Вы живёте, опережая время

Любовь Архипова-Уральцева
Получилось так, что у калитки дома Марии Петровны Воробинской нас встретила её давняя подруга и коллега Наталья Фёдоровна Ильченко и, проводив в светлицу, тут же стала рассказывать о том, с чего всё начиналось – как они оказались в Камышевской школе, на каком творческом фоне проходила их педагогическая деятельность:

– Когда мы приехали и увидели здание школы, подпираемое для устойчивости брёвнами, то подумали, что здесь и учителей-то с высшим образованием нет. А потом, когда начался учебный год, оказалось, что в школе 500 учеников и 25 учителей. Учились в три смены – первую, вторую и вечернюю – это для работающей молодёжи. А жизнь как кипела!

В школе была своя художественная самодеятельность. В ней участвовали и учителя, и ученики. На конкурсы в Орловку ездили, первые места завоёвывали! Коллеги пели на два голоса: Наталья Фёдоровна – первым, Мария Петровна – вторым. В драматическом кружке ставили сценки по народным сказкам и произведениям донских писателей – Шолохова, Закруткина, Чехова и другие театральные постановки. Словом, развивали культуру казачьего края, богатого традициями.

Историю здесь учили не только по учебникам. Многим запомнились экскурсии в прошлое, как говорили, «от сарматов и до наших дней». Погружение в давние времена сопровождалось перевоплощением: шили костюмы, изучая моду воссоздаваемой эпохи.
Также фундаментально изучали флору и фауну донского края. Ходили на экскурсии по окрестностям, в хуторе озеленяли всё подряд: школу, почту, детский сад. Потом и другие переняли опыт.
Учебный процесс был построен так, что опыт преподавателей Камышевской школы обобщался в институте усовершенствования учителей. Коллеги часто говорили им: «Вы живёте, опережая время».

Такая атмосфера царила в храме знаний в 1970-1990-х годах.
Путь в учителя у Марии Петровны был тернистым. Учёба в школе выпала на военные годы. Семья тогда жила в станице Цимлянской. Отец ушёл на фронт и не вернулся. Во время бомбёжки полностью разрушился дом. Мама из оставшихся досок построила небольшую кухоньку, утеплила, как могла – так и пережили лихолетье. В 1948 году Мария окончила восемь классов и поехала поступать в Константиновское педагогическое училище. Именно в это время её ждёт тяжёлый удар: маму арестовывают и присуждают 10 лет тюрьмы только за то, что в калошах нашли несколько зёрен. Она тайком приносила их домой, чтобы насобирать немного и смолоть на крупорушке – надо было чем-то кормиться.
Мария осталась без поддержки. Она старалась учиться на одни «пятёрки», чтобы получать стипендию. По окончании училища стала учителем начальных классов. Но её, как магнитом, притягивала математика. Мария продолжает учёбу на курсах Таганрогского пединститута по подготовке учителей математики и физики и получает профессию преподавателя математики с правом преподавания в классах среднего звена. К счастью, спустя четыре года маму амнистировали, и они уже вместе жили в Камышевке.
И достались ей три параллельных пятых класса, и в каждом – более сорока ребят!

И каждый из них почувствовал, как спрессовано время на уроках Марии Петровны. Каждая минута посвящена открытиям, познанию точнейшей из наук – математики.
И ученики, и их родители говорили: «Учительница строгая, но справедливая». Поход за знаниями начинается с дисциплины, а дисциплина – с утренней зарядки в школьном дворе, за пятнадцать минут до урока. Опоздать на урок было весьма проблематично.
Поэтому опоздания были крайне редко. Мария Петровна делила их на две категории – по уважительной причине и без таковой. Посчитает, что не нарочно задержался ученик после звонка вне класса – скажет тихо «Садись, сынок». А уж если шёл, и нога за ногу заплеталась – тут не взыщи: так отчистит от макушки до пяток – на всю жизнь запомнишь и опаздывать не станешь!

Не разрешались на уроке списывания и подсказки. Ведь от этого знания не прибавлялись! А вот размышления у доски приветствовались! Мария Петровна строила уроки так, что ребята чувствовали себя первооткрывателями аксиом и теорем!
После уроков школьная жизнь продолжалась. Классы Марии Петровны активно участвовали в общественной жизни. На сборе макулатуры и металлолома они всегда были в лидерах. Незаменимыми помощниками ребята трудились на плантации или в саду, на сборе фруктов. Помогая совхозу, ребята прикипали к земле! И руководство совхоза понимало: при тесном сотрудничестве со школой можно вырастить поколение, которое будет работать на земле. В 1973 году, когда учителя и ученики вошли в построенное хозяйством здание, в нём началась новая жизнь – с кабинетной системой, современными пособиями. Это вдохновляло на созидательный труд, на отличную учёбу!

Когда ученики отправлялись по домам, у Марии Петровны начиналась общественная работа. Более шести лет она была депутатом сельского совета, членом уличного комитета. И везде она всё выполняла только на отлично, понимая: педагог на селе – это пример всем жителям, и взрослым, и детям.
Хорошая математическая подготовка позволяла выпускникам успешно поступать в вузы на физико-математические факультеты. Многие ученики и сами, получив дипломы, пришли работать в школы учителями.
Педагогический труд отмечен высокими наградами. В 1967-м Мария Петровна была награждена Грамотой Министерства просвещения РСФСР, республиканского профсоюза, в 1970-м – медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», в 1971 – орденом «Знак Почёта», в 1975 – Значком «Отличник народного просвещения», в 1980-м – Значком «Победитель социалистического соревнования», в 1986-м – Почётной грамотой Министерства просвещения СССР, в 1987 – медалью «Ветеран труда». За всем этим стоит напряжённый труд, вдохновение и творчество. Только так можно передать прочные знания ученикам.
И нынче благодарные выпускники – сколько их: сотни, тысячи? – в день славного юбилея писали многочисленные пожелания в «Одноклассниках». За 42 года работы в школе десять выпусков! Теперь, глядя, как далеко разлетелись её ученики, можно изучать географию.

«Дорогая Мария Петровна! 85 – прекрасный юбилей – юбилей мудрости, жизненного опыта и ценных знаний. Пусть он не огорчает, не забирает силы, а только вдохновляет, приносит радость и умиротворение. Отменного Вам здоровья и ещё долгих лет жизни. С юбилеем! С уважением, Наташа Парасоцкая, Санкт-Петербург».
«Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с юбилеем. Желаю много-много здоровья, радости, любви ваших близких и учеников, которых у Вас огромное количество. Я рассказываю своим внукам о Вас. Мне в жизни очень пригодилась математика. И вообще Вы для меня были примером элегантности и вкуса, что я тоже применила в жизни. Живите долго! С уважением, Нина Володина, Ростов-на-Дону».
«Передаём поздравления с юбилеем! Желаем наикрепчайшего здоровья и долгих лет радостной и счастливой жизни. Мы Вас любим! Галина Есипенко (Вергунова), г. Москва».
«Она была моей любимой учительницей. Пусть будет счастлива и любима своими родными. Ирина Никифорова, Турция».
Поздравления приходили отовсюду. Подписывались под поздравлениями и пожеланиями целыми классами и семьями!

Вдохновение и творчество не оставили Марию Петровну. Надо было видеть, как загорелись её глаза, когда вместе с Натальей Фёдоровной Ильченко они запели казачью песню «Ах, судьба моя»! Как всегда – на два голоса.
А пока с таким задором звучат песни, время не властно над возрастом. Над возрастом души – на сто процентов!