Глава 12. Дим Димыч

Бэлла Паншина-Голубкова
Глава 12. Дим Димыч

     Среди деревенских парней Дима Степанов прослыл заводилой и заслужил почётное прозвище «Дим Димыч». В него словно вселился вольный дух. Он готов был проказничать на каждом шагу. Из своеволия парни налетали на чужие сады и их опустошали, хотя свои сады ломились от урожая. «- Поймаем Димку, надерём ему уши», - говорили односельчане, хотя сами по молодости и глупости делали то же самое. Урожай Дима велел отдавать тому, кто был беден – хорошее подспорье к нищему столу. Стоило ему крикнуть: «- Пошли, робя, разорять гнёзда!» - как толпа парней, не думая, кидалась за ним. Они собирали яйца птиц и приносили их домой. Дим Димыч отдавал урожай ребятам из бедняков, ведь сам Степанов не испытывал голода. Его семья хорошо потрудилась, чтобы обеспечить его безбедное существование.

     Димка рос баловнем судьбы, ему многое было дозволено. Родители жалели мальца и освобождали от домашних дел: «- Пусть узнает, что такое счастливое детство». В летнюю пору он с друзьями проводил ночи у костра, охранял лошадей. Или, сев на коней, парни мчались на перегонки, кто быстрее и лучше. И пальму первенства Дим Димыч не уступал никому. Тогда-то и начали в его мозгу складываться стишки: «- Лечу как ветер в поле я, со мной всегда моя звезда». Он сам удивлялся, откуда и зачем к нему это пришло. Однажды, лёжа у реки, он прочитал ребятам: «Река несётся, как стрела, а в ней кипит-кипит вода, я словно щепка, словно плот, кружусь, попал в водоворот» - «- Здорово!» - восхищались ребята. «- А можешь ещё?» - «- На сегодня хватит» - «- Слушай, Дим Димыч, а ты записывай стихи. У тебя ловко они складываются», - советовали ему друзья. «- Да, зачем, это – одно баловство» - «- Баловство не баловство, а твоя сестра вон какие сказки рассказывала, до сих пор в деревне их все помнят» - «- Наша семья, Серёга, по-моему, необычная: во-первых, все грамотные, кроме матери. Во-вторых, кого только в ней нет: и купцы, и служители церкви, и писатели, и художники» - «- И поэты, - добавил Сергей. - Ты, Дим Димыч, - настоящий поэт» - «- Да, не думаю. Стихи приходят от нечего делать. Например, гуляю молча на лугу и мну не скошенну траву, в ней – мириады радуги, мои беспечные шаги».

     Диме нравились многие народные обряды, он непременно в них участвовал. Так, двадцать седьмого февраля кликали звёзды, чтобы защитить овец. Для этого выходили за околицу вечером, когда на небе загорались звёзды, и кланялись на все четыре стороны со словами: «На радость крещёному миру засветись, звезда ясная в поднебесье, на утеху загорись негасимым огнём. Ты, звезда ясная, загляни на двор Дмитрия и освети негасимым огнём его овец. Как в поднебесье звёздам нет числа, так бы у раба Дмитрия уродилось овец более того». Дима вместе со всеми читал заклинание, и прыгал, и смотрел в тёмный свод, на котором, сверкая, холодным блеском отливали звёзды. Он придумал своё заклинание: «Звёздочка ясная, жарко гори, к Дмитрию славному в двор загляни, пусть у него будет много ягнят, как в поднебесии звёзд, что горят».

     Дима обожал девичьи гадания. Когда он был маленьким, сёстры брали его с собой, считая, что он ничего не поймёт. А он всё понимал и запоминал. Ему нравилось, когда они жгли бумагу и смотрели на тень. Кто-то видел медведя, кто-то – стол с едой, третий – мешок с картошкой. Каждый проявлял свою фантазию. Другое гадание их было связано с овцами. Они шли на скотный двор и ловили овец. Тому, кто поймал лохматую овцу, говорили - муж будет богатым, а если поймали овцу стриженую или голую, предвещали - муж будет гол, как сокол. Дима восхищался девушками, какие они умные, всё знают.

     Однажды, когда он спал, девушки гадали: на столе стояли тарелки перевёрнутые, а под ними лежали: кольцо, соль, хлеб, кукла и земля. Дима проснулся и подсмотрел, как гадают девушки. Одной завязали глаза и спрашивали, показывая на тарелку: «- Это кому?» - «- Мне», - ответила Света, у неё были завязаны глаза. Девушки перевернули тарелку и нашли там хлеб. «- Тебе – хлеб, будет сытный год». «- А это кому?» - девушка называла имя. Соль получила Нина – к ссоре, кольцо досталось Тане – к свадьбе, Насте выпала земля – к большим неприятностям в семье, Маша осталась с куклой – к весёлому Новому году.

     В приметы Дима не верил. Примет было много. Лучше всего он запоминал приметы, связанные с погодой: ласточка высоко летит – к хорошей погоде; чешется под коленкой – к теплу; черёмуха обильно цветёт – к урожаю хлеба; щебечет сорока – к новостям. Когда Настя выходила замуж, друг Димы Сергей сказал: «- Твоя сеструха венчается в ясную погоду, у неё будет счастливая жизнь» - «- Откуда ты знаешь?» - спросил Дима. «- Дома говорили: а если бы был дождь, то была бы богатой, а если бы гремел гром, то жди несчастья» - «- Как ты запоминаешь приметы? Я их сразу забываю», - спросил Дима. «- Не знаю, - ответил Сергей. - Они сами запоминаются. Например, упала ресница: если положишь на голову – получишь подарок, а если – за шиворот рубашки – исполнится желание». Дима удивлялся, как ресница может повлиять на судьбу человека и сделать его счастливым. «- Это невозможно, - решил он. – И кто приметы придумывает? Ведь неправда. Сплошной обман».

     Дима впитывал в себя всё, как губка. Радости и горести семьи не проходили мимо него. Он слушал внимательно, о чём говорили родители, и не одобрял своего старшего брата Володю за то, что тот связался с террористами и стал позорищем семьи. Он завидовал Василию, который жил в городе и был очень богатым, мог всё купить, но сам он не хотел бы жить в городе. Природа его волновала, она вошла в его жизнь и покорила навсегда своей красотой. Каждое дерево, каждый куст, каждая травинка принадлежала ему, он чувствовал себя королём в царстве природы.

     Однажды он предложил ребятам забраться на деревья, кто выше, тот и выиграл. Кто был ниже всех, получал по щелбану-щелчку от всех игравших. А кто вскарабкался выше, тот и был король. И выше всех забрался Дим Димыч. Ему казалось, что он вот-вот упадёт, потому что поднялся ветер, и он качался с веткой из стороны в сторону. Вдруг дерево треснуло, и он с переломанной верхней частью дерева полетел вниз. Ребята заахали, закричали, стали поскорее спускаться с деревьев и прибежали к Димычу. Он лежал бездыханный.

     Они принесли его домой. Прибежал сельский фельдшер, у ребёнка нашёл сильнейшее сотрясение головного мозга. Отец и мать расстроились и очень переживали за сына. Евдокия Семёновна во всём винила только себя: слишком большую волю дала сыну, и он не научился рассчитывать свои силы. Приехал Пётр, привёз из города лекаря. Диму увезли в город выздоравливать. А отец винил себя, что не доглядел, мало времени проводил с сыном, поэтому он рос таким своевольным. Родители даже не знали, что Дима – стихоплёт. Сергей сказал Дмитрию Ивановичу: «- Ваш сын, Дмитрий Иванович, - настоящий поэт», - и прочитал ему его стихи: «Как птица вольная живу, за ветром я стрелой лечу, мне хорошо на свете жить, готов весь мир я полюбить» - «- Талантливо написано», - ответил отец и пообещал себе, что, по возвращении сына из города, он серьёзно займётся его воспитанием. Но как часто мы выполняем данные себе обещания?

     Дима вернулся из города тихий и задумчивый. Это был совершенно другой ребёнок, как будто из него выпустили дух. И Дмитрий Иванович, видя в сыне большую перемену к лучшему, успокоился и всё своё время тратил на повседневные дела, забывая заниматься с сыном. В Новый год был устроен в деревне праздник. Дим Димыч с ребятами наклюкались браги и были пьяными в стельку, потом смеялись, вспоминая, кто какой был. Героем стал тот, кто напился больше всех. Вскоре в деревне стал в кабаке появляться более крепкий алкоголь, и ребята, вдали от родителей, любили прийти в транс от крепких напитков.

     Но вскоре отец заметил, что с сыном происходит что-то неладное. Неровная походка, глаза тупые, осоловевшие. «- Что с тобой, сын?» -  с тревогой в голосе спросил он Диму, а тот лыка не вязал. «- Так, ты пьян?» - удивился отец. «- Я не пьян, а навеселе», - ответил сын. «- По какому поводу, позволь тебя спросить, ты надрался?» - «- По поводу того, что остался жив», - и после этих слов он стал читать свои стихи: «Какое дело мне до вас, когда пришёл мой смертный час, когда не в силах я летать, и мысли складные слагать, когда разверзлись небеса, откуда падает звезда, моя горящая звезда, что силы к жизни мне дала» - «- Иди проспись, а завтра поговорим».

     На следующее утро у Димы болела голова, но отец заставил его встать и умыться холодной водой. Разговор был тяжёлый – мужской. «- Мне очень жаль, - сказал отец, - что приходится говорить эти горькие слова. Ты меня очень разочаровал. Стать пьяницей не трудно, сложнее жить честно и достойно. Ты ещё ничего в жизни не совершил хорошего, а уже заставляешь людей смотреть на тебя с презрением, потому что пьяниц презирают, их никто не уважает. Они тряпки, у них нет воли, чтобы работать и жить по-человечески. Как правило, они становятся нищими и попрошайками. Такую судьбу ты себе выбрал?» - «- Простите, отец. Я не хотел вас огорчать. Просто мне нравится так с ребятами отдыхать – расслабляться» - «- Отчего, Дмитрий, ты устал – от безделья? Так вот теперь будешь вместе со мной вести все льняные дела. Мне нужен помощник. Хватит бездельничать. Пора браться за дело» - «- Как скажете, отец».

     С этого дня началась рабочая жизнь подростка. Кончилось его весёлое детство. Ребята звали Диму на игры, но он вдруг повзрослел, увидел, как трудно отцу достаётся благосостояние семьи. Он продолжал писать стихи, но теперь он их записывал в тетрадь и, когда набралось несколько тетрадей стихов, он дал их почитать отцу. «- Молодец, Дмитрий! Я горжусь тобой. Давай пошлём стихи Василию в город, чтобы показал их специалистам. Тебе, наверное, учиться надо дальше» - «- Не знаю. Я не хочу жить в городе. Деревня – мой дом. Уехать отсюда – себя потерять, это всё равно, что вырвать куст с корнями из земли. Он завянет. Так и я – пропаду в городе» - «- Да разве я тебя гоню? Я мечтаю, чтобы ты продолжил льноводство, а стихи пиши, если они пишутся».

     Через некоторое время из города приехал Василий и сообщил, что несколько стихов Димы опубликуют в городской газете «Ведомости». После того, как стихи были опубликованы, читатели стали писать хвалебные отзывы и просить опубликовать сборник стихов поэта. Главный редактор газеты отправил отзывы читателей в издательство. И вскоре вышел первый сборник стихов молодого поэта Дмитрия Степанова с названием «Первые росы». Он был восторженно встречен критиками. Они писали, что, читая эти яркие свежие строки, словно объелись сладкой сочной земляникой. К Дмитрию пришла слава, но он был не готов к ней.

     Раннее признание портит душу молодого человека. Деньги, что потекли ручьём в его карман, были преждевременны. Дмитрий начал отлынивать от отцовских дел и стал предаваться с друзьями радости и ранней своей славе. В застольях проводил время и этим огорчал родителей. «- Отец, зачем мне льноводство, когда стихи меня кормят и поят?» - спросил он отца. Дмитрий Иванович ответил сыну: «- Это лёгкие деньги, поэтому к ним нет уважения. Ты, Дмитрий, несомненно талантлив, но та жизнь, которую ты себе нарисовал, с гульбой и пьянством, до добра тебя не доведёт. Человек должен иметь семью, нести ответственность за неё, готовиться к этому» - «- Отец, мне ещё мало лет, чтобы иметь семью. Это всё у меня впереди» - «- Сын, какой же ты будешь муж и отец, когда у тебя голова постоянно в дыму, ты пьянствуешь и позоришь нашу семью» - «- Хорошо. Я уеду в город» - «- Чтобы там позорить нас?» - «- Но что же мне делать?» - «- Перестать пить и заниматься делом» - «- Но мне это не интересно» - «- А что тебе интересно – гулять и пьянствовать? Я не позволю тебе это делать. Не нравится? Уходи из дома», - и отец указал ему на дверь.

     Дима не ушёл, он долго раздумывал над словами отца. Кто его ждёт в городе – подростка пятнадцати лет? Никто. И он пришёл к отцу и повинился, стал снова помогать ему, но стихи свои продолжал писать.

23 января 2018 вторник