свою любимую девушку в п Январцево.Но она в самый последний момент  отказалась выходить  за него  замуж. Негоже было  домой возвращаться без невесты –все сельчане засмеют.  И посоветовали папе сходить к Алтуниным  Архипу и Лукерье . Папе друзья сказали, что у них  живет  племянница  Евгения , которой 19 лет  , сирота она . Набравшись смелости , папа отправился в гости  к Алтуниным.  Дома были  взрослые .Папа спросил  у т Луши  и д Архипа, согласна ли  их племянница  выйти  за него  замуж. На что они  ответили, чего нас спрашиваешь. Спроси у неё и позвали  Женю .Папа спросил у неё, пойдет ли она за него  замуж , и дал подумать  до утра . Тетка   Евгении сказала –что бы не торопилась с ответом, а подумала хорошо. Они её не гонят . Мама посоветовавшись с родными, решила дать папе положительный ответ. Вот такая история женитьбы моих родителей .
    Я всегда восхищалась  бережным отношением папы к своей жене-моей мамочки . Встретились  два одиночества и на всю  жизнь .Моя мамуля-светлый и добрейший души человек .Словно ангелочек …Выучилась на швею , работала на швейной фабрике. Сирота не хотела сидеть на шее у родных , вот и пошла работать  после 6 классов в колхоз. Что бы хоть  как-то  помочь    тете и дяде и их  большой семье.  Вот поэтому и не получила никакого  образования.  Сюда привез в 1954 году свою молодую любимую  жену, тут  две дочки родились, внуки … Не стал     папа себе строить изысканный дом . Дорожил мнением коллектива бригады ,чтобы чего  не сказали . А  жена папина –Женечка любимая его , во всём всегда поддерживала папу  и в мыслях и в делах . Почти  50 лет  папа с мамой прожили вместе . Ни разу не ссорились-ни разу! Слова друг другу грубого не сказали. Мама моя круглая сирота, папа-гол как сокол .Сошлись. Нажили всё вместе . Дети. Внуки .Правнуки.
 
   Я иногда спрашивала родителей –как так ,без любви жениться и прожить  всю  жизнь в любви  и радости. А папа мне отвечал, что полюбил Женю, такую  хрупкую и нежную  , а   в её глазах увидал  теплоту и нежность и в тоже время грусть. Вот её взгляд и пленил моего папу .Он просто утонул в глазах  юной мамы моей. Ни разу я не слышала от папы грубого слова , сказанного им маме .А у мамы я никогда не видела в глазах слёз от  обиды . А  если  они и были. , то  это были  слёзы  радости. Папа  всегда всем говорил  , что его звезда Героя - это и звезда моей Женечки.
В те годы у папы почти не  было свободного времени . он видел смысл  всей жизни в труде, в семье, в  детях , а потом и во внуках-которых  они с мамой безумно  любили.
   
               
За выдающиеся  производственные  успехи, достигнутые при сооружении  Новоджамбулского фосфорного  завода( НДФЗ) , Президиум Верховного  Совета СССР, указом от 10 мая 1979 года присвоил  моему папе высокое звание Героя Социалистического Труда,  с вручением  ему  золотой Звезды Героя и ордена  Ленина.  Эту высокую награду родины вручал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана  Д.А. Кунаев.  Будучи депутатом Верховного Совета СССР., членом ЦК ВЦСПС ( г Москва), папа не раз  на равных  решал  важные вопросы  с министрами, руководителями различных  ведомств и видными учеными.
   Часто мне , своим друзьям и гостям папа бережно показывал  итоги своей работы-свой пиджак . на котором красовались более 25 наград , из них-два ордена  Ленина ,орден Знак почета, Бронзовая медаль ВДНХ , Звезда Героя Социалистического труда!
   29 марта 2017 года перестало  биться сердечко моего папы . Проститься  с последним Героем  Социалистического труда  Жамбылской  области, кавалером двух орденов Ленина , заслуженного строителя РК , почетного гражданина города Тараза, пришли проститься   сотни  горожан. Пришедших попрощаться  с  моим папой  поразило то, что  человек, отстроивший сотни тысяч квадратных метров жилья ,предприятий,  объектов соц.культбыта -остаток своих дней провел в небольшом  одноэтажном домике ,далеко не в центре города.
« Это  был  поистине великий строитель и великой души человек. Именно  такие  люди  как Пётр Терентьевич Гончаров ,люди  ушедшей эпохи заложили крепкий фундамент нашей сегодняшней благополучной  жизни !»- так сказал о герое заместитель  акима города Тараз –Олжабай Кенжебек.
Надо отдать должное властям нашего города    и области за организацию   достойных похорон  героя .Все расходы по похоронам обл .акимат и гор.акимат взяли на себя.
 
  НЕЛЁГКИМ БЫЛО  ДЕТСТВО  ПЕТИ,
РОДИЛСЯ НА УРАЛЕ ОН.
ТОГДА СТРАДАЛИ СИЛЬНО  ДЕТИ.––
ТАКОВ ЗАКОН ВОЙНЫ ВСЕГДА,
ЛЮБЯ РАБОТУ БОЛЬШЕ СЛОВА,
ОН НАУЧИЛСЯ ЖИЗНЬ  ЦЕНИТЬ.
УЧАСТНИК ФРОНТА ТРУДОВОГО, 
ВСЕ БЕДЫ СМОГ  ОН ПЕРЕЖИТЬ,
ТАК В ОКЕАН СТРЕМЯТСЯ РЕКИ––-
УВЛЕК  ЕГО  ДЖАМБУЛХИМСТРОЙ,
ПАХАЛ  ОН БОЛЬШЕ ПОЛУВЕКА,
УЙДЯ В РАБОТУ С ГОЛОВОЙ!!!
БЫЛА НУЖНА ЕМУ РАБОТА,
ТРУДИЛСЯ НЕ ЖАЛЕЯ СИЛ,
ОДНАЖДЫ ОРДЕН "ЗНАК ПОЧЕТА"
ОН  ЗА РАБОТУ ПОЛУЧИЛ,
РАБОТАЛ  ПЁТР НЕ ДЛЯ ПОКАЗА,
ВПЕРЁД ВЕЛА ЕГО  ЗВЕЗДА:
ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН  ТАРАЗА,
ГЕРОЙ ПРЕКРАСНЫЙ СОЦ.ТРУДА,
ПОЧЁТНЫМ ВЕТЕРАНАМ СЛАВА!
ТРУДИЛИСЬ ВСЕ НЕ НА ПОКАЗ,
ГОРДИМСЯ МЫ ПЕТРОМ ПО ПРАВУ––
ПРОСЛАВИЛ ГОНЧАРОВ ТАРАЗ!!
(АВТ.  ПОЭТ СЕРГЕЙ БЕЛОВ . ГОР КОРОЛЕВ.М.О.)
                PS. Месяц назад узнала о том, что мой прадед Гончаров Кузьма родом из под  гор Днепропетровска ,есть рядом там село  Гончарово (Украина).Вот оттуда  в далекие 1900 годы они бежали в  ЗКО, Январцевский с.с , х Петров.( Казахстан , г.Уральск)