Ломы. Малина

Виталий Бердышев
Лесная малина является одной из самых целебных ягод в наших краях, не говоря уже о ее прекрасных вкусовых качествах. Поэтому сбором ее заманиваются многие любители и знатоки леса. В былые времена планового ведения лесного хозяйства в ломовских лесах заросли плодоносящего малинника были повсюду. Они появлялись на просеках, на молодых вырубках, на опушках леса, охватывая порой значительные территории. Возникали они как-то сразу, внезапно, через два-три года после образования вырубки, и так же внезапно исчезали после нескольких лет обильного плодоношения, сменяемые разрастающимся кустарником и молодыми деревцами. Поэтому в лесах плантации малинника постоянно менялись (как и других ягодников), и любителям малиновых сборов приходилось каждый год их разыскивать заново.

Урожаи малины тоже чередовались год от года. Порой несколько лет малинники стояли пустыми, но бывали сезоны, когда малиновые заросли были красны от ягод, и ягоды были сочными и крупными, - вполне сравнимые с выращенными на наших садовых участках. Вкус же и аромат лесной малины был просто бесподобным, особенно созревшей на открытых сечах. Незабываемая красота таких ягодников осталась в памяти до сих пор.

Собирал я малину и в ближайших лесах, по дороге на болото, и за болотом, у Дворишкового поля, и в лесах напротив деревни Голяково, и за сторожкой, и даже у болота. И приносил домой полные бидоны. Но это были семидесятые и восьмидесятые годы. С середины девяностых, с началом хищнических вырубок леса, количество малинников в лесах значительно уменьшилось. И главное, они стали хуже плодоносить. Вроде, и свободного пространства, и завалов из веток и стволов деревьев стало больше, а всё равно не то - не плодоносит малина, да и только. Ягода мелкая, объеденная, порченая. Да и вкус не тот - всё больше кисловатым становится. Не принимает она современную систему нашего лесного хозяйства, противится ей, сопротивляется. Выживает до новых светлых времен, пока мы не одумаемся, не наберемся ума-разума и не начнём хозяйствовать в лесах по-научному, - планово и осмотрительно.

Вроде бы, уже и начинаем одумываться. Стали появляться свежие, чистые вырубки, дренированные канавами и с молодыми посадками сосны и ели. Одна такая (целевая!) вырубка появилась у трассы на Голяково несколько лет назад. В 2015 году, по весне, я неожиданно обнаружил на той сече молодые побеги малинника, распространившиеся по всей вырубленной площади. Обрадовался возможным урожаям в будущие годы. А он неожиданно зацвел в июле и стал наливаться ягодами. Я до последнего момента не верил в возможность плодоношения - обычно малинник плодоносит на второй - третий годы. Но когда увидел созревающие, краснеющие ягоды, был в восторге от произошедшего. И как не радоваться! Последние несколько лет я вообще не собирал малины, находя лишь случайные кустики в лесу. Даже на обширной сече, напротив Голякова, удавалось собрать не более одного-двух литров. А тут - огромное открытое для солнца пространство, и всё в ягодах! На всякий случай походил по сече (собирая оставшуюся землянику) и отметил для себя наиболее обильно плодоносящие делянки.

А потом, с середины июля, начался сбор. Пришел я за ягодами одним из первых, после нескольких дождливых дней. Ягода уже частично поспела и была пригодна для сбора. Особенно хороша она была на северной части сечи, почти у самого леса. Там кусты были выше, и ягоды крупнее. В этот раз я довольствовался одним бидоном, на наполнение которого затратил около двух часов. Но полное удовольствие от сбора стал получать через несколько дней, когда большая часть ягод уже налилась и они легко отделялись от плодоножек, быстро наполняя ладони.

Мне трудно собирать малину - не могу работать стоя. Но тут, при сравнительно низкорослом малиннике, можно было использовать свой обычный метод сбора - на коленках с подвешенной на шее набиркой, или даже бидоном. Оставляю сумку с ярким пакетом (чтобы издалека была заметна) на видном месте, передвигаюсь от куста к кусту полуползком и собираю с каждого по одному-два, а то и более стаканов ягод. Тут уж выискиваешь самую крупную и спелую - выбор огромный. Больше всего сравнительно мелкой (но очень сладкой и ароматной) ягоды. Она висит крупными, почти полностью спелыми кистями, которые можно просто стряхивать в набирку. Быстро, но порой грязновато. Предпочитаю собирать по ягодке. Довольно часто попадаются кусты с крупной удлиненной ягодой (настоящей садовой). Она еще не вся поспела. Замечаю на будущее. Но особенно радует самая крупная - округлой формы; растёт на невысоких кустиках и отдельных веточках, - в основном в завалах валежника. До неё трудно добраться, но ею быстро наполняются ёмкости.

Приятно, когда наполняешь один бидон, второй, затем свободные набирки. Руки липнут от малинового сока, от них исходит сладкий аромат. Во рту вкус любимых ягод, которые дегустирую с отдельных кустиков. Но собирать тяжело, - для меня особенно. Куда легче ползать за черникой, брусникой, и даже за клюквой по мокрым болотистым кочкам. А тут часто приходится выпрямляться, чтобы собрать с высоких веток, перейти к соседнему кустику. А ещё глубокие борозды идут по всей сече, через которые перебираться приходится. Спина и ноги долго не выдерживают подобной нагрузки. То и дело присаживаюсь отдыхать: либо на ровный пенёк, либо на край канавы. Приходится осматриваться, чтобы муравьев не потревожить - они тут повсюду, новое пространство осваивают.

Сидеть хорошо. Солнышко светит, тепло. Даже слишком тепло, уже весь мокрый от пота. Так всегда бывает на малиновой сече. Это её специфика. Сразу вспоминается "пылающая сеча", в районе Красного острова, где я собирал эту ягоду в начале двухтысячных. На небе не было ни облачка, солнце жгло немилосердно. Жутко кусали слепни и всякая мошкара. Досаждали осы, оборудовавшие свои жилища в малиннике. Больше пятнадцати минут бешеной работы я там не выдерживал - прятался в тени, на опушке леса. Это уже экстремальные условия. И их выдерживает далеко не каждый любитель ягод... Здесь же полегче. И солнышко периодически за облака заходит, и ветерок продувает. Однако сборщиков на сече немного. Где-то, у дороги двое перекликаются, да ещё на машине недавно подъехали - сеча к самой дороге подходит.

Как бы то ни было, собрал в тот раз около девяти литров ягод и довольно рано домой вернулся. Дома снова с ягодами пришлось заниматься: замораживать, частично разминать с сахаром - заготовки делать... Конечно, этого счастья мне показалось недостаточным, и я ещё несколько раз заходил на сечу. Собирал бидон зрелой, или, позднее, перезрелой малины и шёл дальше, Самсоновской дорогой, уже за черникой. Ее в лесах, по обе стороны просеки, тоже было вполне достаточно - урожайный на ягоды год выдался. А вот грибов почти не было. Даже на жарёху собрать не удавалось. Одни лишь лисички порадовали - и только в самом начале лета...

Завершилась всеобщая малиновая эпопея во второй половине августа. Скольких любителей ягод одарила сеча своей красотой и богатством! Правда, особого наплыва сборщиков я здесь не видел - два, три, максимум четыре человека трудились здесь одновременно, но не больше. Может, больше "по чернику" ходили. А ведь на машинах-то легко было подъехать. Так что значительная часть ягод к концу месяца оказалась на земле. Не использовали мы в тот год этот неожиданный лесной подарок в полном объёме. Но мне лес доставил полное удовлетворение. И я каждый раз благодарил его за доброту и щедрость... И очень надеялся на встречу в следующие годы... К сожалению, 2016 год принес полное разочарование в отношении ягод. Мало того, что не уродилась черника, полностью исчез благодатный малинник, просуществовав всего-то один сезон. Видимо, исчерпал себя бешеным ростом и плодоношением... А может, его специально уничтожили, чтобы дать возможность роста лесопосадкам? Всё покажет будущее...