Тупой

Василий Евтушенко 5
«Тупой» – по понятию в русском языке – слово многозначное. Слесарь, токарь, механик в первую очередь представляют качество инструмента. Инженер, чертежник, художник воображает, как выглядит угол на бумаге. Психолог оценивает этим сленгом сообразительность пациента. Врач оценивает реакцию человека в отношении болезненного ощущения. Начальник определяет восприимчивость  подчиненного к своим указаниям. Ушами человек оценивает характер звуковых эффектов. А как понять это слово, звучащее из уст друзей, когда их отношения не касаются ни профессиональных, ни специальных оценок в официальной обстановке? Тем более, если друзья доброжелательно и без желания унизить достоинство друга надолго приклеивают ему «подпольную кличку» – «ТУПОЙ»?

Я бы не стал искать ответа на столь незначительный житейский вопрос, если бы это не касалось меня непосредственно. Дело в том, что эта кличка в период высшего образования стала для меня «второй фамилией» по инициативе моих друзей-сокурсников. В нашем кругу «Васек» было несколько, но «Васька-тупой» был только я. Никто из них не относися ко мне с презрением, и я на это отличие от других товарищей реагировал с пониманием: я – один такой с этим «званием», принимал его как дружеское отношение, а не как пожелание поумнеть. За дурака меня не считали, учился я без лишения стипендии – хорошо.

В ту пору цифровой системы оценок и баллов ЕГЭ еще не изобрели, в зачетных книжках экзаменаторы ставили сокращенно: ОТЛ (отлично), ХОР(хорошо), ПОС (посредственно). Мы, будущие инженеры-изобретатели, стали «изобретать» с первых же ступеней студенческой жизни: расшифровывали эти «условные знаки» по-своему: «Обманул Товарища Лектора», «Хотел Обмануть – Разоблачили», «Пытался Обмануть – Сорвалось». Попытки удачно сдать экзамен у каждого из нас были разными, но все мы знали – глубоко оценить знания «за один присест» не может ни один преподаватель. И так сложилось во всех учебных заведениях за многие годы и тянется до сих пор. Так начиналось в школьные годы, так продолжается в университетах сегодня, когда испытуемый старается доказать, что хорошо знает предмет, а преподаватель делает вид, что он хорошо понимает учащегося. Если учитель «ставил» оценку ученику словом «отлично», что он понимал под этим словом? Можно представить следующее: Вася отличается от других испытуемых по памяти (зазубрил), по количеству изложенного материала, выразительности толкования и пр. А что воображал Вася? Он прежде всего радовался, что ему повезло и что учитель «не докопался» до истинных знаний после правильного ответа на некоторые вопросы. То же касается учеников с более низким рейтингом. Школьная «статистика» требует определенной динамики успеваемости, и отличников  требуется  столько, чтобы остальные их товарищи имели пример и цель, до какого уровня нужно стремиться. А в смысл оценки входят не только показатели усвоения излагаемого материала и способности решать задачи. Каждый ученик – это Личность, и в этом смысле преподаватель не может упустить таких факторов, как поведение Васи, его прилежание, активность и прочие видимые достоинства и недостатки. А Вася боролся за престиж, снижая свой рейтинг.

Прошло много лет с тех пор, как мальчик Вася стал школьником и закончил свое образование на уровне высшего. Теперь я (Вася) могу сделать заключение: я не учился, то есть меня не смогли учить насильственным способом. Я учил себя сам учиться. Чем это закончилось? – я продолжаю учиться и повышаю объем своих знаний непрерывно. Сегодня никто мне в этом не мешает, как это было в школе и институте, когда от меня требовали зубрежки без понимания догм. Многие мои сверстники, ученики и студенты, отставали от меня в познании. Я не учил правописания, я смотрел в словари, читал художественную литературу, писал стихи, сочинения на свободную тему, был активным докладчиком на собраниях. Я не хотел изучать химию и физику «просто так», я интересовался процессами изготовления разных предметов потребления. Иностранный язык я изучал в процессе чтения литературы в оригинале. Географию я познавал из рассказов путешественников. Физически я развивался в соревнованиях по легкой атлетике.

Краткое повествование о самообразовании я хочу закончить выводом: в течение всей жизни мне в этом процессе никто не препятствовал. Единственно чего не было у меня в оценках – это «ОТЛ»-ов. Причина в том, что я отличался от своих учителей знаниями, что меня поощряло к непрерывному движению вперед. Мои предки (дед, отец, старшие брат и сестра) были моими вдохновителями и спутниками. Я не стеснялся перед друзьями быть не такими «как все», не боялся за это качество выговоров «сверху». Вот и получил я от них отличительную оценку «ТУПОЙ». Так и живу – довольный и гордый, на всех не похожий.