Вперед на Шибаево

Иван Кривобоков
В пятницу вечером договорились ехать на рыбалку.  Заводилой как всегда оказался Андрей, именно он и подговорил всю компанию в выходные махнуть на озеро Шибаево.
 Вчетвером сложились на бензин и водку, продукты каждый взял с собой на два дня. Вовка и Славка жили в одном доме на Зеленом клину, а Игорь недалеко от них. Лишь Андрюха был из «Заречья», поэтому он сразу приехал на работу на своем пятиместном бортовом УАЗике. Кое-как дождались двух часов дня и, загрузившись в машину, рванули на далекое озеро.
Стоял октябрь месяц,  уже довольно хорошо ощущалась прохлада вечером, а по утрам на лужах блестел тонкий ледок, изморозь покрывала влажную землю. Путь предстоял неблизкий, примерно километров сто шестьдесят от города. Когда асфальт закончился, на смену ему пришла не совсем ровная гравийка.  Едва миновав половину пути, товарищи решили остановиться, размять спины и затекшие ноги. Выйдя из салона, все с жадностью закурили. В машине было много вещей, и Андрей сразу предупредил:
- Мужики, в машине не курить. Загорится что-нибудь, не дай бог. Потерпите до места.
Вовка вышел последним, держа в одной руке бутылку водки, а в другой  стакан и кусок колбасы:
- Ну что, парни, давайте по сто грамм за удачную рыбалку. Славка, держи граненый.
- Вы что, до места половина дороги осталась. Невмоготу вам что ли? Потерпите немного, - возмутился Андрей.
Но Володя уже открыл бутылку:
- Да брось, Андрюха, выпьем немного. Что мне теперь ее пальцем затыкать? Все будет нормалек, не переживай. Давай, Славка, не задерживай тару. Ну, за Шибаево.
Весело забулькала огненная жидкость в граненый стакан. Вовчик со Славиком махнули по половинке, водитель с Игорем отказались участвовать в этом мероприятии. Все быстро перекурили и запрыгнули обратно в машину. Андрей резко надавил на педаль, УАЗ запрыгал по кочкам. Успевшие выпить пассажиры весело травили анекдоты, не обращая внимания на болтанку.
Дорога свернула в огромный лес, то и дело машина ныряла в большие лужи, оставшиеся после дождя. Проезжая нужный маршрут, товарищи два раза видели на обочине сидящих глухарей, птицы выбирали мелкие камешки из придорожного песка. Уже ближе к финишу заметили в кустах кормящегося лося. Места были заповедные, и животное, не обращая внимания на проезжающие машины, мирно обгладывало ветки осины. Андрей посигналил, однако лось не повернул даже головы, тогда мужчина остановился. Друзья, выставив головы из окон, рассматривали сохатого. Лесной житель гордо и величаво, будто с насмешкой над людьми, медленно зашел в заросли.
- Да, силен рогач, вообще человека не боится. Поистине здесь рай для животных, хорошо, что заказник сделали, - шепотом проговорил Андрей.
Ближе к выезду из леса увидели рыжую красавицу-лисицу, мышковавшую в траве рядом с дорогой. На подъезде к озеру остановились еще раз, мужикам срочно понадобилось в кусты.
- Володя, доставай бутылку, теперь можно и по стольнику накатить, - сказал Андрюха.
- Так нету больше, мы со Славиком в дороге допили.  Сейчас другую возьму, - оправдывался Вовчик.
- Ну уж не надо. Сейчас подъедем, я сам буду банковать.  Разделю по совести, - грубо произнес Андрей.
По приезду встали метрах в пятидесяти от берега и принялись разгружать машину. С кузова вытащили дрова и запалили костер. Андрей еще в начале недели взял лицензии на рыбалку, поэтому с нетерпением достал сети и начал их распутывать. Игорь ножным насосом накачивал лодку, Вовка с соседом Славкой пытались поставить четырехместную палатку. Видя их тщетные попытки, Андрюха с матерками подошел к ним:
- Вы что палатку никогда не ставили? Игорь, иди сюда, помоги мне. Забивай колья, иначе придется нам в кузове спать. Хотя спать, наверное, сегодня не будем.
Через десять минут палатка уже стояла, мужики подсели к костру и достали продукты. Едва нарезали хлеб с салом и открыли консервы, как Вовчик уже подошел с початой бутылкой в руках:
- Давайте за удачную рыбалку вмажем, да перекусим немного.
Игорь с Андреем пить не стали:
- Я думаю, что пить есть сегодня кому. Я, пожалуй, воздержусь, иначе сети на берегу останутся, - с усмешкой произнес мужчина.
- Да ладно, Андрюха, все будет нормально. Сети поставить и на спиннинги щук наловить успеем, - заплетающимся голосом проговорил Вовка.
 Славка утвердительно поддакивал своему соседу:
- Все сделаем, все…
Взвалив на спины заранее заготовленные принадлежности, рыбаки отнесли их к берегу озера. Затем, взяв с собой фонари и лодку, отчалили от края. Игорь управлял резинкой, Андрей ставил и натягивал снасти. Темнота быстро сгущалась на побережье. Все сливалось в единое целое, лишь вода поблескивала от света рано вышедшей луны. В полном мраке в свете фонарей рыбаки еще долго устанавливали свои сети.
 Спустя два часа мокрые от пота и воды мужики вернулись к машине. Остатки костра дотлевали, чайник с холодной водой стоял на земле. Двое заядлых рыбаков мирно храпели в палатке, продукты как попало валялись вокруг очага.  Игорь подкинул дров, пламя быстро охватило сухие березовые поленья, и они присели рядом с огнем в надежде хоть немного просушить одежду.
- Ухи надо бы сварганить, да рыбы пока нет. Часа через полтора пойдем сети проверять, наверняка что-то будет, - зевая, проговорил Андрей.
- Да, ушицы на берегу обязательно сварим. Пожалуй, вкуснее ничего на природе не бывает, - поддержал разговор Игорь.
- Был у меня дружок (царство ему небесное) Васька Данилов, так он до того уху уважал, что если поймает пескаря или чебака в Бии, то обязательно сварит. Если нет котелка, он в кружке приготовит и с удовольствием выпьет. Лишь бы рыбой пахло. Заядлым слыл рыбаком, так и умер в лодке с удочкой в руках – сердце отказало. Хороший человек, совсем молодым ушел из жизни, я часто его вспоминаю добрым словом. 
Глядя на огонь, всегда приятно поговорить по душам, мужики и не заметили, как быстро пролетело время. Взяв фонари, они направились к лодке. Подмерзшая трава шуршала под ногами, легкий морозец сделал свое дело. Тонким ледком покрылся край озера, с шумом он кололся под натиском высоких болотных сапог. Медленно и осторожно рыбаки сели в лодку и, стараясь не шуметь, осветили снасть. Вся ее середина полностью погрузилась  в воду:
- Есть рыба, Игорь. Смотри, как блестит.
Андрюха начал поднимать верх сети. В светлой воде, пронзенной лучом света, отражалась золотом чешуя крупных карасей. Каждый из них был не менее килограмма весом, а в длину превышал размерами ладонь взрослого мужика, и значительно шире. Улов плотно засел в ячейки, рыбаки с трудом выпутывали его, иногда просто приходилось пропихивать через крупную ячею или разрывать ее. Попадался крупный красавец-окунь, острые иглы его плавников доставляли немало неприятностей мужчинам, пытавшимся вытащить его из сети.  Не один раз они матерились и вскрикивали от боли, шипы с легкостью втыкались в грубые ладони мужских рук. Попало несколько крупных (килограмма по три) щук, зубастые хищницы накручивали вокруг себя столько капроновых нитей, что приходилось все резать. В самом конце снасти, уходящей в глубину, стояли уже уснувшие два больших судака.
- Вот это рыба! Только ради нее стоит ехать на рыбалку, - воскликнул Андрей.
- Я думаю, еще судак будет.
Очистив снасть от водорослей, рыбаки поплыли к следующей сетке. Это была сороковка, в нее угодило несколько небольших щучек и с десяток окуней. Игорь поделился мыслью с Андреем:
- Может, уберем эту сеть? Ячея слишком мелкая. Даже карась не зашел.
- Да, наверное, ты прав, мелочь нам ни к чему, - согласился Андрюха.
Быстро собрали рыболовное приспособление и бросили на днище резинки, оставалось проверить четыре сорокаметровых шестидесятки.
- Посмотрим еще одну, да надо будет рыбу уносить. Тяжело грести, лодка тяжелая, - предложил Игорек.
Подул ветерок, мокрые руки рыбаков сразу замерзли. Еще не совсем полную луну закрыли набежавшие тучи, стало совсем темно. Кое-как в свете фонарей  нашли начало сети и начали вытаскивать рыбу. На этот раз в снасти были только караси, но совсем другие - черного цвета. Улов разложили в два мешка и, взвалив на плечи,  двинулись к палатке.
Костер почти прогорел, из-под полога по-прежнему доносился храп горе-рыбаков. Подкинув дровишек и немного отогревшись, напарники вновь ушли на озеро. Оставшиеся сети проверили довольно быстро, мелочи не было, в крупную ячею попала только солидная рыба. Опять вытащили три больших судака, штук полста килограммовых карасей разной окраски, и с десяток зубастых щук.
- Сейчас унесем улов, да вздремнуть немного надо. Как думаешь, Игорь? – спросил Андрей.
- Я не против. Руки с непривычки от весел устали , аж ноют, - согласился напарник.
Перенесли рыбу и пошли в палатку будить мужиков.
- Подъем, рыбаки! Проспите все на свете, - крикнул Андрюха.
- Ваша очередь сети трясти, мы с Игорем спать ляжем.
 В свете фонаря сонные и еще не проспавшиеся мужики на карачках выползли из палатки.
- Подбросьте в костер дров, чаю вскипятите. Нас разбудите, когда светать начнет.
Вовка ответил хриплым голосом:
- Все сделаем, парни, отдыхайте.
Затем, увидев лежащий на траве улов, радостно завопил:
- Ни хрена себе! Смотри, Славик, сколько рыбы они поймали.
Едва занялся рассвет, рыбаков разбудил пьяный голос Славки:
- Вставайте, мужики, чай горячий. Скоро солнце взойдет. Вовка уже ушел щук ловить.
Напарники поднялись и вышли к костру. Наскоро перекусив и попив крепкого чаю, пошли к воде. На берегу, шатаясь из стороны в сторону, стоял Володька и пытался забросить спиннинг. Рядом на половину в воде лежала его  полунакачанная одноместная резинка. Закинув несколько раз блесну, он все-таки сделал заброс – тройник прочно засел в резиновом носу лодки. Как рыбак-профессионал Вовка сделал резкую подсечку и, не удержавшись на ногах, бултыхнулся мордой в воду. «Пшшш..» - послышался звук шипящего воздуха, выходившего из порванной резинки. Мужики кинулись на помощь Володьке, который, скользя руками по илистому дну, падал лицом в грязь. Оттащили его на берег, а спиннинг и лодку закинули в прибрежную траву.
- Иди, ложись спать! С утра уже нажрался как свинья, - материл его Андрюха.
- Чтобы до нашего прихода не выходил из палатки, иначе ты у меня пешком домой пойдешь. Рыбак несчастный, только лодку загубил.
Уже засветло мужики стали проверять сети и сразу же складывали их на корму. Оставаться еще на один день Андрей отказался:
- Дал бог помощников, с ними только водку пить хорошо, да и то если успеешь.
Сняли с сетей еще половину мешка крупной разнорыбицы и направились к берегу. Пока двое спали в палатке, другие собирали вещи и складывали в машину. Улов, как и положено настоящим рыбакам, разделили на четыре кучки. Андрей пошел будить горе-рыбаков:
- Вставайте, ханыги, быстро собирайте палатку и пойдем рыбу делить. Давайте по-шустрому, я сейчас машину прогрею, и сразу поедем домой. Устал я с вами, спать хочу.
Чтобы не было никому обидно, улов делили по-братски.  Игорь стоял рядом  и показывал пальцем на кучку:
- Это кому?
Повернувшись спиной к нему, Андрей отвечал:
- Это Вовке. А это мне.
Каждому из четырех досталось килограммов по шестьдесят крупной озерной рыбы. Мужики сели  в машину и тронулись в обратный путь. Повернувшись назад, Игорь увидел, как Вовка вытащил из рюкзака половину бутылки водки:
- Давай, Славик, хряпнем по соточке за удачную рыбалку. Съездили отлично!