Александр Петрович

Анатолий Атанов
    Заранее прошу прощения за непоследовательность моего неказистого рассказа. Я мало что знал о прошлом Александра Петровича. Это был мудрый, но безграмотный человек. Три класса церковно - приходской школы. Но я до сих пор помню его мудрые советы. Правда, не всегда им следую.

 Расскажу несколько важных для меня эпизодов. Может, не совсем эстетичных. Не всё в жизни так красиво.

 Он часто брал меня на работу. Косить сено. Пасти колхозных лошадей. Да, просто на рыбалку и  за грибами в лес. Едем на телеге. Трясёт невозможно! Вдруг, конь Цыганок резко остановился. Раскорячился и справил малую нужду. Александр Петрович хотел было хлестануть коня кнутом, но слез с телеги и сделал тоже самое, что конь…. Потом, легонько шлёпнул Цыганка ладошкой по крупу и  сказал:
 - Да как же бывает ХОР-РОШО людям – то! – пожевал губы,  добавил. -  И не людям тоже!!!

  Как-то рано утром он брился опасной бритвой. Её Александр Петрович привёз как трофей с войны. Ополаскивая бритву в тёплой воде, глядя в запотевшее зеркальце, он бурчал:
 - «Ни кому не верю! Больше всего цирюльникам… и себе!». Чиркнул до крови по щеке.
 - «А, больше всего себе!». Оторвал кусочек папиросной бумаги. Залепил ранку. Опять посмотрел на себя в зеркальце, - добавил, – И ничего я в жизни не знаю!!!  Хоть прожил эту самую жизнь!».

 Потрогал острое жало бритвы, полоснул ей по газетному лоскутку. Газетка разлетелась на две половинки. – «Хотя знаю…. Знаю точно, - что вышел я из чрева матери и уйду в чрево земли».

  Я мало что знал о прошлой жизни Александра Петровича. Вот история о том, как я после окончания восьмилетки поступил ГПТУ. Звали училище, почему – то, "коблуха". Плохому там не учили. Я готовился стать слесарем механосборочных работ.

 Мастером  производственных работу нас был Константин Андреевич Тисляренко. Узнав при знакомстве мою фамилию, он спросил, - «Нет ли у тебя в родственниках гвардии сержанта Александра Петровича?» И тут я услышал историю о том, что они вместе воевали на Курской дуге. О том, что Константин Андреевич обязан жизнью Александру Петровичу. Что я очень на него похож. Я узнал, что Петрович был истребителем танков. И истребил их не мало. Что он был полным кавалером ордена солдатской славы. Что у него в правой ноге и в почке осколки от танкового снаряда…

 На второй год обучения  случилась такая история. Меня посреди урока вызывают к директору. Прихожу в кабинет. Рядом с директором сидит Константин Андреевич. Он берёт со стола бланк телеграммы:
 –Вот, что пришло на адрес ГПТУ, но на твоё имя.
 И, читает содержимое телеграммы: «Толька зпт приезжай тчк завтра буду помирать тчк Твой  Петрович тчк».

 Директор даёт мастеру служебную «волгу», и  мы с Константином Андреевичем едем к Александру Петровичу. Петрович по неграмотности не знал моего домашнего адреса. Но знал, что я учился в ГПТУ при моторостроительном заводе. На почте работала наша родственница, у которой племянник учился в той же самой коблухе. Она принимала телеграмму и написала адрес училища. Потому «депеша» попала точно по адресу.

 Ехали почти сто километров. Когда мы с Константином Андреевичем вошли в дом, Александр Петрович лежал в кипельно белом нижнем белье на деревянной кровати. В изголовье, в углу теплилась лампадка. На плетёном стуле висел серый пиджак с множеством медалей и тремя орденами солдатской славы. Мастер подошёл к Александру Петровичу, взял его за бледную руку, и сказал:
 - «Ну, вот братишка, мы и вновь вместе лицом к лицу со смертью. Только я тебя спасти не смогу. Нет такой медсестры, что б вытащила нас с ЭТОГО ПОЛЯ БОЯ!».

 Александр Петрович взял второй рукой и мою ладонь…. Улыбаясь счастливо, он скосил взгляд на лампадку и иконки в углу над головой, и сказал, - «ВЕРЮ!», пожал Константину Андреевичу и мне руки, и добавил:
 – «Да, как же бывает хорошо людям!». Закрыл глаза, и его тело сотрясла предсмертная судорога.

 Константин Андреевич всю оставшуюся жизнь опекал меня и заменял мне деда. А Александр Петрович был не просто неграмотным, но мудрым человеком, добрым, ласковым и щедрым на цитаты моим родным дедушкой.

 Смотрю на белые барашки облаков, улыбаюсь и пою гимн всему человечеству на слова моего деда:
 – « ДА, КАК ЖЕ БЫВАЕТ ХОРОШО ЛЮДЯМ -ТО!!!!!!»