Санкт-Петербургский вояж. Часть 2

Рита Форд
В очерке о моём путешествии в Санкт-Петербург не будет свода полезной информации для туристов. У меня не было при его написании такой цели. Здесь будут мои чувства; мои переживания; мои сравнения прошлого с настоящим, а также сравнения жизни в двух разных странах: США и России; мои воспоминания о моей ленинградской-петербургской жизни. В общем, в моём рассказе будет мой и только мой Санкт-Петербург, в котором нет ничего общего с информацией, изложенной в интернете или гидах-справочниках для туристов.
 
Я считаю себя очень организованным человеком, и, как любой организованный человек, обожаю всё планировать. Вот и в этот приезд в Санкт-Петербург я тщательно строю планы на каждый день, раскрыв одновременно в интернете страницу с прогнозом погоды на ближайшие дни. Да-да, ведь это Санкт-Петербург с его изменчивой погодой. Мне совсем не хочется приятный летний денёк, столь редкий для этих мест провести внутри здания, пусть даже самого замечательного Санкт-петербургского музея, и напротив в дождь оказаться в красивейшем и знаменитейшем парке.  Мне предстоит пробыть здесь с 29-ого июня по 18 июля. Середина лета. Очень быстро выясняю, однако, что лето нынче выдалось примерно такое же, как в Луизиане зима, то есть в основном прохладно, температура воздуха колеблется вокруг да около +двадцати градусов С, частые дожди. И лишь наличие сильных ветров в Санкт-Петербурге делает разницу с Луизианой. В Луизиане в основном можно констатировать безветрие, а в Санкт-Петербурге напротив нередко бывает так, что и солнце вроде бы ярко светит, но наличие сильного пронзительного ветра не даёт ощущения по-настоящему летнего тепла. Помню, одна моя сотрудница сказала однажды, что она ни разу за всю жизнь в Ленинграде (тогда так назывался город) не вышла из дома, не имея в сумке на случай перемены погоды зонта и пары колготок. Да, в моём понятии Санкт-Петербург райским местом в смысле комфортного для человека климата, явно, не назовёшь. Впрочем, Луизиану из-за её жаркого и влажного климата тоже.
 
Первым делом я наметила поездку на экскурсионном речном трамвайчике.  Тем более, что я была приятно удивлена тем известием, что теперь водная экскурсия по рекам и каналам возможна чуть ли не от порога моего дома, а именно от гостиницы «Азимут» (бывшая «Советская»), что находится на Лермонтовском проспекте, поблизости от берега реки Фонтанки. Обожаю данный вид экскурсии. Ведь Питер — это город рек, каналов, проток, канавок, речушек, а соответственно островов, островков, мостов и мостиков. Перед этим я приезжала погостить в Санкт-Петербург из Америки два раза зимой, и поэтому на речном трамвайчике не каталась. А в этот раз я решила не упустить свой шанс полюбоваться городом со стороны воды. Многие говорят, и я согласна с ними, что город выглядит совсем по-другому с воды: более интересно и ещё более величаво. А если ещё и погода выдастся хорошая, то масса положительных впечатлений от сити круиза, а именно так называется данный вид экскурсии по городу, означенный на билетике сможет удвоиться или утроиться.

В морском городе, каким является Санкт-Петербург возможен круиз по городу. Когда-то не было такой системы, какая существует сейчас: речной трамвай делает несколько остановок, и туристы могут выходить на берег, побыть какое-то время в городе, посмотреть достопримечательности, перекусить и вновь сесть на трамвайчик и продолжить прогулку по рекам и каналам. Билетик действителен в течение двадцати четырёх часов с момента приобретения. Мне понравилось это новшество. Я не сходила на берег ни разу так, как меня как раз очень устраивало сидеть на месте и рассматривать проплывающие перед твоим взором красОты Санкт-Петербурга со стороны воды. К тому же ни тебе дорожных пробок, ни тебе ям, рытвин и кочек.  Речное судно плавно движется, скользит по водной глади. Мне повезло с погодой: было не жарко, приятно тепло, солнце изредка скрывалось за тучи, а если и начинал дуть сильный ветер (это в основном на открытом пространстве реки Невы), то можно было укутаться в одеяло, приготовленное на эти случаи устроителями городского круиза.
 
Мне настолько понравился городской круиз, что, когда он закончился, я осталась сидеть на этом же судне и повторила маршрут. А по идее при желании можно кататься сколько хочешь.
 
Во мне существовал одновременно и турист, и житель этого города в прошлом. Интересно ощущать себя и тем, и другим одновременно. Вот экскурсовод рассказывает, что в Соединённых Штатах есть порядка пятидесяти городов и городков с названием Санкт-Петербург и один из них, оказывается, существует в книге о томе Сойере, то есть вымышленный Санкт-Петербург. Упоминается также один из самых крупных американских Санкт-Петербургов, что находится в штате Флорида на побережье Мексиканского залива и нам рассказывают тот факт, что одним из основателей этого города-курорта был русский иммигрант, поэтому и получил основанный им город название в честь самого настоящего Санкт-Петербурга, что находится в России. И в заключение рассказа о многочисленных американских Санкт-Петербургах я слышу смешную быль, приключившуюся с приятелем нашего экскурсовода. Его приятель искал работу программиста в Санкт-Петербурге и нашёл, но по ошибке это была работа в Санкт-Петербурге штата Флорида в Соединённых Штатах. Теперь, приятель пишет письма нашему экскурсоводу из Америки.   В это время, когда я слушала эту байку от экскурсовода и улыбалась во мне преобладал турист. Это же происходило и когда наш речной трамвайчик проходил мимо дома, где когда-то останавливался в гостях и, собственно говоря, окончил свою жизнь в период очередного приезда в гости к родным великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Дом находится на набережной Крюкова канала. «Это же надо: не проиграл ни одного сражения!», - абсолютно как турист рассуждаю я о блестящей карьере моего глубоко почитаемого соотечественника. До этого я, может быть, сотни раз проходила около этого дома как житель этого города и ни о чём таком не думала. «Однако, какие странные обычаи так надолго приезжать гостить были в прошлые времена. Как будто бы люди, жившие до нас, не знали, что гостям радуются дважды: когда они приходят и уходят»,- думала я. Вот и в романе Маргарет Митчел «Унесённые ветром» героини Мэлли и Скарлет вроде бы в гости приезжают к тётушке Питипэт в город Атланту, однако всё выглядит так, что они просто там живут, а не гостят. У Мэлли ребёнок рождается в то время, пока она гостит у своей тётушки. А Александр Васильевич умирает в гостях. Н-да. Совсем другая жизнь. Другие обычаи и нравы.

 Когда наш речной трамвайчик приближался к так называемому семимостью на водном перекрестке Канала Грибоедова и Крюкова канала, я услышала из рассказа гида, что на одном из мостиков, а именно когда ты стоишь на небольшом по размеру Пикаловом мосту принято загадывать желания. С Пикалова мостика можно видеть сразу семь мостов, вот и называется это место семимостье.  Я взяла себе на заметку этот обычай с загадыванием желаний, как самый настоящий турист и при первом удобном случае выполнила всё, что предписывается делать, а именно пришла на Пикалов мостик и загадала желание. Случай представился, надо заметить быстро, ведь я живу в двух шагах от семимостья. Кстати с этого места не только видно семь мостов одновременно, но и здания старого и нового Мариинского театра тоже.
 
А тремя минутами ранее, когда речной трамвайчик шёл по реке Фонтанке я смотрела во все глаза на один дом, стоящий на набережной Фонтанки, точнее на одно окно в доме. В окне я видела женщину, она смотрела на нас, на проплывающий по Фонтанке трамвайчик. Она, конечно, не могла знать, почему я смотрю именно на её окно, на неё, она вообще, понятное дело, не выделила меня из всех экскурсантов.  А я когда-то жила там, где стояла эта незнакомая мне женщина. И точно так же, как и я когда-то, возможно, и она любит смотреть в окно на проплывающие мимо речные трамвайчики. Давным-давно нас переселили в другой дом из этого дома на Фонтанке так, как он пошёл на капитальный ремонт. И в эти мгновения я чувствовала себя, конечно же, не туристом, а жителем города, хотя и в прошлом. В течение короткого мига времени я вспомнила и ощутила себя вновь молодой мамой, у меня маленькие детки – две доченьки, они не мыслят своей жизни без меня, я им нужна, они во мне нуждаются, а для меня они словно ангелочки, спустившиеся с небес. Как я скучаю по тому времени, Господи!
 
Мой город, мой Санкт-Петербург подарит мне ещё множество позитивных и хороших воспоминаний. Одно из них связано с моим посещением Летнего сада. 

Не могу представить Санкт-Петербург без Летнего сада. Говорят, что когда-то молодой Республике Советов за ограду Летнего сада одна из иностранных держав предлагала большое количество паровозов, столь ей необходимых. Но сделка на наше с Вами счастье по вине российской стороны не состоялась и, благодаря этому, мы можем любоваться великолепной оградой Летнего сада и по сей день.
 
В ком нет любви, пространство заполняется чем-то другим, мне так думается. Случаи вандализма по разрушению древних римских статуй, я так предполагаю, ускорили то, что Летний сад был закрыт на реконструкцию. Это случилось незадолго перед моим отъездом в Америку.
 
Помню, я в то время была желторотым садовым дизайнером, только что выучившимся в садовой школе. Не имея никакого практического опыта в области дизайна садов, найти работу, понятное дело, мне было весьма и весьма сложно. Помню, я начала строить планы пойти и устроиться на работу в компанию, которая занималась реконструкцией Летнего сада. Хотелось быть причастной к восстановлению знаменитого сада моего любимого города и в то же время мне хотелось скорее начать приобретать начальный опыт по строительству садов. Я готова была работать самым обычным озеленителем, не смотря на мой сертификат садового дизайнера. Но в судьбе случился крутой поворот, и я оказалась очень-очень далеко и от своего любимого города, и от Летнего сада в том числе. Я очутилась по другую сторону Атлантического океана, в Америке и всю мою страсть к садовому дизайну, все полученные знания по садовому ремеслу я выплеснула в строительство моего собственного сада на американской земле.   
 
Как только я очутилась внутри Летнего сада, я подошла к огромному информационному стенду, рассказывающему довольно подробно о той огромной работе, которая была проделана множеством специалистов из различных областей деятельности человека, сопричастных с ландшафтным дизайном. Я внимательно прочитала о том, как были пролечены старые (более ста лет) деревья в Летнем саду, используя в том числе самые новейшие достижения учёных. Если я правильно запомнила, то для обнаружения дупел внутри стволов великовозрастных деревьев специалисты пользовались спектральным анализом. Я узнала также, что в саду было высажено большое количество новых деревьев на замену отживших свой век. Кому-то из посетителей сада, вероятней всего, не столь важно, какие именно породы деревьев были высажены в период реконструкции сада, я же напротив с огромным любопытством прочла этот перечень, а затем по ходу прогулки по саду искала глазами означенные в списке деревья и кустарники.
 
Во многих местах на территории сада были расположены красивые сине-белые напольные вазоны с высаженными в них розами. Во всех вазонах были высажены розы одного и того же сорта с махровыми цветами жёлтого цвета, источающими дивный аромат. Я очень быстро распознала этот сорт, ведь розовый куст такого сорта растёт в моём американском садике и...  Пришла от этой встречи в неописуемый восторг. Ну надо же такому случиться: я мечтала когда-то работать в Летнем саду, а судьба распорядилась так, что я построила сад, но совсем другой и в другом месте и посадила в нём точно такой же розовый куст, который вижу сейчас в вазонах Летнего сада. Я обрадовалась, увидев знакомую мне розу, как будто увидела старую добрую приятельницу.

А когда я зашла в некую «зелёную комнату» Летнего сада, огороженную живой изгородью, которая называлась «Красный боскет», то я онемела от восторга. Не знаю, был ли этот элемент в садовом дизайне Летнего сада задуман современными ландшафтными архитекторами, или он был взят и воссоздан по историческим документам, но я видела дивный результат. Перед моим взором предстали цитрусовые деревца в кадках, причём на некоторых из них были созревающие плодики. Не было бы ничего удивительного, если бы это было где-нибудь на Юге России, но ведь это Санкт-Петербург, северный город. Я знала и раньше, что в Петродворце и в царские времена, и позже существовала традиция в летний период украшать парк подобным образом, выставляя цитрусовые культуры в кадках наружу и забирая их на зимнее время в подвалы дворца. Теперь, значит такое наблюдается и в Летнем саду. Хорошо.
 
Основную площадь «Красного боскета» занимали грядки-цветники в которых красовались не только садовые цветы, но и природные, лекарственные растения, валериана, к примеру, а также самые настоящие огородные культуры такие, как петрушка и свекла. Я увидела впервые в жизни роскошные экземпляры такого растения, как артишок. Даже не знаю к какому виду растений его можно было бы отнести, ведь плоды его съедобны, значит его можно назвать огородной культурой. А растущее и пока ещё не плодоносящее растение артишока обладает декоративными листьями изумительной красоты. Артишок выглядит очень грациозно и потому его вполне можно причислить к высокодекоративным растениям. Красные стебли самой обыкновенной свеклы выглядели тоже весьма декоративно. И это в самом центре города в Летнем саду! Удивительно!
 
Вот про строительство фонтанов, изначально запланированных в Летнем саду, раньше говорили на всех обзорных экскурсиях по городу. Это я хорошо помню. Ведь река Фонтанка она и называется так потому, что она должна была стать частью водных сооружений, предназначенных для фонтанов в Летнем саду.  А вот дальше у меня наблюдается явный пробел в познаниях: получается, что искусственную(!) реку Фонтанку соорудили, а дальше что-то, по-видимому, не срослось и фонтанов в Летнем саду не было. И вот наконец, после грандиозной реконструкции в Летнем саду забили фонтаны. Да ещё какие! Один краше другого. Мраморные античные скульптуры на фоне зелени и бьющие фонтаны – это сочетание, вызывающее во мне чувство прекрасного, чувство гармонии. Кстати, если быть доскональным, то не все скульптуры. Я осознала в этот раз, что я больше не могу смотреть на античные статуи, в композиции которых изображается нечто, связанное с чувством жестокости людей. Это теперь не доставляет мне эстетического наслаждения. Я изменилась. К счастью, таких статуй считанные единицы.
 
В Летнем саду я с неподдельным интересом вошла под своды аллеи Берсо, чтобы узнать, как я буду себя чувствовать в таком интересном пространстве. Аллея Берсо ведь похожа на зелёный тоннель, в котором тебе по бокам ничего не видно так, как решётчатые конструкции этой крытой аллеи густо увиты лианами и просвет есть лишь позади и впереди тебя. В летнем саду аллея Берсо довольно длинная, правда она прерывается промежутками с открытым пространством, затем вновь продолжается. Я прекрасно себя чувствовала, гуляя внутри аллеи Берсо и даже с удовольствием представляла себя то девушкой в платье с кринолином былых времён, неспешно прогуливающейся под ручку со своим кавалером или в компании с подружками, оживлённо обсуждающими все последние светские новости и сплетни Санкт-Петербурга.
 
Наяву же я увидела три женщины в платьях схожих по крою по моде восемнадцатого и девятнадцатого веков. Да-да. Это были невесты. По всей видимости, роскошные декорации Летнего сада хороши для свадебных фотографий – вот и приходят сюда новобрачные фотографироваться. Все три невесты были в свадебных платьях кремового цвета. Я даже предположила, что это самый модный цвет для платьев невест в этом сезоне.
 
Прогулка же по широкой аллее Летнего сада под сводами старых и оттого высоченных деревьев произвела на меня исключительно приятное впечатление. Ты идёшь, нет на твоём пути ни фонтанов, ни античных скульптур в этой части сада, только вековые деревья вдоль аллеи и всё, а тебе так хорошо. Что это? Отчего это? Энергетика старинных жителей сада (деревьев), так много повидавших на своём долгом веку? Я не знаю. Но это так.
 
Вот таким мне запомнился Летний сад в этот раз: со множеством поразительных и никогда ранее мной невиданных новинок, с чудесным знакомым мне запахом роз в изящных вазонах, с искрящимися струями и потоками воды разнообразных фонтанов, с великолепными статуями, ухоженным, очень привлекательным и как всегда романтичным. Нет, я не могу представить Санкт-Петербург без Летнего сада.  Летний сад – это одна из жемчужин города, один из символов города.

Но есть в Санкт-Петербурге другой сад, не такой известный, как Летний сад, но который я тоже всегда любила и люблю по сей день и который мне непременно захотелось посетить в этот приезд. Это Юсуповский сад. Тот, что находится на Садовой улице на месте пересечения с улицей Римского-Корсакова.

Он расположен не очень далеко от моего дома в Санкт-Петербурге буквально в трёх трамвайных остановках езды от него. Он бесплатный для посещения публики. Сам дворец сколько я его помню был закрыт, по-видимому, нуждается в реставрации. А я, как все люди ценила и ценю по сей день в первую очередь сад, прилежащий ко дворцу.

Юсуповский садик – это зелёный оазис посреди городского пейзажа. Удивительно, но шум большого города почти моментально стихает, как только ты входишь в ворота сада. В саду необыкновенная атмосфера, совершенно другая, отличная от той, которая царит буквально за воротами сада на Садовой улице.
 
У меня с Юсуповским садиком есть множество самых светлых, самых радостных и приятных воспоминаний. Я любила в нём гулять одна, я любила в нём гулять с детьми, я любила в жаркие дни в нём загорать. В этот мой приезд, выбрав денёк с хорошей солнечной погодкой (+25 град. С) я отправилась ностальгировать в Юсуповский сад. Так сложилось, что Юсуповский садик для меня – это сосредоточие положительных воспоминаний, и я решила не упустить возможность им предаться.

Раньше, насколько я помню, Юсуповский сад на Садовой улице был посещаем в основном только местными, живущими в непосредственной близости от него людьми.
Кто-то здесь ежедневно приходил и принимал участие в шахматных баталиях. Это были в подавляющем большинстве, конечно, мужчины-пенсионеры. На лавочках неподалёку от входа сидели женщины, другая группа посетителей сада, так сказать. Родители с детьми были на детской площадке, среди них была когда-то и я. По обыкновению было много молодых родителей, гуляющих по саду с детьми в колясках. Молодые ребята играли в футбол или позже ещё и в теннис в специально огороженной для этих целей части сада. Летом в саду на траве было много загорающих. Многие совершали пробежки по дорожкам сада. А зимой высокий земляной вал непременно превращался в катальную горку на санках. Даже не хочется, по правде говоря, каких-то глобальных изменений в этом саду. Ведь могут, наконец, взять отреставрировать дворец, сделать его вместе с прилегающим к нему садом территорией музея и тогда горожане могут лишиться этого прелестного местечка для приятного времени провождения именно в саду. По мне, так пусть уж всё остаётся так, как было и есть сейчас.

Но время идёт, я заметила в недавнее моё посещение некоторые, к счастью, хорошие тенденции в Юсуповском саду. Сад как будто бы поменял статус на более высокий и из сада, облюбованного людьми, просто живущими рядом с ним, стал больше похож на городской сад для всех желающих. Бросается в глаза, что сад усилиями людей заметно похорошел. В нём появилось больше цветов, кусты и деревья поддерживаются в хорошем состоянии. Построена очень симпатичная детская площадка. Во время моего посещения в саду работали студенты с теодолитами, значит, возможно, саду предстоят ещё какие-то преобразования. С небольшим временным перерывом мне повстречались один за другим полицейские, значит сад находится под их неусыпным контролем. Никогда раньше мне не встречались так подчёркнуто нарядно одетые люди и вдруг я увидела таких людей, их было достаточно много. Сад похорошел и как будто бы этот факт повлёк в свою очередь за собой другое явление – для прогулки в саду люди стали наряжаться. Это здорово. И что уж совсем было для меня удивительным так это то, что мне в саду встретились целых две группы китайских туристов.
 
День был по питерским меркам жаркий, я подошла к торговой точке с разными напитками у входа в сад и, увидев бутылку с хлебным квасом, тут же её купила. В голове пронеслось: «Неужели это такой же квас, как когда-то делала моя бабушка?!» Я попробовала и осталась очень довольна квасом, он был очень похож на квас из ржаного хлеба, приготовленный моей бабушкой, который я пила в детстве. Ещё одно хорошее светлое воспоминание в мою копилку хороших воспоминаний.
 
На самом деле всё, ради чего я пришла в Юсуповский сад, а сделала я это, повторюсь, ради моих радостных и светлых воспоминаний о прошлом – всё случилось, как я и хотела.

В мой предпоследний день пребывания в Санкт-Петербурге в воскресный день 16-ого июля я задумала посетить парки в городе Пушкине или, как называется эта историческая достопримечательность официально - «Государственный музей-заповедник «Царское село».

Дочки, живущие в Санкт-Петербурге, советовали мне воспользоваться услугами маршрутных такси, идущих в наши дни от нескольких станций метро, о существовании которых в связи с моим долгим отсутствием я не могла знать. Но я, недолго думая, приняла решение поехать в город Пушкин с Витебского вокзала на электричке. Нет, я решила это сделать не потому, что это очень примечательный отрезок пути, ведь железнодорожный путь между Санкт-Петербургом и Царским Селом – это первая в России железная дорога. Причина, побудившая меня проехаться на электропоезде была более прозаичная – мне хотелось вспомнить, как это - ездить на электричке.
 
В Америке, где я проживаю вот уже десять лет, мне не довелось ездить на поезде ни разу. Их не так уж и много в стране, где у каждого есть личный автомобиль, а билет на поезд стоит, как правило, дороже путешествия в самолёте. Слышала, что в штате Гавайи планируется построить сеть железных дорог, но слышала также и о том, что многим людям это идея не нравится. Ну, а справедливости ради скажу, что грузовые поезда в моей округе в Америке есть, даже в нашем маленьком городке, в окрестностях которого я проживаю, я вижу время от времени движущиеся грузовые составы. Когда-то, это очевидно, в нашем городке останавливались и пассажирские поезда, ведь сохранилось здание вокзала, но сейчас в нём расположена местная галерея для художников.
 
Как только я зашла в здание Витебского вокзала Санкт-Петербурга мне сразу бросилось в глаза наличие проверочной рамки для пассажиров в целях безопасности, такой же, как и в метро теперь, далее ещё один проверочный автомат с прикладыванием штрихкода на билете. Кстати, о билете. Я – новоиспечённая пенсионерка Российской Федерации, поэтому всех своих льгот ещё не успела узнать и выучить. Поэтому я была приятно удивлена, узнав, что билетик от Санкт-Петербурга до Пушкина и обратно стоит для меня всего лишь одну десятую часть от обычной стоимости билета, то есть 9 рублей 60 копеек.
 
Электричка мне попалась старая с жёсткими сидениями, с грязными в подавляющем большинстве окнами, через которые к тому же особенно сразу после того, как трогается электричка смотреть, собственно говоря, было нечего. За окнами электрички проплывало много уже разрушенных зданий и зданий буквально «дышащих на ладан». Но. Я безо всяческих на то моих усилий, с лёгкостью не обращала на это всё внимания. Я радовалась, как ребёнок тому, что я просто еду на поезде.
 
И вот я на вокзале города Пушкина, на прилежащей территории которого, кстати, проводятся то там, то сям ремонтные работы. Это очень хорошо так, как чувствуется, что ремонт вокзалу и прилежащей к нему территории очень нужен. Раньше мне всегда нравился вокзал Пушкина, а сейчас как-то сразу видно, что его былой лоск и привлекательность поблекли.

Зато, как только я вошла в ворота Екатерининского парка и немного осмотрелась, прогулялась, то во мне начали постепенно-постепенно нарастать чувства восторга и изумления. Дело в том, что я увидела много достопримечательностей, которые полностью отреставрированы и которые раньше я могла, к примеру, разглядывать лишь снаружи. Как я поняла, реставрационные работы многих достопримечательностей стремились окончить в 2010-ом году к трёхсотлетию музея-заповедника. В павильоне «Эрмитаж», который мне удалось посетить нашей группе попалась экскурсовод, которая говорила тихо-тихо. Я всё гадала отчего это: то ли она бережёт свои связки, то ли в буквальном смысле не смеете тревожить тишину в исторических залах. Вот и про этот момент (сроки реставрации), как я ни старалась прислушиваться, но расслышала мало.
 
Информационный буклет, который выдаётся каждому посетителю вместе с входным билетом в парк приглашал посмотреть-посетить тридцать(!) исторических достопримечательностей (мест или зданий), расположившихся на огромной территории двух парков – Екатерининского и Александровского. Ого! Я быстро сообразила, что мне предстоит сделать трудный выбор, дабы рассчитать свои силы на посещение нескольких достопримечательностей. Свежими силами, понятное дело, я обладала сразу после входа в парк, поэтому как-то так само получилось, что настроение было посетить то, что было рядом у входа. А это оказались три примечательных здания, расположенных в той части Екатерининского парка, которая называется регулярным.

Кстати, каждый турист, наверняка, знает, что во время осмотра достопримечательностей надо рассчитывать не только свои физические силы, а надо учитывать ещё и тот факт, что в какой-то определённый момент наступает пресыщение восприятия всего и после этого оно или притупляется, или отсутствует напрочь.
 
Я упомянула в начале моего рассказа, что так получилось, что поездка в Пушкин пришлась на выходной день. Скорей всего именно по этой причине очередь из желающих посетить Екатерининский дворец была такая огромная... Я, пожалуй, никогда не видела и здесь, и вообще за всю мою жизнь такой длинной очереди. Поэтому вопрос о моём посещении дворца решился очень быстро и сам собой – я решила не ходить. У меня были большие сомнения по поводу того, хватило бы мне сил в результате на осмотр самого дворца после стояния в такой неимоверно длинной очереди. В мою бытность ленинградкой-петербурженкой я была внутри Екатерининского дворца несколько раз, всё видела, включая одну из самых его знаменитых достопримечательностей – янтарную комнату.

Здание дворца снаружи, по всей видимости, было не так давно окрашено, а мне помнится, что несколько лет назад (более десяти) один из трёх применённых для декорации здания дворца цвет был тёмно-бирюзовым, а теперь он тёмно-голубой. Архитектор Растрелли предпочитал при выборе цветов три цвета: белый, голубой и золотой. Вот и павильон под названием «Эрмитаж», который я посетила, тоже окрашен в эту цветовую гамму. В нём я никогда раньше не бывала.

Да, теперь после увиденного мной в павильоне «Эрмитаж» я могу себе представить, как когда-то удивлялись и поражались все гости, приглашённые на обед и бал в «Эрмитаж», ведь опускающиеся и поднимающиеся обеденные столы в то время называли «летающими». Надо заметить, что двигались вверх-вниз не только столы, но и части столов: центр стола и круглые части небольшого размера, где стояли непосредственно тарелки обедающих людей.

Однажды, как нам было рассказано экскурсоводом, Александр Васильевич Суворов, будучи приглашённым на званый обед в «Эрмитаж», написал, как и было там зведено, мелком свой заказ – гречневую кашу и... О, ужас! В царской кухне то ли не нашлось гречневой крупы, то ли ещё что-то послужило причиной, но его заказ не был выполнен. Он, как говорят теперь на экскурсии – это единственный человек за всю историю светской жизни «Эрмитажа», который остался недоволен обедом. И это при том, что в меню были всевозможные экзотические блюда, включая даже такое блюдо, в котором использовался довольно странный, на мой взгляд, ингредиент. Судите сами, я говорю о щёчках сельди. Не о сельди, а именно о щёчках сельди. А Александра Васильевича я очень хорошо понимаю – сама являюсь большой почитательницей гречневой каши, которую ела в России едва ли не каждый день моего пребывания, ведь в моих краях, где я живу в Америке гречневой крупы в продаже нет. Гречу, как культуру в Соединённых Штатах не выращивают.
 
Упомяну вкратце общеизвестный факт, что город Пушкин во время Великой Отечественной войны был оккупирован фашистами. И то, что сейчас люди смотрят во дворцах и парках этого замечательного города-спутника Санкт-Петербурга, приезжая со всех концов света, представляло собой руины. Павильон «Эрмитаж» тоже сильно был разрушен во время Великой Отечественной войны и почти всё в нём было воссоздано заново. И только наборный паркет в «Эрмитаже» подлинный. Поэтому в этом дворце посетители одевают сначала бахилы, а в некоторых залах поверх бахил ещё и войлочные тапочки чтобы не дай Бог не нанести даже малейших повреждений старинному паркету.
 
Старинный механизм по поднятию-спуску так называемых «летающих столов» был отремонтирован, восстановлен, поэтому в наши дни появилась возможность демонстрировать его работу посетителям «Эрмитажа». Сначала можно было видеть, как механизм срабатывал для гостей, сидящих когда-то за царским столом, а затем можно было видеть, как работали слуги, обслуживающие работу этого механизма. Чтобы это можно было посмотреть необходимо было побывать на обоих этажах павильона. К слову сказать, обслуживанием механизма (доставкой готовых блюд) занимались двадцать слуг, которых гости никогда не видели. Так это или не так, но экскурсовод объяснила, что пожелал этого царь Пётр Первый, чтобы слуг, а, иначе говоря, рабов не было видно. У меня при этом что-то не складывается в голове, чтобы эта идея могла принадлежать, как было сказано, именно Петру Первому. Ведь к тому времени, как его дочь Елизавета решила из «места для уединения», которым по идее вначале должен был быть «Эрмитаж», сделать павильон для званых обедов и балов царь Пётр уже скончался. Ну, да ладно, все могут ошибаться и заблуждаться: и экскурсовод, и я.
 
Демонстраций движущихся столов в павильоне «Эрмитаж» в течение дня проводится ограниченное число раз в определенные промежутки времени, означенные в расписании. Делается это, наверняка, для того, чтобы пощадить старинный механизм. К слову сказать, что на моих глазах и группы в пятнадцать человек, с которой я посещала павильон от механизма с шумом отлетела вниз некая металлическая деталь, поэтому я хорошо понимаю всё существующие ограничения для осмотра механизма. Кстати, в «Эрмитаже» некогда присутствовала ещё одна новинка технической мысли человека тех времён – это подъёмник для приглашённых гостей, то есть гости не поднимались по лестнице ногами. Некий прототип современных лифтов. Только тогда подъёмник был рассчитан на одного человека, сидящего на стульчике, как на качелях.

Екатерининский дворец — это подарок Петра Первого своей жене Екатерине Первой. С него всё началось. Нам продемонстрировали до начала экскурсии короткий по времени фильм, рассказывающий о главных вехах преобразований здания Екатерининского дворца и прилежащих к нему территорий. Мне очень понравился фильм – в нём так понятно и так наглядно с помощью компьютерной техники было показано, как за триста лет здесь всё видоизменялось.

Сменялись царицы: Екатерина Первая, Елизавета Первая, Екатерина Вторая. Сменялись эпохи, а для нас всё это промелькнуло за семь минут фильма... Незабываемо. Я была очень впечатлена от увиденного. В принципе, слово «Эрмитаж» обозначает место для уединения. Здание, кстати, действительно находится на некоем отдалении от Екатерининского дворца. Но, Елизавета Петровна, дочь Петра Первого, взошедшая на престол, известная, как большая любительница праздников, различных увеселительных мероприятий, шумных веселий, затей и шутих превратила «Эрмитаж» в место, где проводились пышные обеды с танцами. Мне, как женщине интересны такие стороны жизни Самодержицы, на которые мужчины, скорей всего, не обращают внимания. Мне же напротив удивительно слышать, к примеру, что после смерти Елизаветы Первой осталась коллекция платьев в пятнадцать тысяч(!) экземпляров и тот факт, что она ни разу не надевала одно и то же платье во второй раз, зато в течение дня могла менять платья по нескольку раз. Одно из её платьев было заново воссоздано современным дизайнером одежды по картине с изображением Самодержицы и сейчас оно здесь в павильоне «Эрмитаж» демонстрируется, висящим на манекене. Как только в Википедии наберёшь «Елизавета Петровна», то сразу можно увидеть фотографию картины с императрицей именно в этом платье. Когда это проделала я, то заодно я рассмотрела и портрет молодой Елизаветы Петровны. Судя по увиденному, она и вправду была красавицей, о чём непременно говорят и пишут везде, когда речь заходит именно об этой русской императрице.
 
Похоже, она и сама это очень хорошо понимала. Вероятно, оттого и страстно любила наряжаться, обожала всё, что было связано с одной из сторон жизни царственных особ, а именно приёмы, балы и тому подобные мероприятия, где она могла бы быть на виду, блистать своей красотой. И недаром, когда красота её поблекла, она резко сменила свой образ жизни, сообразуя его с тем, чтобы как можно меньше её видели постаревшей и подурневшей.

 Я посетила павильон «Грот» и мне удалось испытать очень сильные ощущения, находясь в нём. Он открыт теперь для посещения внутри, карет в нём больше не хранят, как раньше до реставрации. Он пустоват внутри, но именно благодаря этому факту в нём редкостная акустика. Поэтому в «Гроте», наверное, и решили демонстрировать для посетителей акустику этого здания. Один мужской вокальный ансамбль Екатерининского дворца время от времени исполняет акапелла старинные русские песни. Двери в «Грот» во время этого исполнения закрываются, наверное, во избежание всяческого шума извне и ансамбль, в котором я лично расслышала четыре разных голоса (бас, баритон и так далее) начинает петь. В эти мгновения я как-то очень остро прочувствовала, какой всё же волшебный инструмент (голос) дан человеку Богом, особенно некоторым избранным талантливым певцам.

Причём не важно, очень тихо поют мужчины-певцы или наоборот очень громко (а они как раз демонстрируют и то, и то) – голоса звучат отменно, иногда, мне казалось, что у меня все внутренние органы вибрировали в унисон с издаваемыми певцами звуками. Пробрало меня очень хорошо это необычное исполнение. Однако, я была удивлена, что текст песни для меня был едва уловим. Как будто бы я слушала песню не на родном мне русском языке, а на каком- то мне непонятном. Странно. Я видела много иностранцев, слушающих рядом со мной этот мужской ансамбль и тогда ещё отметила для себя, что одинаково для них и для меня непонятны слова песни. Может и итальянцы, когда слушают оперы на родном итальянском языке не очень хорошо понимают текст?

Помню, мне так хотелось самой что-либо спеть под сводами этого удивительного "Грота".

После посещения «Грота» я побрела наугад по Екатерининскому парку и, немного погодя, я подошла к небольшому, но интересному по архитектуре зданию, в котором я никогда раньше не бывала. Это, как оказалось, было здание под названием «Нижняя ванна» или иначе «Нижняя мыльня». А я как раз незадолго до этого дня очень горевала, что не могу сходить в русскую парную, которую каждый раз посещала, когда приезжала в Россию. Моя любимая баня с русской парной была закрыта на профилактический ремонт и должна была открыться в тот день, когда я уже должна была перелетать через океан. Подумала, что хоть послушаю и посмотрю, как раньше в России мылись. И зашла в здание мыльни, предназначавшейся раньше для помывки придворных. В 18-ом веке здание называлось «Кавалерской мыльней», здесь мылись придворные и мужского пола, и женского пола, и их дети.

Так, как помещения внутри мыльни небольшие, то одиночным посетителям выдаются аудиогиды, с которыми можно ходить, всё рассматривать и слушать самостоятельно о том, что у тебя перед глазами. Мне понравилось внутри мыльни. Такое ощущение сложилось во время посещения мыльни, что только минуту назад здесь были люди, те из давно минувших времён и ещё в следующую минуту я смогу увидеть кого-нибудь из них, что кто-то из дам или кавалеров зайдёт сюда.

Запомнились роскошные гранитные ванны, устланные хлопчатобумажными полотнами внутри. В них набиралась вода как горячая, так и холодная через краны по трубопроводу. Такие ванны с тканями я видела раньше только в исторических фильмах. Умиление вызвали перечисленные в подробностях разные средства для помывки, существовавшие в 18-ом и 19-ом веках. Что-то из средств пользовалось большим успехом у женщин, то же самое у мужчин или детей. Что-то было супермодным. Что-то простым, но гигиеничным и тоже по этой причине было очень востребованным. Кто-то предпочитал продукцию именно одного завода-производителя, а кто-то другого. Всё как у нас, в наши дни. В комнате, где парились запомнилась печка, в которую подкидывали в ковшике воду с запаренными травами на… пушечные ядра. В ней висели берёзовые веники. Три уровня высоты на разный вкус и желания париться внизу или наверху. Шайки из дерева, мочалка из лыка. Стены, пол и потолок деревянные. Удивилась, что шампунь для мытья головы, оказывается, уже был в 18-ом веке.

Как мне показалось, особым шиком для тех времён был довольно глубокий бассейн с прохладной водой под крышей этого же здания мыльни, расположенный в центре здания.

В комнате, предназначавшейся для отдыха после банных процедур, принятия ванны и купания в бассейне стояла мебель для отдыха, на которой можно было полежать или посидеть, попить чай из душистых трав, квас с добавлением мяты. Всё очень камерно, уютно. По всему видно, что для сословия дворян, как части русских людей баня была, как что-то из разряда удовольствия. От этого и столько приятных мелочей на каждом шагу, которые призваны были увеличить удовольствие. Среди простого люда было принято в парной плескать воду на разогретые камни, оттого печки в банях назывались каменками. Но, оказывается камни хуже держат тепло, чем чугунные пушечные ядра. Вот поэтому в парной «Кавалерской мыльни» и использовались именно чугунные ядра, а не камни.

Однако, это очевидно, русские люди какого-бы сословия они не были, они всегда любили баню. И это было для них не только необходимым средством по уходу за телом. Это было для русского человека удовольствием. Напитки после парной, травки для аромата в парной, веники березовые (и не только), всевозможные полезные процедуры, как в парной, так и сразу после неё – сколько всевозможных атрибутов вокруг да около мытья в русской бане! 

Мне вспомнилось, что когда мы с мужем посещали одно из богатейших у нас Юге США старинных поместий, владельцами которого были обладатели огромных плантаций сахарного тростника в 17-19-ом веках и в котором в наши дни находится музей, то нам тоже был продемонстрирован (разумеется без людей) способ мытья богатых людей в прошлые века. Вся процедура была настолько простой… Нам показали таз со скамеечкой и кувшин. То есть человек стоял в тазу или присаживался на скамеечку, намыливался, а слуга (раб или рабыня) поливал/поливала воду из кувшина. Вот и весь процесс помывки. Разница между богатыми и бедными состояла лишь в том, что богатые могли себе позволить мыться чаще, вот и вся разница. То ли дело мытьё в бане, в мраморной ванне или бассейне после парилки! Целая процедура со своими правилами, обычаями и всевозможными милыми мелочами. Причём с обязательным получением во время процедуры удовольствия.

Надо заметить, что на территории музея-заповедника раскинулись парки на любой вкус: и в регулярном стиле, и в ландшафтном. На всякий случай упомяну, что регулярному стилю присущи геометричность, симметрия, стриженые деревья и кусты. А ландшафтному стилю присущи естественный вид деревьев и кустарников, свободные формы в очертаниях элементов парка, схожие с природными, отсутствие симметрии и чётких ритмов. А есть местечки в парке, выглядящие, как настоящий нетронутый человеком лес. В общем, каждый посетитель сможет выбрать из шестисот гектаров, занятых под парки что-то своё и погулять в той части парков, где ему комфортней всего находиться.

До тех пор, пока я была «бодра и весела», как говорили пионеры в одной чёрно-белой детской комедии советских времён, я получала удовольствие от прогулок в любой части парка: и в регулярном парке, и в парке ландшафтного стиля и диких уголках парка. А когда я стала чувствовать усталость, то мне нравилось лишь там, где на пути встречались лавочки.

Отложилась в памяти неожиданная встреча с римской мозаикой в здании под названием «Концертный зал» конца 18-ого века, построенного архитектором Кваренги. Шла я шла по парку, похожему на самый настоящий лес и вдруг это здание, построенное самим Кваренги. Внутри были только я и один единственный смотритель. Отреставрированное убранство внутри помещения: стены, потолок, скульптуры вдоль стен. И в центре здания огромные напольные мозаики, выписанные Петром Великим из Италии. На них два или три мифологических сюжета, из которых мне запомнился один – это похищение Европы. Когда я прочла на информационном стенде, что мозаики были сделаны в первом, втором и третьем веках нашей эры, я тихо ахнула. По ним, конечно, сейчас не ходят, они огорожены. Когда я побродила по «Концертному залу» и уже готовилась к выходу, озираясь напоследок ещё раз на мозаичный пол, зашли ещё три человека, стали осматриваться. Мне хотелось им сказать: «Куда Вы смотрите? Вот же, смотрите – перед Вами такая древность, мозаика второго и третьего веков н.э. Подумать только! И причём такая красивая!» Но каждого, это и понятно, не оставляет равнодушным или поражает что-то своё. Всё очень индивидуально.

Помню, в прошлый мой приезд в Санкт-Петербург я смогла посмотреть римскую мозаику, которую выставляли в Эрмитаже, а привезена она была на ограниченное время из Израиля. Мозаика, увиденная мной в Эрмитаже на специально посвящённой для неё выставке, и мозаики, увиденные мной в «Концертном зале» в Екатерининском парке схожи между собой по технике исполнения и цветовой гамме. Только, подумалось мне, одну возят, как необычайную редкость из страны в страну, а другие без шумихи и помпезности тихо и скромно лежат себе в некоем «Концертном зале», и приходят на них смотреть одиночные посетители, как я, а кто-то даже не обращает внимания на тот факт, что им около двадцати веков.

Где были мои глаза раньше, когда я посещала Пушкинский музей-заповедник, я не понимаю. Но я никогда не видела раньше так называемую «Скрипучую беседку». Это здание на самом деле вовсе не похоже на беседку. Это здание для меня выглядит как китайский храм в миниатюре. Ничего похожего во всех парках, прилегающих к Екатерининскому дворцу, на это особенное здание нет. Как я могла пропустить его раньше, я теперь теряюсь в догадках. Или его отстроили заново за время моего отсутствия в России?! Первоначально-то, Скрипучая беседка, как говорится в информационном буклете, была сооружена 1778-1786 гг. по проекту Ю. Фельтена. А своё название здание получило из-за поворачивающегося на ветру со скрипом флюгера.

Около необычайно красивого сооружения, называемого «Камероновой галереей» этим летом 2017-ого года можно было полюбоваться шикарными цветниками. Мне до этого никогда не удавалось видеть столь роскошных цветников в этом уголке Екатерининского парка. Почему этого не делалось раньше и почему это случилось сейчас осталось для меня тайной. Я с великим удовольствием проделала круг, обходя все эти немыслимой красоты и разнообразия цветники. Наверное, царские садовники выращивали в своё время именно такие великолепные цветники, а сейчас в данном уголке парка, констатировала для себя я, наблюдается настоящее паломничество и поклонение цветочной красоте. В некоторых местах были даже небольшие очереди из людей, желающих сфотографироваться на фоне цветов. Звёздами, на мой взгляд, в это время являлись царственные пионы. Они были представлены во всём своём разнообразии форм, размеров, ароматов и расцветок.

Чтобы посмотреть всё, что предлагается для осмотра посетителями заповедника-музея в Пушкине «с чувством, с толком, с расстановкой», как писал классик, понадобится, наверное, неделя как минимум. Иначе получится, как у меня: можно посмотреть каплю в море. А ведь есть ещё царскосельский лицей буквально через дорогу от входа музей-заповедник «Царское село», в котором учился Александр Сергеевич Пушкин и много других людей, ставших лидерами каждый в своей области деятельности и прославивших Россию своими деяниями. Слышала когда-то, что система обучения в царскосельском лицее была признана лучшей в мире. И зная об этом факте, однажды я отправилась и посмотрела экспозицию этого музея. Меня поразило, как всё там просто, без изысков и претензий организовано. А ведь это учебное заведение предназначалось для обучения детей дворянского сословия. Дети забирались из дома, от родителей, жили и получали образование здесь – в царскосельском лицее.

Мне всегда очень импонирует, когда мой муж-американец всем говорит здесь в Америке: «Непременно поезжайте в Россию, в Санкт-Петербург. Это самый красивый город на земле». Мне в этом случае даже добавить нечего к его словам, я просто стою рядом и сияю от гордости. Видела ли я красивые города здесь в Америке? Да. Не очень много пока, но видела. Но красота американских городов воспринимается мной, как чужая. «Чужая красота» — это не мой термин, его употребляли когда-то давно эмигранты первой волны, но только после эмиграции из России я сердцем поняла значение этих слов.

Луизиана, США
2018