Синдром Отелло

Ольга Галл
Это сильное и неконтролируемое чувство известно с тех пор, как Адам и Ева перестали быть единственными людьми на планете. Хотя первая земная женщина вовсе не была первой подругой Адама. Сначала Бог создал для него из огня Лилит, но горячая красотка отвергла обыкновенного мужчину. Встретив себе подобного, она сбежала к нему. Возможно, то, что испытал тогда оскорбленный Адам, и было первым в мире чувством ревности?

ОТДАЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ЛЮБВИ

История с Адамом закончилась хорошо: пожалев брошенного, Господь сотворил из его ребра Еву - "плоть от плоти"... Однако первобытное чувство ревности раз и навсегда пронзило сильный пол. Многие великие высказывались по поводу этой мощной страсти. "Чудище с зелеными глазами, глумящееся над своей добычей", - так  определял ее Вильям Шекспир. "Вовеки счастья не вернуть былого, когда ужалит  ревности змея". - сокрушался Мигель  Сервантес. "Ревность - это искусство причинять  себе еще больше зла, чем другим", - утверждал Александр Дюма-отец.

Забытый нынче российский поэт Евгений Долматовский в свое время выступил в защиту вечного страдания: "А ревность - пускай отдаленный, но все-таки признак любви", - убеждал он. Очевидно, в этом есть частичка правды - легкий налет ревности никому не помешает. Некоторые представительницы прекрасного пола даже обижаются, если любимые полностью доверяют им - это воспринимается как равнодушие. Кстати, такие женщины обожают провоцировать сильный пол - сами себе покупают цветы и подарки, организовывают якобы компроментрующие звонки по телефону, демонстративно заигрывают с другими мужчинами и сочиняют истории о своих романах.

Помните, как набивала себе цену героиня Ирины Муравьевой в лирической комедии? Когда за ней после работы подъехал муж подруги и под громкую музыку увез в неизвестном направлении, это произвело фурор среди равнодушных коллег, среди которых был и ее избранник.

Что ж, подобные уловки вполне приемлемы, когда речь идет о дозированной ревности, то есть о легком и подталкивающем к действию чувстве. В некоторых обстоятельствах она может выступать в качестве... комплимента. Недаром говорят, что лучший комплимент к золотой свадьбе - сцена ревности.

ТАК НЕ ДОСТАВАЙСЯ ЖЕ ТЫ НИКОМУ!

Психологи различают несколько видов этой страсти. Собственническая, или тираническая ревность - когда объект любви воспринимается как  безраздельно принадлежащая ему вещь. "Так не доставайся же ты никому!" - воскликнул герой  пьесы  Алексея Островского "Бесприданница" и застрелил невесту. Чаще всего такие чувства не имеют к любви никакого отношения - эгоисту просто не хочется отдавать свое.

Есть ревность соперническая, или ревность"от ущемленности" - когда в каждом человеке видится соперник. Таким "зрением" отличаются люди с мнительным характером.  Подобные ревнивцы склонны преувеличивать неприятности, страдая от комплекса неполноценности. Они считают себя хуже избранника или избранницы и вместо того, чтобы совершенствоваться, стараются принизить партнера обвинением в неверности. Поэтому-то такие ревнивцы и ревнивицы не желают слышать никаких доводов и оправданий - им это просто невыгодно.

Интересна так называемая ревность от опыта. Ею страдают представители обоих полов, в свое время "перебравших" по части любовных похождений. Особенно это ярко проявляется у мужчин, имевших до брака многочисленные романы и интрижки с замужними дамами.  Ревнивец так часто наставлял рога другим мужьям, что ни за что не поверит в верность жены.  Женщины, имеющие внушительный послужной список покоренных женатиков, тоже с недоверием будут относиться к собственному супругу, дескать, я вас всех, изменщиков, как на рентгене вижу.

Еще один вид ревности - ревность от обывательских обобщений. "Не верю им, потому, что все мужчины одинаковы!" - говорят дамы, считающие себя лучше и чище "этих грубых похотливых самцов". Можно подумать, что мужчины изменяют им с инопланетянками... Сильный пол тоже использует свою логику: "Все они - кошки, и эта не лучше!"

...А ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕТ

Еще страшнее ревность на уровне бреда, навязчивой идеи.  В таком случае воображается гипотетический третий, хотя его и в помине нет. О таких говорят: и к столбу приревнует. Особенно подогреваются подозрения алкоголизмом и половой слабостью. Параноик даже, казалось бы, приятную  для нормального мужчины фразу: " Я бы хотела видеть тебя чаще, дорогой!" - истолкует по-своему. "Ага, ей уже меня не хватает - значит, может пойти налево..." Один супруг мечтательно говорил: "Вот если бы у тебя было изуродовано лицо, я бы жил спокойно".

Ревность к прошлому больше характерна для сильного пола. Очевидно, здесь играют роль стереотипы: когда женщина выходит замуж за многоопытного ловеласа, решившего наконец бросить якорь, - ей льстит, что до этого он лишь развлекался, а для брака выбрал ее. Мужчина же, взяв в жены красотку с бурным прошлым, наоборот, со временем может почувствовать себя околпаченным: никто на ней не женился, а я , дурак, взял! Представительницы прекрасного пола тоже подвержены бредовым подозрениям и депрессиям. Особенно страдают те, что сидят дома и не реализуются - у них много времени для фантазий.

И все же переживания мужчин-ревнивцев глубже, мрачнее. Тяжесть их страданий, накал страстей порой настолько сильны, что их просто невозможно обуздать. Лучшие классические произведения обязаны своими сюжетами этому сакраментальному чувству.  Несчастный мавр, задушивший юную красавицу Дездемону, так прославился, что ревность стали называть "синдромом Отелло".  Строчки из трагедии до сих пор не перестают волновать читателей: "Ревнивца убеждает всякий вздор, как доводы Священного писанья..."

Безумие мужской ревности может быть действительно страшным. Лермонтовский "Маскарад" так потрясает трагизмом, что начинаешь жалеть не жертву, а ее страдальца-мужа. "Все ясно ревности, а доказательств нет..."

Как писал Вольтер, бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие". Кстати, в наше время в уголовном праве ревность не рассматривается как смягчающее обстоятельство.

РОГОНОСЕЦ - УДАР ПО ИМИДЖУ

Согласитесь, мужчине действительно тяжелее пережить измену. Ведь женщину не называют рогатой, и той, "у которой муж гуляет", сочувствуют. А над одураченным супругом потешаются. Кстати, если проанализировать анекдоты, то об обманутых женщинах их практически нет - а ведь в большей части байки сочиняют мужчины.

"Приезжает муж из командировки..." Получается, мужчина смеется над себе подобными, но не дай Бог его самого назвать рогатым! Хоть и часто говорят о ревнивых женах, выслеживающих мужей, все-таки для слабого пола измена - это личная драма. Для мужчины же - удар по имиджу, престижу, иногда чуть ли не крушение мира.

Сыграть на ревности, чтобы расправиться с человеком - что может быть убийственней? Когда Александр Пушкин получил послание, где его выставляли рогоносцем, ему пришлось защищать честь жены и свою. Чем это закончилось, известно...

Интересно, что сами ревнивцы в рейтинге отрицательных черт женского характера ставят ревность чуть ли не первое место. Художественная литература и это отразила, оставив нам образчик двойного стандарта мужской жизни. "И ревность должна ее быть невесомой, и верность должна ее быть, как гранит", - так в стихотворной форме Игорь Северянин воплотил в жизнь мечту сильного пола об идеальной женщине.
Хочется закрыть тему словами рассудительного Оноре де Бальзака. "Ревновать женщину по меньшей мере нелогично, - писал он. - Что-нибудь одно из двух: вас любят или вас не любят. В обеих крайностях ревность совершенно бессмысленна".